Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык

§ 3. Лексика и фразеология

Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык

Что изучается в лексике?

Что изучается во фразеологии?

Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?

Что такое синонимы? антонимы?

Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).

13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Туман и..чезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог. облитые мя..ким солнечным светом, радос(?)но топо́рщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь во..поминание.

Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык

Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного 3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю 1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя 1 Марья.

15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.

Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва.

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

        Не позволяй душе лениться!
        Чтоб в ступе воду не толочь,
        Душа обязана трудиться
        И день и ночь, и день и ночь!
        Не разрешай ей спать в постели
        При свете утренней звезды,
        Держи лентяйку в чёрном теле
        И не снимай с неё узды!
        Коль дать ей вздумаешь поблажку,
        Освобождая от работ,
        Она последнюю рубашку
        С тебя без жалости сорвёт.

    Источник

    Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова

    Повторить понятия о лексике и фразеологии как разделах русского языка. Закрепить знания учащихся о группах слов в лексике, фразеологических единицах русского языка.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока русского языка «Лексика и фразеология» 7 класс по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова»

    Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика и фразеология»

    Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

    Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

    Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

    Тип урока – урок-повторение изученного материала.

    1. Организационный момент (2 мин.)

    2. Слово учителя (3 мин.)

    Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

    Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.

    У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.

    Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

    — В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

    Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

    1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)

    2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

    3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

    4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

    5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

    6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

    7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

    8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

    9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

    10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

    11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

    12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

    Город Бухта Многозначности

    Задание 2. Одно к трём.

    -Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

    Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

    1. Подушка, характер, требования (мягкий)

    2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)

    3. Старик, вопрос, воображение. (больной)

    4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)

    5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)

    6. Знаток, город, перемена. (большой)

    7. Дуб, держава, талант. (– могучий)

    большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

    Карточка № 1 ( один человек работает по карточке)

    Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

    3. Горох, ремонт, тарелка. – мелкий

    4. Ящик, человек, надежда- крепкий

    6. Время, копия, наука. – точный

    7. Работа, хлеб, кофе. – чёрный

    черный, горячий, точный, воздушный, мелкий, крепкий, густой.

    — Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:

    1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

    2. Бывает русая, бывает острая (Коса)

    .3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

    4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

    5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

    -Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:

    1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

    3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

    4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

    5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

    6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

    7.Собачья конура. (Кошкин дом)

    8.Солнечный принц. (Снежная королева)

    9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

    Задание 6. Синонимы.

    Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

    Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

    В театре за актом следует акт,

    А между ними нужен… (антракт)

    На время дело прекратив,

    Вдруг объявили … (перерыв)

    В поле пахарь устал слишком,

    Нужно сделать … (передышку)

    После урока непременно

    Нужна ребятам … (перемена)

    Ответ: Эти слова называются синонимы.

    Итоги раздела Лексика

    Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?

    Ответ: Повторили многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы.

    Отправляемся в следующий город:

    -Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

    Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

    Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

    Золотое кольцо – золотые руки.

    Железная деталь – железный характер.

    Медвежья услуга – медвежья шкура.

    Волчий хвост – волчий взгляд.

    Черный цвет – черные мысли.

    А теперь нам необходимо отправляться дальше.

    Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

    После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения.

    1.Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).

    2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

    3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

    4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).

    Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. (сделать вразброс)

    На руках носить Держать в ежовых рукавицах

    Держать ухо востро Ворон считать

    Сидеть сложа руки Не покладая рук работать

    От рук отбиться В руки взять

    Во всю Ивановскую (кричать) Держать язык за зубами

    Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

    Подобрать начала к пословицам.

    Бедному одеться… Без муки… Без шума…

    Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

    Без муки нет и науки

    Без шума драки не бывает

    Береги хлеб для еды, а деньги для беды

    Был бы хлеб, а мыши будут.

    Век живи, век учись

    А сейчас я буду показывать вам картинки, а вы попробуйте угадать, что за фразеологизм изображен на каждой из них:

    Рис. 1- как две капли воды.

    Рис. 2 – смотреть сквозь пальцы.

    Рис.3 – море по колено.

    Рис.4 – мухи не обидит.

    Рис.5 – водить занос.

    Рис.6 – сесть на шею.

    Рис. 7 – плясать под чужую дудку.

    Рис. 8 – витать в облаках.

    Рис. 9 – не разлей вода.

    Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

    1….скребут на душе ( кошки)

    2.Как … лапой ( курица)

    3. ….в овечьей шкуре ( волк)

    4. Взять …за рога ( быка)

    5. Вот где ….зарыта! ( собака)

    7. Делать из мухи …..( слона)

    В выделенной строке появилось еще одно животное ( крокодил). В каком из известных фразеологизмов оно присутствует ( крокодиловы слезы).?

    Итоги раздела Фразеология

    – Ребята, что повторили, вспомнили в стране Фразеология? Для чего нам нужны фразеологизмы?

    Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу.

    – По каким странам мы сегодня путешествовали?

    – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)

    – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)

    Домашнее задание: Материал учебника на с.7-8, упр.14 (выполнить все задания). Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктант из 20 слов.

    Источник

    План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

    «Управление общеобразовательной организацией:
    новые тенденции и современные технологии»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

    Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.

    Тема: Лексика и фразеология.

    Цели урока: обобщение и повторение сведений о лексике и фразеологии; повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;

    стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;

    активизировать эмоциональную сферу;

    работы со словарём; поиск лексических ошибок и их исправление;

    воспитание любви и бережного отношения к языку.

    Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.

    Технология построения урока: развитие критического мышления через чтение и письмо.

    Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра «Радуга».

    Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: мультимедийный проектор, шаблоны «Документ слова русского языка», карточки для исследовательского практикума.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова , полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия.

    Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

    Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    . Актуализация опорных знаний.

    . Стадия осмысления содержания

    . Определение темы урока.

    Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или более слов, например: ни души; ни свет ни заря.).

    Сообщение целей учебного занятия.

    Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры к каждому ответу).

    Учитель: – Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия, примеры омонимов: бор, ключ и т.д.). Приведите примеры.

    Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое значение, переносное значение.

    Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

    Карточка №1. Задание «Документ слова» (работа в парах).

    слова русского языка:.

    диалектизм, устарелое, многозначное,

    стилистическая окраска разговорное – книжное.

    Б.. На пришкольном участке дети работали дружно, старались не

    Д. Не преувеличивай, не делай из мухи…

    Ж. Витьке стало обидно, он надулся, как …

    . Исследовательский практикум (работа в группах).

    2. Какое из указанных слов является однозначным?

    А) бор; Б) синичка; В) кость; Г) ключ.

    3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

    А). светлое платье; Б). светлый вторник; В). светлая душа; Г). с ветлая голова.

    Лето работает на зиму, а зима — на лето. Лето припасает, а зима поедает.

    Выступление групп. Взаимооценивание групп.

    добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный.

    Работать засучив рукава-….( работать спустя рукава),

    Ни гроша – ( тугая мошна),

    Бежать во всю прыть –

    — Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.

    Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.

    Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.

    Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

    1. Что означает слово « архивариус»? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.

    2. Какое из указанных слов является многозначным?

    А) печь, Б) мой В) сладкий Г) золотой; Д) ели.

    3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном значении?

    А). золотые руки; Б). гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти;

    Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются синонимами?

    А).улыбка; Б). суматоха; В). скука; Г). Радость.

    Раздувать из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона.

    Пускать пыль глаза, проглотить язык, оказывать медвежью услугу; метать громы и молнии.

    — Представьте себе, что вы работаете в редакции корректором, а вам принесли искаженный текст с лексическими ошибками: с неудачным выбором синонимов, тавтологическими ошибками, с искаженным употреблением фразеологизмов и неточным употреблением слов.

    Я купил лекарство для зубной боли.

    2.Ужасно красивый актер.

    3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи.

    Выпускники подарили первоклассникам памятные сувениры.

    5.Труженики трудятся с трудовым размахом.

    6. Кануть как в воду.

    В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ:

    Я купил лекарство от зубной боли.

    2). Во втором предложении правильнее сказать « Редкостно красивый актер», поскольку слово « ужасное» антонимично к слову « красивый».

    4 . Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее.

    5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении заметна тавтологическая ошибка.

    6. Правильнее сказать: « Как в воду канули».

    1. Лидия Николаевна объясняла урок, но Сережа не слушал.
    2. Антонина вспомнила о приближении осени, и загрустила .
    3. Михаил третий день
    бездельничал .
    4. Мой друг узнал, что это был обман.
    5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась
    очень рано .

    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а лисы и след простыл.

    Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!

    Вопросы по закреплению темы:

    Учитель: – Ответьте, пожалуйста, как в языке появляются устарелые слова. (Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными, вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами. Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые имеют синонимы. Их называют архаизмами. Например: чело, очи). Но употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи.

    — Назовите авторов « Толкового словаря русского языка».( Ожегов, Даль.).

    — Чем интересны фразеологизмы в художественной речи?

    ( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и служат для выразительности художественной речи).

    — Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В корне слова обязательно заключено его лексическое значение, т.е. то, что обозначает слово. А грамматическое значение определяют окончание слова, предлоги). Разница есть.

    — Что общего имеют все значения слова? ( Любое слово обязательно имеет лексическое толкование).

    Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки.

    Лист самооценки ученика.

    Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке: Я научился: Работать в группе…

    — Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

    Бортовой журнал ученика:

    Что я знал по теме урока…

    Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

    Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение).

    Слово учителя. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

    Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово, под открытым небом.

    Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать пыль в глаза, ломать голову и т.д.

    Откуда же берутся фразеологизмы? Есть исконно русского происхождения: расправлять крылья, сматывать удочки. Фразеологизмы старославянского происхождения: не от мира сего, как зеницу око.

    К нам дошло много фразеологизмов из мифологии, они же стали крылатыми выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место).

    К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю, сгущать краски, ход конем.

    А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы:

    -Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:

    — Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам.

    — Между молотом и наковальней; доводить до белого каления.

    — Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь.

    Творческая работа. Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка».

    Подготовить ответы на вопросы на с. 12 учебника.

    Источник

    Лексика и фразеология. 7-й класс

    Класс: 7

    Презентация к уроку

    Вид урока – урок-путешествие.

    Тип урока – урок-повторение изученного материала.

    1. Организационный момент (2 мин.)

    Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

    2. Слово учителя (3 мин.)

    – Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

    – Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
    – Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
    – Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
    – Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
    – Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
    – Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

    – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

    3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

    Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

    – Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

    – Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

    Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

    4. Многозначные слова

    – Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

    Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

    – Как называются слова, которые имеют несколько значений?

    – Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

    Задание 2. (5 мин.)

    Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

    – В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

    – Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

    – Что такое прямое значение?

    Ответ: Это основное лексическое значение слова.

    – Что такое переносное значение?

    Ответ: Это вторичное лексическое значение.

    5. Дифференциация. Работа по карточкам

    – У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

    Карточка 1. НУВ

    – О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

    Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
    Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
    И лесным ключом, поверь, (родник)
    Не откроешь эту дверь.

    Ответ: Эти слова называются омонимы.

    Карточка 2. ВУВ

    – В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

    В театре за актом следует акт,
    А между ними нужен… (антракт)
    На время дело прекратив,
    Вдруг объявили … (перерыв)
    В поле пахарь устал слишком,
    Нужно сделать … (передышку)
    После урока непременно
    Нужна ребятам … (перемена)

    Ответ: Эти слова называются синонимы.

    Карточка 3. «Средние»

    – Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

    Что изучает лексика 7 класс ладыженская русский язык

    После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

    6. Физкультурная минутка (2 мин.)

    7. Итоги раздела Лексика

    – Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

    Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

    – Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

    Ответ: В разделе языка «Фразеология».

    – Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

    8. Слайд 11.

    – Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

    Задание 3. (5 мин.)

    – Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

    Задание 4. Устно. (3 мин.)

    Задание 5. (5 мин.)

    – А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

    – А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

    9. Итоги раздела Фразеология

    – Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

    10. Итоги всего урока

    – Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
    – По каким странам мы сегодня путешествовали?
    – Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
    – Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
    – Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

    11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

    – Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *