Что изучает морфология 7 класс
Что изучает морфология 7 класс
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Что такое морфология в русском языке
Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово».
Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи. В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).
Слова самостоятельных частей речи имеют определенное лексическое значение, выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут определяться, поясняться словами других частей речи (добрый человек — очень добрый человек).
Служебных частей речи в русском языке всего три:
Они не имеют самостоятельного лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Служебные части речи используются для выражения отношений между самостоятельными частями речи, между словосочетаниями и между предложениями, для придания предложению разных оттенков значения.
Особняком в русской морфологии стоит междометие. Его не относят ни к одной из самостоятельных или служебных частей речи.
От самостоятельных частей речи междометия отличаются тем, что они не имеют общего и лексического значения, не являются членами предложения, а от служебных — тем, что они не выражают ни связей, ни отношений между членами предложения и предложениями.
Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом.
В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак или действие и служат для выражения тех или иных чувств.
В русском языке слово каждой части речи изучается с точки зрения его общего значения, морфологических признаков, то есть совокупности грамматических значений, и синтаксической роли в предложении. Такое исследование слова как части речи называется морфологическим разбором.
Что изучает морфология (раздел грамматики) — предмет изучения и основные понятия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Морфология – это один из ключевых разделов грамматики.
Его освоению посвящают большую часть школьной программы по изучению родного языка, ведь эта лингвистическая дисциплина посвящена частям речи, их категориям, словоизменению.
Даже носитель языка не может обойтись без элементарных знаний в этой области, если он хочет говорить грамотно. А иностранным языком без понимания морфологических правил невозможно даже на элементарном уровне.
О том, что такое морфология, о происхождении и употреблении термина, процессах и основных понятиях раздела поговорим в этой статье.
Морфология — это.
Морфология – не единственный научный термин, который в разных науках получил собственное значение. География, биология, антропология (это как?), химия, лингвистика трактуют его по-своему. Это не удивительно, ведь в буквальном переводе с древнегреческого слово не имеет привязки к конкретной дисциплине.
Этимологически (это как?) «морфология» восходит к двум корням: μορφή (форма) и λόγος (учение, слово). То есть справедливо перевести термин как «учение о форме»».
Таким образом, биологическое значение морфологии – это наука о форме и строении организмов, может быть названо исходным для дальнейшего заимствования другими науками.
В отличии от той же гиперболы (что это такое?), которая для математика и филолога имеет совсем разные трактовки, морфология даже в отдаленных друг от друга отраслях всего отвечает за форму, строение, структуру.
Несмотря на свое широкое применение, термин чаще всего узнают именно благодаря лингвистике. В рамках изучения языкознания углубленное изучение этого раздела предписано программами Министерства образования.
Для лингвистики актуальна такая трактовка, данная В.А.Плотниковой (Робинсон) в энциклопедии «Русский язык» (1997, под ред. Караулова):
Морфология – это раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.
Это широкое понимание, включающее все особенности раздела. Существует и узкое значение, которым некоторые ученые ограничиваются:
Морфология – это система форм словоизменения.
Именно в таком – узком – понимании термин и был изначально заимствован в лингвистику из биологии. Случилось это в 19 веке.
Помимо называния лингвистического раздела языковеды используют термин для обозначения самой подсистемы языка. В таком варианте для него дают следующее определение (в той же статье энциклопедии):
Морфология – это принадлежащие языку системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены.
В таком значении речь идет о важнейшей части каждого национального языка как феномена (к примеру, морфология русского языка).
Что изучает морфология
Определим главные характеристики этого языкового раздела:
Нужно понимать, что данная подсистема грамматики как науки довольно обширна: сфера ее интересов очень широка.
Резюмируя направления исследований, формируем общее поле исследований, в которое входят такие векторы:
То, как склоняются и спрягаются слова, интересовало ученых прежде всего.
Не только морфология или грамматика, но и языкознание как таковое сложилось исходя из этого предмета. Согласно историческим сведениям, это произошло ещё в древнем Вавилоне.
Они через словоизменительные морфемы (окончания и частично суффиксы – то, что изменяет слово, но не образует новое).
Ключевые понятия морфологии
Род, число, падеж, одушевленность/неодушевленность, вид, залог и прочие постоянные и сменные грамматические характеристики слова – это и есть грамматические значения.
Для нашего языка это как раз суффиксы и окончания.
Проще говоря, слово в конкретном роде, числе, падеже, если это существительное, времени, роде (лице), залоге – если речь идет о глаголе.
О существительном, местоимении, числительном и других ЧР читайте в отдельных статьях блога.
Подробнее о системе частей речи доступно рассказывают здесь:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Это скорее для любителей теории, а в жизни, все правила и структуры языка быстро забываются.
В русском языке столько исключений, частных случаев, что не всегда понятно, зачем вообще используются общие правила. Иногда выходит так, что слов, которые меняются с определенной закономерностью меньше, чем исключений. А вообще, с учетом современных технологий, мало кто осознанно пользуется правилами морфологии. Любые ошибки может исправить качественный текстовый редактор.
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфология» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дата: 09.10.2015 Класс: 7 «Б» Предмет: русский язык
Тема : Грамматика. Морфология. Части речи.
Тип урока: урок повторения, обобщения
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Морфология»; повторить порядок синтаксического разбора. Отрабатывать навыки морфологического разбора.
2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.
1.Знать: порядок морфологического разбора.
2.Уметь: применять полученные знания в практической деятельности: проводить морфологический разбор имени существительного, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по ранее изученным темам.
Ключевая идея: выполнение занимательных заданий, направленных на стимулирование зоны ближайшего развития.
Методы: словесно-логический, анализ языкового материала, частично-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение, таймер (ноутбук)
1.Орг. момент. Приветствие. Тренинг. (3-3,5 мин)
Цель тренинга: создать положительный эмоциональный настрой (создание коллаборативной среды).
Ход упражнения: «Круг радости» Встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
Дети! Мы сегодня точно знаем, что на Земле живет много – много людей. Еще мы знаем о том, что каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявляет свою любовь к окружающему миру. И это здорово!
2.Блиц-опрос. Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)
1 . Синонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение,но разное написание. +
3. Лексика изучает словарный состав языка. +
4. По цели высказывания предложения могут быть только повествовательные и побудительные –
5. Фразеологизм «бить баклуши» означает обманывать. –
6. Если в предложении 2 главных члена, оно считается двусоставным +
7. Антонимы- это слова противоположного значения. +
10. Фразеологизм «ни свет ни заря» означает рано? +
11. Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает звуки речи, ударение и слог. +
12. Омонимы- это слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение, но разное написание.-
13. Раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы, называется фразеологией? +
14. По эмоциональной окраске различают предложения восклицательные и невосклицательные +
15. Общеупотребительные слова- это слова, которыми мы пользуемся каждый день. +
Деление на группы. Метод мозаика. (2 мин)
Найдите друг друга и объединитесь в группы
2 группа – красивый, умный, добрый, веселый.
3 группа – ходить, прыгать, думать, лететь.
Деление на группы. Работа в группах. Правила работы в группе написаны на листочках.
Распределение ролей для работы в группе:
Мы с вами знаем, как работать в группе. Есть правила работы в группе. Только нужно соблюдать эти правила.
Формулирование темы и цели занятия. Оформление тетради.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по самостоятельным и служебным частям речи. Ваша задача- принять активное участие в работе и подтвердить свои знания по данной теме.
3.Практическая работа. Работа в группах. (2 – 3 мин)
1) Соберите определение.
(Учащимся предоставляется определение предложения, разрезанное на несколько фрагментов)
— Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
На какие группы делятся все части речи? Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
«Открытие» детьми нового знания . (На экране слова)
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.
Мальчик, книга, читать:
идти, веселый, поход;
смотреть, синий, небо;
— Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?
Ответ ученика: Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.
Верно. Те слова, которые записаны справа, называются (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.
— А те, которые слева?
Ответ ученика: Служебные.
Какие части речи относятся к самостоятельным? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, категория состояния
Какие части речи относятся к служебным? Предлог, союз, частица.
Учащимся дается задание по группам.
1группа. Имя существительное. Имя прилагательное
2 группа. Глагол. Местоимение.
3 группа. Имя числительное. Наречие.
Обсуждение в группах (в парах). Составление кластера. Для защиты посылают одного участника с группы в другие.
Отгадайте загадки. Каждой группе дается по две загадки, выполнить задание.
1.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ______________
Найти существительные. Указать собственные и нарицательные имена существительные.
2.Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? ________
Найдите глаголы. Определите вид глагола.
1.Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? _________________________________________
Найдите имена существительные. Определите род, число, падеж. Найдите имена числительные.
2. Когда аист стоит на одной ноге? _______________________________________________________
Каким членом предложения является слово аист?
З а ч е м во рту язык? ________________________________________________________________
К какой части речи относятся данные слова?
Где не найдешь сухого камня? _________________________________________________________
Найдите имена прилагательные. Просклоняйте по падежам.
Проверка. Формативное оценивание.
Работа по теме урока.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
— Теперь посмотрим, как вы на практике сможете применить свои знания. Работа в группе. На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам 4 –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесь
Приглядывайтесь (к) обла… кам,
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье. (В. Шефнер)
— К какому стилю относится этот текст? К художественному.
— В чем его отличие от научного? Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.
Каждая группа расставляет пропущенные буквы по четверостишиям, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи.
Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.
Выполнить морфологический разбор имени существительного из стихотворения.
-Ребята, у вас на партах лежит текст. Ваша задача: прочитать текст и выполнить задания к нему.
ПРИТЧА – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное и религиозное поучение.
Притчи – это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Определите тему текста. (ЧТО?) – то, о чем говорится в тексте.
Возможные варианты ответов учеников: СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Я хочу, чтобы вы подумали и предложили свое название притчи.
Определите идею текста. (ДЛЯ ЧЕГО?) – то, к чему призывает, для чего написан и чему учит текст.
Возможные варианты ответов учеников: если человек будет искать легкие пути решения, то он не сможет состояться как личность, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОМОГАЕТ СТАТЬ СИЛЬНЕЕ.
А вы согласны с мнением автора о том, что мы не смогли бы быть такими сильными, если бы не было трудностей?
Прав ли главный герой притчи? Как бы вы поступили на его месте?
Не было ли в вашей жизни таких моментов, когда преодоление трудностей вам помогало?
Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выполните дополнительные задания.
(Работа выполняется на листах А4 в течение 4-5 минут, затем спикеры представляют работу, а класс ее дополняет, исправляет и оценивает)
Заработанные баллы суммируются и делятся на три.
Аргументирование своих действий
После представления работ следует вывод: если работа выполняется в определенной последовательности, все действия аргументируются, то эта работа будет выполнена правильно.
Выполнив задание, мы вспомнили, что предложение может быть осложнено причастным и деепричастным оборотами, сравнительным оборотом. А чем еще может быть осложнено предложение?
4.Подведение итогов урока (рефлексия)
5.Домашнее задание: Выполнить морфологический разбор имени существительного. Стр 25 упр5. Инструктаж.
Закончить урок я хочу стихотворением:
Задание для неуспешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки где нужно указать, какими частями речи являются следующие слова. Мы очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он остался дома, и он остается, слушается. Но такой грустный станет! А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед. Нордик- хороший сторож. Он всегда предупредит, что идет
чужой. С ним весело ходить в лес.
Вот почему все мы любим нашего Нордика.
Задание для успешного учащегося
Работает над заданием в виде дополнительного материала в виде карточки: разгадать ребус и выполнить морфологический разбор слова.
3) Логическая задача
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
(текст с рисунком «Корова в конуре»)
Как поступил наследник?
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая заветы отца, разбогатеть.
Дан текст, необходимо разобраться, в чем дело?
Морфология русского языка и что она изучает
Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.
Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии — это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.
Что такое морфология и что она изучает в русском языке
Основные понятия морфологии
В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:
Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:
Имя существительное: определение — это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.
Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).
Имя числительное — это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.
Местоимение — это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных — отвечают на вопросы существительных, прилагательных — отвечают на вопросы прилагательных, числительных — отвечают на вопросы числительных.
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).
Н. ф. — неопред. форма (что делать? сделать?).
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).
В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
предлог — это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).
Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).
Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.
союз — это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.
Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.
Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!
Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.
Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!
А также частью речи считается междометие — часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.
Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!
Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).
Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.
Морфологические нормы
Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.
Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:
Звук — это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные
В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.
Лексическое значение слова — это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.
Морфема — минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).
Орфограмма — написание, которое отвечает установленному правилу.