Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык
§ 3. Лексика и фразеология
Что изучается в лексике?
Что изучается во фразеологии?
Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?
Что такое синонимы? антонимы?
Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).
13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.
Туман и..чезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог. облитые мя..ким солнечным светом, радос(?)но топо́рщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь во..поминание.
14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?
Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного 3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю 1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя 1 Марья.
15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.
16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва.
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова
Повторить понятия о лексике и фразеологии как разделах русского языка. Закрепить знания учащихся о группах слов в лексике, фразеологических единицах русского языка.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика и фразеология»
Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.
— Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)
— В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.
1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)
2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)
4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)
9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)
10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)
11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
Город Бухта Многозначности
Задание 2. Одно к трём.
-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)
Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
1. Подушка, характер, требования (мягкий)
2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)
3. Старик, вопрос, воображение. (больной)
4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)
5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)
6. Знаток, город, перемена. (большой)
7. Дуб, держава, талант. (– могучий)
большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.
Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)
Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».
3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий
4. Ящик, человек, надежда- крепкий
6. Время, копия, наука. – точный
7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный
черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.
— Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:
1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)
2. Бывает русая, бывает острая (Коса)
.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)
4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)
5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:
1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
7.Собачья конура. (Кошкин дом)
8.Солнечный принц. (Снежная королева)
9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )
Задание 6. Синонимы.
Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)
Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?
Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.
Отправляемся в следующий город:
-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)
Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?
Золотое кольцо – золотые руки.
Железная деталь – железный характер.
Медвежья услуга – медвежья шкура.
Волчий хвост – волчий взгляд.
Черный цвет – черные мысли.
– А теперь нам необходимо отправляться дальше.
Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.
1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).
2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).
Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)
На руках носить Держать в ежовых рукавицах
Держать ухо востро Ворон считать
Сидеть сложа руки Не покладая рук работать
От рук отбиться В руки взять
Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами
Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.
Подобрать начала к пословицам.
Бедному одеться… Без муки… Без шума…
Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…
Без муки нет и науки
Без шума драки не бывает
Береги хлеб для еды, а деньги для беды
Был бы хлеб, а мыши будут.
Век живи, век учись
А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:
Рис. 1- как две капли воды.
Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.
Рис.3 – море по колено.
Рис.4 – мухи не обидит.
Рис.5 – водить занос.
Рис.6 – сесть на шею.
Рис. 7 – плясать под чужую дудку.
Рис. 8 – витать в облаках.
Рис. 9 – не разлей вода.
Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.
1….скребут на душе ( кошки)
2.Как … лапой ( курица)
3. ….в овечьей шкуре ( волк)
4. Взять …за рога ( быка)
5. Вот где ….зарыта! ( собака)
7. Делать из мухи …..( слона)
В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?
Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
Домашнее задание: Материал учебника на с.7-8, упр.14 (выполнить все задания). Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктант из 20 слов.
План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.
Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Тема: Лексика и фразеология.
Цели урока: обобщение и повторение сведений о лексике и фразеологии; повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;
стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;
активизировать эмоциональную сферу;
работы со словарём; поиск лексических ошибок и их исправление;
воспитание любви и бережного отношения к языку.
Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.
Технология построения урока: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра «Радуга».
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны «Документ слова русского языка», карточки для исследовательского практикума.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова , полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
. Актуализация опорных знаний.
. Стадия осмысления содержания
. Определение темы урока.
— Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или более слов, например: ни души; ни свет ни заря.).
Сообщение целей учебного занятия.
Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры к каждому ответу).
Учитель: – Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия, примеры омонимов: бор, ключ и т.д.). Приведите примеры.
Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое значение, переносное значение.
Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Карточка №1. Задание «Документ слова» (работа в парах).
слова русского языка:.
диалектизм, устарелое, многозначное,
стилистическая окраска разговорное – книжное.
Б.. На пришкольном участке дети работали дружно, старались не
Д. Не преувеличивай, не делай из мухи…
Ж. Витьке стало обидно, он надулся, как …
. Исследовательский практикум (работа в группах).
2. Какое из указанных слов является однозначным?
А) бор; Б) синичка; В) кость; Г) ключ.
3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
А). светлое платье; Б). светлый вторник; В). светлая душа; Г). с ветлая голова.
Лето работает на зиму, а зима — на лето. Лето припасает, а зима поедает.
Выступление групп. Взаимооценивание групп.
добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный.
Работать засучив рукава-….( работать спустя рукава),
Ни гроша – ( тугая мошна),
Бежать во всю прыть –
— Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
1. Что означает слово « архивариус»? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.
2. Какое из указанных слов является многозначным?
А) печь, Б) мой В) сладкий Г) золотой; Д) ели.
3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?
А). золотые руки; Б). гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти;
Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются синонимами?
А).улыбка; Б). суматоха; В). скука; Г). Радость.
Раздувать из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона.
Пускать пыль глаза, проглотить язык, оказывать медвежью услугу; метать громы и молнии.
— Представьте себе, что вы работаете в редакции корректором, а вам принесли искаженный текст с лексическими ошибками: с неудачным выбором синонимов, тавтологическими ошибками, с искаженным употреблением фразеологизмов и неточным употреблением слов.
Я купил лекарство для зубной боли.
2.Ужасно красивый актер.
3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи.
Выпускники подарили первоклассникам памятные сувениры.
5.Труженики трудятся с трудовым размахом.
6. Кануть как в воду.
В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ:
Я купил лекарство от зубной боли.
2). Во втором предложении правильнее сказать « Редкостно красивый актер», поскольку слово « ужасное» антонимично к слову « красивый».
4 . Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее.
5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении заметна тавтологическая ошибка.
6. Правильнее сказать: « Как в воду канули».
1. Лидия Николаевна объясняла урок, но Сережа не слушал.
2. Антонина вспомнила о приближении осени, и загрустила .
3. Михаил третий день бездельничал .
4. Мой друг узнал, что это был обман.
5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась очень рано .
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Вопросы по закреплению темы:
Учитель: – Ответьте, пожалуйста, как в языке появляются устарелые слова. (Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными, вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами. Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые имеют синонимы. Их называют архаизмами. Например: чело, очи). Но употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи.
— Назовите авторов « Толкового словаря русского языка».( Ожегов, Даль.).
— Чем интересны фразеологизмы в художественной речи?
( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и служат для выразительности художественной речи).
— Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В корне слова обязательно заключено его лексическое значение, т.е. то, что обозначает слово. А грамматическое значение определяют окончание слова, предлоги). Разница есть.
— Что общего имеют все значения слова? ( Любое слово обязательно имеет лексическое толкование).
Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки.
Лист самооценки ученика.
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке: Я научился: Работать в группе…
— Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»
Бортовой журнал ученика:
Что я знал по теме урока…
Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д.
Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение).
Слово учителя. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово, под открытым небом.
Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать пыль в глаза, ломать голову и т.д.
Откуда же берутся фразеологизмы? Есть исконно русского происхождения: расправлять крылья, сматывать удочки. Фразеологизмы старославянского происхождения: не от мира сего, как зеницу око.
К нам дошло много фразеологизмов из мифологии, они же стали крылатыми выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место).
К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю, сгущать краски, ход конем.
А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы:
-Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:
— Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам.
— Между молотом и наковальней; доводить до белого каления.
— Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь.
Творческая работа. Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».
Подготовить ответы на вопросы на с. 12 учебника.
Лексика и фразеология. 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.
После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.