Что изучает методика профессионального обучения
Методика профессионального обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность методики профессионального обучения
Методика профессионального обучения – это определенный педагогический инструментарий, направленный на управление процессом успешного овладения учащимися системой профессиональных знаний в определенной области деятельности, основанный на их совместном эмоционально-интеллектуальном взаимодействии с педагогом.
Методика – это наука, занимающаяся изучением и разработкой эффективных методов обучения.
Методика профессионального обучения является одним из важнейших компонентов подготовки педагогов высшей школы.
Объект исследования методики профессионального обучения –образовательный процесс, организуемый и реализуемый в профессиональном учебном заведении.
Предметом методики профессионального обучения являются особенности и закономерности профессиональной деятельности педагога в процессе овладения им определенными знаниями, умениями и навыками в конкретной образовательной области.
Методика профессионального обучения решает ряд следующих задач:
Содержание методики профессионального обучения включает в себя:
Готовые работы на аналогичную тему
Обеспечение высоких результатов в профессиональной деятельности педагога достигается посредством овладения методическими знаниями. Они находятся в тесной взаимосвязи с методами и приемами данной деятельности, а кроме того с индивидуальными и типологическими особенностями педагогам, его профессиональной компетентностью, педагогическим и жизненным опытом. Выбор педагогом той или иной методики определяется особенностью преподавания конкретной учебной дисциплины. Помимо этого, выбор опирается на предварительное изучение истории и развитии данной области знания, а также смежных с нее наук. Подобранная методика должна обеспечить предоставление качественных образовательных услуг и полностью отвечать потребностям современного общества и государства.
Методические основы преподавания ряда дисциплин профессионального обучения
В настоящее время деятельность педагога состоит не только в преподавании своей учебной дисциплины, но и в разработке методической основы ее успешного преподавания. На основании чего возникают новые отрасли педагогического знания, которые представлены методикой преподавания различных учебных предметов, дисциплин и курсов.
Необходимо отметить, что основа преподавания любой из дисциплин профессионального обучения состоит в учете ее взаимосвязи с иными смежными научными областями. Например, в состав изучения курса математики, входит не только методика обучения математики, но и методика обучения геометрии, алгебре, арифметики и т.д. Это связано с тем, что она находится с ними в тесной взаимосвязи.
Методика профессионального обучения занимается изучением различных видов организационных форм взаимодействия между процессами преподавания и учения, на основании информации полученной в ходе изучения, осуществляется разработка наиболее оптимальных и эффективных систем педагогического воздействия. Все они находят свое выражение в содержании процесса обучения, а также в его дидактическом обеспечении.
Основными функциями методики профессионального обучения выступают:
Их основой выступают закономерные связи содержания обучения, преподавания и учения, а также разработка нормативных требований к их содержании.
Наибольшее значение для качественного построения методики профессионального обучения, как самостоятельной научной отрасли имеет связь с дидактикой и с той научной областью, основы которой являются общей теорией обучения, воспитания и образования. Помимо этого, дидактика, как общая теория воспитания, обучения и образования, выступает в качестве основной теоретической базы методики, методологии и общетеоретических положений.
Методика профессионального обучения основана на фундаментальных принципах воспитания и обучения, в связи с чем, она способствует максимальному раскрытию цели обучения каждой отдельной дисциплины, её значимости для общего развития учащихся, открытия закономерностей усвоения основных знаний, умений, навыков и получение опыта практической деятельности. Помимо этого, она способствует формированию жизненных принципов и убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие педагогического процесса на личность обучающегося.
Что изучает методика профессионального обучения?
Методика профессионального обучения, являясь отраслью профессиональной педагогики, раскрывает частные вопросы подготовки будущих рабочих. Подготовка в УНПО осуществляется по двум направлениям: теоретическое и профессиональное обучение. Теоретическое обучение предусматривает специальную и общетехническую подготовку. Методика профессионального обучения рассматривает закономерности усвоения знаний, формирования навыков и умений. Объектом методики профессионального обучения является процесс обучения основам наук; техники; технологии; формирования умений и навыков, входящих в круг будущей профессиональной деятельности. Предметом методики является деятельность преподавателя (мастера) по конструированию, применению и развитию специальных технологий, средств обучения с целью формирования у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Условно методику профессионального обучения можно разделить на методику теоретического и производственного обучения. Методика теоретического обучения больше ориентирована на формирование теоретических знаний и интеллектуальных умений, составляющих основу будущей профессиональной деятельности рабочего. Она раскрывает принципы, методы и средства обучения, организацию и методику проектирования и проведения разных типов уроков, учитывая особенности изучаемых теоретических дисциплин и предметов.
Методика производственного обучения ориентирована на формирование производственных умений и навыков. Она рассматривает процесс производственного обучения и его принципы; организационные формы и методы обучения; планирование, организацию и методику проведения занятий в учебных мастерских и на производстве. Методика производственного обучения также рассматривает вопросы организации и использования материальной базы. раскрывает вопросы оснащения мастерских в зависимости от профиля подготовки, рациональное размещение и использование имеющегося оборудования.
Методика профессионального обучения связана с педагогикой (закономерности процессов обучения, воспитания, развития учащихся), с психологией (особенности подросткового возраста, психологические основы усвоения знаний, формирования умений и навыков и т.д.), с физиологией (особенности рабочих движений, вопросы утомляемости и т.д.), с техническими и технологическими дисциплинами, которые представляют содержание профессионального обучения учащихся.
2. На основе каких документов строится содержание профессионального обучения?
Содержание профессионального обучения определяется на основе государственного образовательного стандарта и отражено в учебных планах, учебных и рабочих программах.
Закон РФ “Об образовании” трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. При разработке государственного стандарта профессионального образования принята двухуровневая концепция проектирования федерального компонента. На уровне федерального правительства принимаются основополагающие документы имеющие долгосрочный характер и определяющие стратегически важные параметры стандарта. Элементы государственного стандарта ориентированные на конкретные специальности принимаются на уровне Министерства образования и составляют второй уровень.
Перечень профессий утвержден 8 декабря 1999 года №1362 и является составной частью государственного образовательного стандарта. В него включены профессии, подготовка по которым осуществляется в УНПО. Перечень является нормативным документов федерального уровня, который содержит наименование профессий и основных специальностей рабочих и служащих с указанием ступеней квалификации, минимальных сроков получения начального профессионального образования для выпускников школ без получения или с получением среднего образования.
Учебный план является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта. Он определяет: продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул; полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, перечень обязательных экзаменов.
Так типовой учебный план для подготовки в профессиональных учебных заведениях рабочих широкого профиля по профессии станочник (специальности: токарь, фрезеровщик, сверловщик) включает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В общеобразовательную подготовку входят гуманитарный и естественно-научный циклы дисциплин. Профессиональная подготовка представлена общетехническим, отраслевым и профессиональным циклами дисциплин. В каждом цикле указаны дисциплины федерального и регионального компонентов. Также в плане имеется местный компонент, который определяется самим училищем с учетом его специфики.
Учебные программы по производственному обучению разрабатываются с учетом требований единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав
Педагог профессионального образования
Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин
1. Методика профессионального обучения – отрасль педагогической науки
Предметом курса является изучение методических закономерностей процесса профессионального обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту по специальности 050501 – «Профессиональное обучение» педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений.
Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обуче-ние по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производ-ственное обучение, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий, внедрении автоматизированных средств обучения и различных типов тренажерных комплексов.
Методика профессионального обучения – отрасль педагогической науки, тесно взаимосвязанная с другими дисциплинами. Она объединяет:
Из данной схемы следует, что методика объединяет знания, умения, навыки психо-лого-педагогических дисциплин и спецдициплин, связанных с конкретной профессией, ис-пользует общие психолого-педагогические положения с учетом целей и содержания кон-кретной профессиональной деятельности.
Методические умения – это способность выполнять деятельность, связанную с методикой проектирования, организации и контроля учебного процесса.
Существует несколько классификаций методических умений:
В зависимости от содержания методических задач:
— для реализации общеметодических задач
— для реализации задач частной методики
В зависимости от этапов методической деятельности
Методические умения планирования и организации учебной деятельности Методические умения осуществления учебной дея-тельности Методические умения проверки и контроля учебной деятельности
Первая группа методических умений связана с общими основами профессиональной дея-тельности педагога:
— Умение проводить анализ учебно-программной документации по подготовке специали-стов;
— Умение подбирать учебную литературу;
— Умение проводить методический анализ учебных занятий;
— Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала;
— Умение проектировать уроки теоретического и практического обучения;
— Умение разрабатывать различные формы организации учебной деятельности и т.п.
* Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения содержания учебного материала:
— Умение планировать систему уроков теоретического и практического обучения;
— Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания;
— Умение планировать учебно-производственные работы по профессии;
— Умение ставить цели и задачи урока на основе методического анализа учебного мате-риала;
— Умение применять методы теоретического и практического обучения;
* Третья группа методических умений связана с творческим применением ранее сформированных умений:
— Умение применять методические рекомендации и технологии и методики обучения на практике;
— Умение создавать вариативную методику обучения с учетом целей и реальных условий обучения;
— Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях:
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели и способа методической деятельности и выполнение ее по образцу, предложенному в методиче-ских рекомендациях.
Второй уровень применение имеющегося опыта методической деятельности в новых ситуа-циях, связанных с решением конкретных методических задач.
В соответствии с квалификационной характеристикой специальности 050501 «Профессиональ-ное обучение» педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнению сле-дующих видов профессионально-педагогической деятельности:
В связи с вышеперечисленными видами работ выделяются следующие функции педагога профессионального образования:
1. Гностическая функция – постоянно исследовать и изучать педагогический процесс.
2. Проектировочная функция – планировать и моделировать результаты своей деятельно-сти по организации учебного процесса.
3. Конструктивная функция – связана с разработкой педагогических технологий по реше-нию учебно-воспитательных задач.
4. Коммуникативная функция – установление связей и межличностных отношений педа-гога с учащимися и их родителями, способствующих достижению целей.
5. Организаторская функция – организация учебно-воспитательного процесса професси-онального обучения.
6. Контрольно-диагностическая функция – проверка, оценка и диагностика учебно-воспитательного процесса.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основная цель профессионального обучения связана с профессиональным становлени-ем и развитием личности, сопровождающихся овладением знаний, умений и навыков по кон-кретной профессии и специальности (т.е. это подготовка человека к профессиональной дея-тельности).
** Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, характерных для изучаемой профес-сии.
** Воспитание профессиональной культуры (включает в себя воспитание профессиональной этики, эстетики, культуры труда, трудовой дисциплины).
** Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности.
** Воспитание творческого отношения к труду (т.е. способность совершенствовать, изобре-тать, вносить рационализаторские предложения).
** Ознакомление с новейшими достижениями науки и техники в области выбранного профес-сионального направления.
Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего системой специальных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта. Профессия, как правило, объединяет ряд родственных специальностей.
Специализация – совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специаль-ности.
Специальность – педагог профессионального образования
Специализация – 1) эксплуатация и ремонт автомобиля и 2)обеспечение безопасности дорожно-го движения.
Квалификация – степень, уровень овладения профессией. Она может характеризоваться раз-рядом, классом, категорией.
Квалификационные характеристики разрабатываются на основе ЕТКС по соответствующим профессиям. В них указывается:
Наименование профессии (специальности).
Социально-экономическое и народохозяйственное значение профессии (т.е. ее характеристика, основные тенденции развития).
Производственно-технические условия труда (предметы и объекты труда, средства труда, тех-нологии, условия).
Содержание труда (трудовые функции, организация труда).
Требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду.
Уровень квалификации (разряд, класс, категория).
Психофизиологические особенности профессии.
права и обязанности работника;
необходимый объем знаний, умений, навыков;
профессионально значимые качества;
противопоказания по состоянию здоровья;
психограмма – это психологический портрет профессии.
Тип профессии и ее отраслевая принадлежность;
Уровень образования и категории квалификации;
Смежные специальности и профессии;
2. Подготовка кадров:
Форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров;
Уровень получаемой квалификации;
Перспективы профессионального роста и карьеры.
3. Характеристика ведущей деятельности:
Конкретные виды деятельности;
Типовые профессиональные задачи;
Профессионально важные качества;
Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.
5. Санитарно – гигиенические условия труда:
УРОВНИ, СТАДИИ И ПЕРИОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статьи 21-24) выделяются следующие виды профессионального образования:
* Профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной профессиональной рабо-ты. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учре-ждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных цехах на предприятии, имеющих соответству-ющие лицензии.
* Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного или среднего общего обра-зования. Данное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах).
* Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Организуется в образовательных учреждениях среднего профессионального обра-зования (колледжи, техникумы).
* Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов на базе среднего общего, начального и среднего специального образования. Мо-жет быть получено в учреждениях высшего профессионального образования (институты, уни-верситеты, академии). Лица имеющие среднее специальное профессиональное образование со-ответствующего профиля могут получать высшее профессиональное образование по сокращен-ным программам.
Таким образом, система профессионального образования предусматривает следующие уровни:
Среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы).
Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Послевузовское профессиональное образование (магистратуры, аспирантуры, докторантуры).
Дополнительное профессиональное образование (институты повышения квалификации).
Методика профессионального образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методика профессионального обучения как научная отрасль
Методика профессионального обучения – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием вопросов организации профессионального обучения и подготовки специалистов разных направлений деятельности и разработкой методов и технологий профессионального обучения.
Поскольку, методика профессионального обучения является научной отраслью, то она имеет объект и предмет исследования.
Объектом исследования методики профессионального обучения является процесс образования, реализуемый в учреждениях профессионального обучения и ориентированный на подготовку специалистов, профессионалов в разных сферах и направлениях деятельности.
Предметом исследования методики профессионального обучения выступают основы профессионального обучения и методика преподавания профессиональных знаний и навыков.
Овладение методикой профессионального обучения необходимо каждому педагогу, работающему в системе профессионального образования. Она содержит методические основы организации процесса профессионального обучения, определяет закономерности его реализации и принципы построения преподавания в системе среднего профессионального и высшего образования.
Методика профессионального обучения является не только отраслью педагогики, но и учебной дисциплиной, включенной в программу профессионального обучения педагогов. Ее освоение ориентировано на подготовку педагогов к работе в системе профессионального образования. Педагог осваивает способы организации педагогического процесса в системе профессионального образования, принципы его функционирования и методологию деятельности педагога в части построения взаимодействия со всеми участниками процесса профессионального обучения.
Методика профессионального обучения, как научная отрасль, базируется на «трех китах»:
Готовые работы на аналогичную тему
Ответы на данные вопросы и составляют методику профессионального обучения. Она отражает возможности эффективной организации профессионального обучения с минимальными ресурсными затратами.
Методика профессионального обучения занимается исследованием факторов, которые оказывают воздействие на качество профессионального образования и повышают его эффективность.
Субъектами методики профессионального обучения выступают педагоги и учащиеся, ориентированные на получение педагогического профессионального образования. Субъекты занимаются разработкой методических основ профессионального обучения.
Особенности методики профессионального образования
Методика профессионального образования является научной отраслью педагогик. Именно этим и обусловлены ее особенности, которые отличают данную методику от общей методики преподавания.
Основными особенностями методики профессионального образования являются:
Методическая деятельность педагога
Методическая деятельность – это вид профессиональной педагогической деятельности, связанной с разработкой основ профессионального обучения, закономерностей организации педагогического процесса в системе профессионального образования.
Методическая деятельность нацелена на обслуживание практики обучения. Она связана с разработкой основ формирования профессиональных знаний и навыков. В этой связи, предметом методической деятельности выступают приемы, способы, методы регулирования процесса получения знаний и формирования навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности.
Педагоги занимаются методическими разработками и их внедрением в педагогическую практику.
В результате методической деятельности осуществляется:
Методика профессионального обучения. Связь методики профессионального обучения с другими науками.
Перспективы развития методики профессионального обучения.
Чтобы представить современную модель методического знания в профессиональной деятельности педагога необходимо в первую очередь обратиться к истории развития МПО. Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Уже к 1800 г. Было создано около 70 учебно – методических пособий.
С 1846 г. появляются первые научно – обоснованные программы производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров Василия Петровича Маркова и Дмитрия Константиновича Советкина стали основой системы производственного обучения.
В настоящее время развития методики профессионального обучения происходит по двум направлениям:
— Направление развития методики производственного обучения. На ее основе сформировалась теория профессионального обучения.
— Относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания технических дисциплин: электротехники, черчения, технической механики и прочих.
Методики преподавания технических дисциплин по своему научному уровню еще далеки от методик преподавания общеобразовательных и естественнонаучных предметов ( русского языка, математики, физики).
Дисциплина методики профессионального обучения (МПО), занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются важной часть деятельности преподавателя, они тесно связаны с приемами, способами и с личностью самого педагога и его творчеством.
Как будет происходить дальнейшие развитие МПО (методики профессионального обучения)?
Технологии облучения: это средства и методы воспроизведения обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Технология обучения состоит из нескольких частей:предписаний способов деятельности (дидактические процессы),условий, в которых эта деятельность должна воплощаться,средства осуществления этой деятельности.
В центре внимания педагогической науки лежит – создание личностно – ориентированных технологий обучения. Поэтому разработка технологии обучения преподавателем это творческих процесс, направленный на всестороннее развитие личности, состоящий в обеспечивающих реализацию целей и возможностей.
Основные понятия методики профессионального обучения. Методическая терминология.
Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и особенно её теоретического осмысления, обоснования, играет система понятий и соотносимых с ними терминов.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляется человеком, как формирование понятий и связей.
Термин – слово и словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие или совокупность понятий.
Как и в любой науке, в методике профессионального обучения её основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету, и в то же время показателем уровня её развития.
Построение научного знания всегда начинается с введения точных определений.
При упорядовачинии понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения может быть предложено несколько оснований для классификации.
Классификация по источникам формирования.
К ней относят пришедшие в методику из базовых наук – дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др.
Они используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету.
Понятия и термины, позаимствованные методикой из словаря преподаваемой науки, т.е. те из технических наук, а также их смежных с ними: физики, математики и др.
Собственно методические термины.
Подразделяются на 4 подгруппы:
Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий.
Название методов, методических приёмов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам.
В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. Одни термины возникли в результате становления методической практики, например: «технический диктант», другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и др.
Практические методы.
Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения общетехнических и специальных предметов – формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражнения так же являются эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся. Всё разнообразие упражнений можно свести к трём основным типам: репродуктивные, творческие, поисковые.
Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это, в основном, задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. Типичный пример – разбор и выполнение чертежей, схем и графиков.
Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащийся использует полученные знания и умения в различных комбинациях, учится самостоятельно оригинальные решения поставленных задач, приобретает умение решать субъективно новые для него проблемы. Одними из типичных творческих упражнений являются решения продуктивных задач:
— на сравнение и оценку;
— на определение зависимостей;
— на объяснение явлений;
Поисковые упражнения. Это тоже упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:
Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.
Интерактивные подходы
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
9.Понятие формы организации обучения. Урок, как основная форма обучения в системе общего и профессионального образования.
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго научными, но позволяют несколько упорядочить разнообразие форм обучения.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.
Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.
Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий
Урок имеет следующие особенности:
— является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;
— каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;
— в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;
— посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;
— является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;
— совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;
— способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся
Особенности современного урока :
Основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности урока:
Обычно в организационную часть входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части- создать рабочую обстановку на уроке.
Проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
Проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
Осуществляется в форме сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.
В эту часть урока входит объяснение сущности задания, и, если нужно, методики его выполнения.
6. Закрепление нового материала урока.
Лекция – (в переводе с латинского «чтение») вид прямой коммуникации между лектором и студентом. Лекция – логически стройное систематизированное изложение учебного материала в последовательной, ясной, доступной форме. В лекции делается акцент на реализацию главных идей и направлений в изучении дисциплины, дается установка на последующую самостоятельную работу.
Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:
– информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний);
– ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);
– методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования);
– мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению);
– воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем);
– развивающую (состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентируется больше не на память, а на развитие мышления, речи, специальных способностей и т.д.);
— познавательную (выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем).
Для лекции характерны:
– большой объем учебного материала,
– фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений;
– описание понятийного аппарата конкретной научной области, ее методологии,
– анализ и научная оценка состояния и развития теории и практики,
– обоснование значимости изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов.
На лекции преподаватель рассматривает наиболее значимые проблемы, спорные и неисследованные вопросы. Преподаватель может проводить более сложные виды лекций, например, лекции-дискуссии, лекция-провокация, лекция-пресс конференция.
Классификации современной вузовской лекции
1)Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, предлагается основная и дополнительная литература.
2)Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель – помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса.
3)Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель – систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал.
4)Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается.
5)Заключительная (итоговая) лекция подводит ИТОГИ изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса.
По способам подачи учебного материала лекции разделяются на информационные; проблемные; лекции-дискуссии; лекции-визуализации, включая лекцию с компьютерным сопровождением; лекции-консультации.
1)Проблемная лекция. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, ключевые для темы вопросы. Студенты приглашаются для размышлений и поиску ответов на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию их аналитического мышления, умений вести дискуссию.
2)Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение.
Методика профессионального обучения. Связь методики профессионального обучения с другими науками.
Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов. Методические знания профессиональной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения тесно связаны с приёмами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.
Современные методисты опираются на наследие Фёдора Ивановича Буслаева, Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого, Дмитрия Ивановича Тихомирова, Александра Матвеевича Пешковского, Василия Алексеевича Добромыслова и других ведущих учёных.
Велик интерес к методическим поискам и в первые годы становления школы, после революции 1917 года. В 20-ые годы зарождалось творчество таких блестящих методистов: Константина Борисовича Бархина, Петра Онисимовича Афанасьева, Михаила Витальевича Ушакова, Алексея Васильевича Текучева, Марии Александровны Рыбниковой и других.
Многое сделали для дальнейшего развития методики Aнтон Семёнович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Павел Петрович Блонский, Bалентина Николаевна Шацкая, Василий Александрович Сухомлинский и др.
Однако и сегодня некоторые педагоги и учёные высказывают мнение, что методика преподавания того или иного предмета, в том числе и профессионального образования, не столько наука, сколько искусство, так как, уверяют они, успех преподавания определяется личностными способностями преподавателя, экономиста-педагога, мастера производственного обучения, отсутствие которых не возмещается знанием методики, нужны лишь знания самого предмета, любовь к нему, а педагогический опыт, талант, обеспечат высокое качество преподавания.
Традиционно методика рассматривалась как практическая прикладная наука, но сегодня её прикладные области опираются на теоретический фундамент и межпредметные связи с другими науками и отраслями наук.
Систему методических наук составляют следующие направления:
4. Культурно-просветительная, военная педагогика, детских и юношеских организаций, семейного воспитания, исправительно- трудовая;
Важной остаётся на современном этапе развития общества связь методики любого предмета с общественными науками, особенно в последние два десятилетия, в период упадка, кризиса социально- экономического развития страны, нравственного и трудового воспитания.
Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и методической деятельности педагога-методиста.
Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную, познавательную) деятельность учащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами деятельности педагога- предметника являются: подготовленные к выполнению различных видов деятельности учащиеся, сформированная у них система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.
Преподаватель-методист организует процесс взаимодействия деятельности преподавателя и учащихся, в ходе формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения, в широком смысле, оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие множество взаимосвязанных и взаимообусловленных форм и методов, благодаря которым происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.
Одной из важнейших проблем сегодня остаётся профессиональное формирование личности, т.е. готовности человека к профессионально-производственной деятельности, отвечающей как потребностям общества, так и индивидуальным стремлениям. Остро встаёт такая социальная проблема научного управления профессиональным становлением молодёжи, как обученность способам осуществления профессиональных функций, сформированность у личности положительного отношения к предстоящему высокопроизводительному труду, к перспективам развития данной профессии, к возможности самосовершенствования.
Именно системе профессионального образования, включая все её ступени, принадлежит основная роль в формировании у подростка профессиональной способности, готовности постоянно следовать за быстро изменяющимися требованиями профессии.