Что изучает история средних веков 6 класс краткое содержание
Презентация к уроку по истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Что изучает история Средних веков. Автор презентации: Рябыкина Э.В. ГБОУ Школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга 2017 год.
План урока: Что изучает история Средних веков? Периоды всеобщей истории. Источники, которые дают нам информацию о жизни в Средние века. Какую территорию занимала Римская империя? Кто являлся соседями Римской империи? Цель урока: Познакомиться с понятием «Средневековье». Обозначить временные рамки Средних веков.
Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые? Древний мир (конец IV тыс. до н.э. – к. V в. н.э). От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г). Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика. Появление письменного типа культуры. Средние века (V в. н.э. – XV в.). Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы). Религиозный характер культуры. Новое время (XVI – нач. XX в.). Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура. Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.). Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.
Эпоха средних веков охватывает период с 476 года до II половины XV века. Курс истории средних веков включает в себя главнейшие события политической, социальной и культурной истории стран Европы, Азии, Америки и т.д V – пер. половина X вв. – раннее Средневековье. (Зарождение феодальных отношений, становление раннефеодальных государств) Сер. X – конец XII вв. – Высокое, Развитое или Классическое Средневековье (господство феодальных отношений) конец XII – XV вв. – Позднее Средневековье или Раннее Новое время (кризис феодализма) ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
По каким источникам изучают историю Средних веков? (посмотрим видео-сюжет, а затем- обсудим)
Какую территорию занимала Римская империя
В континентальной Европе границы были в основном точно определены и обыкновенно повторяли русла основных рек, к примеру, Рейна или Дуная. В Британии как вал Адриана, так и вал Антонина Пия были построены для защиты провинции Британии от каледонцев, а также, с точки зрения римлян, для подготовки плацдарма для захвата собственно Каледонии (территориально эквивалентна современной Шотландии). Восточные границы меняли свое местоположение много раз, наиболее стабильной была граница, проходившая по реке Евфрат, которая была оставлена после того, как римляне победили своих конкурентов в регионе — парфян — взяв их столицу — город Сузы в 115 году. Наиболее протяженным рубежом империи была южная граница, проходившая по пескам пустынь Аравии и Ближнего Востока и по Сахаре в северной Африке, то есть по естественным барьерам, препятствовавшим экспансии.
Кто являлся соседями Римской империи? В IV в. вся полоса земли между Немецким и Черным морями, на с.-в. от линии Рейна и Дуная, была занята германскими племенами. Германцы отделяли Римскую империю от племен славянских, которые тоже, но гораздо позднее начали свои вторжения в пределы империи.
Домашнее задание Повторить изученный на уроке материал. Прочитать раздел «Введение» стр. 3-6. Оформить словарь и тетради для домашних и классных работ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-639457
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История Средних веков кратко
Коротко об истории европейского Средневековья.
Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.
Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.
Периодизация и основные характеристики
У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:
— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);
Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.
Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.
В числе таких базовых характеристик:
— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;
— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;
— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;
— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.
Великое переселение народов
Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.
Византия и арабский халифат
Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.
В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.
Империя франков и возникновение европейского рыцарства
В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).
В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.
В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.
Высокое Средневековье
С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (1095—1270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.
В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.
Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация
В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.
В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.
Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.
В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.
Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.
В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.
Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.
Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.
Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления
В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.
Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1, Что изучает история средних веков.
1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.
2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.
I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса
Беседа с классом и работа по карте.
Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?
(История Древнего мира.)
С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?
(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)
Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.
— Какие события из истории этих государств вы помните?
Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?
II. Переход к изучению новой темы
Что же изучает история средних веков?
Ш. Изучение новой темы
1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.
Назовите авторов своего учебника.
Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?
(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)
Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?
(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?
3. Беседа по прочитанному.
Что изучает история средних веков?
(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)
Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.
(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)
IV. Закрепление изученного на уроке
Какой период времени охватывает история средних веков?
Почему изучаемый нами период называют «средние века»?
(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)
Каковы источники наших знаний об истории средних веков?
(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
1. Прочитать Введение стр. 6-11.
Конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области
Методическая разработка урока в 6-м классе на тему « Что изучает история Средних веков? »
учитель истории и обществознания
Родионова Ирина Васильевна
Урок «Что изучает история Средних веков?»
Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;
2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: 1. Электронная презентация;
План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;
2. Значение средневековья в современной жизни;
3. Исторические источники по истории средневековья;
Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;
Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?
Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.
Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;
Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.
* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.
(запись термина в словарь)
? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)
Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.
А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:
1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?
2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?
4. К какому веку относится: 843 г.
5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;
Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:
Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.
Значение средневековья в современной жизни
А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:
Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.
Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.
Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.
Исторические источники по истории средневековья
? Вспомните, что такое исторические источники?
* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)
? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?