Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Лингвистика как наука: понятие, разделы, историческая справка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Лингвистика, языкознание, языковеденье… Все эти термины обозначают одну и ту же науку, которая стала предметом нашей статьи.

Тема обширна, ведь речь идет об одном из древнейших направлений человеческой мысли, берущем своё начало в древних философских изысканиях.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Сегодня поговорим об определении лингвистики, её предмете, разделах и внутренней классификации.

Лингвистика — это.

Исконно русскими словами для обозначения интересующей нас науки стали языкознание и языковедение. Значение этих слов читается без дополнительных трактовок, ведь, с точки зрения смысла, понятия абсолютно прозрачны.

Оба представленных термина – по сути, кальки с латинского первоисточника – термина лингвистика. Происходит слово от корня lingua, что переводится как «язык». Таким образом, получаем очевидное определение:

Лингвистика – это наука о языке.

На первый взгляд (и на второй, кстати, тоже), картина ясна. Однако вокруг термина за годы его активного использования на русском грунте оформился устойчивый миф.

Он гласит, что языковед (или филолог) – специалист в русском (либо другом родном) языке, а лингвист, в свою очередь, изучает языки иностранные. Следующая степень заблуждения – считать лингвистами полиглотов. Ни то ни другое мнение ничего общего с действительностью не имеют.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

На самом деле лингвистика – это наука, которая изучает:

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Лингвисты интересуются как живыми, так и мертвыми языками. Как естественными, так и искусственными. Исключений нет. Всё это – предмет языковедения.

Разделы лингвистики

Все мы в школе слышали о таких разделах языкознания, как фонетика, морфология, синтаксис… Если так ответить о членении языковой науки, это не будет ошибкой. Однако на академическом уровне лингвистика имеет более крупную классификацию.

Её высшими уровнями стали:

Разумеется, это не жестко обособленные сферы. В большинстве исследований ученые используют методы если не всех, то 2х — 3х разделов.

Эпоха чистой теоретической лингвистики – в прошлом. Сегодня ставится акцент на прикладном аспекте.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Чтобы углубиться в дальнейшую классификацию, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Теоретическое языкознание

Лингвистика в теоретическом проявлении базируется на исследовании и выведении законов языка. Ученые, которые специализируются в этом направлении, формулируют теории.

Нормативная лингвистика также называется предписательной или прескриптивной, поскольку указывает пользователю, как написать / сказать будет правильно.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

В зависимости от универсальности / частности предмета изучения выделяют:

Для частного языковеденья характерны более конкретные названия. К примеру, изучение русского языка называют русистикой, китайского – китаистикой. Есть варианты и для групп: славистика для славянских языков, германистика для германских…).

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Внутри теоретической лингвистики вычленяют знакомые многим разделы:

Практическая лингвистика

Трудно назвать практическую лингвистику единой системой. Это скорее совокупность различных видов языковой и околоязыковой деятельности человека.

Самыми крупными стали такие направления:

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Прикладная лингвистика

В большинстве аспектов повторяет то, что представлено в практической лингвистике. Однако описывает это с точки зрения теории.

Ключевые векторы:

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Эмпирическое языкознание строится на применении крупного набора методик. Описывать их в рамках ненаучного текста нет смысла.

Такова на первый взгляд эта особая наука – лингвистика. Надеемся, что описание её предмета и разделов пролило свет на эту глубинную отрасль человеческих знаний.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Лингвистика — интересная наука. На первый взгляд так не кажется, но посредством изучения языка можно проследить историю развития и происхождение человечества. Однако это актуально только для ученых, для обычных граждан изучение этой темы не должно идти дальше прикладных понятий.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Лингвистика и её разделы» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЛИНГВИСТИКА – это наука о языке.

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни. Каждый уровень языка изучается особым разделом лингвистики.

Лингвистика состоит из разделов.

Давайте рассмотрим картинку и подумаем, что изучает фонетика. А графика? Фонетика Графика

А что же изучают морфемика и словообразование? Морфемика Словообразование

Орфография Что же изучает орфография? Подумайте, как орфография связана с фонетикой и морфемикой. Кстати, очень хорошая книга! 

Рассмотрим картинки. Что же изучает лексикология? Лексикология

Рассмотрим картинки. Что изучает синтаксис? А пунктуация? Как связаны эти разделы языка? Синтаксис Пунктуация

Морфология Что изучает морфология? Подумайте, как она связана с синтаксисом. А что такое грамматика?

Что общего между именем существительным и именем прилагательным? Что вы знаете о существительном и прилагательном как о частях речи?

Итог урока 1. О каких разделах науки о языке мы сегодня поговорили? 2. Какие разделы лингвистики, о которых не шла речь на уроке, есть на картинке? Что они изучают? 3. Докажите, что разделы лингвистики связаны друг с другом.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Номер материала: ДБ-1165308

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лингвистика

Лингвистика

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Морфология
Синтаксис
Семантика
Лексическая семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Письменность
Дешифровка
Типология
Эволюционная лингвистика
Сравнительно-историческое
языкознание
Этимология
Стилистика
История лингвистики
Список лингвистов
Языки мира
Нерешённые проблемы

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.

Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Содержание

Предмет лингвистики

Лингвистика в гносеологическом аспекте

Субъект и объект лингвистики

Разделы лингвистики

Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:

Теоретическая лингвистика

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Практическая лингвистика

Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.

Эмпирическая лингвистика

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:

Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.

Одноязычная и сравнительная лингвистика

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Внешняя и внутренняя лингвистика

Лингвистика языка и лингвистика речи

Статическая и динамическая лингвистика

Общая лингвистика

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

Лингвистика и смежные области знания

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:

Лингвистическая экзотика

Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.

Лингвистическая терминология

Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.

История лингвистики

В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

Источник

Что изучает лингвистика?

Что изучает лингвистика в русском языке 5 класс

Лингвистика как отдельная наука

Слово «лингвистика» можно перевести на русский язык как «языкознание». В корне латинского слова есть lingua, то есть язык. Этот термин в схожем звучании есть во многих других языках. Например, английском (Linguistics), испанском (Linguistica), французском (Linguistique) и означает то же самое.

Лингвистика это наука о языке в целом как об основном средстве коммуникации между людьми. Задача лингвиста не только выучить язык, но, главное, объяснить принципы его устройства, выявить как его особенности: произношение, грамматика, алфавит влияют на людей и общество, которые на нем говорят.

В языкознании используются несколько методов исследования :

Внутренняя структура лингвистики

Лингвистика довольно сложная наука. Она включает в себя несколько направлений. Мы приведем самую распространенную классификацию лингвистики :

Эта отрасль предполагает выявление и изучение закономерностей, которые характеризуют язык. Например, путем наблюдения или статистики лингвист выясняет, что в русском языке в слове «договор» ударение нужно ставить на третью гласную «о». На основе этой простой закономерности лингвист формулирует правило: во множественном числе нужно писать «договоры», потому что смещение ударения на последнюю гласную в слове «договора» может нарушать законы языка.

Специфика прикладной лингвистики состоит в адаптации теоретических концепций к действительности. Например, в Исландии языковая политика крайне консервативна: для того чтобы в повседневной жизни использовать новые имена, необходимо их утверждение специальной комиссией. Также в Исландии существуют специальные учреждения, которые находят ближайшие соответствия иностранным терминам в исландском языке для того, чтобы в повседневной речи жители страны использовали именно слова национального происхождения.

Этот вид лингвистики проверяет «совместимость» теоретических концепций и гипотез с социальной действительностью посредством экспериментов. Таким образом, доказывается или опровергается их «совместимость». Например, недавно российские языковеды выяснили, что слово «кофе» можно употреблять не только в мужском, но и в среднем роде. Ряд специалистов объясняют данный факт так: современному обозначению напитка предшествовало название «кофие» среднего рода. Новая норма рассматривается как отсылка к историческому прошлому.

Изучает конкретные языки, которые объединены в родственные группы: романские, славянские, германские и т.д.

Многие по‑прежнему думают, что современные лингвисты это то ли составители учебников, то ли полиглоты и переводчики. Однако на самом деле это совсем не так. Современная лингвистика расширяет границы своих интересов всё больше и больше, сливается с другими науками и проникает почти во все сферы нашей жизни — хотя бы потому, что объект её изучения находится повсюду.

Рассмотрим направления современной лингвистики:

Когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика — это направление, находящееся на стыке языкознания и психологии и занимающееся изучением связи между языком и сознанием человека.

Компьютерная лингвистика. Компьютерная лингвистика занимается автоматическим анализом естественного языка. Проще говоря, «окей, гугл», и поиск по новостям Вконтакте, и словарь Т9 — это всё плоды работы компьютерной лингвистики.

Социолингвистика. Социолингвистика изучает взаимосвязь языка и социума.

Таким образом, лингвистика является важной и быстро развивающейся наукой, которая не только выявляет закономерности развития языка, но и делает наше пребывание в компьютерной среде более комфортным.

Источник

Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока в 5 классе по теме: «Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение».

!Опережающее задание для двух учеников: сообщение о толковых словарях, авторах словарей (учащиеся заранее находят информацию о существующих словарях, выстраивают свое сообщение по своему плану).

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация

И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

Чтобы определить тему, послушайте стихотворение:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

Это только первая часть нашей темы.

А теперь посмотрите на доску:

С..деть на стуле – с..деть к старости

Прим..рять платье – прим..рять врагов

Пол..скать белье – пол..скать ребенка

Обсудите в парах данные словосочетания и вставьте пропущенные буквы. (Работают в парах)

Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова? подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

— Как же будет звучать тема нашего урока? (Слово, его лексическое и грамматическое значения). Откройте тетради и запишите число и тему урока

Определение целей урока

— А теперь поставим цели нашего урока:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

4. Узнавать новые слова и их значения. Уметь строить с ними предложения…

— Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

«Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как вы понимаете эти слова?

Как же верно назвать всё множество слов?

Какой раздел русского языка изучает слово?

Если ребята не отвечают на какие-то вопросы, то спрашиваем: Откуда мы можем с вами это узнать? (Из учебника).

Давайте самостоятельно прочитаем параграф 64 (С. 149-151). Я попрошу вас делать в ходе чтения пометки в тексте ( прием «Инсерт»):

? – эта информация для меня не понятна, остались вопросы.

После чтения текста беседа:

— Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология).

Итак, что мы знаем о слове?

слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

слово имеет лексическое и грамматическое значение

А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

Давайте прочитаем текст упр. 327.

Обсуждаем основную мысль текста. Предлагаем заголовки. Обсуждаем. Выбираем самые (-ый) успешные (-ый).

Почему же даже в самых полных словарях отмечаются далеко не все слова? С чем это может быть связано?

Верно, лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь.

Посмотрите, пожалуйста, на упр. 336. Сходятся ли ваши мысли по поводу обогащения речи с мыслями писателя Горького?

А если вы не будете знать значения какого-либо слова, как вы поступите? (Обратимся к словарю).

Давайте узнаем, к каким словарям вы может обратиться за помощью, справкой.

Послушаем выступление ребят о существующих толковых словарях, которыми вы можете пользоваться.

Выставка словарей. Краткая характеристика.

Узнали ли вы что-то полезное и интересное для себя?

Выполнение упражнения с использованием толкового словаря

Ребята, а почему существует такое высказывание французского писателя и критика Анатоля Франса: «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке»? Чтобы быстро и легко найти нужное слово в словаре, мы должны хорошо знать алфавит.

Чему мы научились при выполнении этого упражнения?

Расскажите, как выглядит словарная статья в словаре? Какие сведения содержит? Чем может быть полезен для вас толковый словарь?

Вы указали, что в словарной статье дается пример. А для чего?

Можно ли составить такие словосочетания: большой великан, юный мальчик, гигантская громада? Почему? Обсудите в парах. (Нужно учитывать ЛЗ и обращать внимание на примеры, данные в словарных статьях).

Оцените свою работу.

Значение ли каждого слова вам необходимо смотреть в словаре? Конечно, нет. Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова ДРУЖБА.

Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.

Дружба- это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Как же ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно и под рукой нет словаря? Обсудите в парах и представьте свои идеи. Докажите на примерах.

Теперь давайте проверим себя по учебнику. С. 152. Прочитайте и скажите, правы ли мы были.

Кто считает, что справился полностью? Кто справился не полностью?

Посмотрите, пожалуйста, на те слова, значение которых вы записали недавно в свои тетради. Может ли еще какое-либо слово или слова иметь абсолютно такое же значение? Верно, лексическое значение уникально.

Взгляните на слова:

Берёза, бабушка, ёлка, доска.

Это грамматическое значение слов. (Если не называют, возвращаемся к теме урока, спрашиваем, о каком значении мы еще сегодня подробно не поговорили).

Как вы думаете, для чего важно грамматическое значение слова? ( Чтобы правильно строить словосочетания, предложения, тексты).

Интересно, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю, чтобы точнее ответить на этот вопрос, решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской

Текст сказки есть на каждой парте.

Чтение сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
— Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
—Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
—Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
—Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Понимаете ли о чем речь? Давайте предположим, какие части речи здесь могут быть представлены?

имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

Назовите однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

-Ребята, о ком же этот текст? ( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их устно: форма, масса, характер.
— Как могли бы перевести название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

Какой вывод можно сделать? Для чего же нужно ЛЗ, для чего ГЗ. Что важнее? (для понимания текста важно ЛЗ, а для построения предложений, текстов, связи в них слов важно ГЗ).

Подведение итогов урока:

С каким разделом лингвистики мы познакомились сегодня? Что изучали на уроке? Что было для вас новым? Интересным? Открыли ли для себя что-то новое?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Поднимите руки те, кто считает, что справился абсолютно со всем сегодня.

Кто справился не со всеми заданиями?

Кто не понял совсем ничего?

Кому было интересно?

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне было непонятным….

Захотел узнать больше о…

Дифференцированное домашнее задание:

Для всех по вариантам (6 вариантов) выпишите из толкового словаря лексическое значение слов:

1 вариант компания и кампания

2 вариант невежа и невежда

3 вариант землистый и земельный

4 вариант понятный и понятливый

5вариант песочный и песчаный

6 вариант бережный и бережливый

Составьте с данными словами предложения.

составить свой словарик из 3-5 неизвестных ранее слов разных частей речи//

Первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля вышло в 1863-1866 гг. Словарь В.И. Даля содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий. В основу словаря был положен живой народный язык с его областными видоизменениями. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел. Особенность его состоит в том, что он не является нормативным. В нормативных словарях предусматриваются отбор и стилистическая характеристика лексики. Даль же не стремился отбирать лексику, а включал в словарь все известные ему слова, не снабжая их стилистическими пометами: он полагал, что не должен навязывать носителю языка стилистические оценки

Начало работы над словарём относится к 20-м гг., когда русский язык претерпевал изменения: появлялись новые слова, развивались новые значения, многие слова выходили из оборота, старели, работа над словарём велась более десяти лет. В четырёхтомном словаре описано свыше 85 000 слов. В четвёртом томе в качестве приложения дан список слов, по каким-либо причинам не вошедших в словарь. Этот словарь новаторский во всех отношениях. В него вошла лексика различных сфер употребления: диалектные и просторечные слова, профессиональные и специальные термины, устаревшая лексика, новые слова. Словарь не ограничивался лишь толкованием слов, а давал сведения об их правильном произношении, написании, этимологии, сообщал грамматическую и стилистическую информацию.

Однотомный словарь в компактном виде представляет тот актуальный лексико-фразеологический фонд языка, который является общим для его носителей. Перед автором словаря встала задача ограничения словника, за пределами словаря осталась профессиональная лексика, областные слова, «некоторые грамматические разряды слов, если они принадлежат к числу легко образуемых производных слов

Словарь современного русского языка: В 17 т. (М.; Л., 1948-1965) – БАС

В 1937 г. Президиум АН СССР принял постановление о прекращении работы над «Словарём русского языка» шахматовской редакции и о начале нового лексикографического издания. В подготовке нового словаря принимали участие: С. П. Обнорский, О. О. Советов, И. А. Фалев, В. И. Чернышёв, Е. С. Истрина. Выпуск первого тома был намечен на конец 1941 г. Но Великая Отечественная война и блокада Ленинграда прервала процесс подготовки словаря почти на пять лет. Первый том вышел в свет только в 1948 г. Задуманный словарь должен был быть достаточно полным. Не являясь тезаурусом, он ориентировался на включение лексического богатства только литературного русского языка как средства национального общения. БАС охватывал словарный запас русского литературного языка с конца XVIII в. до его современного состояния с упором на развитие языка, начиная с пушкинской поры до времени создания словаря.

Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. – МАС

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *