Что изучает морфология в русском языке 6 класс разумовская
Что изучает морфология в русском языке 6 класс разумовская
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Что такое морфология в русском языке
Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово».
Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи. В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).
Слова самостоятельных частей речи имеют определенное лексическое значение, выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут определяться, поясняться словами других частей речи (добрый человек — очень добрый человек).
Служебных частей речи в русском языке всего три:
Они не имеют самостоятельного лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Служебные части речи используются для выражения отношений между самостоятельными частями речи, между словосочетаниями и между предложениями, для придания предложению разных оттенков значения.
Особняком в русской морфологии стоит междометие. Его не относят ни к одной из самостоятельных или служебных частей речи.
От самостоятельных частей речи междометия отличаются тем, что они не имеют общего и лексического значения, не являются членами предложения, а от служебных — тем, что они не выражают ни связей, ни отношений между членами предложения и предложениями.
Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом.
В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак или действие и служат для выражения тех или иных чувств.
В русском языке слово каждой части речи изучается с точки зрения его общего значения, морфологических признаков, то есть совокупности грамматических значений, и синтаксической роли в предложении. Такое исследование слова как части речи называется морфологическим разбором.
Ответьте на вопросы таким образом, чтобы получилось связное высказывание. ГДЗ, Упр. 82, Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Леканта П.А.
Ответьте на вопросы таким образом, чтобы получилось связное высказывание.
1. Что изучает морфология?
2. Что обозначает слово морфология? Какова его этимология?
3. Что такое часть речи?
4. Чем различаются грамматическое и лексическое значения?
5. Какие части речи выделяются в русском языке?
6. На какие группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
1) Морфология — это раздел грамматики, в котором
изучаются слова как части речи.
1) Морфе — форма, логос — слово = учение о слове.
2) часть речи — это группа слов, объединенная рядом при-
знаков, которые можно объединить в три группы: а) общее
грамматическое значение; б) морфологические признаки; в) син-
таксические признаки.
3) Грамматически слово пишет отличается от слова пишем
окончанием. А лексически это отражается на такой категории,
как лицо и число (в данном случае). Пишет — 3-е лицо ед. ч.,
пишем — 1 лицо мн. ч.
Грамматически слово письмо от слова письмами отличается
окончанием. Это отражается на числе и падеже. Письмо — И. п.,
ед. ч., письмами — Творит, п., мн. ч.
4) Самостоят.: имя сущ., имя прил., имя числит., местоиме-
ние, глагол, наречие.
Служебн.: предлог, союз, частица.
+ междометия и звукоподражат. слова.
5) все части речи делятся на самостоятельные (называют
предметы, действия, признаки. Такие слова входят в состав сло-
восочетаний и предложений и являются членами предложения) и
служебные (выражают только отношения между словами).
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Морфология и орфография
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Морфология – раздел языкознания.
2. Части речи: самостоятельные и служебные.
3. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.
4. Орфография – раздел языкознания.
Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Самостоятельные части – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.
Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. С. 32
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое морфология? Морфология – это раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи и служебные. Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения.
Чтобы определять части речи и отличать их друг от друга, необходимо учитывать морфологические и синтаксические признаки.
Рассмотрите таблицу. В ней наглядно представлены основные морфологические и синтаксические признаки таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, местоимение и глагол.
Возьмём для примера предложение: «По весеннему небу плывут белые облака». Разберём из этого предложения прилагательное и глагол.
I. Облака (что делают?) плывут
Начальная форма – плыть
II. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный, непереходный. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, в третьем лице, множественном числе.
III. Облака (что делают?) плывут (в предложении является сказуемым).
I. Облака (какие?) белые
Начальная форма – белый.
II. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, в именительном падеже.
III. Облака (какие?) белые (в предложении является определением).
Мы обобщили свои знания, вспомнили основные признаки самостоятельных частей речи. Но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть и служебные. Это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.
И самостоятельные, и служебные части речи необходимо писать правильно, без ошибок. Орфография – это раздел языкознания, который изучает систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции.
Перед вами небольшой текст, на примере которого постараемся вспомнить изученные ранее орфограммы.
Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы. Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.
Уже из первого предложения мы можем назвать несколько орфограмм:
1) деревьев – проверяемая безударная гласная в корне слова (деревьев – дерево).
