Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы

Социальная квалиметрия как научная дисциплина

Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы

Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы

Рассмотрев положения, кратко характеризующие общую квалиметрию, переходим к изучению предметных и специальных квалиметрии, в частности — социальной квалиметрии.

Особенности социальной квалиметрии как учебной дисциплины определяются: спецификой социальной сферы, особенностью предметов и процессов оценивания. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов в социальном пространстве, в социальном кругообороте качества социальной работы настолько разнообразны и многоплановы, что представляют особую область квалиметрии. Для выпускников факультетов социальной работы особый интерес представляют методы оценки качества таких объектов как социальная политика, социальная защита и, конечно, составляющая их часть — социальное обслуживание населения в широком смысле его понимания.

Сегодня можно отметить, что в отечественной науке постепенно сформировалось представление, согласно которому квалиметрия в социальной работе — это область социальных наук об измерении и количественной оценке качества различных социальных объектов и субъектов, процессов и состояний, о методологии и методике оценки эффективности теоретических разработок, социального образования и практики социальной работы во всех ее проявлениях и во всех сферах социальной жизни общества.

Безусловно, социальная квалиметрия опирается на положения общей квалиметрии (понятия, аксиомы, принципы). В то же время она использует теорию сравнения и общую логику оценки качества социальных объектов. Предметом социальной квалиметрии становятся научные знания и наработки, отражающие качество деятельности специалистов социальной сферы, социальных учреждений и органов управления в различных секторах социальной сферы общества.

Для практической социальной работы чрезвычайно актуальна проблема разработки методологии социальной квалиметрии и методик оценки качества услуг системы социального обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, социального образования, различных мер социальной поддержки социально незащищенных слоев населения, в целом — системы социальной защиты как современного механизма реализации социальной политики.

Для исследователей и практиков социальной работы особый интерес представляют такие отрасли квалиметрии, как экспертная квалиметрия, индексная, таксономическая, нечеткая, тестовая, цикловая-динамическая квалиметрии, а также теория оценивания эффективности как меры качества систем и процессов.

Практический профессиональный социальный работник не может не задумываться над вопросами квалиметрии в социальной работе: какова роль предметной квалиметрии в оценке различных видов социальной деятельности? Какой смысл вкладывается в методы «социальной квалиметрической таксономии», «социальной индексной квалиметрии», «социальной экспертной квалиметрии», «социальной цикловой квалиметрии», «социальной эстетической квалиметрии» и «экологической квалиметрии» и как они применяются в деятельности социальных служб и органов управления? В чем суть перечисленных методов квалиметрии? Какие практико-ориентированные теории, научно-практические рекомендации и методики социальной квалиметрии целесообразно применять в различных секторах и сегментах социальной сферы? Качество как характеристика сущности социальных объектов и их свойств всегда имело, имеет и будет иметь практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества различных видов, форм и методов социальной работы, мера качества и показатели оценивания качества были и остаются среди важнейших.

Для будущего специалиста важно знать классификацию квалиметрических шкал, глубоко осознать, что оценивание результативности социальной работы на всех уровнях ее осуществления является важнейшим направлением и функцией управления. Методы социальной квалиметрии, специфика квалиметрии в социальной работе, измерение и количественная оценка результативности предоставляемых социальных услуг — вот те реальные проблемы, в которых предстоит разобраться, глубоко изучить, взять на вооружение и научиться профессионально применять на практике.

Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы

В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квалиметрии (по предмету оценивания — квалиметрия социальной политики, квалиметрия высшего профессионального образования и т. д.), так и специальной квалиметрии (по методам и моделям оценки — экспертная квалиметрия, теория оценивания эффективности, индексная квалиметрия и др.) Существует объективная необходимость дифференцированного подхода к применению различных типов квалиметрии в соответствующих ситуациях.

Специалисты в области социальной квалиметрии считают, что для оценки социальных объектов и процессов в соответствующих ситуациях могут использоваться специальные квалиметрии.

К их числу относятся: тестовая, экспертная, индексная, таксономическая (или квалиметрическая таксономия), вероятностно-статистическая, нечеткая квалиметрии (см.: Титов И. А. Экспертные технологии в управлении и оценке качества высшего образования//Общие проблемы квалиметрии в образовании. Ч. 2: Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». — М., 2006, с. 6-7).

Тестовая квалиметрия характеризуется ситуацией оценки с высокой степенью ее формализуемости. Нередко ситуация такова, что применяемые методы могут рассматриваться как методы тестово-экспертной квалиметрии.

Особенностью экспертной квалиметрии является ее ориентация на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки. Этот тип квалиметрии опирается на использование методов, развитых в теории экспертных оценок, широко представленных в отечественной литературе.

Применение экспертной квалиметрии при оценке качества характеризуется ситуацией, которая основана на привлечении плохо формализуемого опыта экспертов или на измерении на основе органов чувств эксперта. Характеристики, по которымоценивается качество объекта, носят при этом субъективный характер, т. е. субъективное восприятие их интенций содержит неопределенность.

В процессе мониторинга часто характеризуется ситуацией, при которой сам алгоритм оценки может относиться к методам другого типа специальной квалиметрии, а методы экспертной квалиметрии применяются для определения коэффициентов весомости показателей качества, шкалирования и формирования других элементов оценочной системы.

Индексная квалиметрия базируется на аппарате теории индексов. Применение индексной квалиметрии характеризуется ситуацией, при которой оцениваются некоторые изменения, темпы движения показателей качества и объектов.

Таксономическая квалиметрия используется в ситуации, когда процедуры оценивания разрабатываются в виде классификационных процедур. Сложность формирования квалиметрической таксономии связана с современным состоянием науки о классификациях и классификационной деятельности, находящимся в стадии своего становления. Класс качеств (квалитаксон) рассматривается как совокупность свойств, тождественных по отношению к базе сравнения. Синонимами класса качеств в этой ситуации становятся категории, роды, сорта и т. д.

Вероятностно-статистическая квалиметрия как вид квалиметрии применим в ситуациях, в которых оценка качества ориентирована на использование статистических оценок характеристик объектов оценки. Наиболее характерно применение методов вероятностно-статистической квалиметрии в тех случаях, когда оцениваются массовость, стабильность, используются выборочные методы контроля и т. д. Они являются основой для формирования экспертных квалиметрических систем.

Нечеткая квалиметрия применяется в ситуации, когда объект оценки слабо формализуем, его характеристики носят описательный характер, изменение интенсивностей свойств оценки сопровождается факторами нечеткости и неопределенности. Целесообразно использование методов нечеткой квалиметрии при оценке качества объектов мониторинга.

Применение социальной квалиметрии при анализе региональной жизни общества предполагает использование системы показателей и технологий, которые позволили бы оценить изменения в социальном развитии, в том числе социокультурных процессов. Оценочные технологии в условиях субъекта Российской Федерации могут строиться с ориентацией на использование данных мониторинга, а также экспертной информации и методов ее обработки, методов теории нечетких множеств, логико-семантического моделирования, отказа от принципов бинарной логики.

Социальная квалиметрия как наука непосредственно связана с измерением качества деятельности различных типов и видов учреждений социального обслуживания населения и социальных услуг. В основе этого направления лежат положения национальных стандартов, определяющие требования к системе качества учреждений и социальных услуг.

В ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание. Термины и определения» качество социальной услуги определяется как «совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию».

В ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание. Система качества учреждения социального обслуживания» под «системой качества учреждения понимают совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающую осуществление административного руководства качеством услуг».

Методология и теория оценивания качества учреждений социального обслуживания и их отдельных служб постоянно развиваются, так как свойства социальных объектов постоянно изменяются, совокупность свойств социальных служб усложняется и взаимно обогащается, что, естественно, ведет к корректировке численных значений социальных объектов. При этом появляется возможность сопоставлять полученные данные с подобными характеристиками аналогичных объектов. Исходя из научного и научно-методического представления о качестве учреждения и основных социальных услугах, следует учитывать, что при сравнении качества необходимо оценивать не только отдельные свойства объектов, но и признаки и характеристики внутренней определенности (качественно-образующие свойства по типам и видам учреждений, структуру и устойчивость учреждения, адаптированность к условиям региона, города или района и специфическим потребностям местного населения и различных его категорий).

