Что изучает история сущность формы и функции исторического знания

Билет 11. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки.

Билет 11. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Т.о под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и соц. групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания явл. то, что истор. сознание еще не превращается в научное знание, образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.) 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Знание истории позволяет обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих и общественно-значимых ф-ий: 1. способствует формированию нац-ного самосознания; 2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа; 3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.)— древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины:источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта:всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иау с ;но обоснованного политического курса.

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения

Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Революция 1917 г. в России

Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Поражение на фронте в борьбе с Германией, ухудшение положения народа, вызванное войной – породило массовое недовольство.

Николай IIкатастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинищины», бесцеремонного вмешательства царицы Александра Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения России осознали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис.

Февральская революция.

В начале 1917 года усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявило о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.

Председатель Думы М.В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвращения развития революции он настаивал на немедленном создании нового правительства во главе с государственным деятелем, пользующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение.

Более того, он и совет министров приняли решение прервать заседание Думы и распустить ее на каникулы. Николай IIпослал войска для подавления революции, но небольшой отряд генерала Н.И. Иванова был задержан и не пропущен в столицу.

27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции.

Начались аресты царских министров и образования новых органов власти. В тот же день на заводах и воинских частях, опираясь на опыт 1905 года, когда родились первые органы политической власти рабочих, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих солдатских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместитель – эсер А.Ф. Кепенский. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. Задачей комитета было «Восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства.

28 февраля Николай IIвыехал из Ставки в Царское село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб северного фронта. После консультации с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. 2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого Князя Михаила Александровича. Однако, когда депутаты Думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии. 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летне правление классы и партии.

Крестьянство (30 млн. человек) требовало уничтожение крупной частновладельческой земельной собственности и передачи земли тем, кто ее обрабатывает. В деревне создавались местные земельные комитеты и сельские сходы, которые принимали решение о переделе земли. Отношения между крестьянами и помещиками были крайне напряженными.

Крайне правые (монархисты, черносотенцы) после февральской революции потерпели полный крах.

Кадеты из оппозиционной партии стали правящей, превоначально заняв во временном правительстве ключевые посты. Они стояли за превращение России в парламентскую республику. В аграрном вопросе они по прежнему выступали за выкуп государством и крестьянами помещичьих земель.

Эсеры наиболее массовая партия. Революционеры предлагали превратить Россию в федеративную республику свободных наций.

Меньшевики – вторая по численности и влиянию партия – выступала за созидание демократической республики.

Большевики заняли крайне левые позиции. В марте руководство партии было готово сотрудничать с другими социальными силами. Однако после возвращения В.И.Ленина из иммиграции была принята нег программа «Апрельские тезисы».

От февраля к октябрю.

Февральская революция победила. Старая государственная система рухнула. Сложилась новая политическая ситуация. Однако победа революции не предотвратила дальнейшего углубления Кризисного состояния страны. Экономическая разруха усиливалась.

Время от февраля к октябрю – особый период в истории России. В нем выделяются два этапа.

На первом (март – начало июля 1917 года) существовало двоевластие, при котором временное правительство было вынуждено согласовать все свои действия с Петроградским Советом, занимавшим более радикальные позиции и обладавшим поддержкой широких народных масс.

На втором этапе (июль – 25 октября 1917 года) с двоевластием было покончено. Установилось единовластие временного правительства в форме коалиции либеральной буржуазии. Однако и этому политическому альянсу не удалось добиться консолидации общества. В стране усилилась социальная напряженность. С одной стороны росла возмущение масс проволочками правительства в проведении самих насущных экономических, социальных и политических преобразований. С другой стороны, правые были не довольны слабостью правительства, не достаточно решительными мерами по обузданию «революционной стихии». Монархисты и правые буржуазные партии готовы были поддержать установление военной диктатуры. Крайне левые большевики – взяли курс на захват политической власти под лозунгом «Вся власть советам!».

II съезд Советов.

Вечером 25 октября открылся IIвсероссийский съезд Советов. Более половины его депутатов составляли большевики, 100 мандантов было у левых эсеров.

Съезд принял в ночь с 25 на 26 октября воззвание к рабочим, солдатам и крестьян, и провозгласил установление советской власти. Меньшевики и правые эсеры осудили действие большевиков и в знак протеста покинули съезд. Поэтому все декреты IIсъезда были пронизаны идеями большевиков и левых эсеров.

Вечером 26 октября съезд единогласно принял Декрет о мире содержавший призыв к воюющим сторонам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций.