2) Севере – имя собственное, пишется с заглавной буквы;
3) увидишь – в этом слове 2 орфограммы: безударная гласная в личных окончаниях глагола, правописание которой зависит от спряжения глагола; ь на конце слова после шипящего указывает на то, что это глагол 2 лица, единственного числа.
В 3-м предложении в слове растёт мы отметим чередующуюся гласную в корне слова.
Будьте внимательны при написании каждого слова. Постоянно развивайте навык грамотного письма.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Укажите строки с чередующимися гласными в корне слова.
А) г..релый, прик..сались, подб..рать;
Б) р..сток, прил..жить, утв..рждать;
В) к..сить, выр..щенный, прил..гать;
Г) расст..лить, з..рница, предл..жить.
Комментарий к заданию: необходимо вспомнить изученные ранее чередующиеся гласные в корне слова и уметь их отличать от других орфограмм.
Выделите цветом слова с ошибками в написании.
1) Над рекой расстелается туман;
2) Мы прикоснулись к белоствольной берёске;
3) На каникулах дети хорошо оддохнули.
Комментарий к заданию. Во-первых, чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов, оглушение и озвончение согласных, а также правописание согласных на конце приставок.
Правильный ответ: расстелается, берёске, оддохнули.
Урок русского языка на тему «Морфология. Части речи» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского языка в 6 «А» классе на тему «Морфология как раздел грамматики»
Тип урока: изучение новой темы
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний
повторить изученный ранее материал о морфологии, углубить знания учащихся о морфологических признаках частей речи;
формировать умение составлять рассказ о частях речи в форме научного описания, умение доказать принадлежность слов к разным частям речи, умение находить части речи в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в парах.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.
Цель: дать положительный настрой, настроить на продуктивную работу на уроке.
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
— Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу успехов и начнем работать.
Сдайте тетради с домашним заданием.
В полученных тетрадях запишите число, классная работа.
Учащиеся приветствуют учителя, гостей, друг друга.
Сдают тетради, записывают число, классная работа.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Цель: обеспечить мотивацию школьников, принятие ими целей урока; актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы с вами будем получать за каждый правильный ответ звезды. В конце урока эти звезды превратятся в отметки.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами должны ответить на вопросы по пройденному материалу. Каждый правильный ответ откроет нам 1 слог из нашей темы.
Какой раздел изучает способы образования слов?
Назовите основные способы словообразования.
Какая морфема в слове является самой значимой?
Как называется наука, которая изучает происхождение слов?
Какая наука изучает части речи?
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, во время которого вспомним все, что знаем о частях речи.
Давайте назовем цели и задачи нашего сегодняшнего урока.
Отвечают на вопросы, записывают тему урока.
Способы образования слов, морфемы.
Регулятивные: Постановка цели учебной задачи
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
Давайте вспомним, какие части речи вы знаете.
А какие не назвали?
На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
Давайте обратимся к учебнику и посмотрим на таблицу на стр.
А как определить к какой части речи относится слово?
Давайте найдем алгоритм определения части речи в учебнике на стр.
А теперь давайте попробуем определить, к каким частям речи относятся те слова, которые я вам раздала.
А теперь составим предложение из этих слов и узнаем наши дальнейшие действия.
(мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие)
Открывают учебник, находят параграф, работают по заданию.
Отвечают на вопросы, определяют части речи.
Уметь выделять главное, озаглавливать части, составлять план статьи
Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей.
По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)
ЗАДАНИЕ 3 . «Новая станция » (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
ЗАДАНИЕ 4 . «Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные ( за каждый правильный ответ – 1 звезда)
Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега.
ЗАДАНИЕ 5. « Станция действительная ». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов.
ЗАДАНИЕ 6. «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, з амените неправильные слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)
1) Часы часикают. (тикают)
2) На что ты так углазилась? ( увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (открою)
ЗАДАНИЕ 7 . «Загадочная станция ». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
Сказать могу, который ты в ряду.
Я знаю все на свете
Про то когда, и где, и как
Зачем и почему учиться языку.
Задание 8. Выпишите из данных предложений местоимения и наречия. К наречиям задайте вопросы как? Куда? Где? Когда?
ЗАДАНИЕ 9. «С лужебная станция ». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
(служебные части речи)
ЗАДАНИЕ 1 0. Найдит е в тексте служебные части речи и выпишите их.
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Знать части речи, их грамматическое значение, уметь находить части речи в тексте и уметь вычленять их среди других частей речи.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу
Этап получения информации о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Дома вам нужно будет еще раз прочитать § и выполнить упражнение.
Давайте прочитаем задание к упражнению, определим, как нужно выполнять упражнение.
Задайте вопросы по домашнему заданию.
Слушают информацию о домашнем задании, записывают д/з в дневник, задают вопросы по содержанию и способу выполнения домашнего задания.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Подводим итог урока с помощью кластера.
Оценивают себя, подводят итог урока.
Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Мобилизую учащихся на рефлексию своей деятельности.
Показываю слайд с незаконченными предложениями, которые нужно дополнить. (слайд 15)
Сегодня на уроке мы…
Мне было интересно работать с…
Осмысливают свою деятельность на уроке, дополняют предложения своими ответами.
Личностные: нравственно-этическая ориентация
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Морфология. Синтаксис
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели: повторить изученное по морфологии и синтаксису; закреплять навыки морфологического и синтаксического разбора
Планируемые результаты: знание постоянных и непостоя п ных признаков частей речи, порядка морфологического разбора, умения различать части речи по их морфологическим признакам, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности
Работа по теме урока
1. Морфология (беседа, реализация домашнего задания)
«— Что изучает морфология?
Перечислите именные части речи. Почему они называюп и именными?
В чём особенность местоимения как части речи?
В чём главное отличие глагола от именных частей речи»
Как называется изменение именных частей речи?
Как называется изменение глаголов?
Как изменяются именные части речи?
Как изменяются глаголы?
(Упр. 619, задание 122 из рабочей тетради — проверка по не почке.)
2. Практические задания
— Проспрягайте глагол победить. Комментарии
От глагола победить форма 1-го лица единственного чи
— Спишите текст, заменив цифры числительными.
Из 88 (восьмидесяти восьми) созвездий чуть ли не половина носит названия животных: 19 (девятнадцати) зверей, 8 (восьми) птиц, 4 (четырёх) рыб, 3 (трёх) пресмыкающихся и 2 (двух) беспозвоночных.
— Подчеркните слова, для правильного написания которых нужно определить часть речи. Объясните орфограммы.
Роскошь интерьера, стая туч, плач ребёнка, важный грач, сберечь силы, горечь потери, слышишь песню, спрячься от грозы, лесная глушь, сельский пейзаж, старинная вещь, лёгкий плащ, зажечь огонь, ровно в полночь, необычайная сушь, приготовьте завтрак.
3. Работа по учебнику
(Упр. 620 — коллективное выполнение.)
4. Выполнение заданий из рабочей тетради
(Задания 124, 125 — самостоятельное выполнение.)
5. Синтаксис (беседа, реализация домашнего задания)
Что изучает синтаксис?
Что называется словосочетанием?
Чем словосочетания отличаются от предложений?
Чем простые предложения отличаются от сложных?
Может ли предложение состоять только из сказуемого?
6. Работа по учебнику
(Упр. 621 — выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий, синтаксический разбор на доске И в тетрадях.) Комментарии
Варианты заглавия текста: «Славянский алфавит», «Кириллица», «Азбука Кирилла и Мефодия».
Основная мысль текста: Кирилл и Мефодий — создатели сла-им некого алфавита.
7. Занимательная лингвистика
— С помощью суффиксов образуйте как можно больше слов от существительного голубь, объясните их значение, составьте словосочетания с этими словами.
Варианты слов и словосочетаний
Голубёнок — птенец голубя (белый голубёнок); голубиный — относящийся к голубю (голубиная стая); голубок — уменьшительно-ласкательное (мой голубок); голубка — самка голубя, ласковое Обращение к женщине («голубка дряхлая моя»); голубушка — то же(«голубушка, как хороша/»); голубчик — ласковое обращение к мужчине или женщине (мой голубчик); голубятня — помещение для голубей, устраиваемое обычно на чердаке или на крыше (залезть на голубятню); голубятник — любитель голубей (страстный голубятник).
III. Подведение итогов урока
Как изменяются части речи?
Какое значение имеет изучение русского языка?
Какие темы вам показались особенно интересными?
Рабочая тетрадь: задания 126—133 (по выбору).
Подготовиться к итоговому контрольному диктанту.