Что изучает коррекционная психология
Коррекционная психология. Шпаргалка
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Коррекционная психология». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коррекционная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом — аномальные дети.
Термин «аномалия» (от греч. аnomalos — «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития — анатомическим, биохимическим, функциональным.
В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.
Определен следующий круг задач специальной психологии:
1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д. Различны сроки формирования и качество достижений);
2) выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);
3) раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков, Ж. И. Шиф и др.);
4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;
5) установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;
6) разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;
7) разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;
8) проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;
9) разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.
Специальная психология
Содержание
Описание
Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др. [2] Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).
На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Объект и предмет специальной психологии
Объект
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).
Предмет
Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Задачи специальной психологии
Разделы специальной психологии
Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.
Методы специальной психологии
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:
Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.
Коррекционная психология
Таким образом, в центре внимания К.П. дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья. Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение [1].
1. Кузнецова Л. Проблемы специальной психологии [2]
Полезное
Смотреть что такое «Коррекционная психология» в других словарях:
Специальная психология — (Коррекционная психология) область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся … Википедия
Перечень специальностей научных работников — В настоящее время в России принято выделять следующие [http://db.informika.ru/cgi bin/vak/q1.plx специальности научных работников] (в некоторых странах СНГ этот список, унаследованный от СССР, близок по содержанию): Физико математические науки… … Википедия
Институт Специальной Педагогики и Психологии — (ИСПиП) Год основания 1993 Ректор Шипицына Людмила Ми … Википедия
ИСПиП — Институт специальной педагогики и психологии (ИСПиП) Год основания 1993 Ректор Шипицына Людмила Ми … Википедия
Психологическая наука и образование (журнал) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Юридическая психолингвистика — Прикладное направление исследований и психопрактики, развивающаяся на стыке юридической психологии и психолингвистики. Изучаются корреляты процессов порождения и восприятия текстов речи, конструкции и содержания этих текстов с психическим и… … Энциклопедия современной юридической психологии
Пиотровская, Лариса Александровна — Пиотровская Лариса Александровна Пиотровская Лариса Александровна [[Файл … Википедия
ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость … Большая психологическая энциклопедия
Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия
Теоретические и методологические основы коррекционной психологии
Исходя из стандартных определений, объект нашей науки – человек с нарушениями в развитии, то есть живущий, существующий в состоянии депривации (недостаточности).
Предмет коррекционной психологии – различные формы и стороны развития психики человека в неблагоприятных условиях Как вариант: коррекционная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Благодаря этому стало возможным объединение отдельных направлений психологии, [изолированно] изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в коррекционную психологию.
Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я.Трошин, Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и другие. Многие из них были коллегами, соратниками и учениками Л.С. Выготского.
В этом варианте дефиниции – объект изучения коррекционной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Предмет – закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
Соответственно, задачи коррекционной психологии:
И отсюда – основная задача: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
Уже вполне понятно, что коррекционная психология возникла и развивалась (и продолжает развиваться) как пограничная область знаний, тесно связанная с различными разделами и отраслями психологии, педагогикой и медициной, что проявляется, в числе прочего, и общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.
В своем развитии коррекционная психология опирается на достижения физиологии, невропатологии и психиатрии.
Учет всех, по возможности, медицинских данных позволяет получать полное представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.
Кстати, по поводу особой связи коррекционной психологии с патопсихологией высказывается мысль о том, что коррекционная психология является частью патопсихологии. Однако с этим нельзя согласиться.
Но патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, а особенность психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса.
Кроме того, патопсихология ориентирована на решение задач, поставленных клинической психиатрией, а коррекционная психология – на теорию и практику коррекционной педагогики.
У этих отраслей знаний общий предмет изучения – дети с нарушениями в развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методы изучения, естественнонаучная база, что позволяет квалифицировать изучаемые явления в единых понятиях.
Но, заметим, коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей. Можно вспомнить слова С.Л.Рубинштейн: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития.
Категориальный аппарат коррекционной психологии – система понятий, отображающих различные стороны психической реальности в ее целостности, и специфических, только ей присущих характеристиках нарушенного развития. Формирование категориального аппарата нашей науки происходило под воздействием социальной практики и научных исследований.
Выше мы сказали о детях с нарушениями, аномалиями развития, поэтому уточним: Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.
По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру.
Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.
В понятие «аномальное развитие» входит ряд положений:
Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития.
К таким параметрам относятся:
Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Сам термин произошел от греческого anomalos – неправильный, и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически данное понятие – «аномальные дети» еще совсем недавно употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях.
Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем, как мы все понимаем, помощь абсолютно индивидуализированную.
Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями» («сhildren with special needs»).
Итак, уточняем еще раз все по категориальному аппарату специальной психологии:
Сами высшие психические функции представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции, в силу чего они обладают высокой степенью пластичности за счет взаимозаменяемости, входящих в их состав элементов.
Неизменными остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной цели могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций как одно из их свойств лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций путем внутренней перестройки.
Теперь о принципах: коррекционная психология, как правило, пользуется системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин, поэтому сформулированные в общей психологии принципы являются едиными [для всех отраслей психологической науки].
Скажем так: наиболее явным и общим является принцип отражательности – суть его в том, что все психические явления, во всем своем многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойства-ми психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность.
Важность для коррекционной психологии и не оспорить! Процесс развития психики есть не что иное, как совершенствование способности к отражению.
Никакие, даже самые тяжелые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в неправильное, обманное, ложное, как, например, при галлюцинациях.
Психика всегда останется субъективным отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением субъективной реальности.
А отсюда – любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой и затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики, обязательно касающиеся, затрагивающие развитие образного отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т. д.
Но при определенных условиях обучения дети с подобными нарушениями способны (!) усваивать знания, достигая высокого уровня интеллектуального развития, успешно социально адаптироваться, профессионально самоопределяться.
А это было бы точно невозможно в ситуации неадекватного отражения – многоаспектность отражательной деятельности психики позволяет восполнять недостатки одних форм отражения за счет других, более сохранных.
Коррекционная психология. Шпаргалка
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Коррекционная психология». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коррекционная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 ОТРАСЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.
К первому блоку можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями. Многостороннее изучение одной проблемы позволяет найти развернутый ответ на вопросы, которые возникают при обучении людей с дефектами, а также устранить однобокий подход, который в большинстве случаев является неверным.
Ко второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, в том числе и в коррекционной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «деменция» и др. Установление диагноза на основе разных отраслей медицины, бесспорно, позволяет достигать более эффективных результатов в лечении и обучении.
Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.
Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.