Древняя русь и кочевники

Географическое положение Древней Руси на восто­ке европейского мира и на границе со степью обусло­вило многовековые контакты с кочевыми народами, населявшими обширные пространства в низовьях Волги, Дона и Днепра. На протяжении веков ситуация в степи не оставалась неизменной: одна волна наступавших из глубин Азии кочевников сменяла другую. Наиболее известны пече­неги, торки, половцы (все они представители тюркской группы) и монголы.

Хозяйственный уклад и особенности условий жизни кочевников резко отличались от существовавших в то же время у оседлых народов. Как правило, степ­няки не имели постоянных поселений и перемещались вме­сте со стадами скота к новым пастбищам, перевозя все свое имущество на повозках. Производство развивалось медлен­но, дольше держались родовые отношения; уровень обще­ственного и культурного развития был ниже, чем в соседних более цивилизованных государствах. Кочевники не могли существовать изолированно: они нуждались в продукции, производимой земледельцами и ремесленниками. Способы ее получения были различны в зависимости от создавшейся си­туации. Главным образом это — торговый обмен или захват в результате грабежа. Степняки отличались воинственностью. Обладая большим количеством лошадей и более легким, чем у европейцев, вооружением, они совершали внезапные опу­стошительные набеги на территорию земледельческих стран.

Влияние столь беспокойного соседства на эконо­мическое и политическое развитие Руси было весь­ма существенным. Во время набегов неприятели ра­зоряли села и города, захватывали созданное чужим трудом, убивали или угоняли в плен людей. Эти потери и неизбеж­ные затраты на оборону сдерживали развитие экономики. Однако ввиду постоянного вооруженного противоборства Русь крепла в военном отношении.

Меры, направленные на оборону русских земель, были различны. Наиболее активным способом ведения борь­бы была организация походов русских дружин в степь. В случае успеха участники походов обо­гащались за счет грабежа и захвата пленных.

Еще один способ обезопасить себя от ударов со стороны степи и даже найти союзников — заключение мирных соглашений и династических браков.

Взаимоотношения Древней Руси с соседними кочевниками — это взаимоотношения двух миров с различ­ными природными условиями и различным типом хо­зяйства.

Русь и степь связывали дипло­матические контакты, взаимопроникновение культур. Так, зна­менитый Андрей Боголюбский (по линии матери — внук по­ловецкого хана) не прекращал дружбы со своими степными родичами и наряду с христианским носил тюркское имя. В кон­це XII — начале XIII в. среди половцев стало распространяться христианство.

В начале 20-х гг. XIII в., когда из Азии нагрянула новая волна кочевников, половцы обратились за помощью к русским князьям, и те откликнулись на призыв.

Ситуация изменилась, когда в степях к юго-востоку от Руси обосновался новый, неведомый прежде против­ник то монгольское нашествие привело к опустошению большей части русских территорий, гибели множества русских людей. Следствием этой катаст­рофы явилось утверждение на два с лишним столетия ига ази­атских завоевателей.

Распространение Ислама.

Образование ссср. Формирование однопартийного политического режима.

Индустриализация.

В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух ва­риантов пятилетнего плана (на 1928/29—1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, оптимального И отправного, она одобрила первый, задания по которому были на 20% выше. Кроме того, с но­ября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. эти задания неоднократ­но повышались.

Источники средств для строительства предприятий тяжелой промышленности изыскивались исключительно внутри страны. Они, в основном, складывались из:

— доходов легкой промышленности и, главным образом, сель­ского хозяйства, перераспределяемых в пользу индустриальных от­раслей;

—доходов от монополии внешней торговли колхозным и сов­хозным зерном^ золотом, лесом, пушниной. частично другими товарами; на вырученную валюту в страну ввозилось новейшее техно­логическое оборудование для строящихся заводов;

— значительно выросших налогов на нэпманов; прямым следствием этого, по сути, конфискационного налогообложения, дополненного прямым административным нажимом, стало полное свертывание к 1933 г. частного сектора в промышленности и тор­говле;

— средств, полученных за счет ограничения потребления город­ского и сельского населения (через увеличение розничных цен на товары, существовавшую с 1928 по 1934 гг. карточную систему их распределения, обязательные подписки на «займы индустриализации» и т. п.); в итоге жизненный уровень рабочих и служащих упал в 2—3 раза.

На этом фоне удивительным и непостижимым для нас смот­рится еще один источник ресурсов для проведения индустриализа­ции — духовная энергия трудящихся. Остается фактом — больше­вики сумели вызвать и в течение многих лет поддерживать волну трудового энтузиазма, что нашло яркое выражение в массовом «со­циалистическом соревновании»: в ударничестве (с 1929 г.) и стаха­новском движении (с 1935 г.). «Как видно из воспоминаний о тех годах, — писал один западный историк, — мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок, це­ной изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, т. е. со­циалистическое общество».

Плановые задания на первую пятилетку предполагали увеличе­ние промышленного производства по сравнению с 1928г. почти в 3 раза, на вторую пятилетку (1933—1937 гг.)— в 2 раза от достиг­нутого в 1932 г. Официальная пропаганда объявила о досрочном выполнении заданий обеих пятилеток (каждую — за 4 года и 3 ме­сяца).

Ныне историки оспаривают эти официальные итоги. Анализ архивных данных позволил установить, что по большинству важ­нейших показателей первые пятилетние планы вообще не были выполнены. Более того, часть исследователей ставит под сомнение и главный сталинский вывод: о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну. По их расчетам, в конце 30-х годов сель­ское хозяйство вносило в национальный доход больше, чем про­мышленность (по официальной статистике, доля аграрного и про­мышленного секторов экономики равнялась в национальном вало­вом продукте соответственно 30 и 70% в 1932 г., 23 и 77% в 1937 г.;

примерно в таких же пропорциях распределялась и доля в нацио­нальном доходе).

Конечно, вопрос этот нуждается в серьезном дополнитель­ном изучении. Но бесспорно одно: за 1929—1937гг. страна со­вершила беспрецедентный рывок в росте промышленной про­дукции.

За это время в строй вступило около 6 тыс. крупных предприя­тий, т. е. 600—700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленно­сти были в 2—3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной. В результате страна обрела потенциал, ко­торый по отраслевой структуре и техническому оснащению нахо­дился в основном на уровне передовых капиталистических госу­дарств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. — пятое место). Несравненно меньше политика индуст­риализации затронула другие отрасли экономики. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хро­нически отставала легкая промышленность. Да и в самой тяжелой промышленности крайне медленно шло освоение нового производ­ства: не хватало подготовленных кадров, не были четко налажены связи между предприятиями. Часто бывало, что выпустив первые образцы продукции заводы и фабрики затем месяцами простаива­ли без сырья, без необходимого обслуживающего персонала. Невы­сока была и производительность труда.

Форсированная индустриализация позволила в короткий срок обеспечить полную занятость трудоспособного населения. Накану­не первой пятилетки безработные составили 12% от числа занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих. И вот на 1 апреля 1930 г. впервые фиксируется снижение числа безработных (1 млн. 081 тыс. человек), а к 1931 г. безработица в СССР была ликвидиро­вана полностью, закрывается последняя биржа труда.

Ход коллективизации

Первый этап сплошной коллективизации, начатый в ноябре 1929 г, продолжался до весны 1930 г. Силами местных властей и «двадцатипятитыеячников» началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны. Обобществляли не только средства производства, но и личное подсобное хозяйство, имущество. Силами ОПТУ и Красной Армии выселяли «раскулаченных» крестьян, в число которых попадали все недовольные. По решению секретных комиссий ЦК и СНК их направляли в спецпоселки ОПТУ для работы по хозпланам, главным образом на лесозаготовках, в строительстве, горном деле. По официальным данным, было раскулачено более 320 тыс. хозяйств (более 1,5 млн. человек); по данным современных историков, по всей стране было раскулачено и сослано около 5 млн. человек. Недовольство крестьян вылилось в массовый убой скота, бегство в города, антиколхозные восстания. Если в 1929 г. их было более тысячи, то за январь-март 1930 г. — более двух тысяч. В подавлении восставших крестьян участвовали армейские части и авиация. Страна стояла на грани гражданской войны. В начале 1945 г. в беседе с У. Черчиллем И. Сталин признал, что коллективизация была борьбой более напряженной и «ужасающей», чем Великая Отечественная война.

Однако с осени 1930 г. начался новый, более осторожный этап сплошной коллективизации. Отныне создавались только сельскохозяйственные артели, допускавшие существование личных, подсобных хозяйств. Летом 1931 г. ЦК объяснил, что «сплошную коллективизацию» нельзя понимать примитивно, как «поголовную», что ее критерием является вовлечение в колхозы не менее 70 % хозяйств в зерновых и более 50 % в остальные районах. К тому времени колхозы уже объединяли около 13 млн. крестьянских дворов (из 25 млн.), т.е. более 50 % от их общего числа. А в зерновых районах в колхозах находилось почти 80 % крестьян. Июльский (1931 г.) пленум ЦК партии констатировал, что колхозное крестьянство стало центральной фигурой земледелия, а колхозы — основными производителями сельскохозяйственной продукции. В январе 1933 г. руководство страны заявило об искоренении эксплуатации и победе «социализма» в деревне в результате ликвидации кулачества.

