Что изучает космическая психология кратко
Космическая психология
Космическая психология — раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.
К. п. изучает следующие основные особенности деятельности человека в космическом полете:
В целях отбора К. п. использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
При наземных длительных испытаниях особое значение имеет полиэффекторный метод регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР дыхания и пр.). Исходные данные сравниваются с данными телеметрии, получаемыми во время космического полета (особенности процесса восприятия пространства и времени, функции зрения — глубинного, цветового и пр., почерка и речи). Большую роль в изучении проблем К. п. играют данные самонаблюдения космонавтов, а также результаты проводимых ими в полете исследований.
Выделяют две основные группы проблем К. п.:
Первая группа изучает формирование психической «схемы тела» и схем типа «человек — корабль», «человек — корабль — окружающее пространство», а также развитие у кандидатов в космонавты пространственной смелости (в адаптационном, биомеханическом и психологическом планах) в условиях свободного перемещения в неограниченном пространстве при отсутствии площади опоры, в трудных (новых) условиях перемещения (напр., на Луне) и при длительном пребывании в замкнутых пространствах ограниченного объема. Вторая группа проблем изучает особенности совместной жизни и деятельности нескольких людей (экипаж) в пространствах малого объема и автономных условиях (напр., на орбитальной станции). Основные вопросы К. п. в данном аспекте — формирование экипажа, обучение взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности, пространственное размещение членов экипажа и пр. Групповая деятельность изучается объективными методами, позволяющими моделировать совместную деятельность нескольких лиц (малая группа) в ситуациях соревновательного и конфликтного типа (гомеостатическая методика, методика парных проб и др.).
К. п. исследует особенности сна космонавта при проведении длительных наземных экспериментов, в предстартовом состоянии и в полете, в частности при различных режимах сна и бодрствования, а также при применении седативных и снотворных средств, транквилизаторов, адаптогенов и стимуляторов.
Инженерно-психологические проблемы К. п. связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т.п.).
космическая психология
Полезное
Смотреть что такое «космическая психология» в других словарях:
Космическая Психология — раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов… … Психологический словарь
Космическая психология — раздел психологии, изучающий воздействие специфических условий и факторов космического полёта на психологические аспекты деятельности космонавтов. Основное содержание К. п. составляют экспериментально психологические исследования,… … Большая советская энциклопедия
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Наука, посредством которой неправильное приспособление индивидуума к жизни может быть исправлено корректирующим мышлением. Она не связывает себя с предсказаниями, ворожбой и иными формами апелляции к странностям, тайнам и суевериям. Она имеет… … Астрологическая энциклопедия
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. kosmos Вселенная) раздел психологии труда, изучающий закономерности трудовой деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. К. п. тесно связана с другими отраслями психологии: инженерной, медицинской,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Применение психологических принципов и методов к изучению вопросов, связанных с космосом. Во многих работах методы отбора персонала и изучения человеческого фактора распространяются на специфические обстоятельства космического полета и жизни в… … Толковый словарь по психологии
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19 20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Большой Энциклопедический словарь
психология труда — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже XIX XX вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Энциклопедический словарь
Психология — I Психология (греч. psychē душа + logos наука) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Как самостоятельная область научного знания, отличная от философии и физиологии, сформировалась во второй половине 19 в.… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности. Она анализирует процесс труда; изучает психологические особенности трудовой деятельности человека; исследует, как способность к обучению, навыки,… … Профессиональное образование. Словарь
Раздел IV. Космическая психология
Глава 10. Психология человека в полете
Психология человека в полете
Психология человека в полете
Психология человека в полете
Среди многочисленных проблем, связанных с практическим освоением космического пространства, важной является проблема психических реакций и состояний человека в условиях орбитальных полетов, длительных полетов к другим планетам и во время пребывания на их поверхности.
Три периода развития космической психологии
В короткой, но динамичной истории космической психологии, тесно связанной с развитием всей космической биологии и медицины, можно выделить три основных периода: период становления и поиска (до первого полета человека в космос), период переоценки значимости некоторых факторов космического полета после первых полетов человека (невесомость, иллюзии пространственного положения) и, наконец, третий, текущий период планомерного исследования и осмысливания данных, полученных в экспериментах и реальных, относительно недлительных космических полетах, нацеленный на создание стройной системы психологической картины жизни и работы космонавтов в длительных межпланетных полетах. (Очевидно, опросы изучения и поддержания психического статуса в условиях жизни на других планетах будут основой следующего периода развития космической психологии.)
Исследования стали все больше и больше приобретать характер имитации, или, иначе говоря, «проигрывания», условий будущего полета. Основным методическим приемом становился сложный эксперимент, в котором оказывались взаимосвязанными вопросы психологические, физиологические и гигиенические. Исследования, проводимые в настоящее время, также основываются на этом подходе, а именно на составлении прогноза (предвидения) ожидаемых условий и их воспроизведении в лабораторных экспериментах.
В первый период были выделены основные психологические факторы космического полета и составлена примерная профессиограмма (характеристика труда) космонавтов. Наряду с выявлением неблагоприятных для деятельности космонавта индивидуальных особенностей, стертых психопатологических черт (например, последствий черепно-мозговой травмы) в целях отбора по медицинским противопоказаниям космическая психология ставит новую задачу: отбор наиболее подготовленных кандидатов.
Во второй период развития космической психологии особое значение приобрели вопросы, связанные с изучением невесомости, в частности проблема взаимодействия анализаторов (вестибулярного, зрительного, мышечного и тактильного) в условиях невесомости. После кратковременных полетов Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова было важно оценить в лабораторных экспериментах, в какой степени длительное воздействие невесомости может сказаться на функциональном состоянии анализаторов и повлиять на работоспособность космонавтов. Необходимо было выяснить, возможно ли приспособление человеческого организма к необычным условиям космического полета и являются ли некоторые физиологические расстройства («дискомфортные ощущения»), возникшие у Г. С. Титова во время 25-часового орбитального полета, непременным спутником космического путешествия или же они связаны с индивидуальными особенностями космонавта.
Проведенные исследования показали, что в данном случае вторая причина имела решающее значение. Более поздние данные говорят о том, что в течение первых дней пребывания в невесомости некоторые космонавты испытывали неприятные ощущения типа «укачивания». Такие явления, например, наблюдались у членов второго сменного экипажа американской космической станции «Скайлеб»; космонавты А. Бин, О. Герриот и Дж. Лусма жаловались на головокружение и приступы тошноты в первые дни пребывания в «небесной лаборатории».
В третий период исследования в области космической психологии приняли более широкие масштабы, захватывающие смежные области клинической психоневрологии, инженерной психологии и других наук. Наиболее интенсивно идет разработка ряда областей космической психологии: психологии пространственной напряженности, экологической и групповой психологии, эмоционального напряжения и некоторых других.
Пространственная напряженность, нарушение схемы тела
Под пространственной напряженностью понимают те трудности, которые возникают у человека в связи с организацией и состоянием окружающего его пространственного поля, с нахождением в этом пространстве любых предметов или существ.
Впервые на проблему отражения человеком пространственных отношений вне Земли обратил внимание К. Э. Циолковский. Основываясь на общетеоретических исследованиях, он предполагал, что состояние невесомости во время космического полета должно привести к изменению восприятия окружающего пространства.
Большую помощь космической психологии в осмысливании проблемы пространственной ориентировки оказывает клиническая неврология. Расстройства схемы тела, возникающие при некоторых психических заболеваниях, особенно наглядно выявляют психофизиологические механизмы формирования схемы тела у здорового человека. Освоение пространства у некоторых нервно-неуравновешенных людей принимает характер навязчивых страхов. Невропатологам хорошо известен страх высоты, глубины, боязнь открытых или, напротив, замкнутых пространств (клаустрофобия). Эти излишние реакции на возникающие в сознании человека модели пространственных отношений изучаются с целью их своевременного выявления и профилактики. О том, насколько это актуально, можно судить по тому факту, что у некоторых лиц обнаруживаются признаки выраженной клаустрофобии, в частности состояние резкой психической тревоги и двигательного беспокойства, при надевании высотного костюма с гермошлемом.
В обычных условиях мало приходится задумываться над тем, какое значение имеет для нас пространственное поле. И только наблюдения за людьми, у которых нарушены функции органов равновесия или есть отклонения в регуляторных функциях центральной нервной системы, выявляют сложную деятельность, на основе которой человек поддерживает нужную позу или оценивает окружающее пространство.
Временные расстройства равновесия, сопровождающиеся нарушением пространственной ориентировки, были использованы в авиакосмической медицине в качестве моделей, которые позволили лучше понять, как работают физиологические механизмы пространственной ориентировки у здорового человека. Наблюдения за выздоравливающими людьми в процессе восстановления их движений показали, что двигательная активность по поддержанию равновесия и позы, а также высококоординированные рабочие движения (письмо и др.) взаимосвязаны и осознаются человеком.
С этим обстоятельством и связано возникновение таких явлений, как летная напряженность и ложные восприятия пространственного положения у курсантов и молодых летчиков. Летная напряженность, которая выражается, в частности, в зажиме ручки управления, представляет типичную реакцию человека на ситуацию, связанную с возможностью падения. Если поставить человека на шатающуюся плоскость, то до определенных величин наклона и темпа перемещения, которые еще позволяют сохранить равновесие, ответная реакция его будет выражаться в нарастающей общей мышечной напряженности, особенно в мышцах ног, корпуса, непосредственно участвующих в поддержании равновесия. Объективные показатели, например биотоки мышц, в этих случаях также свидетельствуют о мышечном напряжении.
В результате сопоставления особенностей восприятия летчиков, испытавших пространственные нарушения, с характеристикой действительного положения самолета удалось установить, что переживание ложного положения самолета всегда сопровождается чувством насильственной тяги тела летчика в сторону. Эти переживания возникают на основе мышечной напряженности и измененной позы.
Подобные иллюзии возникали и при космических полетах. Наилучшей мерой предупреждения пространственных нарушений является тренировка.
Интересные самонаблюдения над ощущениями в состоянии невесомости были зафиксированы космонавтами при полетах кораблей «Союз-3», «Союз-4» и «Союз-5». Г. Т. Береговой отметил, что невесомость вызвала у него такое ощущение, будто ноги уходят вверх. Хорошо об этом рассказал на первой пресс-конференции после посадки корабля «Союз-4» космонавт В. А. Шаталов: «Физическое ощущение такое, будто кровь все время приливает к голове, как будто ты все время куда-то всплываешь. Теряешь ощущение верха и низа. И кажется, что тебе все время надо за что-то держаться, чтобы не всплыть. Повиснешь, задерживаясь за что-нибудь, бросишь руки, потом оказывается, что ты висишь на месте, никуда не падаешь. Но эти ощущения были только в первый период, когда еще не произошла адаптация организма к невесомости».
Экипаж космического корабля ‘Союз-11’ (слева направо): бортинженер В. Н. Волков, командир Г. Т. Добровольский и инженер-испытатель В. И. Пацаев в кабине космического корабля
На всем протяжении полетов космонавты Г. Т. Береговой, В. А. Шаталов, Б. В. Волынов, Е. В. Хрунов и А. С. Елисеев оценивали свое самочувствие как отличное или хорошее. Однако космонавт Г. Т. Береговой сообщил, что в начале полета имели место иллюзии и некоторые нарушения координации при выполнении двигательных операций (увеличение паузы между намерением совершить действие, например взять предмет, и самим действием), а также слабовыраженное чувство дискомфорта (поташнивание, головокружение) при резких поворотах головы. Эти ощущения наблюдались на протяжении первых 10-12 часов полета. Остальные космонавты не испытывали подобных ощущений, но акцентировали внимание на ощущении прилива крови к голове, похожем на то, которое испытывает человек на Земле при нахождении в положении головой вниз. Подобное состояние испытывали и члены экипажа «Восход-1» Б. Б. Егоров и К. П. Феоктистов. Космонавты кораблей «Союз-4» и «Союз-5» отмечали, что ощущение прилива крови к голове уменьшалось, когда во время вращения корабля космонавты принимали положение по вектору центростремительной силы (головой к центру вращения). По-видимому, данное явление связано со специфическим для невесомости перераспределением крови и повышенным ее притоком к верхней половине тела человека.
Преодоление пространственной напряженности во время тренировок шло по двум направлениям: а) адаптация (приспособление) к условиям невесомости, к отсутствию внешних опорных пунктов для стабилизации и ориентировки тела в пространстве; б) достижение умения совершать в указанных условиях точные и целенаправленные действия.
Преодоление пространственной напряженности неотделимо от воспитания пространственной смелости, которая достигается прежде всего специальной физической тренировкой (прыжки в воду с вышки, подводное плавание) и системой парашютной подготовки.
Эта тренировка дала хорошие результаты, поэтому так четко выполняли задания при первом в мире выходе в космос из космического корабля летчик-космонавт А. А. Леонов, а затем и первые «космические монтажники» Е. В. Хрунов и А. С. Елисеев.
Вот как А. А. Леонов описывает особенности пространственного восприятия и свои действия при выходе в открытый космос: «Еще на Земле для ориентации вне корабля была выработана система координат, в которой «низом» является корабль. Такое представление «вынашивалось» в период подготовки к полету. Было нарисовано несколько десятков схем, на которых отрабатывались всевозможные варианты положения космонавта в безопорном пространстве относительно корабля, Солнца и Земли. При специальных тренировках, а также при полетах на невесомость в самолете-лаборатории с макетом космического корабля уточнялось и закреплялось психологическое представление о том, что «низом» является корабль. Оно сохранилось и во время выхода из реального космического аппарата.
При одном из отходов в результате отталкивания от корабля произошла сложная закрутка вокруг поперечной и продольной оси тела. Перед глазами стали проплывать немигающие звезды на фоне темно-фиолетового с переходом в бархатную черноту бездонного неба. В некоторых случаях в поле зрения попадало только по две звезды. Вид звезд сменялся видом Земли и Солнца. Солнце было очень ярким и представлялось как бы включенным в черноту неба. Остановить вращение каким бы то ни было движением было невозможно. Угловая скорость снизилась лишь за счет скручивания фала. Во время вращения, хотя корабля и не было видно, представление о его местонахождении сохранилось полностью и дезориентации не наблюдалось. О своем положении в пространстве по отношению к кораблю можно было судить по перемещающимся в поле зрения звездам, Солнцу и Земле. Хорошим ориентиром являлся также фал, когда он был полностью натянутым».
Конечно, при орбитальных полетах отличным ориентиром являлась Земля. А. С. Елисеев рассказывал на первой пресс-конференции после приземления корабля «Союз-4»: «Я стоял, если можно так сказать, будучи в невесомости, у выходного люка орбитального отсека. Когда люк открылся, первое, что я увидел, было: Земля, черное небо и горизонт. В самое первое мгновение казалось, будто я в самолете. Стою перед открытой дверью и сейчас должен прыгать. И Земля вроде бы не так уж далеко. » *
* ( «Известия» от 18 января 1969 г.)
Экологическая психофизиология
Экологическая психофизиология изучает вопросы взаимоотношения человека или небольшого коллектива со средой обитания, представляющей замкнутое пространство ограниченного объема.
Экологическая психофизиология имеет прямое отношение к изучению влияния ряда обстановочных факторов космического полета, связанных с длительным пребыванием экипажа в кабине космического корабля.
Изоляция космического экипажа в будущих длительных полетах вследствие отрыва от Земли, от привычной обстановки жизни на ней, от людских коллективов приведет в определенной мере к обеднению внешних восприятий, к ограничению поступления в центральную нервную систему сенсорных раздражений. Уменьшится поток внешней афферентации, т. е. информации об изменениях, происходящих в окружающей среде.
Одновременно с этим пребывание в условиях невесомости и ограничение подвижности приводят к сужению потока внутренней нервной афферентации, в первую очередь от рецепторов мышечной системы.
В длительном полете, как бы ни был загружен рабочий день космонавта, монотонность, однообразие окружающей обстановки могут оказывать угнетающее воздействие на психику. Можно предположить, что в этих условиях выявится наличие раздражителей, действующих с известной периодичностью, что приведет к снижению чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и т. д.).
Все эти факторы могут привести к изменениям функционального состояния центральной нервной системы и в конечном итоге к снижению жизненного тонуса и работоспособности космонавтов.
Анализ динамики состояния нервно-психической сферы человека, находящегося в условиях длительной изоляции, позволяет оценить суммарный эффект действия экологических факторов как угнетающий психику. Вследствие этого при необходимости быстрого перехода к активной нервно-психической и моторной деятельности создается трудное психическое состояние. Оно может быть преодолено при помощи соответствующей тренировки, воспроизводящей неожиданные и аварийные ситуации, когда возникает необходимость разграничения мнимой и реальной опасности.
Влияние фактора изоляции; одиночество
Биологи уже давно обратили внимание на то обстоятельство, что одиночество для животных, живущих сообществом, является серьезным фактором, вызывающим у них реакцию нервного напряжения (нервный стресс). Так, тридцать лет тому назад был установлен интересный факт: экспериментальные опухоли молочных желез у грызунов (мышей) развивались чаще у тех особей, которые содержались в отдельных клетках, чем у мышей того же помета, но находившихся по восемь особей в клетке.
В последнее время много говорят о роли нервного фактора в развитии ряда заболеваний, особенно гипертонической болезни и атеросклероза. Для уяснения роли нервного напряжения в развитии атеросклероза также был применен метод содержания животных в одиночестве. Было установлено, что у 8-недельных цыплят, содержавшихся в строгой изоляции в отдельных клетках, чаще развивался атеросклероз, чем у контрольных, содержавшихся группами.
Эти и многие другие экспериментальные данные привлекли внимание специалистов в области космической медицины к проблеме одиночества. Испытанию одиночеством подвергают всех кандидатов в космонавты с целью проверки их психической устойчивости к экстремальным условиям существования и выяснения индивидуальных особенностей реакций и поведения. В исследовательском плане подобные эксперименты ставятся для выяснения ряда психофизиологических механизмов, например роли эмоциональной лабильности (неустойчивости) в развитии астенических состояний, а также для выработки рекомендаций по предупреждению неблагоприятных психических состояний (режим труда и отдыха, целенаправленная деятельность, фармакологические средства и т. д.).
В условиях жесткой экспериментальной изоляции (пребывание в сурдокамере при полном отсутствии контактов с экспериментатором), по данным американских исследователей, больше половины испытуемых не могли выдержать 72-часового эксперимента. Чехословацкие ученые проводили опыты с кратковременным (6-часовым) пребыванием испытуемых в сурдокамере в полной темноте. В случае отсутствия контакта с экспериментатором у испытуемого даже на такой короткий срок развивалось беспокойство, повышенная возбудимость вегетативных реакций (учащение пульса, дыхания) и раздражительность. Советские ученые в жестких условиях эксперимента отмечали случаи гипногогических галлюцинаций, т. е. таких иллюзий, когда сновидения воспринимались как реальность. Было установлено, что изоляция переносится тяжелее в случаях, когда испытуемые находятся в тесных помещениях, ограничивающих движения, а также в условиях сенсорной недостаточности (отсутствие или резкое ограничение зрительных и слуховых раздражений) и отсутствия всякой связи с экспериментаторами. Особенно тягостно переносится одиночество тогда, когда нет целенаправленной деятельности.
Своеобразными естественными экспериментами, позволяющими уяснить роль фактора одиночества в психической жизни человека, являются путешествия одиночек по океану, в пустынных местностях (особенно в полярных областях) или пребывание спелеологов в подземных пещерах.
Весьма интересны в этом отношении длительные трансокеанские рейсы смелых путешественников-одиночек. Из их наблюдений мы можем сделать заключение о психических переживаниях людей, длительно находящихся в одиночестве. Прежде всего важно установить, какое настроение у них превалировало в этих условиях, какова была работоспособность, насколько серьезными для них были такие факторы, как скука, страх перед опасностями, страх самого одиночества и т. д.
. Только в штормовую погоду, когда работы было по горло, чувство одиночества покидало меня, но с наступлением штиля возвращалось вновь. » *
* ( Слокам Д. Один под парусами вокруг света. М., 1960, с. 46-47.)
* ( Виллис В. На плоту через океан. М., 1959, с. 123.)
** ( Виллис В. На плоту через океан. М., 1959, с. 135.)
* ( Колдуэлл Д. Отчаянное путешествие. М., 1965, с. 94.)
Из приведенных высказываний мореходов-одиночек видно, что пребывание в одиночестве не вызывало у них каких-либо серьезных затруднений, скука не была «врагом номер один», как о ней пишут американские авторы, когда речь идет об экспериментах в термокамерах. Такого же типа свидетельства о психических переживаниях одиночества мы можем найти в описаниях путешествий Алена Жербо, переплывшего в 20-х годах Атлантический океан на одномачтовом тендере «Файркрест» за 101 день, Жака де Тумелена, обогнувшего в конце 40-х годов на паруснике «Гром» земной шар, Алена Бомбара, пересекшего за 65 суток летом 1952 г. на резиновой шлюпке Атлантику, и ряда других путешественников.
Напрашивается вывод, что в указанных случаях речь вообще идет о явлениях исключительных, что эти морские путешествия совершили люди особого склада, наделенные огромной силой воли и исключительной смелостью. Кроме того, в условиях морских плаваний большая физическая и психическая нагрузка, непрерывная деятельность по управлению судном или плотом не оставляют времени для скуки или неприятных переживаний. Последнее обстоятельство имеет очень важное значение для анализа психических состояний лиц, находящихся в одиночестве.
* ( Кастере Н. Зов бездны. М., 1964, с. 144.)
** ( Кастере Н. Зов бездны. М., 1964, с. 161.)
* ( Кастере Н. Зов бездны. М., 1964, с. 156-157.)
Как следует из этих примеров, пребывание в подземелье вызывает значительные изменения психической жизни человека. Однако и здесь мы встречаемся с людьми смелыми, волевыми, увлеченными. Спелеология для них является страстью, и никакие невзгоды и трудности их не пугают. Они выдерживают весьма длительное одиночество (например, 130 дней пробыл в пещере в 1966 г. англичанин Дэвид Лэфферти) с целью определения физиологических возможностей и резервов человека при нахождении в экстремальных условиях.
Как ни интересны эти исследования и наблюдения, проводимые в естественных условиях одиночества, они тем не менее не могут заменить экспериментов, проводимых по строгой научной программе в помещениях малого объема (гермо- и сурдокамерах). Пребывание в термокамере, как указывалось выше, вызывает целый комплекс неприятных ощущений и сдвигов в нервно-психической и эмоциональной сфере. Фактор одиночества выявляется в этих условиях повышенным желанием общаться с людскими коллективами, в том числе и с лицами, проводящими эксперимент (с помощью телефона, радио или записок); эта потребность бывает особенно сильной при отсутствии достаточной загрузки работой или в ночные часы.
* ( Виллис В. На плоту через океан. М., 1959, с. 137.)
* ( Бомбар А. За бортом по своей воле. М., 1959, с. 126.)
Таким образом, борьба со скукой, с влиянием монотонности окружающей обстановки, с чувством одиночества может быть осуществлена несложными приемами и доступными каждому средствами, по при условии определенных усилий воли, наличия настойчивости и целеустремленности.
* ( Кастере Н. Зов бездны. М., 1964, с. 171.)
Отрыв от Земли как специфический фактор полета
Чувство отрыва от Земли возникает, как правило, у стратонавтов, летчиков, планеристов, парашютистов при подъеме на достаточную высоту. Следовательно, можно ожидать появления этого чувства и у космонавтов, хотя до сего времени как советские, так и американские космонавты не отмечали у себя такого ощущения.
Еще во время Великой Отечественной войны у некоторых летчиков-наблюдателей в полете на боевое задание на ночных бомбардировщиках появлялось ощущение оторванности от Земли, своеобразного парения «в безвоздушном пространстве». Это чувство чаще всего было приятным, но иногда к этому прибавлялось чувство какой-то неосознанной тревоги и беспокойства, не всегда связываемое с выполнением задания.
Феномен «break-off» встречается довольно часто у летчиков высотной авиации. Так, при опросе 137 пилотов американской морской авиации выяснилось, что у 48 из них (35%) во время полетов на высоте 12 км возникало состояние, подобное этому феномену, заключающееся в возникновении у пилота пространственной дезориентации и появлении ощущения, что он изолирован и физически оторван от Земли до такой степени, что теряет с ней контакт. Этот феномен проявляется при высотных полетах в одиночестве, и, очевидно, способствуют его появлению такие факторы, как малая двигательная активность, монотонность и однообразие полета, а также физическое и умственное утомление. В некоторых случаях эти факторы приобретают решающее значение. Этим и объясняется, что феномен «break-off» встречается также и у пилотов гражданской авиации при полете в тумане и облаках, т. е. при невозможности увидеть линию горизонта и пилотировании по приборам, что, как известно, утомляет внимание и снижает общий психофизиологический тонус.
В работе одного из американских психологов, проведенной в 1961 г., отмечалось явление «break-off» и при полетах на значительно меньших высотах (6000 м), выражающееся в растерянности и мрачных предчувствиях.
Наши космонавты высоко оценили радио- и телевизионную связь с Землей. Пролетая над нашей Родиной, они слышали ее голос, разговаривали со своими друзьями, были в курсе всех событий, происходивших на Земле.