Необходимо постоянно искать количественные показатели, способствующие адекватной оценке качества деятельности учреждений с наименьшими погрешностями, оптимальные пути продвижения от оценки уровня качества объекта к исследованию качества, соответствующего запросам клиентов социальных служб, отдельных категорий населения и общества в целом.

Приоритет в выборе количественных показателей для оценки качества социальных услуг всегда на стороне клиентов — реальных потребителей услуг.

Учитывая современный уровень развития социальной квалиметрии, следует иметь в виду, что квалиметрическая оценка качества учреждений и социальных услуг есть только основа и начальная фаза сложного процесса управления качеством социальных объектов. Предстоит пройти большой путь от осознания понятийно-категориального аппарата, структуры квалиметрии и ее методов до выявления закономерностей и оптимальных моделей квалиметрических измерений и оценок в социальном обслуживании населения.

Вопросы

1. Каково определение науки квалиметрии и из чего состоит ее предметная область?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии наука квалиметрия в нашей стране?

3. Какие научные принципы наложены в основу науки квалиметрии? Какие основные категории в ней используются?

4. Чем определяются особенности социальной квалиметрии как научной дисциплины?

5. Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы?

6. Насколько высока значимость ноосферной квалиметрии в исследовании социальных процессов?

7. Какие специальные квалиметрии могут использоваться в оценке социальных явлений?

8. Что такое качество социальной услуги и система качества учреждения социального обслуживания? Чем обусловлена изменчивость методологии и методики оценки данных феноменов?

Источник

Квалиметрия в социальной работе

Рассмотрение методологических вопросов социальной квалиметрии. Особенность оценивания качества объектов и технологических процессов. Анализ разработки целостной концепции качественной жизни, отражающей характер взаимодействия личности и общества.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.05.2016
Размер файла27,4 K

Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

по дисциплине: «Социальная квалиметрия»

Тема: «Квалиметрия в социальной работе. Методология социальной квалиметрии»

1. Квалиметрия в социальной работе

2. Методология социальной квалиметрии

1. Квалиметрия в социальной работе

Актуализация квалиметрического потенциала, прежде всего, профессиональных социальных работников в основном определяется следующими обстоятельствами:

1) ускорением темпов социально-гуманитарного развития различных регионов России;

2) увеличением числа и усилением качества разнообразных форм и методов практической социальной работы, значительным усложнением жизни современного человека, семьи, общин и социума в целом;

3) значительным ускорением технологизации социальной работы, индивидуальной и групповой социоподдерживающей и защитной деятельности различных организаций и учреждений;

4) возрастанием угроз фальсификации и «корректировки» результатов деятельности органов управления и социальных служб;

5) возрастанием роли точной оценки проблем и перспектив развития управления в системе социального обслуживания населения в различных секторах социальной сферы.

Рассмотрение методологических вопросов социальной квалиметрии предполагает рассмотрение соотношения таких понятий как общая квалиметрия и социальная квалиметрия.

Для более глубокого изучения проблем квалиметрии можно обратиться к трудам С. И. Григорьева, В. И. Жукова, В. Г. Попова, А. И. Субетто, В. К. Федюкина, В. Н. Фомина, Е. И. Холостовой, Г. А. Червяковой и других авторов, занимающихся разработкой вопросов управления в социальной сфере, оценки качества социальных услуг, разработкой научных основ организации мониторинга эффективности социальной работы.

Появление квалиметрии обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

На протяжении полувека применялись различные концепции и методики количественной оценки уровня и качества жизни людей в условиях противоположных общественных систем. Все это привело к тому, что в конце 1960-х гг. к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в СССР были разработаны основы социалыю-квалиметрической науки.

Несмотря на то что в 1990-х гг. соперничество между двумя системами прекратилось, так как мировое социалистическое содружество и СССР были разрушены, работа по развитию квалиметрии и применению ее методов на практике в США продолжалась. В октябре 1997 г. в США состоялся международный семинар по обучению менеджеров в области использования методологии и методик квалиметрии, где были отмечены методики в области квалиметрии, разработанные теоретиками и практиками России.

Итак, в России к началу XXI в. была сформирована относительно новая наука и учебная дисциплина, которая стала востребованной специалистами различных отраслей и сфер жизни общества, в том числе социальной.

2. Методология социальной квалиметрии

Методология социальной квалиметрии представляет собой учение об организации деятельности в области социального образования, социальной политики и механизме ее реализации (социальная защита, социальное обслуживание, социальная поддержка, пенсионное обеспечение, социальное страхование).

В ряде научных публикаций квалиметрия характеризуется как наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального материального и нематериального мира.

Квалиметрия, являясь комплексной наукой, состоит из общей теории качества и оценивания качества (квалинтологии) и учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рассматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существующие и потенциальные потребности населения.

Вместе с тем не следует забывать, что отдельные направления квалиметрии являются неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сложных сегментах социальной сферы и оценке эффективности их функционирования в жизни общества.

В концепции общей квалиметрии структура квалиметрии выделяется в виде предметной квалиметрии (по предмету оценивания) и специальных квалиметрий (методы и модели оценки). Кроме того, квалиметрия включает три составляющие:

* общую квалиметрия или общую теорию квалиметрии;

* специальные квалиметрии больших группировок объектов (продукция, процессы, услуги и т.д.);

* предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов (труд, образование, здравоохранение, машиностроение и т.п.).

Объектом квалиметрии как науки может быть все, что представляет собой систему, нечто цельное, что может быть выделено для познания, исследования, измерения и достижения практического результата.

Объектом социальной квалиметрии является социальная сфера с ее реальными составляющими: социальная политика; социальная защита, в том числе социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальная поддержка; система образования; система здравоохранения; система пенитенциарных учреждений и др., наконец, сам человек, входящий в пространство ценностного освоения человека.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном выражении, закономерности этого процесса.

Предметом социальной квалиметрии является оценка качества социальных услуг и других видов социальной поддержки населения, оценка качества социального образования, медико-социальной помощи, пенитенциарной социальной работы, социальной поддержки и защиты населения и др.

Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объектов, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе аксиологии, теории ценностей. Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных качеством, прежде всего продукции и услуг, технологических процессов, окружающей среды и других объектов. Оценка качества есть результат взаимодействия четырех составляющих: оцениваемого объекта (О), оценивающего субъекта (С), базы оценки (Б, эталон качества) и алгоритма оценивания (Ал, логика, методы и приемы, техники). Формула оценки качества:

Методология организации социальной квалиметрии предусматривает расчленение организации на такие составляющие, как свойства секторов социальной сферы, специфика процессов их становления и развития, организационно-правовые основы, определяющие суть процедур и правил измерения и оценивания.

Квалиметрия, как научная дисциплина, имеет свои методологические принципы. По содержанию и направленности их можно распределить на три группы.

В первую группу входят принципы, которые определяют практическую направленность квалиметрии (методы достоверной оценки качества, приемы и средства оценивания, защищающие интересы потребителя, клиента).

К третьей группе относятся принципы, которые предусматривают использование метода комплексной оценки качества продукции, разнообразные показатели свойств предметов в единицах измерения.

Квалиметрическая оценка качества продукции невозможна без наличия стандартов, базовых эталонов сравнения, базовых показателей, определяющих свойства качества в целом и динамику их развития.

Социальная квалиметрия, являясь составной частью теоретической социологии и теории социальной работы, призвана стать социолого-ориентированной парадигмой, современной базой для измерения и оценки качества социальной сферы общества, качества жизни людей, а также окружающей среды, ценностей и идеалов трансформирующегося общества. В этом смысле методологическое содержание теории социальной работы как междисциплинарной дисциплины значительно возрастает.

Сегодня актуальны вопросы социальной ноосферной квалиметрии, выражающейся в виде квалиметрии жизненных сил человека, квалиметрии жизни и социального здоровья, социальной квалиметрии человека и семьи, квалиметрии культуры, социальной культуры образования, квалиметрии социального обслуживания и обеспечения, квалиметрии общественного интеллекта, духовности, интеллигентности и ментальности человека.

Актуальны теоретико-методологические вопросы объективной оценки качества современной социальной политики и социальной защиты населения в Российской Федерации.