В 1935 г. состоялся II Всесоюзный съезд колхозников. Он принял новый Примерный устав сельскохозяйственной артели (вместо Устава 1930 г.). По Уставу, земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались основные формы организации труда в колхозах (бригады), его учета и оплаты (по трудодням), размеры личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Устав 1935 г. законодательно оформил новые производственные отношения в деревне, названные историками «раннесоциалистическими». С переходом колхозов на новый Устав (1935—1936 гг.) окончательно сложился колхозный строй в СССР.

Итоги коллективизации

Кконцу 30-х годов колхозы объединяли более 90% крестьян. Наряду с совхозами, они стали социально-экономической опорой партии в деревне, «приводными ремнями» партийно-государственного аппаратав крестьянской массе. Колхозы обслуживались сельскохозяйственнойтехникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Создание колхозов не привело, вопреки ожиданиям, к росту сельскохозяйственного производства. В 1936-1940-х годах валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. А на исходе первой пятилетки она оказалась ниже, чем в 1928 г. Резко снизилось производство мясо-молочной продукции, на многие годы образовалась, по образному выражению Н. Хрущева, «мясная целина». Вместе с тем, колхозы позволили значительно увеличить государственные заготовки сельскохозяйственной продукции, особенно зерна. Это привело к отмене в 1935 г. карточной системы в городах и возрастающему экспорту хлеба.

Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни привел в 1932-1933 гг. к смертному голоду во многих сельскохозяйственных районах страны (Украина, Поволжье, Северный Кавказ, Казахстан). Официальных данных о жертвах искусственного голода нет. Современные российские историки их численность оценивают по-разному: от 3 до 10 млн. По данным же украинских историков, число погибших от голода только на Украине составило почти 9 млн. человек.

Массовое бегство из деревни в поисках лучшей жизни миллионов людей обострило сложное социально-политическое положение в стране. Для прекращения этого процесса, а также для выявления беглых «кулаков» на рубеже 1932-1933 гг. был введен паспортный режим с пропиской к определенному месту жительства. Отныне передвигаться по стране можно было лишь при наличии паспорта, или документа, официально его заменяющего. Паспорта выдавали жителям городов, поселков городского типа, работникам совхозов. Колхозникам и крестьянам-единоличникам паспорта не выдавали. Это прикрепило их к земле и колхозам. С этого времени официально покинуть деревню можно было через государственно-организованный набор (оргнабор) рабочей силы на стройки пятилетки; учебу в старших классах средней школы, в школах ФЗО, ремесленных училищах, техникумах и вузах; службу в Красной Армии; работу механизаторами в МТС. Регулируемый процесс формирования рабочих кадров привел к снижению темпов роста городского населения, численности рабочих и служащих. По переписи 1939 г., при общей численности населения СССР в 176,6 млн. человек (историки называют цифру в 167,3 млн.), в городах проживало 33 % населения (против 18 %, по переписи 1926 г.).

Коллективизация знаменовала начало решительного перелома в мировоззрении, хозяйственном и бытовом укладе российского крестьянства. Она предопределила изменение многовекового сельского строя,

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Целью изучения курса «Отечественная история» в высшей школе является:

· Формирование цельного представления об историческом пути страны, преодоление дискретности исторического сознания;

· Выявление альтернатив общественного развития на разных этапах отечественной истории и проблем исторического выбора;

· Осмысление и уточнение исторических фактов.

Задачи курса: в результате изучения курса истории студент должен понять место России в мировом историческом процессе, уяснить специфику отечественной истории и в то же время осознать, что история России – неотъемлемая часть Всемирной истории. Студенту необходимо знать основные этапы нашей истории, начиная с древнейших времен до начала XXI в. Студент обязан научиться самостоятельно, работать с литературой, выполнять контрольные работы, анализировать факты и делать самостоятельные выводы, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому.

Интерес к истории необычайно возрастает в переломные эпохи, подобные той, которую мир переживает в наши дни. Для нашей страны осмысление собственного исторического опыта и опыта других народов имеет совершенно особое значение. Это связано с поиском современной Россией своего места в международном сообществе, с оценкой проводимых реформ, с избавлением от стереотипов во многом сформированных формационным подходом к истории.

Каждый раздел курса следует изучать, руковод

Что изучает история сущность формы и функции исторического знания

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что изучает история сущность формы и функции исторического знания

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что изучает история сущность формы и функции исторического знания

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *