Что изучает культурология как наука в обществе
Культурология
Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
1.1. Культурология как наука в системе гуманитарного знания
Культурология — базовая гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.
Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы ХХ века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.
Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культуры (классификация), с конца XIX века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты человеческой деятельности как носителей символической информации о данной культуре. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнологии, искусствоведения, социологии.
Что касается термина «культурология», он связан с работами английского философа Гоббса (XVIII в.), где он рассматривал человека в двух состояниях: природном (естественном) и культурном. Гердер, ученый XVIII–XIX вв., культуру определял в историческом аспекте. Однако первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат английскому этнологу Э. Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.
В России культурология как наука начинает развиваться в 60-е годы ХХ века. У истоков стоят такие исследователи как М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман.
Актуальность культурологии в ХХI веке обеспечивается рядом проблем, возникших в результате складывания мультикультурного мира. Основными из них являются:
1. Проблемы трансляции культуры в большей степени связано с языком культуры, поскольку изменение языка культуры приводит к изменению самой культуры и утрачиванию отдельных ее элементов. Так, например, непопулярность алтайского языка приводит к утрачиванию целого пласта культур одной из древних тюркских народностей. То же самое можно сказать о малых народах севера, монгольской культуре и др.
2. Проблема межкультурного взаимодействия — сжатие ойкумены (жизненного пространства) — привело к тому, что оно сузилось и привело к неизбежному взаимодействию различных народов по своей этнической принадлежности, вероисповеданию, моральным принципам и нормам. Возникает большое количество противоречий и конфликтов на разных уровнях взаимодействия, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая семейными отношениями.
Проблема массовости и дегуманизации культуры — господство масмедиа культуры приводит к уравниванию, десакрализации ценностных приоритетов культуры. Это ведет к обесцениванию и искажению существующих традиций.
Экологические проблемы поставлены на уровне диалога природы — культуры — человека: тесно связаны с нерациональным потреблением ресурсов, уничтожением природного фонда, переосмыслением роли человека в экосистеме.
На фоне этих проблем культурология определяет следующие цели и задачи:
• формирование уважительного и бережного отношения к культурному историческому наследию;
• дать представление о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии;
• выработать толерантное восприятие социальных и культурных различий;
• дать представление о феномене и сущности культуры и определить его значения в формировании личности.
1.2. Методы культурологии
Опираясь на другие социально-гуманистические науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.
К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит Диахронический метод — хронологическая последовательность их появления и протекания. Но диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и прежде всего обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности с синхроническим методом.
Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.
Сравнительно-исторический позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении культуры Древнего Востока на первый план выходит факт обожествления природных явлений: солнца, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется у совсем другого народа — славян в другую эпоху, представляя, таким образом, их языческую культуру. Стоит отметить, что в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов.
Структурно-функциональный метод — его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной.
1.3. Структура и принципы культурологического знания
Культурология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Но каждая из этих наук обращена лишь к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов.
Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений и позволяет рассмотреть не просто каждый культурный феномен в отдельности, но и определить взаимодействие этих феноменов, а также проанализировать их дальнейшее развитие и со-бытие. Здесь культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источники.
Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношения культуры и природы, культуры и цивилизации, определяет роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры. Помимо этого философия культуры исследует диалектику и динамику социокультурных процессов, определяет роль межкультурных контактов в изменении самобытности отдельных культур.
Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.
В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня — массовый, народный, элитарный. Каждый из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные — субкультуры детей, молодежи, стариков; конфессиональные — различные вероисповедания; профессиональные — определенный вид деятельности, и т. д. Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.
Антропология культуры исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, выявляет ключевые моменты социализации, аккультурации, инкультурации человека. Изучает адаптацию человека к культурной среде, системам образования и воспитания. Главным направлением антропологии культуры является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Особенно ярко это проявляется при объяснении различий типов культур западной и восточной цивилизаций.
История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о различиях и противоречиях культурноисторического процесса. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, идеалах и символах разных народов;
исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; осуществляет практическое руководство культурой, проявляется в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение и т. п.). Одной из главных задач прикладной культурологии является репрезентация культурных особенностей, разработка ментальных программ культурной идентичности для народов «малых» культур, находящихся на грани исчезновения.
Культурология — гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества культур.
Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое слово у нее «культура». На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический тип и др.
1. Что изучает культурология как наука?
2. Какие гуманитарные дисциплины повлияли на формирование культурологии?
3. Какие методы исследования применяются в культурологии?
Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005. 474 с.
Ирхин Ю. В. Социология культуры: учебное пособие / Ю. В. Ирхин. М.: Экзамен, 2006. 525 с.
Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2005. 566 с.
Уайт Л. А. Наука о культуре / Л. А Уайт. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.
Понятие культурологии
Не надо быть очень эрудированным, чтобы догадаться о значении термина «культурология». Как и названия многих наук, это слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «наука о культуре». Но если на теоретическом уровне это простое объяснение понятно, то на практике непосвященному человеку трудно с ходу определить предмет культурологии. Тем более, что не только культурология занимается изучением культурной сферы. Сложность заключается в многогранности самого термина «культура».
Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.
Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.
Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.
Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:
Период зарождения
Культурология как отдельная научная дисциплина оформилась в середине XX века. Ее возникновение связано с личностью известного американского антрополога Лесли Уайта. Именно он впервые употребил термин «культурология» и издал несколько фундаментальных трудов. Несмотря на то что его называют отцом культурологии, в полной мере считать Уайта основателем науки нельзя. В той или иной степени вопросами культурологии занимались многие видные ученые своего времени.
Культура как категория занимала важное место и в трудах античных философов, и в концепциях христианских богословов. Так, древнеримский деятель Цицерон культурой называл совершенствование души с помощью философии и красноречия. Христианский мыслитель Тертулиан считал, что культура вредит душе. Ему оппонировал Климент Александрийский, считая, что культура предваряет путь к христианству.
В эпоху Возрождения отношение к культурной сфере изменилось. Оно возвратилось к античному смыслу и стало ассоциироваться с гармоничным и возвышенным развитием человека. Позднее, в эпоху просвещения, оно стало больше мигрировать в сторону обычаев и правил поведения. В это же время немецким философом Кантом было заложено классическое понимание культуры как противопоставления натуре, то есть природе. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) связывает только великая сила Красоты (сила искусства).
В XIX веке классической модели бросают вызовы новые мыслители. Шпенглер, Ницше, Фрэйд. Человеческая натура провозглашается выше культуры. Начинается противопоставление культур Востока и Запада. Все эти ученые не являлись культурологами в чистом виде. Культурология находится в очень тесной взаимосвязи с социологией, психологией, историей и философией, и порой между ними невозможно провести четкую грань.
И даже провозглашение отдельной наукой не помогло.
Формально этой науки в западной классификации как самостоятельной дисциплины до сих пор нет. Ее место отводят в основном культурной антропологии.
Содержание науки
Культурология — чрезвычайно содержательная по составу наука. В нее входит масса различных направлений, разделов, но в самом общем виде структуру культурологии можно представить в виде двух уровней:
И на фундаментальном, и на прикладном уровне для решения исследовательских задач применяется обширный методологический аппарат. Выделяют несколько основных подходов:
Кроме того, выделяют еще ряд методов, в частности, системный, структурно-функциональный, просветительский. Набор методов не является конечным множеством. Любой исследователь может предложить свою методологию и развить ее до уровня отдельного направления или школы.
Культурологические школы
Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:
Значение в России
Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.
Свои основные взгляды Данилевский изложил в книге «Европа и Россия», в которой автор активно оппонирует европоцентристской концепции культуры. На извечный вопрос о месте России между Востоком и Западом Данилевский отвечает об особой роли славянской цивилизации в будущем мироустройстве. На труды Данилевского опирались в дальнейшем видные русские философы. Помимо культурологического аспекта, «Россия и Европа» остается фундаментальным учебником по геополитике для государственных деятелей России.
В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.
К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:
В 1989 году, когда культурология как наука получила право на жизнь в России, начинают предприниматься попытки объединить социальную и гуманитарную части в единую науку. Кроме того, новой вузовской дисциплиной пытались заменить отмененный «истмат». Но попытка объединить изучение общества и культуры в рамках одной науки оказалась безрезультатной. Культурология едва не пала жертвой очередного запрета.
Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.
Знание о том, как наладить диалог между различными социальными группами, позволить решать многие проблемы в многонациональных государствах.
Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.
Культурология
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «культурология». В нем содержатся разделы, посвященные теории, истории мировой и отечественной культуры. В данном издании содержатся необходимые методические и учебные материалы, облегчающие подготовку студента ко всем формам итогового и промежуточного контроля по данной дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1 Культурология как научная дисциплина
1. Предмет и задачи культурологии.
2. Основные этапы становления культурологии и основные культурологические школы.
3. Сущность культуры.
4. Функции культуры.
Аксиология, антропология, архетипы, гносеология, гуманизм, искусствоведение, история, классы, культура, культурологические школы, метод, норма, общество, обычаи, семиотика, символы, социализация, социальные группы, социальный институт, социология, типология, традиции, филология, философия, ценности, ценности, человек, этнография, этнология, этнос.
Гегель Г.В.Ф., Данилевский Н.Я, Кант И., Кассирер Э., Леви-Стросс К., Малиновский Б.К., Парсонс Т., Сорокин П.А., Тойнби А., Уайт Л.А., Фрейд З., Цицерон, Шпенглер О., Элиот Т., Юнг К.
Культурология — это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика и многими другими.
Однако от других гуманитарных наук она отличается тем, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Несмотря на то, что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей — наука гуманитарная.
Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975). В западной науке это название не прижилось, т.к. в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» в том числе с просветительской и творческой деятельностью). Основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология, структурная антропология, новая культурная история. В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось.
Предметом культурологии является изучение наиболее общих закономерностей развития культуры, ее базовых характеристик, памятников, явлений и событий материальной и духовной жизни людей. Цель дисциплины — дать целостное представление о феномене культуры, ее сущности и функциях, типах и формах культурной жизни.
1. Знакомство с различными взглядами на место культуры в социуме, типологиями и классификациями культур.
2. Изучение исторических типов культур.
Культурология применяет различные методы изучения культуры: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, типологический, диахронический, синхронический, психологический, биографический, метод моделирования и др.
Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общее и особенное в исторических явлениях, познавать различные исторические ступени развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений и т.д.
Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.
Семиотический метод рассматривает культуру как знаковую систему.
Типологический метод позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для их полного изучения и сравнения.
Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания.
Синхронистический метод — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
Психологический метод позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.
Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени.
Метод моделирования предполагает создание модели определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Два важнейших из них:
1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов.
2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.
В рамках культурологии существует большое количество разнообразных школ, течений и концепций. Крупными культурологическими школами являются: общественно-историческая, натуралистическая, социологическая, символическая.
Корни культурологической концепции общественно-исторической школы можно найти в работах Канта и Гегеля. Наиболее яркие представители этого направления — О. Шпенглер, А. Тойнби и Н.Я. Данилевский (авторские концепции данных ученых рассматриваются в теме 3).
Главной чертой натуралистической школы в культурологии является стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет, прежде всего, психологов, медиков и биологов, пытающихся объяснить культуру, основываясь на психобиологической природе человека. Наиболее видными представителями этой школы являются: З. Фрейд, К. Юнг.
Являясь основоположником психоанализа, З. Фрейд говорил о том, что культура, особенно искусство, есть результат превращения («сублимации») психобиологической (особенно сексуальной) энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности. При этом природные начала в человеке, его звериные инстинкты подавляются самим человеком или обществом, что неблагоприятно сказывается на физическом здоровье личности и общества в целом.
К. Юнг, основатель «аналитической психологии», развил теорию «коллективного бессознательного». Оно является, с точки зрения автора, отражением опыта прежних поколений, который был запечатлен в структурах мозга. Его содержание составляют архетипы — прообразы. Их динамика лежит в основе народного творчества, сновидений, мифов и т.д.
К натуралистической школе примыкает т.н. функциональная теория культуры, создателем которой является Б.К. Малиновский.
Основными постулатами функционализма являются следующие:
— каждая культура — целостность (как следствие функционального единства общества);
— каждое общество, тип цивилизации, обычай, обряд выполняют определенную функцию, жизненно важную для культуры;
— каждый элемент культуры является незаменимым для сохранения ее целостности.
Современная цивилизация является, по Малиновскому, сложным сочетанием социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм регулирования общественной жизни, каждая из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передачи потомкам вторичных потребностей людей (собственно духовных).
Третьей крупной культурологической школой является социологическая, наиболее яркими представителями которой были Т. Элиот, П.А. Сорокин (особенности авторской концепции раскрыты в теме 3), Т. Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.
Т. Элиот делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая из них способна на культурное созидание. Творческая элита не принадлежит к какому-либо классу, она должна постоянно пополняться, наиболее талантливые представители разных слоев должны вливать в творческий слой новую энергию, двигая, таким образом, культурный процесс.
Теория культуры американского социолога Т. Парсонса заключается в следующем: все духовные и материальные достижения людей, объединяемые понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем — социальной и культурной. В основе первой лежат действия людей, движимых целями своего биологического сохранения в определенной общественной среде. Для культурной системы, более высокой, являющейся направляющей, характерны: символичность (язык, система символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых норм), волюнтаристичность (иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды). Таким образом, культура является сложной системой символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.
Одной из самых влиятельных культурологических школ является символическая. Развитие этой школы связано с быстрым ростом средств массовой информации и расширением научно-технической базы, возможностей передачи и изучения символического материала. Среди наиболее ярких представителей этой школы, работающих в различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.
Э. Кассирер в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической символизации, т.е. подходит к изучению культуры с позиций семиотики. Истоки культуры он видит в способности людей творить некий искусственный окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Цивилизованный человек не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов.
К. Леви-Стросс является создателем структурной антропологии (структурализма). Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений. Культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык.
Кроме него в структуру входят наука, искусство, мода, религия и т.д. Именно с помощью этих объектов обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры.
Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в I в. до н. э. знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.
«Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию — «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком вторая природа».
В культурологии принято выделять следующие аспекты культуры как общественного явления: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.
Культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека.
Субъектами культуры могут быть:
1) личность (культура личности);
2) социальная группа (молодежная культура и т. п.);
3) социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);
5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
6) этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);
7) региональные сообщества (культура Запада и Востока);
8) человечество в целом (общечеловеческая культура).
Компоненты культуры: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.
Термином «функция» в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Адаптационная функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.
Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом.
Преобразующая функция культуры. Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия (вторжение) во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.
Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других.
Коммуникативная функция культуры (коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, таки практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Информационная функция культуры — накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
Нормативная функция культуры. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.
Гуманистическая функция культуры — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития, человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).
Ценностная функция культуры выражается в формировании ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.
Семиотическая, или знаковая (греч. sеmеiоn — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.
Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов характерных для данной культуры.
Функция социализации — культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции.
1. Что является предметом культурологии?
2. Каковы основные этапы становления культурологии?
3. Каковы основные аспекты функциональной теории культуры?
4. Каковы особенности натуралистической школы культурологии?
5. Каковы функции культуры?
1. Кто ввел термин «культурология»?
2. В какой период европейской цивилизации культура понималась как «возделывание, обработка почвы»?
г) в эпоху Просвещения
3. Кто дал определение: «Культура — это созданная человеком «вторая природа»?
4. В каком аспекте культура раскрывается как развитие духовных, творческих способностей человека?
5. В каком аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе?
6. Социальные группы выступают как
а) символы культуры
в) ценности культуры
г) субъекты культуры
7. Как называется метод изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания?
8. Какая функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде?
9. З. Фрейд и К. Юнг являются представителями
а) общественно-исторической школы
б) натуралистической школы
в) социологической школы
г) символической школы
10. Принципы изучения культуры —
а) историзм и социализация
б) историзм и эволюционизм
в) историзм и инкультурация
г) историзм и целостность
1. Место и функции культуры в обществе.
2. Культура как сложная система.
3. Методы и принципы культурологических исследований.
4. Основные этапы становления культурологии.
5. Функции культуры.
Составьте «Кластер» на вопрос «Сущность и функции культуры», используя ключевое слово «культура».
В центре большого листа бумаги пишется ключевое слово или название темы из 1-2-х слов. Сбоку от него в кружках меньшего размера приписывают «спутники» — слова или предложения, которые связаны с данной темой. Соединяют их линиями с «главным» словом. У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д. Запись идет до истечения отведенного времени или пока не будут исчерпаны идеи.