Актуализация проблем социальной квалиметрии детерминирована определенными обстоятельствами:

* диверсификацией и ускорением темпов социальноисторического развития;

* значительным расширением качественных индикаторов и характеристик социальных процессов и явлений на всем пространстве РФ;

* интеграцией в общество технологического и феноменологического;

* повышением роли субъективного фактора в становлении и развитии социально-экономических процессов и усилением ряда угроз, связанных с манипулированием общественным сознанием и поведением;

* появлением уникальных форм самоорганизации социальной жизни и социальных технологий;

* объективной потребностью в точной оценке состояния проблем и перспектив развития России в условиях морально-духовного и финансово-экономического кризиса.

Сегодня в научной литературе выделяются блоки индикаторов, отражающих качество жизни в социальной сфере. К ним относятся «качество образования», «качество здравоохранения», «качество культуры», «качество социальной защиты», «качество социальной работы и ее составных частей», «качество социальных услуг», «качество управления», «качество труда», «качество социальной науки», «качество общественного интеллекта», «качество экосреды», «качество человека», «качество жизни», «качество духовности и интеллигентности» и др.

При этом просматривается глубокая связь между блоком индикаторов социальной сферы и индикаторами социального развития производства, а также индикаторами социального развития человека. Через призму этого взаимодействия теория социальной работы приобретает устойчивый характер современной практико-ориентированной парадигмы.

В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квалиметрии (квалиметрия социальной политики, квалиметрия социальной защиты, квалиметрия социального обслуживания, квалиметрия высшего профессионального социального образования и т.д.), так и специальной квалиметрии (экспертная квалиметрия, теория оценивания эффективности, индексная квалиметрия и др.).

Существует объективная необходимость дифференцированного подхода к применению различных типов квалиметрий в соответствующих ситуациях. Необходим и ситуационный подход к применению методов социальных квалиметрий в системе мониторинга качества образования на различных уровнях. Наиболее сложным видом социальной квалиметрии является количественная оценка качества жизни людей. Формирование концепции измерения и оценки качества жизни непосредственно связано с научным представлением о качестве жизни в рамках существующих философских, социологических и психологических подходов, имеющих недостатки и односторонность в понимании интегративного показателя качества жизни. Поэтому требуется разработка целостной концепции качества жизни, отражающей характер взаимодействия личности и общества. Оценка на основе этой концепции учитывает:

* материальные показатели (уровень жизни, доходы семьи, материальное благосостояние и т.п.);

* социальные условия жизнедеятельности человека (здоровье, условия труда, тип профессионального образования и т.п.);

* психологические характеристики (степень субъективной удовлетворенности и т.п.);

* показатели, отражающие уровень знаний, информированности личности и се интеллекта как движущей силы развития общества.

Научный подход к анализу качества жизни людей предполагает единство качественного и количественного анализа, их обоснованного сочетания и взаимопроникновения. Количественное отражение изучаемого социального феномена опирается на измерение, которое невозможно без применения математических методов.

В значительной мере представляет интерес измерение и оценка эффективности социального образования. В условиях реформирования общества и его составных частей система высшего профессионального образования оказывается в центре внимания государства, общества, представителей всех возрастных и национально-этнических групп, различных форм собственности, классов и слоев населения.

Современное социальное образование, в том числе образование в системе социальной работы, можно отнести к классу сложных объектов управления. Деятельность вузов, занимающихся подготовкой профессиональных социальных работников и социальных педагогов, может быть выражена в виде количественных соотношений: на практике при помощи количественных методов можно измерить динамику развития высших учебных заведений и качество подготовки их выпускников.

Формализованное описание качества подготовки бакалавра и магистра социальной работы является проблематичным, так как подготовка носит преимущественно качественный характер. Однако качество все-таки может быть выражено в виде стандартов и количественных показателей. Весьма сложным является также количественное описание состояния клиента социальных служб, «продвигающегося» от состояния зависимости, бедности, социальной незащищенности к нормальному социальному функционированию, независимости, самозащищенности и самодостаточности.

Оценка деятельности преподавателей социальных вузов, социальных служб в целом и отдельных социальных работников может быть формализована и выражена в системе показателей, на основании которых можно оценивать эффективность труда, оказания социальных услуг, научных и научно-методических трудов, социальных проектов, уровень профессионализма работников и т.д., что, естественно, предполагает использование возможностей современного программирования и квалифицированного труда экспертов.

Сегодня, когда принимаются новые государственные образовательные стандарты, представляют интерес новые критерии и показатели, позволяющие объективно оценить обновляющийся процесс аттестации и аккредитации социально-гуманитарных вузов России, качество документации, новых учебников и учебных пособий, качество организации учебно-воспитательного процесса и реально существующие гарантии качества подготовки бакалавров, магистров и специалистов социальной работы. социальный квалиметрия качество технологический

Качество образования определяется:

* учебными умениями и навыками студента;

* педагогическим мастерством преподавателя;

* целевыми установками программ;

* структурой и содержанием основной образовательной программы;

* предполагаемыми результатами освоения основной образовательной программы, достижениями студентов;

* их востребованностью на рынке труда.

Для оценки социальных объектов и процессов используются специальные квалиметрии, к числу которых относятся (рис. 5):

* теория оценивания эффективности меры качества;

* теория оценивания точности.

Схема взаимосвязей специальных квалиметрий

Тестовая квалиметрия применяется для оценки качеств с высокой степенью формализуемости.

Особенностью экспертной квалиметрии является ее ориентация на человека как непосредственного измерителя качества. Этот тип квалиметрии опирается на использование методов, развитых в теории экспертных оценок, широко представленных в отечественной литературе.

Применение экспертной квалиметрии при оценке качества характеризуется ситуацией, которая основана на привлечении плохо формализуемого опыта экспертов или на измерении на основе органов чувств эксперта. Характеристики, по которым оценивается качество объекта, носят при этом субъективный характер.

Применение методов экспертной квалиметрии в процессе мониторинга часто характеризуется ситуацией, при которой сам алгоритм оценки может относиться к методам другого типа специальной квалиметрии, а методы экспертной квалиметрии принимаются для определения коэффициентов весомости показателей качества, шкалирования и формирования других элементов оценочной системы.

Метод экспертной оценки образовательных программ является одним из надежных инструментариев социальной квалиметрии. Как правило, эксперт оценивает то, как обеспечивается качество социального образования, какие изменения внесены после принятия нового государственного образовательного стандарта (структура программы, приоритеты, требования к результатам и пр.). Эксперт при оценке условий реализации образовательной программы особое внимание уделяет кадровому обеспечению учебного процесса, качеству учебно-методического обеспечения подготовки кадров, оценке гарантий качества учебных программ, уровню научного и информационного обеспечения учебного процесса и материально-технического обеспечения подготовки и воспитания кадров (бакалавров, магистров и специалистов социальной работы).

В качестве экспертов могут выступать не только чиновники Минобрнауки России и представители научно-исследовательских учреждений и агентств. Стратегия, структура и технология экспертной оценки качества высшего профессионального образования требуют новой управленческой, социальной культуры, социометрического просвещения и специализированной профессиональной подготовки работников высшей школы.

Индексная квалиметрия базируется на аппарате теории индексов. При помощи индексной квалиметрии оцениваются изменения, темпы движения показателей качества и объектов.

Таксономические методы используются в виде квалиметрической таксономии в ситуации, когда процедуры оценивания разрабатываются в виде классификационных процедур. Класс качеств (квалитаксон) рассматривается как совокупность свойств, тождественных по отношению к базе сравнения. Синонимами класса качеств в этой ситуации становятся категории, роды, сорта и т.д.

Таксономические методы, например, в социальном обслуживании опираются на национальные и региональные стандарты в области предоставления социальных услуг, классификацию учреждений (типы, виды), динамику их развития и характер социальной работы, осуществляемой в социальных службах, прежде всего системы социальной защиты населения, образования и здравоохранения.

Вероятностно-статистическая квалиметрия применима в ситуациях, в которых оценка качества ориентирована на использование статистических оценок объектов. Вероятностно-статистическая квалиметрия используется в тех случаях, когда оцениваются массовость, стабильность, используются выборочные методы контроля и т.д. Они являются основой для формирования экспертных квалиметрических систем.

Методология статистического измерения системы социального обслуживания опирается на концептуальные основы социальной статистики как отрасли статистической науки и практики. Система социальной статистики состоит из следующих блоков:

* статистика социальной политики;

* статистика труда и занятости;

* статистика уровня жизни;

* статистика социального обслуживания;

* статистика пенсионного обеспечения;

* статистика социального страхования;

* статистика социальной помощи;

* морально-этическая и криминальная статистика.

Особого внимания заслуживает группировка показателей статистики социального обслуживания семьи, детей, инвалидов и пожилых людей, позволяющих оценить качество деятельности учреждений социального обслуживания.

С позиции прогнозирования развития системы социального обслуживания и качества социальных услуг представляет интерес прогнозная оценка нагрузки социальных служб в условиях роста количества клиентов.

Нечеткая квалиметрия применяется в ситуации, когда объект оценки слабо формализуем, его характеристики носят описательный характер, изменение интенсивности свойств оценки сопровождается факторами нечеткости и неопределенности.

Социальная квалиметрия как наука непосредственно связана с измерением качества деятельности различных типов и видов учреждений социального обслуживания населения и социальных услуг. В основе этого направления лежат положения национальных стандартов, определяющие требования к системе качества учреждений и социальных услуг.

В Национальном стандарте РФ «Термины и определения» (2007) качество социальной услуги определяется как «совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию».

В Национальном стандарте РФ «Система качества учреждения социального обслуживания» (2007 г.) под системой качества учреждения понимается «совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающей административное руководство качеством услуг».

Теория и методология оценки качества учреждений социального обслуживания и их отдельных служб постоянно развиваются, так как свойства социальных объектов непрерывно изменяется, совокупность свойств социальных служб усложняется и взаимно обогащается, что, естественно, ведет к корректировке численных значений социальных объектов. При этом появляется возможность сопоставлять полученные данные с подобными характеристиками аналогичных объектов. Исходя из научного и научно-методического представления о качестве учреждения и основных социальных услугах, при сравнении качества следует учитывать не только отдельные свойства объектов, по и признаки и характеристики их внутренней определенности (качествообразующие свойства по типам и видам учреждений, структуру и устойчивость учреждений, адаптированность к условиям региона (города, района) и специфические потребности местного населения и различных его категорий).

Необходимо постоянно искать количественные показатели, способствующие адекватной оценке качества деятельности учреждений с наименьшими погрешностями, а также оптимальные пути продвижения от оценки уровня качества объекта к исследованию качества, соответствующего запросам клиентов социальных служб, отдельных категорий населения и общества в целом.

4. Азгальдов Г.Г. О взаимосвязи качества и потребительской стоимости, «Стандарты и качество», Москва, 1971г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Квалиметрия как наука, ее роль в управлении качеством. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии. Показатели качества продукции. Методы квалиметрии, используемые для оценки уровня качества, их особенности, условия и области применения.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 14.02.2012

Методологические принципы квалиметрии, ее существенные отличия от метрологии. Формирование иерархической структуры качества продукции. Единичные, комплексные, интегральные и базовые показатели качества, их характеристики. Методы оценки уровня качества.

реферат [16,5 K], добавлен 09.12.2009

Появление и понятие квалиметрии как научной дисциплины. Основные задачи и ряд специфических терминов квалиметрии. Показатели качества продукции. Анализ ГОСТа 51331-99 Продукты молочные «Йогурты», который распространяется на йогурты из коровьего молока.

контрольная работа [26,2 K], добавлен 15.03.2011

Квалиметрия как научная дисциплина, ее сущность, отличия от метрологии, методологические принципы, правила, методы, задачи. Сущность и классификация показателей качества услуг. Особенности и значение присуждения Премии Правительства РФ в области качества.

доклад [20,1 K], добавлен 10.12.2009

Структура квалиметрии, объединяющей количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению ним. Структура основных общих показателей качества. Органолептический (сенсорный) метод определения показателей оценки качества.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 23.04.2016

Объект, предмет и структура квалиметрии. Методы и подходы, применяемые в оценочных исследованиях. Понятия качества, результативности и эффективности. Виды, цели и задачи оценки результативности социального обслуживания. Проведение оценочного исследования.

курсовая работа [44,0 K], добавлен 22.05.2013

Основная идеология всеобщего менеджмента качества как экономическая категория. Анализ основных свойств, показателей качества и признаков продукции. Изучение квалиметрии, науки о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

контрольная работа [214,4 K], добавлен 10.09.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *