Что изучает лексика слово звуки речи части слова части речи
Что изучает лексика слово звуки речи части слова части речи
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Что изучает лексика?
Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.
Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.
Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.
Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.
Помогите пожалуйста. Тест по лексике за 6 класс ДАЮ 15 БАЛЛОВ.. Вопрос № 1 Что изучает лексика? слово звуки речи части слова ча
Помогите пожалуйста. Тест по лексике за 6 класс ДАЮ 15 БАЛЛОВ..
Вопрос № 1
Что изучает лексика?
слово
звуки речи
части слова
части речи
Вопрос № 2
Какое из перечисленных слов не является заимствованным?
скальпель
стамеска
километр
император
Вопрос № 3
Какое из перечисленных слов является профессионализмом?
ракета
тубус
ендова
кафтан
Вопрос № 4
В каком словаре можно прочитать о происхождении исконно русских слов?
в толковом
в этимологическом
в орфографическом
в словообразовательном
Вопрос № 5
Слова, вошедшие в русский язык из других языков:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы
Вопрос № 6
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении диалектизмов?
устар.
спец.
обл.
техн.
Вопрос № 7
Укажите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»:
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
В. И. Даль
И. С. Тургенев
Вопрос № 8
Какое из перечисленных слов является устаревшим?
разведчик
пиджак
омшаник
лапотник
Вопрос № 9
Слова, которые вышли из употребления в силу того, что вытеснялись словами, с точки зрения говорящего, более точными и удобными:
архаизмы
историзмы
Вопрос № 10
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Вопрос № 11
Какое из перечисленных слов не является диалектизмом?
вестимо
ковш
музга
мшара
Вопрос № 12
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Вопрос № 13
Какое из перечисленных слов является диалектизмом?
бахилы
время
гамма
веретено
Вопрос № 14
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении устаревших слов?
устар.
спец.
обл.
техн.
Вопрос № 15
Какое из перечисленных слов является заимствованным?
свёкла
фунт
яр
треуголка
Вопрос № 16
Какое из перечисленных слов не является устаревшим?
ендова
колчан
колча
светец
Вопрос № 17
Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений:
архаизмы
историзмы
Вопрос № 18
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении профессионализмов?
устар.
спец.
обл.
ласкат.
Вопрос № 19
Новые слова, возникающие в языке:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы
Вопрос № 20
Какое из перечисленных слов не является профессионализмом?
урядник
октава
табло
тубус
Вопрос № 21
Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Что изучает лексика? А) слово б) звуки речи в) части слова г) части речи Можете решить
Ответы 2
я лично делаю проверенным способом. то есть я добавляю туда: клей пва, цетрабарат натрия, краситель, крем, пену для бритья, жидкое любое мыло, потом я добавляю всякие шарики маленькие, бисер и т.п.
олег, как вы себя развлекали в космосе? пробовали, как волк в мультфильме «ну погоди», ловить жидкости ртом?
– да, пару раз пробовал пить воду из шарика в невесомости. чем крупнее шар, тем меньше шансов его нормально выпить: если он большой, то когда касаешься его губами, он обволакивает тебе все лицо – дышать становится невозможно.
основное развлечение в космосе – это работа. у нас есть таск-лист, в нем перечень работ, которые ты при желании можешь выполнить в свободное время. часто мы выполняли их.
фотографировали много, смотрели фильмы. с земли нам постоянно сбрасывали новости – читали их. раньше было много книг, но сейчас от них практически отказались – они громоздкие, каждый грамм доставки на международную космическую станцию обходится дорого.
– какие фильмы смотрели в космосе?
– в основном советские, наши комедии – те же «джентльмены удачи», «в бой идут одни старики», фильмы гайдая.
– вы посмотрели фильм «гравитация»?
– меня заставили. все меня о нем спрашивают! посмотрел дома через интернет. времени на фильм мне жалко, тем более, на такой.
– наверное, смотрели его, прикрывая лицо рукой, верно?
– примерно так и было (улыбается). да, там красивые эффектные съемки, пусть и не особо правдивые. это же не документальный фильм, там все показано так, чтоб зритель не отрывался от экрана. в действительности в космосе идет постоянная работа, и эти пустые разговоры актеров ни о чем, какие-то их движения во время работы – это все нереально.
– можно включать музыку во время работы?
– на мкс шумно. если включим музыку так, чтоб мы ее слышали, то не услышим сообщения с земли.
– откуда на мкс взялась гитара? и зачем, если музыки не слышно?
– во время работы космонавт перемещается по всей станции. чтобы везде слышать музыку, ты должен сделать ее погромче. поэтому можно пропустить вызов по каналу радиосвязи с земли. а когда мы слушали игру нашего коллеги криса хадфилда, то находились рядом с ним. обычно он играл перед сном. гитару на мкс давно.
– не надоела ли вам космическая пища за время полета?
– еда на мкс вкусная. особенно мне понравились тигровые креветки. была черная икра, мы ее специально оставили на новый год. открыли в праздник – и разочаровались: она показалась резиновой. новый год, кстати, отмечали по москве, хотя все работы на станции выполняются по гринвичу.
еды в тюбиках уже довольно давно нет. в тубах остался только мед и приправы. все остальное находится в пакетах – там обезвоженная пища, фактически порошок. то есть все приготовлено, нам надо только воду добавить. еда не улетает – мы ее крепим в специально подготовленных местах на двухсторонний скотч или просто на скотч.
– правда, что космонавтам нельзя алкоголь даже на земле?
– у нас четыре медкомиссии в год – конечно, нельзя. бокал шампанского на новый год – вот и все.
– как себя поддерживали в форме в условиях невесомости?
– на спорт уделяется до четырех часов в день. на мкс есть велоэргометр, эдакий велосипед для космоса. он своеобразный: пристегиваешь ноги, туловище и вращаешь педали. перед выходом в открытый космос эту процедуру выполняют руками, чтобы они были сильнее. есть две беговые дорожки, одна из них установлена на стене, если смотреть относительно строительных плоскостей мкс. получается в горизонтальном положении бежишь по стене, глядя вниз. на американском сегменте есть хороший силовой тренажер ared, на нем за счет вакуума нагрузки, как будто ты жмешь штангу, пусть находишься в невесомости. можно делать приседания со штангой, жимы различного вида.
Помогите пожалуйста. Тест по лексике за 6 класс ДАЮ 15 БАЛЛОВ.. Вопрос № 1 Что изучает лексика? слово звуки речи части слова ча
Помогите пожалуйста. Тест по лексике за 6 класс ДАЮ 15 БАЛЛОВ..
Вопрос № 1
Что изучает лексика?
слово
звуки речи
части слова
части речи
Вопрос № 2
Какое из перечисленных слов не является заимствованным?
скальпель
стамеска
километр
император
Вопрос № 3
Какое из перечисленных слов является профессионализмом?
ракета
тубус
ендова
кафтан
Вопрос № 4
В каком словаре можно прочитать о происхождении исконно русских слов?
в толковом
в этимологическом
в орфографическом
в словообразовательном
Вопрос № 5
Слова, вошедшие в русский язык из других языков:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы
Вопрос № 6
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении диалектизмов?
устар.
спец.
обл.
техн.
Вопрос № 7
Укажите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»:
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
В. И. Даль
И. С. Тургенев
Вопрос № 8
Какое из перечисленных слов является устаревшим?
разведчик
пиджак
омшаник
лапотник
Вопрос № 9
Слова, которые вышли из употребления в силу того, что вытеснялись словами, с точки зрения говорящего, более точными и удобными:
архаизмы
историзмы
Вопрос № 10
Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Вопрос № 11
Какое из перечисленных слов не является диалектизмом?
вестимо
ковш
музга
мшара
Вопрос № 12
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Вопрос № 13
Какое из перечисленных слов является диалектизмом?
бахилы
время
гамма
веретено
Вопрос № 14
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении устаревших слов?
устар.
спец.
обл.
техн.
Вопрос № 15
Какое из перечисленных слов является заимствованным?
свёкла
фунт
яр
треуголка
Вопрос № 16
Какое из перечисленных слов не является устаревшим?
ендова
колчан
колча
светец
Вопрос № 17
Слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений:
архаизмы
историзмы
Вопрос № 18
Какая помета даётся в толковых словарях при обозначении профессионализмов?
устар.
спец.
обл.
ласкат.
Вопрос № 19
Новые слова, возникающие в языке:
устаревшие слова
неологизмы
заимствованные слова
фразеологизмы
Вопрос № 20
Какое из перечисленных слов не является профессионализмом?
урядник
октава
табло
тубус
Вопрос № 21
Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:
профессионализмы
диалектизмы
жаргонизмы
устаревшие слова
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.