Что изучает музыкальная литература

Что такое музыкальная литература?

Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.

Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.

Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?

Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия, которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.

Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.

Музыкальная литература, о которой рассказывают курсы вокала, занимается изучением музыкальной классики. Понять классическую музыку дано не каждому, так как она «элитарная». Это слово происходит от слово «элита», что означает «лучший», «избранный». Только лучшие и избранные люди могут понять классическую музыку. Но восприятие и наслаждение классической музыкой требует подготовки. Литература – это уникальный текст, который мы учимся читать с самого детства. В музыке тоже есть свой уникальный текст и его тоже нужно научиться понимать.

Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.

Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.

Источник

Статья «Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное учреждение

Детская школа искусств № 13

Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования

преподаватель теоретических дисциплин

Малкова Наталья Валерьевна

Предмет музыкальная литература в системе музыкального образования

Предмет музыкальная литература достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа-училище-ВУЗ. Каждое звено выполняет определенную функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ – профессиональное обучение. Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов 20 века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.

Содержание же предмета музыкальная литература было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 – 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание, прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.

Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее – это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах ДМШ и ДШИ предмет музыкальная литература направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе музыкальная литература в важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенностью программы Е. Б. Лисянской – слышим, затем говорим – идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний – это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.

Курс музыкальной литературы является одним из важных в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т.д.) и сольфеджио, проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.

Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков:

– умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.

Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. – М., 1961

Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. М., 1966.

Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. 2007. № 1.

Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.

Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. / Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 81.

Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. М., 1983.

Царева Е. Музыка прежде всего // Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007.

Источник

Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе?

Что изучает музыкальная литератураКак сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

О предмете «музыкальная литература»

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Музыкальную литературу нужно изучать всем

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год – «Музыка, её формы и жанры»

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год – «Зарубежная музыкальная литература»

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Что изучает музыкальная литература

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

Что изучает музыкальная литература

М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртый год – «Отечественная музыка XX века»

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

Что изучает музыкальная литература

С.С. Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

Какие есть учебники по музыкальной литературе?

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Источник

Что изучает музыкальная литература

Сольфеджио и Музыкальная литературакак музыкально-языковые дисциплины

Витковская Анастасия Анатольевна,
преподаватель ГБОУ ДО ДМШ №11
Санкт-Петербурга

Понятия «музыкальный язык», «музыкальная речь» давно вошли в научный обиход. Они употребляются как категории, в основе своей подразумевающие глубинную, внутреннюю связь языка вербального и музыкального. В литературе вопрос их аналогии рассматривается разных позиций: это и схожесть систем – ладовой и грамматической [2; 8], и соответствие словесных категорий языка, знака, речи аналогичным музыкальным понятиям [3; 1; 10]. Также доказывается схожесть и некое родство психофизиологических механизмов, участвующих в речевой и музыкальной деятельности [5; 6; 7]. И, если можно говорить о музыке как о языке, вероятно, обучение музыке и обучение языку тоже имеет свои точки пересечения.

Действительно, можно заметить черты сходства между предметами, изучающими тот и другой вид языка. Один из них изучает его правила и нормы (это, в одном случае – Русский язык, в другом – Сольфеджио), другой же – его функционирование, воплощение в произведении искусства (Литература и Музыкальная литература). В обоих случаях пара дисциплин представляет собой некий единый цикл. Можно сказать, что одной из задач теоретических предметов музыкальной школы является воспитание музыкальной речи учащихся.

И Русский язык, и Сольфеджио, как учебные предметы, каждый в своей области формируют навыки владения языком путем освоения совокупности составляющих его элементов. Так, формирование музыкального мышления в Сольфеджио происходит, во-первых, посредством укоренения в речи учащихся музыкальных элементов, накопления интонационного багажа и, во-вторых, в ходе расширения представлений о том, как строится речь. Но в связи с довольно распространенной практикой использования не художественного, а инструктивного материала возникает естественный вопрос: какая речь укореняется в сознании учащихся? Л. М. Масленкова пишет: «Своей безликостью и однообразием он [инструктивный материал] не только не способствует развитию музыкальных представлений, но и наносит слуху ущерб, засоряя его антихудожественными конструкциями. Яркие же и определенные в стилевом отношении художественные образцы, наоборот, обогащают интонационный запас, расширяют музыкальный кругозор учащихся и развивают способность слуха различать исторически закономерные особенности музыкального языка» [11, 5].

Важно учитывать, что музыкальная речь, в отличие от обычной речи, не функционирует вне художественного произведения [1, 97]. Но использование инструктивного материала в музыкальном образовании все еще имеет место, а в практике обучения языку от этого давно отказались: современные учебные пособия по русскому языку базируются именно на художественных текстах. Причем на их основе строятся даже тренировочные упражнения.Другой стороной данной проблемы является вопрос восприятия таких нехудожественных текстов. По словам М. Ш. Бонфельда, «если фрагмент не только неизвестен, но к тому же настолько нов, необычен, неожидан или, напротив,настолько аморфен, зауряден, неиндивидуален, что не в состоянии вызвать в слушательском воображении соответствующий контекст, он не будет воспринят как художественно содержательная музыка, то есть как единство звучания-смысла, иными словами – просто будет лишен примет знаковости» [3, 18].

И вербальная, и музыкальная речь усваивается каждой личностью неосознанно, интуитивно [1, 95]. Д. Кирнарская показывает, что музыкально-языковая способность формируется «в недрах музыкального восприятия», а «модель» музыкального языка, так называемая музыкально-языковая норма, выводится бессознательно [5, 9]. Как правило, к моменту начала обучения ученик обладает каким-то, хотя бы малым, опытом пения «по слуху» или навыками письма, в обоих случаях являющимися непроизвольными, интуитивными. Одна из задач обучения — овладение навыками сознательного, контролируемого пения или грамотного письма. Процесс усвоения речи неразрывно связан со способностями к языку или к музыке. Способность к языку, так называемое языковое чутье, дает возможность безошибочно следовать нормам речи, что обеспечивает грамотное письмо или, к примеру, выразительность устной речи. К музыкальным способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Для обладающих данными качествами от природы обучение является расширением, «облагораживанием» способностей. В обратном же случае, обучение является формированием осознанных умений, организацией целенаправленного внимания ко всем сторонам текста.

Предметы Литература и Музыкальная литература тоже, безусловно, родственны: оба являются сочетанием искусства и науки, цель обоих — изучение художественного произведения, включающее его эмоциональное восприятие, а также анализ текста с привлечением исторических и теоретических сведений. Однако легко обнаружить и ряд отличий, обусловленных, в первую очередь, особенностями процесса изучения произведения — музыкального и литературного. Изучение литературного произведение нацелено, с одной стороны, на привитие чувства прекрасного через слово, развитие эмоционального восприятия художественного текста, но, с другой стороны, не менее важным оказывается результат прочтения — обнаружение сюжетных линий, смысла, сути произведения,а также формирование личностной позиции учащегося. В ходе же изучения музыкального произведения на школьном этапе, главным, скорее, является сам процесс слушания, развитие слушательских навыков, эмоционального восприятия, вовлеченности в этот процесс, чему подчиняется аналитическая работа.

Известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Исследователи сходятся также на мысли о связи музыкального мышления и музыкальной речи. М. Бонфельд определяет музыкальное мышление как особое, творческое невербальное мышление, мышление музыкой [3, 36]. М. Арановский музыкальное мышление называет «языковым», «мышлением языком и на его основе» [1, 91].Музыкальный материал лежит в основе формирования музыкального мышления, которое, в свою очередь,развивается посредством общения с музыкой. Безусловно определяющим является воздействие всего когда-либо услышанного, спетого, сыгранного на все виды музыкальной деятельности, а также на формирование знаний о музыкальном языке, интонационного багажа, стилистического чувства.

Процесс восприятия вербального текста и текста музыкального тоже имеет свои параллели. Под понятием «музыкальность» подразумевается, согласно теории Б. М. Теплова, предрасположенность к эстетическому переживанию музыки [13, 5]. Д. Кирнарская утверждает, что наличие таких способностей, как слух, ритмическое чувство и музыкальная память, еще не говорит о предрасположенности к музыкально-творческой деятельности. Главным качеством для такого вида деятельности является, по мнению исследователя, именно музыкально-языковая способность, которая лежит в основе чувства музыкальной логики [5, 10]. Процессы восприятия речевого текста и музыки во многом схожи: это восприятие текста как целого, расчленение его на более мелкие части, распознавание структурных единиц.

Другим аспектом является вопрос перечитывания текста и повторного прослушивания музыкального произведения. Перечитывание прозаических текстов в школьном курсе Литературы, в принципе, не имеет места: первое прочитывание вполне может оказаться последним. Однако в процессе изучения Литературы есть практика повторного прочтения произведений поэтических, и, конечно, это обусловлено не только их малым размером. Стихотворение любого масштаба содержит множество смысловых оттенков и композиционных уровней, которые при однократном прочтении постичь невозможно. Это же происходит и в курсе Музыкальной литературы, где повторное прослушивание — важнейшая часть обучения. Помимо того, что некоторые произведения повторяются в разных классах, само обучение базируется на прослушивании произведения как минимум дважды: одно предваряет анализ, дает возможность получить непосредственное впечатление, самостоятельные наблюдения учащихся, второе же перерастает в осознанное, структурное слушание, первый опыт слушания профессионального. Л. Л. Бочкарев говорит о стадиальности восприятия и о зависимости его от возрастных и образовательных факторов; так, по мнению автора, «профессионалу достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут оказаться и три прослушивания» [4, 90–91]. Таким образом, многократное прослушивание (или воспроизведение в классе по специальности) должно быть осознанным — тогда потребуется меньшее количество повторений. Эту же мысль экспериментально доказывает и С. М. Мальцев, описывая свой опыт обучения детей, в ходе которого у учащихся «отмечается более высокая степень осмысления изучаемых пьес, а следовательно — и больший объем запоминания, и иное его качество» [9, 58].

Несмотря на то, что в музыкальной школе исполнительская практика (в классе по специальности) в идеале должна быть дополнена теоретическим освоением музыкального языка (на Сольфеджио и Музыкальной литературе), большинство учащихся не владеют этим языком свободно. Они испытывают трудности в таких показательных видах работы, как, например, запись диктанта, транспонирование, и более сложных — импровизация, сочинение музыки. Причина этого, вероятно, кроется в отсутствии связей между предметами.Сольфеджио, дающее возможность практического освоения музыкальной речи и формирования прочных представлений о ней, ограничивается усвоением музыкального языка фактически только одного — классико-романтического — стиля. На Музыкальной литературе учащиеся знакомятся с музыкой различных эпох, вплоть до XXвека, но методические ресурсы, которыми обладает данная дисциплина, недостаточны для усвоения учащимися нового музыкального языка в полной мере. Думается, что понимание Сольфеджио и Музыкальной литературы как музыкально-языковых дисциплин может стать одной из возможных отправных точек для преодоления разобщенности теоретических предметов: с одной стороны, между собой, с другой — с исполнительской практикой каждого учащегося. В свою очередь, это позволит создать более благоприятные условия для свободного овладения учащимися музыкальной речью, что является необходимым условием обучения через творчество.

1. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / ред.-сост. М. Г. Арановский. – М.: Музыка, 1974. – С. 90–128.

2. Бершадская Т. С. Ладовая система музыки – грамматическая система языка // Выбор и сочетание: открытая форма: Сб. статей / ред.-сост. К. И. Южак – 1995. – С. 38–41.

3. Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. – СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2006. – 648 с.

4. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика – XXI, 2006. – 352 с.

5. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореферат дисс. Канд. Иск. – Л., 1989. – 24 с.

6. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №2. – С. 47–57.

7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

8. Кон Ю. Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней: Сб. статей / сост. В. Д. Конен – М.: Музыка, 1967. – С. 93–104

9. Мальцев С. М. Опыт обучения детей гармонии и импровизации: Методическая разработка. Вып. I. Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии ДМШ. – Л., 1986. – 58 с.

10. Мальцев С. М. Семантика музыки (семиотический взгляд) // Иссле-дования. Публицистика: Сб. статей / сост. – Л. Г. Данько – СПб, 1997. – С. 161–218.

11. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Союз художников, 2007. – 176 с.

12.Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 384 с.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *