Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Эсперова

Похожие презентации

Презентация на тему: » МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА ЭКОНОМИКА Общественная наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы Экономика Экономическая.» — Транскрипт:

1 МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА ЭКОНОМИКА Общественная наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы Экономика Экономическая теория Микроэкономика Макроэкономика

2 2 Экономика (от греч. Oikonomike) – искусство ведения домашнего хозяйства Совокупность производственных отношений, экономический базис общества; Народное хозяйство страны

3 3 Экономическая теория изучает, как люди осуществляют выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут использоваться ими альтернативно для производства различных товаров и услуг.

4 4 Кейсианс- кая Норматив- ная Неокласси- ческая Виды теорий Марксист- кая Позитив- ная

9 9 Структура микроэкономики Современная микроэкономика состоит из четырех частей: 1 часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. 2 часть посвящена изучению поведения фирмы 3 часть посвящена анализу типов рыночных структур 4 часть посвящена анализу рынков факторов производства.

10 10 Микроэкономика Как отдельный потребитель принимает решения при ограниченном количестве денег; Каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения; Что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках.

11 11 Макроэкономика Проблемы экономического роста Проблемы безработицы Инфляцию

12 12 Микроэкономика изучает закономерности развития экономических отношений, явлений и процессов на уровне хозяйствующих субъектов изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика

13 13 Предметом микроэкономики является Экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов Правила принятия хозяйственных решений в условиях экономического выбора и неопределенности

14 14 Экономический рационализм Экономические агенты способны соизмерять выгоды и затраты в процессе принятия решений с целью максимизации выгоды Это критерий отбора наиболее эффективных альтернатив, действий экономических агентов, обеспечивающих извлечение максимального дохода

15 15 Экономический субъект микроэкономики Хозяйственные единицы, познающие экономические отношения и процессы и воздействующие на них в своей практической деятельности

16 16 Экономический субъект микроэкономики Основные субъекты микроэкономики: Потребитель Производитель Организация бизнеса Домашние хозяйство

17 17 Экономический субъект микроэкономики Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.

18 18 Экономический субъект микроэкономики В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов : что производить и в каком объеме; каким образом производить избранные виды благ; кто и какую работу должен выполнять кто получает то, что произведено; какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой для будущего

19 19 Экономический субъект микроэкономики Ограничение выбора : недостаточность ресурсов для удовлетворения потребностей и желания Дисбаланс между потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих потребностей

20 20 Методология микроэкономики Экономические явления рассматриваются диалектически, то есть в их развитии, разрешении противоречий, с выделением качественных и количественных сторон Комплекс знаний, взглядов, идей, направленных на объяснение поведения отдельных субъектов рынка в процессе осуществления экономического выборы

21 21 Позитивный и нормативный анализ В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

22 22 Позитивный и нормативный анализ Позитивная микроэкономика это та часть микроэкономической науки, которая изучает факты и зависимости между ними, выявляет экономические закономерности Нормативная микроэкономика это та часть микроэкономической науки, которая предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики необходимы или негативны

23 23 Позитивный и нормативный анализ Позитивная микроэкономика отвечает на вопрос: что есть или может быть Нормативная микроэкономика отвечает на вопрос: что должно быть

24 24 Методология микроэкономики Совокупность способов, приёмов познания экономических отношений и процессов на уровне отдельных хозяйственных единиц Основные способы и приёмы: Приоритет потребностей экономических субъектов Предельный анализ Равновесный подход Словесное моделирование Математическое моделирование Графическое моделирование

25 25 График функции Особенности: Существует два типа графиков: графики эмпирических зависимостей и графики теоретических зависимостей Для графиков эмпирических зависимостей характерно эмпирическое отражение зависимости между переменными На всех графиках эмпирических зависимостей каждая точка показывает значения переменных, наблюдаемых совместно

26 26 Экономическая модель Упрощенное отражение экономической действительности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи различных переменных Раскрывает характер связи между экономическими переменными

27 27 Экономическая модель Экономическая переменная – это нечто, влияющее на решение вопросов «что», «как», «кто», и «для кого», с которыми имеет дело экономика, или нечто, характеризующее результаты этих решений Основные типы: Экзогенные переменные Эндогенные переменные

28 28 Экономическая модель Экзогенные переменные, переменные которые вводятся извне и значения которых задаются до начала построения модели Эндогенные переменные, переменные которые формируются «внутри» модели, являются результатом её решения

29 29 Экономическая модель Цель модели: Выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные

30 30 п/п МетодыСодержание 1 Метод научной абстракции Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических факторов 2 АнализАвтономное рассмотрение частей единого целого 3 СинтезСоединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое 4 ИндукцияУмозаключение, представляющее собой движение от фактов к обобщениям 5 ДедукцияУмозаключение, представляющее собой движение от общих к реальным экономическим фактам Методы изучения экономических явлений

31 31 6 СравнениеОпределение сходства и различия рассматриваемых явлений 7 АналогияПеренесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное 8 Допущение «при прочих равных условиях» Допущение, согласно которому все факторы, за исключением исследуемых, принимаются за постоянные 9 Экономико- математическое моделирование Формализованное описание с помощью математических методов различных экономических явлений Методы изучения экономических явлений

32 32 Размещение благ осуществляется через взаимодействие экономических субъектов. Каждый экономический субъект самостоятельно оценивает свои выгоды и затраты и делает выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов Координация экономической деятельности

33 33 Координация экономической деятельности Она включает в себя необходимость: согласовывать решения производителей; согласовывать решения потребителей; согласовывать решения о производстве и потреблении в целом.

34 34 Экономические категории Экономические категории носят отвлеченный, абстрактный характер. Экономические категории не имеют реального физического смысла, физического содержания.

35 35 Экономические законы Экономические законы – это существенные, постоянно повторяющиеся и возобновляющиеся в экономических процессах и явлениях объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи. Экономические законы – это законы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Они возникают и проявляются лишь в хозяйственной деятельности людей. В этом их главное отличие от законов природы. Экономические законы как и законы природы носят объективный характер.

36 36 Экономические законы бывают трех видов: ОСОБЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЩИЕ

37 37 Граница производственных возможностей Максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или вида услуги при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает конкретная экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг

38 38 Кривая производственных возможностей

39 39 Особенности При построении графика количество факторов производства и уровень знаний считаются неизменными Каждая точка на кривой (A,B,C,D,E) производственных возможностей представляет некий максимальный объём производства двух любых продуктов Кривая изображает некоторую границу

40 40 Особенности Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства в точке (W), расположенной вне кривой производственных возможностей Точка внутри кривой производственных возможностей (V) указывает на то, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом

41 41 Производственные отношения Социально-экономические Организационно-экономические Технико-экономические Формируют: Разделение труда Специализацию труда Кооперацию связей в производстве

42 42 Производительные ресурсы Вложения труда, капитала и природных ресурсов для производства товаров и услуг Основные формы Труд Капитал Природные ресурсы

43 43 Производительные ресурсы Труд Умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства товаров и услуг Капитал Средства производства, созданные людьми Природные ресурсы Всё, что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии, без обработки

44 44 Придумайте примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека изучения основ экономической науки.

Источник

Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть картинку Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Картинка про Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс

Что такое макроэкономика. Что изучает макроэкономика

Макроэкономика изучает темпы экономического роста, объемы производства, национальный доход, общий уровень цен, денежный оборот. Она занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы и кризисов.

Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, изучает его как единое целое.

Основными макроэкономическими индикаторами являются валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и валютный курс.

Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.

Отцом макроэкономики принято считать британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который в 1936 году опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней Кейнс впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» способна справляться с экономическими трудностями без вмешательства государства. С этого момента стали говорить о разделении науки на микро- и макроэкономику.

Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть картинку Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Картинка про Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 классДжон Мейнард Кейнс. Фото: National Portrait Gallery / Walter Stoneman

Что такое микроэкономика. Что изучает микроэкономика

Микроэкономика исследует принятие экономических решений людьми и фирмами. То есть микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а не функционирование экономики страны в целом.

Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены. Она изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов.

Микроэкономика стремится к динамике и росту. Она подчиняется принципу рыночной целесообразности.

Как связаны микроэкономика и макроэкономика

Оба раздела экономической теории одинаково важны с точки зрения науки и образования. Их невозможно разделить полностью, ведь макроэкономические процессы во многом инициируются решениями отдельных экономических агентов. А отдельные фирмы и домохозяйства принимают решения в определенной макроэкономической среде и зависят от нее.

Микроэкономика и макроэкономика. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо иметь общие представления об экономике как науке, а также о вопросах, которыми занимаются макроэкономика и микроэкономика. Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между ча­стя­ми эко­но­ми­че­ской науки и изу­ча­е­мы­ми проблемами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ЧАСТИ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ НАУКИ

Б) вза­и­мо­дей­ствие по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей на рынке то­ва­ров и услуг

B) экономический рост

Г) роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке

Д) эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния между потребителями

Задание 4
Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и ее разделами.

А) динамика валового внутреннего продукта

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах

Г) изменение курсов валют

Д) причины экономических кризисов

Источник

Понятие микроэкономики и макроэкономики: общие черты и различия

Определение экономики

Понятие «Экономика» произошло от греческого слова oikonomos (ойкономос), что означает «домоводство» или «ведение домашнего хозяйства. Впервые данное определение было употреблено Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.).

Экономика имеет различные толкования:

Макроэкономика и микроэкономика — что собой представляют

Макроэкономика

Макроэкономика — особая часть экономической теории, изучающая государственную и мировую экономики в целом и их функционирование.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основным показателем результатов макроэкономической деятельности является валовый национальный продукт (ВНП).

ВНП — денежный показатель, который включает в себя всю стоимость произведенных в экономике за определенный промежуток времени конечных товаров и услуг. ВНП обычно рассчитывают за год.

Для расчета ВНП считают всю добавленную стоимость проданной или непроданной текущей продукции, но исключают из данного показателя продажу подержанных товаров, непроизводственные сделки и промежуточные товары.

Добавленная стоимость — рыночная цена, установленная для произведенной фирмой продукции, не учитывающая стоимость приобретенных у поставщиков потребленных материалов и сырья.

Дополнительными параметрами макроэкономики являются:

Валовый внутренний продукт — показатель, учитывающий продукцию, произведенную на территории страны всеми субъектами экономических отношений, за исключением заграничных отделений и филиалов фирм. Отличается от ВНП на величину разницы между экспортом и импортом.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это валовый национальный продукт (ВНП), не учитывающий амортизационные отчисления на потребление капитала. Это та сумма конечной продукции и услуг, которая осталась для потребления после замены умершего капитала.

Национальный доход (НД) — совокупный доход, заработанный поставщиками ресурсов. НД рассчитывается путем вычитания косвенных налогов на бизнес из ЧНП.

Личный доход (ЛД) — выплаченный суммарный доход семей и индивидов до уплаты налогов. ЛД — фактически полученный доход, который получают путем прибавления суммы трансфертных платежей и вычитания взносов на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, нераспределенной прибыли корпораций из НД.

Располагаемый личный доход (РЛД) — ЛД после вычитания индивидуальных налогов граждан.

Микроэкономика

Микроэкономический анализ ориентирован на индивидуальные компоненты экономики.

Индивидуальный экономический компонент или субъект — простой элемент хозяйственной системы, который самостоятельно реализует собственные экономические функции и является цельным, то есть рассматривается в рамках этой системы единым целым.

Микроэкономический анализ изучает поведение фирм, домохозяйств, инвесторов, предприятий, собственников земель и т.д., то есть отдельных экономических субъектов:

Микроэкономика рассматривает, как принимает экономические решения отдельная фирма (производитель) и домохозяйство (потребитель или собственник экономических ресурсов).

Принятие экономических решений, то есть процесс выбора определенного варианта развития экономики, — основа жизнедеятельности всех экономических субъектов и всей экономики в целом.

Экономический субъект выбирает определенный вариант своей деятельности и считает его наилучшим в сравнении с другими вариантами (относительно своих возможных выгод). При этом теряется возможность реализации альтернатив.

Работая над реализацией выбранного варианта, субъект уже не сможет свои затраченные ресурсы направить на альтернативный вариант. Поэтому все возможные выгоды другого варианта будут недостижимы для экономического субъекта, то есть он терпит альтернативные издержки.

Альтернативные издержки — издержки упущенных возможностей, оценочная выгода от второго наилучшего варианта экономического действия.

Учет альтернативных издержек считается важнейшим принципом микроэкономического анализа. Например, принцип альтернативности положен в основу модели производственных возможностей, позволяющих проанализировать экономическое развитие с позиции ответа на вопросы «как, что и для кого» производить.

Субъекты микроэкономики могут выступать во многих качествах, например, фирма может быть одновременно и производителем, и потребителем, и инвестором, и собственником и т.д. Но микроэкономический анализ рассматривает фирму, как и другие экономические единицы, в каждом из ее качеств отдельно.

Показателями микроэкономики являются индивидуальные величины:

Особенности исследований, как взаимодействуют между собой

Происходящие экономические процессы имеют свои закономерности, которые исследуют с точки зрения разных теорий.

Позитивная экономическая теория изучает экономику на базе обобщенных и систематизированных данных, полученных на основе наблюдений, реального опыта, информационных данных о реальном положении процессов и объектов.

Нормативная экономическая теория строится на основе идеального образа функционирования объектов и процессов. Используется для построения теоретической системы.

Оба метода важны, и для создания эффективной экономической теории необходимо их применять в совокупности.

Экономическая теория включает в себя два раздела: макроэкономический и микроэкономический анализы.

Предметом изучения макроэкономики как раздела экономической теории являются закономерности общественного воспроизводства, а также условия установления общего экономического равновесия.

Общее экономическое равновесие — состояние экономики, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство спроса и предложения, и при этом ни один из субъектов не может улучшить свое благосостояние в сложившихся условиях.

Макроэкономическая теория изучает народное хозяйство в целом, как единую интегрированную систему, то есть все проблемы, связанные с совместной деятельностью огромного числа экономических объектов в рамках национальной экономики или экономики мира.

В микроэкономике предметом является отдельно взятый структурный элемент экономики. Он представляет собой относительно обособленную, самостоятельную экономическую единицу в экономической системе. В рамках общего макроэкономического взгляда на эту систему данный элемент не рассматривается отдельно и не несет важного значения, но он является системообразующим и основным ее звеном.

В рамках микроэкономического анализа рассматривают деятельность индивидуальных экономических субъектов: достижение ими собственных экономических задач через разработку, принятие и реализацию решений.

Микроэкономика, изучая отдельную единицу, также учитывает ее взаимодействие с другими единицами и рассматривает их особенную среду обитания — отрасли производства, рынки ресурсов и сбыта, организацию конкуренции. Она также исследует тот суммарный результат, который получит все общество в целом вследствие всеобщего взаимодействия экономических единиц.

Здесь микроэкономика неизбежно выходит из проблемы макроэкономики, следовательно, границы между этими двумя разделами экономической теории условны. В основе понимания макропроцессов лежит анализ поведения отдельных хозяйственных единиц.

Справочные материалы по макроэкономике включают в себя разделы микроэкономических основ исследования и методологические обоснования макроэкономических зависимостей.

И, наоборот, микроэкономические справочные материалы включают в себя темы из макроэкономики: роль государства в экономике отраслей, национальная экономика, спрос и предложение, эффективность рыночных систем, регулирование экономики и т.д.

Таким образом, макроэкономика и микроэкономика тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют единую науку. Оба раздела экономической теории для анализа экономических процессов применяют одинаковые методологические принципы.

Как связаны микроэкономика и макроэкономика, примеры

Макро- и микроэкономические процессы тесно взаимодействуют друг с другом и подчинены единой задаче — удовлетворение общественных потребностей путем исследования факторов и закономерностей экономического роста и применения их на практике.

Миллионы индивидуальных решений определяют общеэкономические тенденции. То есть люди стремятся получить максимальный эффект от взаимодействия друг с другом с целью улучшения благосостояния. Это взаимодействие является результатом макроэкономических событий.

С другой стороны, индивидуальные субъекты микроэкономики анализируют и учитывают макроэкономическую ситуацию для принятия собственных экономических решений.

Пример взаимосвязи микро- и макроэкономики

Экономическое развитие фирм напрямую зависит от элементов макроэкономических решений, например, от сбережений, инвестиций, потребительских расходов и т.д.

В свою очередь макроэкономический анализ имеет в своей основе простейшую модель из микроэкономики: кругооборот продуктов и доходов между фирмами, домашними хозяйствами.

Фирмы производят товары и услуги, пользуясь ресурсами, которые им предоставили домохозяйства: труд, предпринимательские способности, земля, капитал. Домохозяйства предоставляют ресурсы фирмам с целью удовлетворения собственных потребностей.

Взаимосвязи, возникающие между фирмами и домохозяйствами, постоянно повторяются и осуществляются посредством натурально-вещественной и денежной форм.

Равенство суммы доходов и продаж фирм домохозяйств является основным принципом модели данного кругооборота. Следовательно, заработанные в кругообороте доходы пропорциональны выпущенной продукции и валовому национальному продукту.

Чем отличается микроэкономика от макроэкономики

Уровень анализа экономических процессов является основным отличием микроэкономики от макроэкономики.

К примеру, данные отдельной фирмы о количестве устроенных или уволенных сотрудников, или о количестве произведенных продуктов, не позволят сделать выводы о положении дел общего объема выпуска в экономике страны или об уровне безработицы.

И, наоборот, изменение совокупного спроса не отражают действительности в изменении спроса отдельного домохозяйства на определенный товар или услугу.

Отличия микро- и макроэкономики:

Источник

Урок экономики на тему «Что такое экономика?». 9–10-й класс

Разделы: Экономика

Цель урока: объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить учащихся отличать их от неэкономических, изучить понятия микроэкономики и макроэкономики.

1. Введение

Ребята, вы учитесь в школе, изучаете многие предметы, знакомитесь с различными учебниками по этим предметам. Там рассказывается о природе, исторических событиях, о том как грамотно писать, сочинять, считать.

Вокруг только и говорят об экономке, словно в мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио, телевизор переполнены словами “экономическое положение”, “экономические трудности”.

Экономика – это о тебе, о твоей нынешней и будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о городе и т.д.

Благосостояние людей, их обеспечение всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики, от ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. И твое настоящее, и будущее также зависит от экономики.

Разве действительно все в нашей жизни есть экономика или то, что связано с экономикой? Ведь человеку больше всего нужно счастье, любовь, радость? Причем здесь экономика?

Вот скажем дома, в школе, на улице – где собственно эта экономика? Что это: деньги, могучие заводы? Многие люди считают, что экономика относится только к бизнесу и еще к рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь самые разные товары покупают в магазинах, а не на рынке. Выходит не так просто понять де собственно экономика, или она вся в ларьках или где-то спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой самой экономике.

2. Происхождение экономики

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен. Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом – экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее хозяйство еще остается, но основные средства существования людей создаются, производятся не дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях, одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в готовом виде. А вот название “экономика” осталось. Сейчас под экономикой понимают хозяйство в самом широком смысле этого слова. И домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и хозяйство города, даже целого государства – все это экономика. Экономика включает производство, строительство, транспорт, торговлю, обслуживание населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь покупать товары приходится за деньги.

3. Какую роль экономика играет в жизни людей?

С хозяйством, как хорошо известно, связаны большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы, ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям нужно брать на себя груз этих забот, заниматься хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может получиться. человек нужны определенные условия и среда существования, без которых невозможна сама жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и условия создает природа, окружающая нас естественная среда. Она дарит нам воздух, свет, тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств, жизненных благ, которые он получает от природы. Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все человечество не накормишь и в шкуры диких зверей всех людей не оденешь. В пещерах стало жить неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру. На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле лучше, удобней и безопасней. Греться можно у костра, но не будешь же все время разводить костер?

Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. людям нужна пища, одежда, жилье и т.д., чего не может им дать в нужном виде и в достаточном количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые непрерывно возрастают количественно, становятся разнообразнее, способна удовлетворить только экономика, хозяйственная деятельность. Таким образом, экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизни людей. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную “пирамиду потребностей”, которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

Услуга – действие приносящие пользу, помощь другим; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Есть блага и другого типа: например, воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много (река, озеро).

Они называются свободными или даровыми или неэкономическими, т.е. это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических благ или услуг очень просто: экономические – платные, неэкономические – бесплатные.

4. Почему и зачем люди участвуют в экономической деятельности?

Итак, мы уже знаем, что экономика призвана обеспечивать жизнь людей необходимыми им благами. Но эти блага, как известно, не падают с неба, их надо создавать, и производить. А производство благ требует участия людей, их труда. Многое в экономике приносят земля, растительный и животный мир, многое делают машины. Но без усилий со стороны людей, без их экономической деятельности невозможно получить, изготовить то, что требуется для жизни. Поэтому человек не может быть только потребителем экономических благ, он вынужден производить их, участвуя в экономической деятельности.

Что побуждает человека вкладывать в экономику собственный труд? Если человек сам создает то, что нужно ему и его семье, то он участвует в трудовой деятельности, чтобы произвести необходимые предметы, вещи, товары. Но чаще люди не производят, а покупают то, что им нужно. Увы, для этого нужны деньги, а их приходиться зарабатывать собственным трудом. Так что участие человека в экономической деятельности неизбежно. Понятно, что высказанное утверждение относится прежде всего к людям, которые способны трудиться, ведь малые дети, престарелые не могут участвовать в труде в полной мере.

Интересно, что многие люди приобщаются к трудовой, экономической деятельности не только ради производства нужных вещей и получения денег. Интересная, творческая деятельность приносит людям удовлетворение, многие испытывают внутреннюю потребность в ней.

5. Понятие экономики как науки

Таким образом, экономика – это общественная наука, изучающая поведение человека в условиях неограниченности потребностей и ограниченности ресурсов.

Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть картинку Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Картинка про Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс

Рис. Устройство экономики.

Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках, определяются решениями, которые принимают люди.

Вот почему экономика изучает не объективные процессы наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях.

Различают экономику семьи (экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей), экономику фирмы (экономические процессы, связанные с деятельностью организаций, производящих блага для продажи), экономику региона (экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей которые там живут), экономику рынков факторов производства товаров и услуг (экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм) и общеэкономические процессы (процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Смотреть картинку Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Картинка про Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс. Фото Что изучает микро и макроэкономика экономика 10 класс

6. Экономические объекты

Экономическими объектами называют объекты экономического назначения, то есть связанные с экономикой, производящие экономический продукт, товары и услуги. Наиболее важные экономические объекты – это предприятия, использующие разные экономические ресурсы, имеющие собственные средства производства, производящие значительное количество продукта, товаров. Предприятия, производящие товары одного вида, удовлетворяющие однородные потребности, образуют отрасли хозяйства. Обычно в любом городе и даже в селе представлены экономические объекты многих отраслей.

Промышленные предприятия заняты добычей и переработкой полезных ископаемых, производством самых различных материалов, созданием многих видов машин, инструментов. Они также производят продукты питания из сельскохозяйственного сырья, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения. Все, что производят предприятия промышленности, принято называть промышленной продукцией. Существует несколько миллионов видов промышленной продукции. Это разные виды топлива и энергии, химические вещества, строительные материалы, транспортные средства, оборудование для производства самых разнообразных вещей: холодильники, стиральные машины, мебель, медицинские приборы, телевизоры, радиоприемники и многое другое. Вооружение тоже производит промышленность, которую называют военной или оборонной.

Обычно промышленность сосредоточена в городах, так как на промышленных предприятиях работает много людей.

Еще одной важной отраслью экономики является строительство, назначения этой отрасли понятно из ее названия.

Сельское хозяйство – это выращивание растений и разведение животных для обеспечения потребностей людей в продуктах питания и в материалах для одежды, обуви в виде тканей, шерсти, кожи. Из самого названия отрасли ясно, что она тяготеет к сельской местности.

Предельно ясно, что экономика и люди не могут обойтись без транспорта, средств сообщения, связи.

И где бы ты ни жил, тебе и всем другим людям понадобятся объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.

В любом населенном пункте есть или, во всяком случае, должны быть объекты культуры, образования, охраны здоровья.

7. Контрольные вопросы

8. Задания

1. Учитель предлагает ученикам заполнить последние две колонки самостоятельно.

Жизненное событиеЭкономические процессы, связанные с ситуациейЭкономические объекты, с которыми связаны данные процессы
1.

Домашний обедДенежная оплата стоимости проезда

Приобретение завтрака, его купля-продажа

Труд по приготовлению пищиТранспортные средства, автобус, метро

Школьный буфет, касса

Средства приготовления пищи

2. Предложите учащимся прокомментировать выражение “Бесплатный сыр только в мышеловке”. Обсудите, является ли бесплатным благом – освещение улиц.

9. Домашнее задание

Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.

В качестве домашнего задания вы можете предложить учащимся придумать примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека (в том числе и простого обывателя) изучение основ экономической науки. Можно даже попросить школьников написать маленькое сочинение на эту тему. На следующем уроке следует обсудить и прокомментировать наиболее интересные варианты ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *