Что изучает лексика 5 класс русский язык
Что изучает лексика 5 класс русский язык
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Что изучает лексика?
Лексика сама по себе ничего не изучает. Лексика – это словарный состав языка, стилистического пласта, конкретного текста или множества текстов. Изучением лексики занимается лексикология, и именно этот раздел языкознания имеют в виду, упоминая о научных изысканиях в этой области.
Итак, лексика – совокупность слов. Можно говорить о лексике языка (вообще любого, не только русского), лексике художественного произведения (к примеру, “Войны и мира” Толстого), лексике Бродского, лексике медиков, даже о “лексике подворотни”.
Минимальная лексическая единица – это слово. Аспектов изучения слов в языкознании много, и лексикология ориентирована на изучение их значения, происхождения, исследование динамики словарного состава, отражения действительности в словаре. Так, лексикология рассматривает причины появления неологизмов и способы их образования, процессы устаревания слов и выпадения их из активного словаря, разбирает значения фразеологических оборотов и сочетаний.
Лексическое значение – важнейший признак слов как самостоятельных единиц, которые выполняют номинативную функцию в языке: называют предметы и явления действительности. Лексика объединяет слова именно по значению, так же она и структурируется: образуются группы слов, сформированные по определенным характеристикам, — к примеру, антонимы. Формальные признаки слов тоже учитываются: так объединяются омонимы и паронимы.
Лексика живого языка очень динамична и пластична, в ней постоянно появляются новые слова, а иные переходят из активного словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значения слов понимаем.
Лексикология включает в себя разделы, изучающие слова и словосочетания в разных аспектах. Так, семантика исследует смысловые значения единиц языка, фразеология – устойчивые речевые обороты, этимология – происхождение слов и выражений, ономастика изучает имена собственные, в том числе имена и фамилии людей, лексикография – теорию и практику составления словарей, ономасиология – разбирает процессы наименования в направлении от явления или предмета к слову, его обозначающему.
Лексикология
Всего получено оценок: 306.
Всего получено оценок: 306.
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), но и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединяться в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей.
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как части языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология, которая изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения к форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Лексика
Всего получено оценок: 342.
Всего получено оценок: 342.
В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.
Определение
Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.
Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».
Лексика и лексикология
Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.
Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.
Классификации лексики
Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.
По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
По происхождению также выделяют старославянизмы.
По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).
По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).
С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).
Что мы узнали?
Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).
Урок русского языка. Основные определения по теме «Лексика»
Содержимое разработки
Основные понятия и термины лексикологии
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. Изучает слово и его лексическое значение.
Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.
Пример: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, думать, говорить и т.д.
Эти слова делятся на:
А) Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.
Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.
запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),
лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).
мостик (место на палубе, откуда командир командует кораблем – в речи моряков);
шапка (заглавие крупным шрифтом, заголовок нескольких статей – у типографистов) и др.
Б) Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).
В) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
хвост (несданный зачёт) и др.
Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
К таким словам относятся:
А) Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;
Пример: кафтан, веретено, лапти, помещик, кольчуга и др.
Б) Архаизмы — слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытесняются словами более точными и удобными с точки зрения говорящего, т.е. словами-синонимами (это другое наименование того же слова).
В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).
Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.
гуглить (искать в интернете)
роуминг (услуги связи в других странах)
смартфон (устройство, объединяющее в себе органайзер и мобильный телефон)
Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение
Примеры: тополь, троллейбус, бинокль чемодан, Иван, Владивосток, Петров
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений
дом (1. – жилище; 2. –здание, строение; 3. – домашнее хозяйство; 4. семья; 5. – люди, живущие вместе).
тихий (1. негромкий; 2.спокойный; 3. медленный; 4. безветренный; 5. ровный)
Почитать книгу (недолго читать) – почитать родителей (уважать)
Длинная девичья коса (причёска) – острая стальная коса (орудие труда)
Разновидности ОМОНИМИИ (частичная, неполная омонимия):
Отворила (чередование корней твар// твор) дверь – отварила (варит) картошку
Спиши (пишет) слова правильно – спеши (спешка) домой после работы
В) Омоформы – это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамматических формах. Лексическое значение у них разное.
Острая пила (сущ.) – я пила сок (глаг. прош. вр. ж.р., ед.ч.)
Рой пчёл ( сущ.)- рой яму (глаг. повелит. накл. ед.ч.)
Простой (прилаг.) человек – простой (сущ.) оборудования
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.
водой не разольёшь (о крепкой дружбе),
мрачнее тучи (быть очень сердитым),
седьмая вода на киселе (дальние родственники)
ворон считать (бездельничать)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Лексика»
Урок русского языка в 5 классе.
Повторение по теме «Лексика»
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: повторить и закрепить знания по теме «Лексика».
Образовательные: развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова в тексте; научить отличать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать синонимы, омонимы, антонимы в речи; обогащать словарный запас учащихся; закреплять навыки работы с текстом.
Развивающие : осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять полученные знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные : воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Приветственное слово учителя (на фоне музыки «В гостях у сказки»).
Добрый день. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и поделимся своими улыбками, друг с другом. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что сегодня мы очень дружно и активно поработаем. (Слайд 2)
-Сегодня мы с вами, вместе с героем, которого вы сразу же узнали, отправимся в путешествие в тридевятое царство, а зачем, вы сейчас узнаете…
Жил-был обычный пятиклассник по имени Витька Перестукин, но он совершенно не хотел учиться, поэтому в один прекрасный день, когда он в очередной раз не выучил урок русского языка, русский язык разозлился и отправил Вовку в царство невыученной им темы…. Здесь он встретится с различными испытаниями, выполнив которые, он сможет вернуться назад. И как вы уже поняли, без знаний очень трудно будет нашему герою. Поэтому он взмолился о помощи, рассчитывая на вас. Вы же хорошо знаете русский язык? Поможете Витьке? Итак, начинаем. (СЛАЙД 3)
Долго ли коротко бродил Витька по неизвестному царству, и на пути ему встретился дворец, а в нем царь со стражею своею. Они подготовили для него первое задание, выполнив которое наш герой узнает название того царства невиданного, сможет отправляться дальше, пополняя свои знания и все ближе подбираясь к дому.
Сейчас проверим, готовы ли вы помочь Вовке вернуться назад или же оставите его на растерзание стражи.
2. Слова, имеющие несколько значений. Многозначные.
3. Словари, в которых мы узнаем значения слов. Толковые.
4. Слова, близкие по значению. Синонимы.
6. Запас слов и выражений, любого человека. Лексикон.
8. В каком специальном разделе науки о языке изучаются эти термины? (Лексикология)
9. Слова языка образуют его состав, или… (лексику)
3. Постановка учебной задачи.
-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? ( Повторение и закрепление знаний по теме «Лексика» ) (слайд 1)
-Добро пожаловать в прекрасное царство Лексики!
-Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.
-Мы заканчиваем знакомиться с разделом «Лексика».
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам повторить? (слайд 4)
-Правильно, в конце этого урока мы должны повторить и закрепить знания о синонимах, омонимах и антонимах, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать их в речи, а также мы должны пополнить наш лексикон.
4. Повторение и обобщение знаний.
-Возвращаемся в наше тридевятое царство лексики (слайд 5)
Успешно мы помогли нашему герою преодолеть стражу, и он отправляется дальше. Вдруг перед ним появляется синее море, как преодолеть его неизвестно…помочь ему может только чудо. (слайд 6)
Практическая работа. На доске написаны предложения: (СЛАЙД 7)
Любовь к Родин. начинается с любви к своей семь. к своему дому, к своей школ. Она постепенно р. стет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природ. к своим землякам, а созрев, она становится сознательной и крепкой, до самой смерт. любовью к своей стран. и ее народу. (Карточки с этим текстом есть у всех учащихся).
Озаглавьте текст. Определите его основную мысль. В тексте говорится о любви к своей стране,( поэтому можно озаглавить его «Любовь к Родине»)
Мы доказали, что перед нами текст, определили его основную мысль, оформили его грамматически
Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить орфограммы
Определите лексическое значение слова “алмазный” (сделанный из алмаза, драгоценного камня). (слайд 8)
А теперь заглянем в толковый словарик и посмотрим, правильно ли вы определили лексическое значение данного слова. (Слово “алмазный” имеет несколько значений. Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – похожий по цвету на алмаз
(Составьте предложения с разными значениями слова )
Задание: Выделить многозначные слова (слайд 9)
а) иней ; б) снежок; в) блеск; г) вьюга; д) серебристый; е) синий; ж) пороша; з) морозить; и) идти, к) ледяной; л) бледный; м) небесный; н) снегопад
3) Закрепление понятия «омонимы».
-Итак, с вашей помощью Витька благополучно миновал синее море. А за ним – лес (слайд 11)
На лесной тропинке увидел он двух молодцев из ларца, одинаковых с лица и услышал их разговор:
— Это незнакомец, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.
— Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
— Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда, полезли обратно в ларец.
Витька не испугался одинаковых с лица. А выяснил, что они попали в царство лексики за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем этим двум из ларца?
-Как вы считаете, почему они не поняли друг друга в диалоге? (слова «лук» (из огорода) и «лук» (со стрелами) являются омонимами.)
Приведите, пожалуйста по примеру омонимов, которые должны были найти дома в толковом словаре.
-Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)
Двое из ларца поблагодарили Витьку и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте. 2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.
Отправился наш герой дальше. Темнело. Лесная тропинка привела ученика к печке на лесной поляне, видит: стоит печь и ничего в ней не готовится. Увидела она Переделкина и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел ты сюда. Раз заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Если выполнишь – помогу тебе, милок, а если уж нет, то проглочу тебя и зажарю».
Перед вами задание . (СЛАЙД 12 ) Но к нему нет задания. Придумайте его сами. Чтобы не подвести нашего персонажа, вы должны сработать внимательно и осторожно.
Я красивая, ________, ___________ печь. (прелестная, дивная)
Я люблю печь ___________,__________ пироги.
Какое задание вам предстояло выполнить? (Вписать слова – синонимы).
-Что такое синонимы?
-Молодцы, справились с заданием. Осталась печка, довольна нами, дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к освобождению Витьки из тридевятого царства.
Недолго думая, наш герой бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что Витька едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Вовка на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – дорогу назад не найдёшь. Налево пойдешь – дорогу найдешь, да голову сложишь…»
Ну, что же, опять царство лексики подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем по рядам. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до дома.
Задание (групповая работа).
Каждый ряд выбирает себе любую «дорогу»
1. Дорога: разгадай загадки.
1.Я – антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада)
2. Я – антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
3.Я – антоним к слову смех,
От несчастья и от боли,
Догадались? Это… (плач)
4.Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
2.Дорога: работа в парах по карточкам.
Найди антонимы и синонимы (устно).
Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы.
ликующий веселый скучный
Ответ: Антонимы : печальный, тоскливый, невесёлый, скучный, унылый, грустный
Синонимы : радостный, ликующий, жизнерадостный
Молодцы, и наш герой вдруг сразу же оказался перед самим Русским языком, в лице своего учителя..
Витька появился перед учительницей русского языка, а она говорит ему: “ Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей, осталось хоть что-нибудь? Делать нечего, согласился Витька. Хотя он уже чувствовал, что все знает о царстве лексика. А вы? Давайте проверим.
7. Фронтальный опрос.
Контрольный тест по разделу «Лексика»
1. Какое слово является многозначным:
а) топор б) кисть в) человек
2. В каком словосочетании слово «горят» употреблено в переносном значении:
а) щеки горят б) дрова горят
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.
б) слова, обозначающие одно и то же.
в) слова с противоположным лексическим значением.
4. Найдите синоним к слову огромный:
а) громадный б) маленький
5. Подберите антоним к слову румяный:
а) бледный б) краснощекий
6. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка.
в) в словаре морфем русского языка.
7. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:
а) выпадение снега. б) существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
Молодцы, и здесь вы помогли нашему Переделкину. Он благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.
-Ребята, а из какого произведения наш герой? («В стране невыученных уроков» Гераскин)
Я хочу, чтобы вы никогда не попадали в такие ситуации, как герой книги. А для этого надо хорошо учиться, чего я вам и желаю.
-Какое у вас настроение после выполнения заданий?