Что изучает комплексная зоология 7 класс
1. Зоология – наука о животных
1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
Зоология – это комплексная наука, изучающая животных, их многообразие, строение, жизнедеятельность, среду обитания, историческое развитие, роль в природе и значение для человека.
В состав зоологии входят такие специальные науки, как морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология.
2. Рассмотрите рисунки 1 (с. 5) и 7 (с. 11) и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.
Для каждой группы животных характерны специфические внешние признаки, обусловленные средой обитания. Для животных, обитающих в воде, это жабры, плавники, обтекаемая форма тела; для животных в воздушной среде обитания – крылья, перьевой покров, острое зрение; для сухопутных животных – крепкие лапы, шерсть или кожа, зубы, когти; для животных, живущих в почве – маленькие конечности или их отсутствие, острый слух; для паразитических животных – аппарат для присасывания к организму хозяина.
3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
1) Рассказать о том, что на планете существует огромное количество животных.
2) Все они разные, различаются по внешнему виду, среде обитания, каждое животное имеет специфические черты, связанные с его образом жизни. Привести примеры.
4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
Животные обладают признаками, которые отличают их от растений:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) активное передвижение;
3) самостоятельная добыча пищи;
4) способность воспринимать раздражение и реагировать на него;
5) клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки;
6) в отличие от растений, которые растут на протяжении всей жизни, животные растут только в период «молодости».
5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.
Саранча наносит огромный вред сельскохозяйственным культурам. Собираясь в колонии, эти насекомые могут уничтожать целые поля растительности. Основные методы борьбы с саранчой – перепахивание и обработка земли перед посевом, обработка полей химическими препаратами.
Конспект урока Введение.Зоология-как наука!
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Цели : дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.
Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об о хране животного мира;
Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;
Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.
Оборудование: компьютер, презентация.
Содержание учебного материала
Психолого-педагогический настрой на урок.
Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.
Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Управление и лидерство в обучении
Использование ИКТ в преподавании
организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»
Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.
Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.
1.Зоология – наука о животных (слайд 2)
Вспомните, как переводится слово «биология»?
Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).
Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.
Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).
Перечислите царства, существующие на Земле.
Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?
Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?
Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).
А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – «животное», логос – «учение») (запись в тетрадь).
? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?
Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,
цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).
Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.
Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.
Систематика – классификацию животных
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.
Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.
В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):
генетики, объясняющей закономерности наследственности,
зоогеографии – распространение животных,
этологии – их поведение
Зоология изучает различные группы животных, в том числе (слайды 8- 10):
особый мир животных представляют простейшие,
млекопитающих и др.
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
Пользуясь учебником “Биология. 7 класс” под редакцией К.Кайым на странице 5, заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):
Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:
1) клеточное строение,
2) способность к питанию,
4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,
5)размножение, рост, развитие.
6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.
7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
4. Отличие животных от растений (слайд 13):
Чем отличаются животные от растений?
Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.
В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.
Воспринимают раздражения и реагируют на них.
Большинство активно передвигаются.
Освоили все среды жизни.
Работа в группах по заданию:
Заполните таблицу «Различия растений и животных»:
5 ). Многообразие животных (слайды 14- 19):
В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.
Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.
Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.
Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.
Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.
Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.
Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.
6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):
Работа в группах по заданию:
2 группа — Отрицательная роль животных в природных сообществах.
4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.
Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.
Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния
Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.
Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу
Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.
Породы собак (слайды 26- 28):
Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.
На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.
Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен
своим хозяевам после их смерти.
В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был
сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».
Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.
Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.
Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.
Промысловые животные (слайд 33):
Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.
4 группа (слайд 34-35):
А ). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет
разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят
декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.
7. Охрана животных (слайды 36 – 37).
После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:
Знаете ли вы, что такое Красная книга?
Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Введение в зоологию.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЖИВОТНЫЕ — ЧАСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА, ОНИ ИМЕЮТ СВОИ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ОНИ РАЗУМНЫ. ЖАН-ЖАК РУССО А у вас есть домашние животные? А за какие качества они вам нравятся? Какое домашнее животное вы хотели бы завести? Почему?
С незапамятных времён животные и человек неразрывно связаны друг с другом. Животные повсюду сопровождают человека, помогают ему, некоторые служат пищей. Те животные, которых наши предки приручили ещё задолго до нашего рождения, служат нам верой и правдой уже не одно столетие.
Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку (палеолит). Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках животных на которых охотились.
КАК НАУКА ЗООЛОГИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В ДР. ГРЕЦИИ И СВЯЗАННО ЭТО С ИМЕНЕМ АРИСТОТЕЛЯ. Основоположник науки зоологии. Сделал первую попытку классификации животных. Подробно описал строение, образ жизни и распространение более 400 видов животных в своих сочинениях: «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Началом познания мира микроскопических организмов и открытием возможности для его изучения послужило открытие, сделанное Антони ван Левенгуком в XVII веке. Левенгуком был изготовлен микроскоп.
Антони ван Левенгук (1632—1723) Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300) Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки (ссохшиеся клеточки) эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр и т. п. Открыл инфузории и описал многие их формы.
Карл Линней (1707-1778) В 1693 английский биолог Дж. Рей ввёл основное понятие систематики — вид, а в 1735 шведский натуралист К. Линней широко использовал это понятие для классификации животных и растений. Линней улучшил систему животных введением соподчинённых таксономических категорий (вид, род, отряд, класс). Карлом Линнеем было описано около 4 тысяч видов животных.
Современная зоология — система наук о животных. Основные дисциплины зоологии, выделяемые по задачам исследования: Систематика животных. Морфология животных. Эмбриология животных. Физиология животных. Этология животных. Экология животных. Зоогеография.
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.
Предмет зоологии: Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп. Зоология изучает различные группы животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; особый мир животных представляют простейшие.
ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, КАК И ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ДРУГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ: Клеточное строение. Способность к питанию, дыханию, Выделению. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Размножение, рост, развитие. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
Животные отличаются от растений по следующим признакам: Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
Многообразие животного мира
А много ли животных вы знаете ребята? Какие из этих животных обитают в России в дикой природе? Где обитают животные? А где в городе можно встретить диких животных? Какую роль играет человек в жизни диких животных?
По данным Всемирного (Международного) союза охраны природы (ВСОП), на Земле существует более 1,2 млн видов животных. Больше всего насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — около 1 млн видов. Известно около 70 тыс. видов моллюсков (улиток, двустворок, кальмаров) свыше 29 тыс. видов рыб. Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного — около 9000 видов, еще меньше млекопитающих — около 5000 видов.
Многообразие многоклеточных животных
Многообразие одноклеточных животных:
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счет плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м. а масса их тела — около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит длиной до 33 м. и массой до 150 т.
Сравнительные размеры животных (простейшие дани в поле оптического микроскопа)
Значение животных в природных сообществах: Животные — опылители растений(бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др).
Значение животных в природных сообществах: Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.
Значение животных в природных сообществах: Важна регулирующая роль животных в природных сообществах, важны они и для человека. Так. хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей лесных и культурных растений.
отрицательная роль животных в природных сообществах: Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека
Значение животных для человека: Для человека важное значение имеют дикие животные как объекты охоты. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов. оленей, водоплавающих и лесных птиц. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу.
Значение животных для человека: Животноводство — содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток — стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами. Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успению одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы но одомашниванию лося, глухаря, страусов. Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
Значение животных для человека: Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы. Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.
Памятники собаке: Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.
Памятники собаке: На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.
Памятники собаке: Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.
Памятники собаке: В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».
Вывод: Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.
Вопросы: Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки входящие в её состав. Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных. Какие признаки характерны для животных? В чём их отличие от растений? Как вы думаете, скажется ли исчезновении насекомых-вредителей на биоценоз в котором они обитают? Каким образом? Одинаково ли полезны все животные?
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представлена в 37 слайдах! Включен опрос учеников! не только обучает, но и воспитывает детей! Направленна на обучение учеников со средним уровнем обучения, а также, для классов с углубленным изучением биологии!
Содержит как научную информацию, так и дополнительный материал, способный развивать познавательный интерес и мышление! Презентация материал не содержащийся в учебнике,а так же опирается на программы учебников Константинова и Латюшина.
В докладе описываются сходства и отличие животных от растений, распространение животных и цепи питания. Способствует развитию личности детей! Формирует правильное,бережное отношение детей к животным.
Номер материала: 12987092708
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.