Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

§ 3. Лексика и фразеология

Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

Что изучается в лексике?

Что изучается во фразеологии?

Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?

Что такое синонимы? антонимы?

Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).

13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Туман и..чезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог. облитые мя..ким солнечным светом, радос(?)но топо́рщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь во..поминание.

Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного 3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю 1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя 1 Марья.

15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.

Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва.

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

        Не позволяй душе лениться!
        Чтоб в ступе воду не толочь,
        Душа обязана трудиться
        И день и ночь, и день и ночь!
        Не разрешай ей спать в постели
        При свете утренней звезды,
        Держи лентяйку в чёрном теле
        И не снимай с неё узды!
        Коль дать ей вздумаешь поблажку,
        Освобождая от работ,
        Она последнюю рубашку
        С тебя без жалости сорвёт.

    Источник

    § 79. Лексика и фразеология

    Лексикология — раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав языка.

    Фразеология — раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы?

    Чем отличается лексическое значение от грамматического?

    Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?

    Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?

    Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская483. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Что объеди- няет разные значения выделенных многозначных слов? Составьте словосочетания с этими словами, употребив их в названных вами значениях. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    Свежая струя проб..жала (по)моему лицу. Я открыл глаза: утро начинал..сь. Ещё н..где (не)румянил..сь з..ря но уже забелелось 3 на восток. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. (Бледно)серое небо св..тлело холодело с..нело; звёзды то м..гали слаб..м светом то исч..зали; отсырела земля запотели 3 листья, (кое)где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пош..л бродить и порхать над землёю.

    484. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите нераспространённые предложения. Укажите слова, которые не являются общеупотребительными.

    Шла весна. С..льнее пр..гревало солнце. На южных склонах бугров 1 потаял снег и рыжая от прошлогодн..й травы земля в (пол)день уже покрывалась прозрач(?)ной сиреневой дымкой и..парений. 4 Обн..жилась зябь. С брош..нных зимних дорог грачи перекоч..вали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, (до)верху напита(н, нн)ый влагой; (от)туда всё ещё сурово ве..ло холодом но уже тонко и певуч.. звенели в ярах* под снегом (не)видимые глазу вешние ручейки, и совсем (по)весеннему, чуть пр..метно и нежно зазеленели 2 в перелесках стволы т..полей.

    Источник

    Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

    Повторить понятия о лексике и фразеологии как разделах русского языка. Закрепить знания учащихся о группах слов в лексике, фразеологических единицах русского языка.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова»

    Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика и фразеология»

    Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

    Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

    Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

    Тип урока – урок-повторение изученного материала.

    1. Организационный момент (2 мин.)

    2. Слово учителя (3 мин.)

    Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

    Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

    У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.

    Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

    — В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

    Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

    1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

    2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

    3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

    4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

    5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

    6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

    7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

    8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

    9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

    10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

    11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

    12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

    Город Бухта Многозначности

    Задание 2. Одно к трём.

    -Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

    Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

    1. Подушка, характер, требования (мягкий)

    2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

    3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

    4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

    5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)

    6. Знаток, город, перемена. (большой)

    7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

    большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

    Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)

    Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

    3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

    4. Ящик, человек, надежда- крепкий

    6. Время, копия, наука. – точный

    7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный

    черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

    — Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:

    1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

    2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

    .3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

    4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

    5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

    -Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:

    1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

    3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

    4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

    5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

    6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

    7.Собачья конура. (Кошкин дом)

    8.Солнечный принц. (Снежная королева)

    9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

    Задание 6. Синонимы.

    Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

    Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

    В театре за актом следует акт,

    А между ними нужен… (антракт)

    На время дело прекратив,

    Вдруг объявили … (перерыв)

    В поле пахарь устал слишком,

    Нужно сделать … (передышку)

    После урока непременно

    Нужна ребятам … (перемена)

    Ответ: Эти слова называются синонимы.

    Итоги раздела Лексика

    Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

    Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

    Отправляемся в следующий город:

    -Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

    Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

    Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

    Золотое кольцо – золотые руки.

    Железная деталь – железный характер.

    Медвежья услуга – медвежья шкура.

    Волчий хвост – волчий взгляд.

    Черный цвет – черные мысли.

    А теперь нам необходимо отправляться дальше.

    Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

    После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.

    1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

    2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

    3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

    4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

    Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)

    На руках носить Держать в ежовых рукавицах

    Держать ухо востро Ворон считать

    Сидеть сложа руки Не покладая рук работать

    От рук отбиться В руки взять

    Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами

    Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

    Подобрать начала к пословицам.

    Бедному одеться… Без муки… Без шума…

    Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

    Без муки нет и науки

    Без шума драки не бывает

    Береги хлеб для еды, а деньги для беды

    Был бы хлеб, а мыши будут.

    Век живи, век учись

    А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

    Рис. 1- как две капли воды.

    Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

    Рис.3 – море по колено.

    Рис.4 – мухи не обидит.

    Рис.5 – водить занос.

    Рис.6 – сесть на шею.

    Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

    Рис. 8 – витать в облаках.

    Рис. 9 – не разлей вода.

    Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

    1….скребут на душе ( кошки)

    2.Как … лапой ( курица)

    3. ….в овечьей шкуре ( волк)

    4. Взять …за рога ( быка)

    5. Вот где ….зарыта! ( собака)

    7. Делать из мухи …..( слона)

    В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?

    Итоги раздела Фразеология

    – Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?

    Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.

    – По каким странам мы сегодня путешествовали?

    – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

    – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

    Домашнее задание: Материал учебника на с.7-8, упр.14 (выполнить все задания). Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктант из 20 слов.

    Источник

    Лексикология

    Лексикология — это раз­дел линг­ви­сти­че­ской нау­ки, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

    Чтобы понять, что такое лек­си­ко­ло­гия, выяс­ним про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сло­ва. Этот язы­ко­вед­че­ский тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ским сло­вам lexikos (сло­вес­ный) Что изучает лексикология?

    В линг­ви­сти­ке сло­во иссле­ду­ет­ся в раз­ных его про­яв­ле­ни­ях, начи­ная с внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки (фоне­ти­ка) и закан­чи­вая внут­рен­ним содер­жа­ни­ем (лек­си­че­ское зна­че­ние). Одним из раз­де­лов язы­ко­зна­ния явля­ет­ся лек­си­ко­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет сло­ва язы­ка как целост­ную систе­му, име­ю­щую свои внут­рен­ние свя­зи, функ­ции, кате­го­рии и поня­тия. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет не толь­ко отдель­ные сло­ва, а весь сло­вар­ный запас язы­ка в его вза­и­мо­свя­зи как нечто цель­ное, объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щее и функ­ци­о­ни­ру­ю­щее по сво­им внут­рен­ним законам.

    Узнаем подроб­нее, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия, какие аспек­ты сло­ва её привлекают.

    Лексикология и значение слова

    Предметом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся сло­во, в первую оче­редь, с точ­ки зре­ния его спо­соб­но­сти что-то назы­вать. Любое само­сто­я­тель­ное сло­во в язы­ке соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и пр. Оно обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, кото­рая инте­рес­на лек­си­ко­ло­гии с точ­ки зре­ния смыс­ло­во­го содер­жа­ния сло­ва, его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Лексикология выяс­ня­ет связь зна­че­ния сло­ва с поня­ти­ем, кото­рое оно выра­жа­ет, и выде­ля­ет раз­лич­ные типы его значения.

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Прямое зна­че­ние сло­ва чёт­ко соот­но­сит­ся с обоб­щён­ным поня­ти­ем об опре­де­лён­ной реа­лии дей­стви­тель­но­сти, с пред­став­ле­ни­ем о пред­ме­те, сло­жив­шем­ся в созна­нии носи­те­лей языка.

    Переносное зна­че­ние сло­ва воз­ни­ка­ет на его осно­ве в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния свя­зей меж­ду поня­ти­я­ми или пред­ме­та­ми и уста­нов­ле­ния допол­ни­тель­ных логи­че­ских, мета­фо­ри­че­ских или мето­ни­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду ними. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

    Кроме того, лек­си­ко­ло­гия ста­вит перед собой зада­чи реше­ния про­блем, свя­зан­ных не толь­ко с его спо­соб­но­стью обо­зна­чать пред­мет или с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей смыс­ла сло­ва. Номинативной функ­ци­ей сло­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся его иссле­до­ва­ние как основ­ной еди­ни­цы язы­ка. Значение слов явля­ет­ся объ­ек­том само­го вни­ма­тель­но­го изу­че­ния лек­си­ко­ло­ги­ей. По семан­ти­ке, по отно­ше­нию друг к дру­гу выде­ля­ют лексико-грамматические груп­пы слов: сино­ни­мы, анто­ни­мы, омо­ни­мы и паро­ни­мы.

    Лексикология и происхождение слов

    Лексикология изу­ча­ет сло­ва с точ­ки зре­ния их про­ис­хож­де­ния. Этими иссле­до­ва­ни­я­ми зани­ма­ет­ся раз­дел лек­си­ко­ло­гии — эти­мо­ло­гия. В сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют искон­но рус­ские сло­ва как само­быт­ный пласт лек­си­ки (ворог, шолом, берег) и заим­ство­ван­ные сло­ва.

    Множество ино­языч­ных слов (утюг, сара­фан, пюре, матч) попол­ни­ли состав лек­си­ки в резуль­та­те кон­так­тов с дру­ги­ми наро­да­ми, обме­на быто­вой и куль­тур­ной инфор­ма­ци­ей, с раз­ви­ти­ем научно-технического про­грес­са и появ­ле­ни­ем новых поня­тий и реа­лий дей­стви­тель­но­сти. Особо отме­тим заим­ство­ва­ния из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь в рус­ском язы­ке и сей­час состав­ля­ют зна­чи­мую часть книж­ной лексики.

    Активная и пассивная лексика

    В рус­ском язы­ке отме­тим огром­ный слой вос­тре­бо­ван­ной лек­си­ки, необ­хо­ди­мой для повсе­днев­но­го обще­ния людей. В актив­ную лек­си­ку вхо­дят сло­ва, кото­рые понят­ны всем гово­ря­щим и нахо­дят­ся в посто­ян­ном упо­треб­ле­нии. На фоне актив­ной лек­си­ки выде­ля­ют­ся уста­рев­шие сло­ва — исто­риз­мы и арха­из­мы, кото­рые состав­ля­ют её пас­сив­ный слой. Пассивная лек­си­ка понят­на всем гово­ря­щим, но не упо­треб­ля­ет­ся в обыч­ном рече­вом обще­нии. К ней при­над­ле­жат так­же нео­ло­гиз­мы — новые сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют вновь воз­ник­шие поня­тия и пред­ме­ты. Эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­ей новиз­ной. Они еще не при­жи­лись в язы­ке и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и при­выч­ны­ми в речи.

    Лексикологию инте­ре­су­ет сло­вар­ный состав язы­ка с точ­ки зре­ния его исполь­зо­ва­ния. В язы­ке выде­ля­ют обще­упо­тре­би­тель­ную лек­си­ку и лек­си­ку огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы, жар­гон, сленг, арго). В лите­ра­тур­ный язык вхо­дят так­же неко­то­рые област­ные сло­ва (диа­лек­тиз­мы), упо­треб­ле­ние кото­рых вна­ча­ле было огра­ни­че­но тер­ри­то­ри­ей (кол­до­би­на, вспо­лох, око­ли­ца, пахать и пр.)

    Стилистическая лексикология

    Словарный состав рус­ско­го язы­ка нача­ли изу­чать в 18 веке. Неоценимый вклад в раз­ви­тие нау­ки о сло­вар­ном соста­ве внес рус­ский уче­ный М. В. Ломоносов. Он обра­тил самое при­сталь­ное вни­ма­ние на сти­ли­сти­че­ское рас­сло­е­ние лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, на осо­бен­но­сти соче­та­е­мо­сти слов и исполь­зо­ва­нии их в обще­ствен­ной жизни.

    Лексикология изу­ча­ет сти­ли­сти­че­скую диф­фе­рен­ци­а­цию сло­вар­но­го соста­ва язы­ка, соот­но­ше­ние сти­лей речи друг с дру­гом. С этой точ­ки зре­ния лек­си­ка рус­ско­го язы­ка при­над­ле­жит основ­ным функ­ци­о­наль­ным стилям:

    К этим книж­ным сти­лям пись­мен­ной речи при­мы­ка­ет раз­го­вор­ный стиль, свой­ствен­ный непри­нуж­дён­но­му обще­нию людей в обыч­ной жиз­ни. Для него харак­тер­ны раз­го­вор­ные сло­ва (элек­трич­ка), сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем (матуш­ка, бра­тиш­ка), обра­ще­ния, пря­мая речь и пр.

    Отметим, что основ­ную часть любо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лексика.

    Составляющей частью лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся фра­зео­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет устой­чи­вые выра­же­ния, часто сино­ни­мич­ные по зна­че­нию одно­му сло­ву (кот напла­кал — мало; куры не клю­ют — мно­го).

    Видеоурок

    Источник

    Что такое лексика — ее разновидности и чем занимается лексикология

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье не будет ответа на вопрос, что изучает лексика. И всё потому, что он по сути своей некорректен.

    Раздел языкознания, который на самом деле интересует читателя, называется лексикологией. А лексика – это предмет данного ответвления лингвистики.

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    О полном трактовании терминов, их взаимоотношении и причинах этой путаницы сегодня и поговорим. Кроме того, затронем пласты лексики, её классификацию, явление фразеологии.

    Лексика — это.

    Для начала определимся с тем, что такое лексика. Разные ученые-лингвисты дают термину авторские определение, однако эти трактовки не слишком различаются между собой. Вслед за великим отечественным ученым, доктором фил.наук Д.Н.Шмелёвым говорим, что:

    Лексика – это совокупность слов языка.

    Это первая и основная дефиниция (что это?). Во втором значении, выделенном по смежности, справедливо отразить и другой смысл слова:

    Лексика – это определенные пласты словарного состава языка.

    Речь идет о таких фрагментах всего словарного запаса, как язык определенного писателя или его произведения (лексика Лермонтова, «Героя нашего времени»), стилистически нейтральный либо окрашенный кластер (общеупотребительная, разговорная…).

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Что изучает лексика

    В связи с популярностью запросов о том, что изучается в лексике, ещё раз акцентируем внимание читателя: это не отдельная наука, не раздел лингвистики, даже не мелкое течение.

    Если задают вопрос о её предмете, значит перед нами обычная подмена понятий. И спрашивают о лексикологии. В связи с чем актуально дать и такое определение (снова – по работе Д.И.Шмелёва):

    Лексикология – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.

    Можно сказать, что это наука, изучающая лексику (если придерживаться мнения о самостоятельности столь крупных лингвистических течений).

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Откуда вообще взялась эта путаница? Увы, но из школьных учебников и пособий. В некоторых популярных изданиях в перечне разделов языковедения наряду с фонетикой (это что?), морфологией, синтаксисом и прочими категориями стоит именно лексика.

    Любящие свой предмет учителя указывали на ошибку, остальные – просто махнули на неё рукой.

    Разновидности лексики (словарного состава языка)

    Согласно словарю лингвистических терминов (под ред. Т.В.Жеребило), с точки зрения стилистики, лексика делится на:

    Многим известно о ложных друзьях переводчика. Здесь же – ложные друзья студента, который пытается дать трактовку понятию исходя из самого термина. Нет, книжная лексика – это не только лексика книг, разговорная же не ограничивается устным общением (что это?).

    Деление основано на сфере использования:

    Книжная лексика соотносится с художественной литературой, высокой устной речью, наукой, публицистикой, деловодством.

    В ней выделяют такие разделы (которыми она в то же время не ограничена):

    Разговорная лексика свойственна бытовому общению. Или – его стилизации.

    В рамках этого пласта также вычленяют три разряда:

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Существует деление и на другие пласты – на общеупотребительную и специальную лексику.

    Под общеупотребительной понимается та часть словарного состава, которая доступна для понимания всякому носителю языка. Есть экспертное мнение о равенстве её литературному языку, но оно не справедливо.

    Внутри специальной лексики в таком случае выделяются такие подпласты:

    Список можно продолжать, включая в него все, что ещё не вошло/никогда не войдет в состав общеупотребительной лексики либо уже вышло из неё.

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Но стоит помнить, что, в отличие от других языковых систем (вроде словообразования, морфологии, тем более синтаксиса), лексика – крайне подвижна.

    Изменения в ней наблюдаются очень часто: слово, которое вчера было общеупотребимым, сегодня может оказаться за гранью понимания для большинства носителей. Это работает и в обратную сторону.

    Фразеологический пласт языка

    Лексика и фразеология соотносятся по принципу родовидовых отношений.

    Проще говоря, фразеология – это составная часть лексики, её неотъемлемый пласт.

    Уникальные особенности не позволяют включить его в представленные выше классификации. Термин имеет разные значения. Для нас важно это (В.Н.Телия):

    Фразеологизм – семантически несвободное сочетание слов, которое не производится в речи, а воспроизводится в ней с закрепленным смыслом.

    Тема обширная. Почитать о ней подробнее можно здесь. В рамках рассмотрения лексики запоминаем, что это её важная, уникальная часть.

    Что изучает лексикология в русском языке 7 класс ладыженская

    Значение фразеологизма не равно сумме значений слов, которые в него входят.

    Эпилог

    Таким получился краткий обзор лексики как языкового явления. Важно помнить, что её членение часто условно.

    Лексикология, которая изучает лексику, один из самых «гуманитарных», «неточных» разделов лингвистики. Она не может быть так объективна, как грамматика.

    Словарный состав меняется, он динамичен. Наша задача – успевать следить за этим процессом, чтобы точно знать, когда слово ЭВМ из неологизмов перекочевало в историзмы.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    Вот, наш русский язык действительно очень богатый. Попробуйте иностранца научить в кратчайшие сроки всем прелестям. И падежам и лексике той же. Да он поломается. Но при этом, лично я замечаю, особенно в интернете, что молодежь, да и старшее поколение, языка то своего не знают. Не могут даже предложение написать грамотно. Слова вставляют, которые вообще неуместны. Про орфографию вообще молчу.

    Я бы ещё добавил, что сейчас помимо книжной и разговорной лексики, есть ещё и лексика используемая для общения в интернете. Конечно, можно сказать, что это жаргон, но все же, общение людей на форумах и в комментариях к новостным сюжетам очень сильно отличается от той лексики, что можно услышать на улице или прочитать в книге. Вообще, то как пишут в интернете, больше похоже на лексическую деградацию.

    Слов в русском языке очень много, но нам хватает всего нескольких тысяч для полноценного общения. Не знаю, плохо это или хорошо, но это факт.

    А ведь в литературных произведениях тоже есть место для разговорной лексики, я имею в виду прямую речь персонажей.

    Наверное, лексика русского языка одна из самых больших и разнообразных. В России живут люди более 200 национальностей, и всё они привносят в «общий котёл» что-то своё, оригинальное.

    По лексике можно сразу определить образовательный уровень человека, особенно в интернете это хорошо видно, иной раз такое пишут, что начинаешь задумываться, неужто даже начальная школа прошла мимо этого человека.

    Люди же не знают таких умных слов, как лексикология, вот и забивают в Яндексе с Гуглом всякую ерунду.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *