Что изучает морфемика 5 класс
Что изучает морфемика 5 класс
Морфе́мика — это морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах).
Что такое морфемика
Задачи морфемики
Виды морфем
В русском языке все слова состоят из минимальных значимых частей — морфем. В составе слова выделяются главная значимая морфема — корень — и следующие аффиксы:
В корне заключено общее значение родственных слов. Приставка, суффикс, постфикс и интерфикс являются словообразовательными морфемами, с помощью которых образуются новые лексемы.
Все указанные типы морфем составляют основу слова. У некоторых слов основа совпадает с корнем (парк, лес, дом, рука). Однокоренные слова имеет разные основы ( ног а, ножк а, ножн ой, подножк а). В основе заключено их лексическое значение.
Морфемика изучает как словообразовательные, так и словоизменительные и формообразующие морфемы:
Окончание имеют только изменяемые слова. В составе некоторых лексем эта морфема не обозначается буквами и не выражается звуками. Тогда речь идет о нулевой морфеме, которая выявляется при сравнении форм этого слова.
Отличие словообразовательных морфем от словоизменительных
Словообразовательные аффиксы имеют следующие свойства:
Словоизменительные аффиксы имеют следующие характеристики:
Видеоурок «Морфемика и орфография. Морфемный состав слова»
Памятка по морфемике для 5 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-142484
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Морфема. Изменение и образование слов. Окончание
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Знакомство с морфемикой и морфемой.
2. Изменение и образование слов.
3. Знакомство с окончанием.
4. Выделение морфем в словах.
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Морфема – значимая часть слова.
Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.
Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.
Материал для самостоятельного изучения
Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.
Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.
Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.
Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание -у для определения падежа слова комната.
При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.
Посмотрите на два слова: лечу и летишь. Оба слова – формы глагола лететь. Значение первого слова: «Я передвигаюсь по воздуху». Значение второго слова: «Ты передвигаешься по воздуху». Но самое главное в лексическом значении – передвижение по воздуху – так и остаётся неизменным.
При изменении формы слова изменяются окончания слов.
Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.
Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.
Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.
Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.
Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.
Разбор заданий тренировочного модуля
1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.
1. рука, ручной, рукав, подручный
2. рука, руки, рукой, рукав
3. рука, ручка, рукой, ручной
4. рука, руке, руку, руки
Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный
2. Вставьте пропущенные окончания.
Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.
Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.
Морфема. Морфемика
Урок 44. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфема. Морфемика»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Какая наука их изучает?
· Что нужно знать о морфемах?
Предметы вокруг нас обычно имеют составные части. И мы легко можем их назвать. Вот дерево. Оно состоит из корней, ствола, веток, листьев… Даже мы сами, если вдуматься, состоим из частей: голова, руки, ноги…
А из чего состоят слова?
Кто-то сразу же скажет: «Из букв!» И будет не так уж неправ. Вот, например, слово подводный. Разве оно состоит не из букв?
Но все же буквы для слов – скорее строительный материал. Каждая из них по отдельности не несёт никакого смысла.
А ведь слова, как и все предметы, состоят из значимых частей.
Слово подводный состоит из четырёх значимых частей. Мы обозначили их.
Эти части называются морфемами.
Морфема – минимальная значимая часть слова.
Морфемы также называют наименьшими смысловыми частями. Почему? Просто каждая морфема имеет свой собственный смысл.
Приставка под- указывает, что предмет находится под чем-то.
Из смыслов всех морфем складывается смысл слова.
Если мы объединим значения всех морфем, получается, что мы говорим о прилагательном в единственном числе, мужского рода, и это прилагательное обозначает то, что находится под водой. Это и есть смысл слова подводный.
Если мы изменим любую морфему, то смысл слова сразу же изменится.
Заменим приставку под- на приставку над-.
Изменения сразу же отражаются в значении всего слова: теперь это прилагательное обозначает то, что находится НАД водой.
Части слова изучает морфемика.
Это слово пришло к нам из Греции и образовалось от греческого «морфо» – форма.
Какими бывают морфемы?
Самая важная морфема – корень. Именно в корне заключено главное значение слова.
Если мы изменим в нашем слове корень, то значение изменится совершенно.
Подводный, подземный, подгорный. Между значениями этих слов – огромная разница.
Приставка обычно обозначает какой-нибудь дополнительный признак. Мы уже знаем, что случится, если поменять приставку под- на приставку над-. А если оставить слово без приставки? Водный. У нас получилось нечто, что относится к воде. Без всяких уточнений.
Очень важны в словах суффиксы. С их помощью образуются и новые слова, и их формы.
Окончание обычно указывает на форму слова.
Мы можем это увидеть, если изменим род прилагательного.
Подводная – теперь окончание указывает на женский род.
Подводные – а теперь речь идёт о чем-то, чего много.
По сравнению со словами морфем немного.
Посмотрите на слово подводный. Вам не кажутся знакомыми эти морфемы?
Так происходит потому, что каждое слово не может состоять из новых морфем. Слова приходится строить из готовых частей.
При этом слово может содержать только одну морфему. Например, наречия и некоторые служебные слова содержат только корень.
Вдруг. Везде. Как. В таких словах есть только корень.
Но слов, которые состоят только из окончания или только из суффикса, вы не встретите ни в каких языках.
Морфемы не следует путать со слогами.
Ведь в одной морфеме может быть несколько слогов.
Через. В этом слове два слога, но оба входят в состав корня.
И наоборот, в одном слоге может быть несколько морфем или их частей.
В слове весёлая в третий слог попадает часть корня и часть окончания.
Морфема может состоять из одной буквы.
В слове вниз приставка в- состоит из одной буквы.
Но бывают и длинные морфемы, как приставка противо- в слове противоправный.
А некоторые морфемы даже не выражаются буквами. Например, в слове дом – нулевое окончание. Оно не выражается буквой или звуком. Как и окончание в слове мышь.
А в слове синь – не только нулевое окончание, но и нулевой суффикс.
То есть, мы знаем, что морфемы там есть, но эти морфемы нам не видны.
У каждой морфемы – свой условный знак. Мы уже знакомы с этими обозначениями. Но когда на письме мы говорим об отдельной морфеме, она обозначается особым образом.
Чёрточки при этом указывают, что со стороны чёрточки может стоять другая морфема. Именно поэтому корень и суффикс выделяются двумя чёрточками: к ним часто присоединяются морфемы с двух сторон.
Итак, что нам нужно запомнить?
Морфема – минимальная значимая часть слова. Части слова изучает морфемика.
Каждая морфема имеет своё значение, то есть, свой смысл.
Морфемы – это корень, приставка, суффикс, окончание.
Морфемы на письме обозначаются чёрточками.
1)Что изучается в морфемике? 2)Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? 3)Как найти окончание
Ответ или решение 1
1)Что изучается в морфемике?
Морфемика – раздел о языке, который изучает состав слова. Таким образом морфемика изучает корни, приставки, суффиксы, окончания.
2)Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Формы слова изменяются по родам, числам, падежам, при этом меняется окончание, например: дом, дома, домами, домам, дому, о доме. А однокоренные имеют общий корень, но могут быть разными частями речи, например: дом, домик, домашний, домовой
4)Назовите морфемы из которых может состоять основа слова.
Слова состоит из частей называемых морфемами. Основа – это неизменяемые части слова без окончания, она состоит из корня, приставки, суффикса.
КВАРТИРа – основа «квартир»
ПОХОД – основа состоит из приставки «по» и корня «ход»
ПРОБЕЖКА – основа состоит из приставки «про», корня «беж», суффикса «к»
5)Покажите на двух трех примерах что окончание суффикс и приставка действительно являются значимами частями слова.
При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова, поэтому они действительно значимы, напрмер: ход – поход, делать – приделать, счёт – счётчик, красить – приукрасить. При помощи окончания образуются формы слов, можно определить род, число, падеж, лицо, спряжение, например: строю, строишь, строит – 2 спряжение; стекло, дерево (ср. род), кот, стол (муж. род).
7) приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
сон – сна, день – дня, дружок – дружка, сдавать – создавать, сапожок – сапожка, отбирать – отобрать
8) как различить когда надо писать на конце приставке з а, когда с?
Если после приставки стоит звонкая согласная(«г», «б», «з», «д», «в», «ж», «л», «м», «н», «р», «ц»), то пишем «з», если глухая («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ч», «ш», «щ») то «с», например:
Развесить (в- звонкий), безбрежный (б- звонкий), безрадостный (р-звонкий)
расстаться (с- глухой), бескрайний (к- глухой), бесконечный (к- глухой)
10) какая буква о или е пишется как правило в корне слова после шипящих?
В корне слова после шипящих под ударением пишется «ё», если при изменение слова в корне появляется «е», например: шёл – шедший, чёрный – чернеть, шёлк – шелка, расчёска – чесать
Если нельзя проверить однокоренным слово с «е», то после шипящих пишется «о», например: шоколад, шоссе, шофёр, шокировать
Слова исключения, которые надо запомнить: шов, шорох, капюшон, крыжовник
11) ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
Буква «и» в корне слова пишется после «ц», например: цифра, цирк, панцирь
Буква «ы» пишется в окончаниях и в суффиксах, например: страницы, круглолицый, лисицын
Слова исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкать, цыц