Что изучает наука антропология в биологии

Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы

Что изучает наука антропология в биологии

Приветствую Вас, друзья!

Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.

Что такое антропология?

Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).

Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.

Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.

Объект и предмет изучения антропологии

Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.

Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.

Методы антропологии

В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

Культурная (социокультурная) антропология

Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.

Заключение

Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.

Источник

Биологическая антропология

Биологическая (физическая) антропология – наука, изучающая изменчивость нормальной биологии человека во времени и пространстве, его происхождение, расовое разнообразие, возрастные и конституциональные особенности и процессы, их сопровождающие.

Содержание

Биологическая или физическая антропология в отечественной науке чаще называется просто антропологией, тогда как в западной традиции под термином » антропология» обычно понимается весь обширный комплекс знаний о человеке, включающий в основном науки социального цикла. Предметом антропологии является нормальная биология человека в своём многообразии (патологическую биологию изучает уже медицина). Фундаментом антропологии служат анатомия, морфология, физиология и биометрия. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками – генетикой, молекулярной биологией, эмбриологией, палеонтологией и прочими. Однако, имея объектом изучения человека, антропология неизбежно занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Хотя антропология в строгом смысле является биологической наукой, она более, чем другие биологические отрасли, пересекается со многими естественнонаучными разделами – геологией, географией, статистикой, а в особенности – с социальными науками – историей, археологией, этнологией, лингвистикой, психологией, философией и иными. Задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

↑Основные области исследований, задачи и методы биологической антропологии

Биологическая (физическая) антропология изучает изменчивость биологических свойств человека во времени и пространстве. Поэтому обычно выделяют три основных раздела антропологии: антропогенез, расоведение и морфологию человека.

Антропогенез, иначе называемый палеоантропологией, палеонтологией человека или эволюционной антропологией, изучает изменчивость человека во времени. Расоведение, нередко называемое этнической антропологией, изучает изменчивость человека в пространстве. Морфология человека занимается индивидуальной изменчивостью человека – возрастными изменениями и конституциональными особенностями.

Исследователи антропогенеза ставят своей целью проследить все перепетии эволюции человека. Непосредственные задачи весьма разнообразны. Это, во-первых, выявление и классификация многообразия современных и ископаемых приматов – приматология и палеонтология приматов. Знание анатомии, морфологии и этологии приматов даёт представление о положении человека в ряду живых существ, однозначно – по всему существующему комплексу сведений (сравнительной анатомии, эмбриологии, генетики, молекулярной биологии, этологии и палеонтологии) – указывает на принадлежность человека к отряду приматов, позволяет понять факторы и причины разнообразных путей эволюции многочисленных ветвей этого обширного отряда.

Второй значительной задачей антропогенеза является изучение собственно палеонтологии человека или палеоантропологии в широком смысле. Классификация и датировка ископаемых предшественников нашего вида Homo sapiens занимают одно из центральных мест в разделе антропогенеза. Следующий этап познания – выявление в многообразии предшественников собственно нашей линии эволюции и тупиковых ветвей. Принципиальным является изучение факторов и непосредственных причин эволюции человека, на первых этапах почти исключительно биологических, а на поздних дополняющихся и даже вытесняющихся социальными. Одним из наиболее значимых результатов является открытие факта неравномерности биологической и социальной эволюции человека. Выявление специфики человека – одна из важнейших задач антропогенеза.

Науками, тесно соприкасающимися с разделом антропогенеза, являются геология, разнообразные методы датирования, археология, этнология, психология, генетика, эмбриология, философия.

Расоведение изучает изменчивость биологических наследуемых свойств человека в пространстве на уровне больших групп – популяций. Ни для кого не секрет, что люди разных регионов планеты заметно отличаются друг от друга, в том числе – по биологическим наследуемым признакам (стоит подчеркнуть, что изменчивость может быть и иной – по языку, религии, хозяйственно-культурному типу и многим другим параметрам, обычно никак не связанным не только с расоведением, но и друг с другом). Непосредственными задачами расоведения являются выявление и классификация многообразия расовых типов человечества, что невозможно без определения и описания расовых признаков. Расовые признаки имеют свою иерархию, поскольку одни больше пригодны для разделения крупных групп человечества, другие работают на малых масштабах. Следующей задачей является изучение географического распространения рас, поскольку люди всегда перемещались по Земле и продолжают делать это всё активнее; современное распределение рас далеко не обязательно соответствует местам их первоначального формирования. Тут мы вплотную подходим к двум из важнейших задач расоведения: во-первых, к истории формирования современных рас, которая теснейшим образом переплетается с антропогенезом; во-вторых, к исследованию причин, факторов и механизмов расообразования. История рас входит в палеоантропологию в узком смысле, изучающую людей, живших от верхнего палеолита до современности, в том числе образ их жизни, влияние на них условий окружающей среды, способы приспособления людей к этим условиям. Среди механизмов расообразования ключевое место занимает проблема адаптивной ценности некоторых расовых признаков, выявление их «полезности» или «вредности» в конкретных условиях окружающей среды (как выясняется, подавляющее их большинство фомировалось довольно случайным образом, без какой-либо прямой пользы для их носителей). В связи с этой проблемой острейшим вопросом была и, к сожалению, остаётся борьба с расистскими измышлениями о психологической иерархии рас, существовании «высших» и «низших», «неполноценных» рас. Наконец, крайне интересным является изучение продолжающегося и ныне процесса расообразования.

Науками, наиболее плотно соседствующими с расоведением, являются этнология, лингвистика, археология, история, психология, география и генетика.

Морфология человека – весьма обширный раздел антропологии, включающий в себя изучение индивидуальной изменчивости человека. Из трёх основных разделов антропологии этот имеет наибольшее практическое значение. Задачами возрастной антропологии являются, прежде всего, периодизация онтогенеза – развития человека от рождения до смерти (ранними этапами жизни занимается ауксология, поздними – геронтология). Тут одной из основных проблем является явление неравномерности роста разных систем и органов организма, благодаря чему можно выделить разные типы роста. Крайне важной представляется проблема определения биологического возраста, для решения которой необходимо корректно пользоваться критериями биологического возраста. В самом процессе онтогенеза важнейшим представляется так называемый перипубертатный период – период полового созревания и ростового скачка; изучение процессов, происходящих с организмом подростков в это время, всегда стояло в первых рядах антропологии. Следующей проблемой возрастной антропологии является мониторинг и выявление причин акселерации – ускоренного развития как отдельных людей, так и их групп в мировом масштабе, а также факторов, влияющих на её ход. Вообще, факторы, определяющие рост и его темпы, привлекают самое пристальное внимание антропологов. Всё большую значимость приобретают геронтологические проблемы: выявление неблагоприятных изменений в старческом возрасте и способов их облегчения или преодоления; особняком стоит изучение феномена долгожительства и факторов, ему благоприятствующих.

Индивидуальная изменчивость формы тела человека изучается соматологией, а в более глобальном плане – с привлечением данных о значимости тех или иных аспектов сложения для здоровья человека – конституционологией. Основными задачами тут являются классификация соматических и конституциональных типов, определение их различия и распределения по возрасту и полу, а также выявление межгрупповых различий. Важный и актуальный вопрос – адаптивная ценность конституциональных признаков и их связь со здоровьем человека или, напротив, болезнями, а также – с профессиональной деятельностью и социологическими факторами. В более широком плане показательно выявление существования адаптивных типов человечества, доминирующих в разных группах человечества и связанных главным образом с климатическими условиями. Тут необходимо отметить бурное развитие в последнее время таких областей, как спортивная и медицинская антропология, решающих вышеперечисленные и близкие к ним задачи. Развитие учения о физическом развитии как мере сил и здоровья человека всегда будет оставаться актуальнейшей задачей антропологии. Особый интерес вызывает проблема связи разных конституциональных признаков между собой, а особенно – с психологическими свойствами человека, иначе – связь соматотипа и психотипа.

Наконец, сугубо практическое значение имеет эргономика – область антропологии, занимающаяся оптимизацией и стандартизацией изделий народного хозяйства.

Морфология человека теснейшим образом образом связана с такими науками, как анатомия, генетика, молекулярная биология, медицина, психология, социология.

Кроме антропогенеза, расоведения и морфологии, антропология включает ряд более частных дисциплин, данные которых используются как самостоятельно, так и в качестве существенных элементов трёх основных разделов антропологии.

Например, одонтология – наука о зубах. От многих, если не большинства, ископаемых приматов и предков человека остались одни зубы, поскольку они – самая прочная часть организма. Зубы несут важную информацию о систематическом положении, питании, болезнях, уровне агрессии. В расоведении данные одонтологии позволяют разграничивать основные ветви современного человечества и делать предположения о времени их разделения. В возрастной антропологии зубы – незаменимый источник сведений о хронологическом и биологическом возрастах.

Дерматоглифика занимает в чём-то схожее с одонтологией положение в системе антропологических дисциплин. Она изучает кожные узоры прежде всего – на кончиках пальцев, но также на ладонях и стопах. В антропогенезе и возрастной антропологии использование данных дерматоглифики ограничено, но в расоведении, конституциональной, спортивной и медицинской антропологии они часто весьма ценны и даже незаменимы.

Палеопатология изучает болезни древних людей, чем классическая медицина не занимается. Палеопатология имеет свой характерный набор методов, отличных от медицинских в силу специфики материала. Кроме данных о собственно болезнях, палеопатология даёт уникальные сведения об образе жизни, обычаях, специфике хозяйственной деятельности и общем благополучии древних людей, расвечивая и оживляя таким образом картину, получаемую историческими дисциплинами – историей и археологией.

Палеодиетология изучает питание древних людей, тесно переплетаясь с палеопатологией и археологией.

Физиологическая антропология, вместе с использованием данных генетики и биомолекулярных методов даёт бесценные сведения о потенциальных возможностях организма конкретного человека; также, её результаты широко используются в расоведении и даже антропогенезе.

Этология человека – новый и бурно развивающийся раздел антропологии, тесно связанный с приматологией и психологией, занимается изучением поведения человека методами, какими обычно изучается поведение приматов, причём получает при этом уникальные результаты.

Основным комплексом методов антропологии является биометрия – набор способов сбора и статистической обработки биологической информации в математизированной форме. Примечательно, что многие основоположники антропологии стояли и у истоков статистики, эти две дисциплины всегда шли рука об руку. Методы сборы материала в антропологии в значительной степени унифицированы, особенно это касается соматометрии и остеометрии с краниометрией – методов измерения тела, скелета и черепа, соответственно. Кроме измерений и описаний тела и его частей, собранных по собственно антропологическим методикам, антропологи используют данные генетики, молекулярной биологии и эмбриологии. Кроме того, антропологи широко привлекают результаты исследований, проведённых в рамках иных наук, особенно – истории, археологии, этнологии, географии, медицины. Статистическая обработка материалов, как правило, в антропологии имеет более высокий уровень, чем в других биологических дисциплинах. Однако, по понятной причине в антропологии крайне ограничены возможности проведения опытов и экспериментов и исследования носят обычно ретроспективный характер.

↑История биологической антропологии

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании ( теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта » Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». В этом анатомическом сочинении термин » антропология» был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена » Антропология, или рассуждение о человеческой природе». В этой работе термин » антропология» впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось ещё одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Официальной датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе Анатолия Петровича Богданова – «основателя антропологической науки в России» – был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ).

Памятная дата для антропологической науки в нашей стране – осень 1919 года – организация в Московском государственном университете кафедры антропологии. Несмотря на разгар гражданской войны, по ходатайству Дмитрия Николаевича Анучина в Московском государственном университете учреждена кафедра антропологии, в задачу которой входила подготовка молодых специалистов в различных областях науки о человеке. А в 1922 г. также благодаря инициативе Д.Н.Анучина при Московском Университете основан Научно-исследовательский институт антропологии.

Наибольший вклад в развитие антропологии в СССР внесли В.В. Бунак, Г.Ф. Дебец, М.А. Гремяцкий, Я.Я. Рогинский, В.П. Алексеев.

Отметим главное – в первых десятилетиях XX в. российская антропология представляла собой вполне самостоятельную университетскую дисциплину. В своем основании она имела практически непрерывную научную традицию, связанную с комплексным подходом к исследованию человека (знаменитая «Анучинская триада» наук, связанных между собой неразрывно: антропология – археология – этнография).

К этому периоду – этапу становления физической антропологии – относится разработка общих и частных антропологических методик, формируются специфическая терминология и сами принципы исследований. Наконец, происходит накопление и систематизация колоссальных материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия и, при этом, единства человека как биологического вида.

↑Основные научные результаты и достижения

Основным достижением антропогенеза является определение места человека в системе животного мира, выявление и доказательство родства человека с остальными приматами. В результате полуторавековых исследований в настоящее время в общих чертах и во многих частностях определены этапы эволюции как приматов в целом, так и собственно человеческой линии эволюции, обнаружены, описаны и сопоставлены многие тысячи находок, в совокупности представляющие практически полный эволюционный ряд от предков приматов до человека. Выявлены как тупиковые ветви, так и предковые линии для всех современых групп приматов и Homo sapiens‘а, в частности.

Немаловажным результатом исследования палеонтологии приматов является осознание того факта, что существовали иные, потенциально возможные, но по разным причинам неосуществившиеся пути эволюции разума. Уникальность человечества не столько в его конкретных свойствах, а в том, что путь нашей эволюционной линии к разуму был пройден до конца, а все препятствия на нём были успешно преодолены, тогда как другие, конкурирующие линии пресеклись. Познание причин их неуспеха может иметь поучительное и даже практическое значение для выживание самого человечества.

Основные и ведущие признаки нашего вида появлялись не в одно время и менялись с разными скоростями. Например, прямохождение возникло не менее 6,5 миллионов лет назад, первые орудия появились 2,7 миллиона лет назад, огонь был «приручен» 1,5 миллиона лет назад, речь в развитом виде была освоена не ранее 1 миллиона лет назад (вероятнее – позже), захоронения умерших стали производиться в самом зачаточном виде 325 тысяч лет назад, а в более-менее развитом – лишь около 120 тысяч, искусство в настоящем смысле этого слова обнаруживается около 40 тысяч лет назад и тогда же мы можем констатировать завершение формирования полного комплекса морфологических признаков нашего вида – Homo sapiens. Так что вопрос о времени появления человека имеет много возможных ответов, в зависимости от того, что мы считаем за ведущий признак человека. Важным выводом изучения антропогенеза является также то, что многие черты, которые большинство людей склонны считать уникальными для человека и присущими только ему, на самом деле таковыми не являются и роднят человека с различными приматами и даже более далёкими по родству животными (например, смех, юмор, альтруизм, способы выражения эмоций, проявления агрессии, доминирования и подчинения, способность не только использовать, но и изготавливать орудия труда и многое-многое другое). Более того, парадоксальным выводом последних исследований является то, что многие важнейшие черты строения черепа, зубов, кисти и стопы (обычно считавшихся ведущими видоспецифическими признаками человека) на самом деле более схожи у человека с древнейшими человекообразными обезьянами, нежели, скажем, при сравнении шимпанзе с теми же ископаемыми общими предками. Таким образом, по ряду признаков человек является удивительно «примитивным» приматом. Этот замечательный результат, наверное, явится большим ударом по самосознанию тех людей, которые склонны идеализировать человечество и коренным образом отделять его от животного мира.

Основным достижением расоведения является установление бесспорного видового единства современного человека – Homo sapiens sapiens, а также принципиального сходства когнитивных (познавательных) способностей представителей разных рас, а следовательно – ложности расистских построений. Одним из оснований такого заключения является доказательство отсутствия связи разных расовых признаков друг с другом, а уж тем более – с особенностями психического развития и социальными параметрами (такими как язык, религия, хозяйственно-культурный тип, уровень политического и экономического развития общества). Например, форма волос не связана с их цветом, формой носа и размерами глаз; на одном языке могут говорить представители разных рас, а представители одной расы – на совершенно разных языках. Антропологами определены в целом факторы и механизмы расообразования: адаптация путём естественного отбора, а также генетико-автоматические процессы – генный дрейф, эффект предка, половой отбор и другие. Важным выводом является обнаружение того факта, что лишь малая часть расовых признаков имеет явно выраженные адаптивные свойства, выявленные, например, для цвета кожи, формы волос и черепа, относительной ширины носа и губ; большинство же формировалось по случайным причинам. Таким образом, распределение конкретных комплексов признаков в разных популяциях имеет мозаичный и во многом стохастический характер, хотя эти комплексы довольно устойчивы в силу их генетической природы и конкретно-исторических причин (что особенно наглядно проявляется в случае сильной изоляции группы).

Хотя изучение рас человечества далеко не завершено, уже сейчас в общих чертах и многих деталях известны этапы, время и место сложения основных расовых групп, история их преобразования, миграций, смешения и случаи длительной изоляции. Этническая антропология (в узком смысле) сделала большие успехи в изучении этногенеза многих конкретных этносов, в особенности живущих на территории нашей страны. Это касается как крупных народов, так и немногочисленных. Важным выводом этнической антропологии является то, что длительное соседство, положительное взаимодействие и историческое взаимовлияние народов всегда имело благотворное действие на их развитие, в биологическом плане это особенно наглядно проявлялось в виде ускорения и упрощения адаптации к неблагоприятным условиям среды при метисации аборигенных и мигрантных групп, что, например, выражалось в уменьшении детской смертности и увеличении средней продолжительности у мигрантов.

В последнее время бурно развивается область антропологии, изучающая различия расовых групп на генетическом уровне. Уже накоплен обширнейший материал по этой тематике, во многом ещё ожидающий своей разработки и осмысления.

Достижения морфологии человека имеют наибольшую практическую значимость среди прочих областей антропологии. На основе регулярного обследования детей и подростков проводится обновление ростовых стандартов и мониторинг здоровья, что имеет принципиальное значение для будущего страны. Выявленные связи между биохимическими и соматическими особенностями, с одной стороны, и здоровьем, с другой, позволяют осуществлять эффективные профилактические меры и избегать серьёзных болезней, вызванных, например, повышенным содержанием тяжёлых элементов на производстве. Медицинские антропологи разработали ряд способов ранней диагностики и заблаговременного определения риска ряда заболеваний на основе антропологических методов, в качестве примера можно привести диабет и ишемическую болезнь сердца. Обнаружены достоверные взаимосвязи между многими видами профессиональной деятельности и соматотипом, что даёт возможность качественнее производить профессиональный отбор. Наилучшие результаты в этой области демонстрирует спортивная антропология; потенциально возможно выявление будущих олимпийских чемпионов ещё в раннем детстве, хотя в реальности такой уровень пока не достигнут. Другой аспект той же области исследований – установление связей между экологическими, социальными условиями жизни и здоровьем: например, обнаружена чёткая корреляция ослабления физического развития детей в семьях с курящими родителями, сопоставимая с негативными последствиями жизни в промышленно-загрязнённых районах.

Геронтологическими исследованиями выявлены основные причины старческих изменений организма, как на соматическом, так и на генетическом уровнях. Изучены основные факторы, способствующие продлению жизни вплоть до возраста долгожителей, как сугубо биологические (например, некоторые формы мутаций), средовые (климат, питание), так и социальные (например, пониженный уровень стресса и уважительное отношение к пожилым людям со стороны окружающих).

Установлено замедление и, фактически, прекращение в настоящее время процесса акселерации как во всём мире, так и в нашей стране. Уникальные и очень важные исследования касаются здоровья и развития детей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, а также от длительных межнациональных конфликтов.

Большой интерес вызывают работы по установлению связей между соматотипом и психотипом; в настоящее время доказано их существование, но лишь на грани статистической достоверности. Иначе говоря, по внешнему виду кокретного человека нельзя установить его характер, темперамент и прочие психические свойства, но среди нескольких тысяч, например, астеников, встретится больше людей определённого психического склада, чем среди пикников.

Огромный экономический выход имеют результаты стандартизации и эргономических разработок – от текстильной промышленности до авиастроения и военной техники.

↑Приоритетные направления антропологических исследований

Антропогенез: изучение ранних стадий эволюции австралопитеков, «ранних Homo«, выявление древнейших миграций гоминид, уточнение особенностей эволюции африканских, европейских и азиатских архантропов, установление видового статуса неандертальцев и их роли в сложении современного вида человека, определение места и времени формирования вида Homo sapiens sapiens.

Расоведение: описание современных расовых типов человечества, выявление генетической основы расовых признаков, изучение истории, места и времени формирования современных рас и этносов, изучение процессов метисации в современности, изучение сложения новейших расовых комплексов, борьба с расизмом.

Морфология: мониторинг здоровья детей и подростков, отслеживание явлений акселерации и ретардации, выявление связей среда-социум-организм, а также соматических, биохимических и генетических признаков между собой, поиск новых значимых признаков для ранней диагностики и профилактики болезней (в том числе профессиональных), спортивная антропология, антропологическая стандартизация и эргономика.

↑Рекомендуемая литература

Антропология. Хрестоматия. М., 1997.

Алексеев И.П. География человеческих рас. М., 1974.

Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

Алексеев В.П. Остеометрия. Методика антропо­ло­гических исследований. М., Наука, 1966, 251 с.

Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирова­ние человеческих рас. Палеолит. М., Наука, 1978, 284 с.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., Политиздат, 1984, 462 с.

Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропо­ло­гических исследований. М., Наука, 1964.

Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологиче­ских нишах земли (биологические аспекты). М., МНЭПУ, 1998.

Богатенков Д.В., Дробышевский С.В. Введение в антропологию: Учебное пособие для студентов. М., МГППУ, 2004, 368 с.

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., Наука, 1980.

Дерябин В.Е. Антропология. М., МГУ, 2009, 344 с.

Ископаемые гоминиды и происхождение че­ло­века. Тр. ин-та этнографии АН СССР, нов. сер., т. 92. М., Наука, 1966, 560 с.

Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., МГУ, 1973, 244 с.

Морфология человека. М., 1991.

Павловский О.М. Биологический возраст у человека. М., 1987.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М. 1963.

Харитонов В.М., Ожигова А.П., Е.З. Година, Хрисанфова Е.Н., Бацевич В.А. Антропология. М., Гуманитарный издательский центр Владос, 2003, 272 с.

Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., 1990.

Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека. М., МГУ, 1978, 216 с.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., МГУ, 2005, 400 с.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *