Что изучает морфология и орфография 7 класс
Конспект урока по русскому языку по повторению в начале года в 7 классе на тему » Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по повторению в начале года в 7 классе.
«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.
I . Организационный момент.
— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.
II . Синтаксическая пятиминутка.
Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.
Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.
III . Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у
-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.
Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.
Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.
IV . Повторение изученного ранее о частях речи.
-Что изучает такой раздел науки как морфология?
-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.
-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.
— Работа по морфологическому разбору слов.
-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.
-Вся работа ведется у доски.
— Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова – неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».
Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.
Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.
ухлёс?_ник рьяный кавалер
неснос?_ник кавалер надоевший
извес?_ник популярный актёр
опас?_ник трудный маршрут
соглас?_ник не имеющий своего мнения
бессловес?_ник немой фильм
ненас?_ник дождливый сезон
окрес?_ник окружающий мир
неумес?_ник неделикатная острота
напрас?_ник неудавшийся приём
ус?_ник не письменный экзамен
злос?_ник сборище сплетниц
совмес?_ник хороший супруг
сотряс?_ник сосед по купе
хрус?_ник перелом кости
укус?_ник укушенный собакой
замос?_ник посёлок на том берегу
Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».
V . Объяснительный диктант «Проверь себя».
З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.
На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.
-С какими орфограммами мы сегодня поработали?
-Какой вид разбора повторяли?
VII . Домашнее задание
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.
Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.
Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.
Конспект урока русского языка «Морфология и орфография», 7 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Морфология и орфография. Склонение именных частей речи. Правописание суффиксов именных частей речи. Правописание сложных слов.
Методы урока: словесный, практические.
Методические приемы урока: беседа, составление лингвистического рассказа «Части речи», стратегия «Кластер», «Верные неверные утверждения», рефлексия
Мотивационный этап урока.
Каждую осень в нашей стране празднуют День языков народа РК. И мы принимаем участие в этих празднованиях. А начнем мы урок со слов великого Абая.
Давайте послушаем отрывки из 25 слова «Слов назиданий» Абая Кунанбаева.
1. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык.
2. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них.
3. Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа.
4. Русская наука, культура — ключ к мировым сокровищницам.
— К кому обращается Абай?
Давайте вспомним правила работы в группе: слушать и слышать друг друга, быть внимательным, быть взаимно вежливыми, не перебивать друг друга, объективно оценивать друг друга, оказывать помощь при затруднении.
2. Верные и неверные утверждения.
1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части слова.
2. Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? называется именем существительным.
4. Имена числительные делятся на количественные и порядковые.
5. Пятеро – это имя существительное.
6. Краткие прилагательные бывают только подлежащими.
7. Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам.
8. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
9. Местоимение СЕБЯ – личное местоимение.
10. Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, называются несклоняемыми.
11. Относительные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения.
12. Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? который?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
3. Целеполагание
Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи. Еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни.
Какие части речи мы с вами изучили в прошлом учебном году?
Мы повторим морфологические и грамматические признаки именных частей речи.
Как вы думаете, какая проблема стоит перед нами?
Как вы усвоили части речи? Чему вы научились?
4. Проверка опережающего задания.
Опережающее задание по группам.
1. Задание. 1. Рассказать об имени существительном как части речи, постоянных и непостоянных признаках.
2. Задание.1. Рассказать об имени прилагательном как части речи. Назовите постоянные и непостоянные признаки прилагательных.
3. Задание.1 Рассказать об имени числительном как части речи, На какие группы они делятся? Как изменяются? Назовите постоянные и непостоянные признаки числительных.
4. Задание.1. Рассказать о местоимении как части речи. На какие группы они делятся? Как изменяются?
5. Практическая работа. Повторим орфографию.
2 После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква… Например..
1 Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов.. за исключением слов…
2 Если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис; 3) образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И, то такие прилагательные пишутся … Например:
2 В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква …. Например:
2 В отрицательных местоимениях приставка ни- всегда …. Например
5 Индивидуальные разноуровневые задания.
1. Задание. Работа с перфокартами. Взаимопроверка /баллы по кол-ву правильных ответов /
Учитель: предлагает проверить работу друг друга по готовому образцу, который выводит на доску. Ученики: работая в парах, оценивают друг друга.
А. Выписать числительные /1б
В. Распределить слова по частям речи. /2б.
С. Определить разряд числительных./3б.
Столетие, двадцать пятый, первый, шестеро, обе, пятиминутка, семь, восьмёрка, три четвёртых, первичный, четырёхугольник, десяток, вторник, одна целая пять десятых, второстепенный, трехэтажный.
Морфология и орфография в 7 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по повторению в начале года в 7 классе.
«Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
Цель урока: повторение морфологических признаков частей речи; отработка навыка морфологического разбора; повторение правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.
I. Организационный момент.
— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
-Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, повторить то, что вы уже знаете и, конечно же, открыть что-то новое.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Нужно выполнить синтаксический разбор предложения.
Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют свои печальные листья.
III. Работа по орфографии. Карточки раздаются каждому ученику, один из них работает у
-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей днревни. В молодости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.
Теперь дядя Ваня состарился и сост_вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не прим_рился со старостью а однажды вечером вдруг стал прим_рять теплый ватник и зар_жать ружьё потом посв_тил себе фонариком и ушёл в ст_рожку.
Уже успел пос_деть а без работы с_деть не научился. Каждый день то грядку вскопает то всходы моркови или свёклы прор_дит. Вся деревня бл_госл_вляет дядю Васю и желает ему долгих лет жизни.
IV. Повторение изученного ранее о частях речи.
-Что изучает такой раздел науки как морфология?
-Назовите самостоятельные и известные вам служебные части речи.
-Давайте сделаем вывод. Важно ли умение определять части речи? Нужно ли знать морфологические признаки частей речи? Аргументируйте ответы.
— Работа по морфологическому разбору слов.
-Учащиеся выполняют морфологический разбор указанных слов из текста про дядю Ваню, который был разобран в начале урока.
-Вся работа ведется у доски.
— Работа над упражнением 30 по заданию учебника, один ученик выполняет работу у доски.
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
Словотворчество. Известно, что в нашу речь время от времени входят новые слова – неологизмы. У Н.С. Лескова в рассказе «Левша» буквально бьёт словотворческий фонтан, и хотя неологизмы автора таковыми, в сущности, не стали, так как не вышли за пределы рассказа, но тем не менее они очень остроумны: почему бы, в самом деле, карете не называться «двухсестной» вместо «двухместной».
Давайте и мы займемся словотворчеством, не забывая при этом, что написание слов, даже созданных самой неуёмной фантазией, подчиняется общим законам языка.
Запишите правильно данные слова, по их лексическому значению находя проверочные слова.
ухлёс?_ник рьяный кавалер
неснос?_ник кавалер надоевший
извес?_ник популярный актёр
опас?_ник трудный маршрут
соглас?_ник не имеющий своего мнения
бессловес?_ник немой фильм
ненас?_ник дождливый сезон
окрес?_ник окружающий мир
неумес?_ник неделикатная острота
напрас?_ник неудавшийся приём
ус?_ник не письменный экзамен
злос?_ник сборище сплетниц
совмес?_ник хороший супруг
сотряс?_ник сосед по купе
хрус?_ник перелом кости
укус?_ник укушенный собакой
замос?_ник посёлок на том берегу
Необходимое послесловие. Не смешивайте игру с реальной жизнью и не демонстрируйте широкой общественности свои достижения в области словотворчества, чтобы не возникла необходимость в «запроснике» относительно вашего психического «статусника».
V. Объяснительный диктант «Проверь себя».
З_ря разг_ралась. Лучи солнца к_снулись верхушек деревьев, позолотили бл_стящую поверхность озера проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом разв_вается и г_рит ярким пламенем красный флаг. Скоро под_ём. По звуку горна ю_ые спортсмены быстро поднимаются и, заст_лив а_уратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возр_ста. Они не умеют ещё самостоятельно заст_лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.
На спортивной площадке ребята построились по росту. Через минуту в воздухе мелькают заг_релые руки, и стриженные наголо ребятишки накл_няются, к_саются земли кончиками пальцев. После зарядки они бегут к озеру и огл_шают его берега звонким голосом.
-С какими орфограммами мы сегодня поработали?
-Какой вид разбора повторяли?
VII. Домашнее задание
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Прибл_жается зима. Заметно сокр_тился день. Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от хол_да. Уже не расп_хнёшь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цетов.
Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в_сят т_жёлые тучи и гр_зят дождём или мокрым снегом. Они погл_щают солнечные учи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. Отд_лённые предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя.
Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели и пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. Всем холодно да т_скливо осенью.
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфология» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дата: 09.10.2015 Класс: 7 «Б» Предмет: русский язык
Тема : Грамматика. Морфология. Части речи.
Тип урока: урок повторения, обобщения
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.
2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.
1.Знать: порядок морфологического разбора.
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: проводить морфологический разбор имени существительного, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее изученным темам.
Ключевая идея: выполнение занимательных заданий, направленных на стимулирование зоны ближайшего развития.
Методы: словесно-логический, анализ языкового материала, частично-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение, таймер (ноутбук)
1.Орг. момент. Приветствие. Тренинг. (3-3,5 мин)
Цель тренинга: создать положительный эмоциональный настрой (создание коллаборативной среды).
Ход упражнения: «Круг радости» Встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!
2.Блиц-опрос. Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)
1 . Синонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение,но разное написание. +
3. Лексика изучает словарный состав языка. +
4. По цели высказывания предложения могут быть только повествовательные и побудительные –
5. Фразеологизм «бить баклуши» означает обманывать. –
6. Если в предложении 2 главных члена, оно считается двусоставным +
7. Антонимы- это слова противоположного значения. +
10. Фразеологизм «ни свет ни заря» означает рано? +
11. Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи, ударение и слог. +
12. Омонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение, но разное написание.-
13. Раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы, называется фразеологией? +
14. По эмоциональной окраске различают предложения восклицательные и невосклицательные +
15. Общеупотребительные слова- это слова, которыми мы пользуемся каждый день. +
Деление на группы. Метод мозаика. (2 мин)
Найдите друг друга и объединитесь в группы
2 группа – красивый, умный, добрый, веселый.
3 группа – ходить, прыгать, думать, лететь.
Деление на группы. Работа в группах. Правила работы в группе написаны на листочках.
Распределение ролей для работы в группе:
Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила.
Формулирование темы и цели занятия. Оформление тетради.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.
3.Практическая работа. Работа в группах. (2 – 3 мин)
1) Соберите определение.
(Учащимся предоставляется определение предложения, разрезанное на несколько фрагментов)
— Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
На какие группы делятся все части речи? Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
«Открытие» детьми нового знания . (На экране слова)
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.
Мальчик, книга, читать:
идти, веселый, поход;
смотреть, синий, небо;
— Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?
Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.
Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.
— А те, которые слева?
Ответ ученика: Служебные.
Какие части речи относятся к самостоятельным? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, категория состояния
Какие части речи относятся к служебным? Предлог, союз, частица.
Учащимся дается задание по группам.
1группа. Имя существительное. Имя прилагательное
2 группа. Глагол. Местоимение.
3 группа. Имя числительное. Наречие.
Обсуждение в группах (в парах). Составление кластера. Для защиты посылают одного участника с группы в другие.
Отгадайте загадки. Каждой группе дается по две загадки, выполнить задание.
1.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ______________
Найти существительные. Указать собственные и нарицательные имена существительные.
2.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? ________
Найдите глаголы. Определите вид глагола.
1.Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? _________________________________________
Найдите имена существительные. Определите род, число, падеж. Найдите имена числительные.
2. Когда аист стоит на одной ноге? _______________________________________________________
Каким членом предложения является слово аист?
З а ч е м во рту язык? ________________________________________________________________
К какой части речи относятся данные слова?
Где не найдешь сухого камня? _________________________________________________________
Найдите имена прилагательные. Просклоняйте по падежам.
Проверка. Формативное оценивание.
Работа по теме урока.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
— Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам 4 –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье. (В. Шефнер)
— К какому стилю относится этот текст? К художественному.
— В чем его отличие от научного? Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.
Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Выполнить морфологический разбор имени существительного из стихотворения.
-Ребята, у вас на партах лежит текст. Ваша задача: прочитать текст и выполнить задания к нему.
ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.
Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Определите тему текста. (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.
Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.
Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.
Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.
А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?
Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?
Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?
Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выполните дополнительные задания.
(Работа выполняется на листах А4 в течение 4-5 минут, затем спикеры представляют работу, а класс ее дополняет, исправляет и оценивает)
Заработанные баллы суммируются и делятся на три.
Аргументирование своих действий
После представления работ следует вывод: если работа выполняется в определенной последовательности, все действия аргументируются, то эта работа будет выполнена правильно.
Выполнив задание, мы вспомнили, что предложение может быть осложнено причастным и деепричастным оборотами, сравнительным оборотом. А чем еще может быть осложнено предложение?
4.Подведение итогов урока (рефлексия)
5.Домашнее задание: Выполнить морфологический разбор имени существительного. Стр 25 упр5. Инструктаж.
Закончить урок я хочу стихотворением:
Задание для неуспешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки где нужно указать, какими частями речи являются следующие слова. Мы очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он остался дома, и он остается, слушается. Но такой грустный станет! А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Нордик- хороший сторож. Он всегда предупредит, что идет
чужой. С ним весело ходить в лес.
Вот почему все мы любим нашего Нордика.
Задание для успешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки: разгадать ребус и выполнить морфологический разбор слова.
3) Логическая задача
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
(текст с рисунком «Корова в конуре»)
Как поступил наследник?
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть.
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?