Что изучает морфемика 5 класс русский язык
Что изучает морфемика 5 класс русский язык
Морфе́мика — это морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах).
Что такое морфемика
Задачи морфемики
Виды морфем
В русском языке все слова состоят из минимальных значимых частей — морфем. В составе слова выделяются главная значимая морфема — корень — и следующие аффиксы:
В корне заключено общее значение родственных слов. Приставка, суффикс, постфикс и интерфикс являются словообразовательными морфемами, с помощью которых образуются новые лексемы.
Все указанные типы морфем составляют основу слова. У некоторых слов основа совпадает с корнем (парк, лес, дом, рука). Однокоренные слова имеет разные основы ( ног а, ножк а, ножн ой, подножк а). В основе заключено их лексическое значение.
Морфемика изучает как словообразовательные, так и словоизменительные и формообразующие морфемы:
Окончание имеют только изменяемые слова. В составе некоторых лексем эта морфема не обозначается буквами и не выражается звуками. Тогда речь идет о нулевой морфеме, которая выявляется при сравнении форм этого слова.
Отличие словообразовательных морфем от словоизменительных
Словообразовательные аффиксы имеют следующие свойства:
Словоизменительные аффиксы имеют следующие характеристики:
Видеоурок «Морфемика и орфография. Морфемный состав слова»
Памятка по морфемике для 5 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-142484
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Морфема. Изменение и образование слов. Окончание
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Знакомство с морфемикой и морфемой.
2. Изменение и образование слов.
3. Знакомство с окончанием.
4. Выделение морфем в словах.
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Морфема – значимая часть слова.
Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.
Нулевое окончание – окончание, которое не выражено звуками.
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс: в 2 ч. Ч. 1 // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – с. 176.
Материал для самостоятельного изучения
Каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Но это не те части слов, которые мы выделяем для переноса по слогам. Слово подснежники по слогам можно перенести так: под-снеж-ни-ки.
Значимые части слова называются морфемами. К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание. Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.
Рассмотрите слова в таблице. В первой колонке записаны однокоренные слова, а во второй – формы одного и того же слова. Новые слова образуются с помощью приставки и суффикса, например, -н- в словах речной и комнатный, -ость- в слове новость, приставки по- в слове поехать.
Форму одного и того же слова можно определить с помощью окончания, например, для указания множественного числа используется окончание -и: реки, ехали, и окончание -ые в слове новые. Окончание -у для определения падежа слова комната.
При изменении слова получаются формы этого слова, а лексическое значение остается тем же, например, река – реку.
Посмотрите на два слова: лечу и летишь. Оба слова – формы глагола лететь. Значение первого слова: «Я передвигаюсь по воздуху». Значение второго слова: «Ты передвигаешься по воздуху». Но самое главное в лексическом значении – передвижение по воздуху – так и остаётся неизменным.
При изменении формы слова изменяются окончания слов.
Как Вы думаете, какая часть слова изменяется в этих словах? В них изменяется окончание. Окончание – значимая часть слова, с помощью которой образуются формы слова.
Не во всех словах можно выделить окончание, например, в союзах а, но, да окончания нет. В словах пальто, кино, метро также нельзя выделить окончание. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, например, река, солнце, праздничный, а союзы, предлоги, частицы и неизменяемые слова окончаний не имеют.
Портфель, стол, топор, карандаш, пенал, стул, циркуль.
Прочитайте слова. Что необычного Вы заметили? У этих слов нет окончания, точнее оно не выражено звуками. Такое окончание называют нулевым и обозначается оно так.
Нулевое окончание также имеет грамматическое значение. Его можно обнаружить при сравнении форм слова, например, рояль – рояля – роялю. В первом случае – нулевое окончание, оно обозначает форму именительного падежа единственного числа существительного 2 склонения.
Разбор заданий тренировочного модуля
1. Выберите строку, в которой все слова однокоренные.
1. рука, ручной, рукав, подручный
2. рука, руки, рукой, рукав
3. рука, ручка, рукой, ручной
4. рука, руке, руку, руки
Правильный ответ: 1. рука, ручной, рукав, подручный
2. Вставьте пропущенные окончания.
Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.
Над диваном висит картина. На балконе стоят цветы. По телевизору показывают документальный фильм.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Морфемика – это наука о языке, которая изучает морфемы как части слова.
Морфемы – это наименьшая значимая часть слова.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Основа слова – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Форма слова – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями.
Однокоренные слова – слова с одинаковыми корнями.
Материал для самостоятельного изучения
Морфемика изучает морфемы как части слова. Морфема – это наименьшая, значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове «дома» окончание А. В слове «горы» окончание Ы. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, а предлоги, союзы, наречия его не имеют. Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. Например, мышь, жил.
Корень – главная, значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: мир, мирный, мирить, примирить, перемирие.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: дочь – дочка.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: смелый – несмелый.
Корень, суффикс, приставка составляют основу слова.
Основа – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение.
А есть ещё корни, в которых буквы О и Ё пишутся после шипящих букв. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е (жёлоб – желоба́, пшёнка – пшено́, дешёвый – дешевизна́, печёнка – пе́чень).
После шипящих в корне существительных пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е (шорох, шорник, шорты, шов, шоу, трущоба, капюшон).
Если Вы сомневаетесь, как написать слово, вам помогут словари русского языка.
Пример разбора заданий Тренировочного модуля.
Восстановление последовательности элементов.
Установите последовательность строения слова:
Выберите один правильный вариант ответа.
Ударения; согласного звука; суффикса А.
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучается в морфемике?
В морфемике изучают морфемы как части слова.
2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например, звонить, звонкий, перезвон. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например, звонить, звонит, звонят.
3. Как найти окончание и основу слова?
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
Основа может состоять из приставки, корня, суффикса.
5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
В приставках на з-/с- перед звонкими согласными пишется з, перед глухимим- с.
В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорх, шов, капюшон. В некоторых словах, после шипящих в безударном положении пишется буква о. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
466. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.
467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.
468. Прочитайте и озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль автора? Какое слово повторяется в тексте пять раз и почему? Согласны ли вы с выводом, который формулирует писатель в этом отрывке?
469. Подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученным в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».
470. Сочинение. Перед вами картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?
Рассмотрите картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? Опишите устно или письменно эту картину вашему знакомому, который никогда не видел пототен живописца П.Кончаловского. А ведь у знаменитого художника множество картин, где он изображает сирень.