Что изучает история россии в 6 классе
История России. 6 класс. Тема: Введение. Что изучает история России
Тема: Введение. Что изучает история России.
Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.
Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.
III. Актуализация опорных знаний.
— Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
— История – это наука о развитии общества
— это прошлое, сохранённое в памяти человека
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
— С историей каких стран вы уже познакомились?
— Какой временной период охватывает история Средних веков?
IV. Работа над темой урока.
Знакомство с учебником.
— Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
— Какие века русской истории мы будем изучать?
— Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
— Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
— Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
— И что в третьей главе? (становление единого государства).
— К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).
— История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
— Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
— История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях – а расселялись они вдоль побережья и озёр – в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т. п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев – племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н. э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.
Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.
История Адыгеи – это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.
— Каким образом историки получают знания о прошлом?
— Что такое исторические источники?
— Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.
— Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).
— Особую роль в изучении истории России 9 – 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
— Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?
— Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).
V. Рефлексивный этап.
— Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)
— И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?
Что изучает история Отечества (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает история Отечества
История Отечества Она занимательна и многогранна. История России – часть истории мира. Ее творцами являются наши предки.
История Отечества Она содержит моменты достойные уважения и славы. История России насчитывает многие столетия.
История Отечества Предупреждения о настоящем и будущем. История коллективная память народа. В истории Родины есть образцы для подражания.
История Отечества Покажет, как появились предки русских, белорусов и украинцев. Изучаемый период с Древности до конца 16 века.
Восточные славяне Быт восточных славян. Их отношения с соседями.
Древнерусское государство Причины ее появления и распада. История Древней Руси.
Древнерусское государство Что позволило вернуть независимость. Как русские земли оказались под властью ордынцев.
Московское княжество Процессы возвышения Московского княжества. Формирование Московского государства.
Культура Руси Ее особенностях и уникальных чертах. Материалы по культуре Древней Руси.
Владимир Красное Солнышко
История Отечества Какой вклад внесли в культуру народов России и мира. Вы узнаете, как жили наши предки.
Исторические источники Это любой предмет старины, несущий в себе смысл. Чтобы восстановить ход истории, нужны исторические источники.
Исторические источники Предания и легенды, поговорки и отдельные слова. Остатки жилища, деньги, украшения, летописи.
Исторические источники Вещественные – предметы старины (монеты, оружие). Исторические источники можно разделить на три группы. Письменные – то, что записано на каком либо носителе информации (бумаге, пергаменте). Этнографические – устные предания, легенды и сказки.
Летописи Они содержат записи событий, составленные в хронологическом порядке. Важнейшим источником по истории России являются летописи.
Летописи Содержали информацию о славянах, о зарождении у них государства. Летописи велись при дворах правителей, при монастырях и церквях. О взаимоотношениях и связях с другими народами и странами.
Летописи Многие из них дошли до наших времен только в таком виде. В летописи добавляли сказания, договоры, законы.
Письменные источники Деловые документы, грамоты, письма, литература. Информацию представляют другие письменные источники.
Письменные источники Они не могут дать полную картину жизни. Информация о быте и нравах предков собирается другими (смежными с историей) науками. Летописи отражают государственную историю.
Археология занимает археология. Большую роль в воссоздании жизни древних людей
Археология орудиям труда, местам поселений, бытовой утвари, погребениям. Археология наука, которая изучает прошлое человечества при помощи памятников материальной культуры: Основной метод получения информации в археологии раскопки.
Археология Археология не всегда может воссоздать картину прошлого. Не может описать мысли и идеи людей того времени.
Смежные науки Фольклористике – науке, изучающей народное творчество. Обращаются за помощью к лингвистике – науке о языках.
История Отечества и ознакомить с ней вас. Эти и множество других наук помогают воссоздать картину жизни людей далекого прошлого
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная разработка является переработкой презентации предоставленной компанией «Видеоурок».
После редактирования в презентацию были включены новые методы и формы работы, которые соответствуют ФГОС 2 поколения.
Данная разработка может быть использована на первых (вводных) уроках по истории России в 6 классе.
Для более успешного проведения первого урока, его можно построить как комбинированный.
Презентация подходит ко всем учебникам, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Номер материала: 449803
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока»Введение. Что изучает история России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
История России. 6 класс.
Тема: Введение. Что изучает история России.
Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.
Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
— « История – это фонарь из прошлого, который светит в будущее…». Эти слова принадлежат выдающемуся русскому историку В.О. Ключевскому. Что они означают? Какую роль играет история в жизни человеческого общества? Как начиналась и развивалась история нашей страны? Обсудим эти вопросы.
III . Актуализация опорных знаний.
— Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?
— История – это наука о развитии общества
— это прошлое, сохранённое в памяти человека
История – это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)
— С историей каких стран вы уже познакомились?
— Какой временной период охватывает история Средних веков?
IV . Работа над темой урока.
Знакомство с учебником.
— Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?
— Какие века русской истории мы будем изучать?
— Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?
— Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).
— Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).
— И что в третьей главе? (становление единого государства).
— К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).
— История России – неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».
— Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом – слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.
Формирование русской истории.
— История России – это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).
Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.
Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев – племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.
Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н.э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.
Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.
Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.
Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.
История Адыгеи – это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.
Как историки изучают историю.
— Каким образом историки получают знания о прошлом?
— Что такое исторические источники?
— Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.
— Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).
— Особую роль в изучении истории России 9 – 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
— Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?
— Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).
V . Рефлексивный этап.
— Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)
— И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?
Что изучает история Отечества
Урок 1. История России 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история Отечества»
История России является неотъемлемой частью мировой истории. Она так же занимательна и многогранна, как и история других стран и народов. Но она более приближена к нам, так как её творцами являются наши предки. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории России, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Определимся с датировкой этого периода, назовём наиболее значимые события из российской истории, поговорим о личностях, создававших историю этого периода.
История России насчитывает многие столетия. Она содержит в себе огромное количество моментов достойных уважения и славы.
Изучая историю Родины, мы находим в ней достойные примеры и образцы поведения, а также предупреждения о том, чего не следует делать в настоящем и будущем. Как избежать ошибок, допущенных ранее, что необходимо делать, для того, чтобы преумножить национальное достояние и быть достойным гражданином своей страны. Поэтому историю называют коллективной памятью народа.
Изучаемый период будет охватывать временной промежуток с Древности до конца 16 века.
вы узнаете, откуда и как появились племена восточных славя̀н – предков русских, белорусов и украинцев. Какова была их жизнь и взаимоотношения с соседними народами и странами.
Город древних славян
Будет представлена история Древней Руси. Причины её появления и распада на самостоятельные княжества-земли.
Как и почему русские земли оказались под властью орды̀нцев. Какие обстоятельства и причины позволили народу Древней Руси вновь добиться независимости и восстановить свою государственность.
Будут рассмотрены процессы, способствовавшие возвышению Московского княжества. Формированию вокруг него единого Московского государства или России. Будут представлены материалы по культуре народа Древней Руси. Её особенностях и уникальных чертах.
А также деятельность великих исторических личностей, оставивших след в истории России и мира:
князя Владимира Красное Солнышко;
царя Ивана Гро̀зного;
атамана Ермака̀ и многих других.
В представленном материале вы узнаете, как жили наши далекие предки, какой вклад они внесли в культуру Российских народов и мира.
Для того, чтобы восстановить ход исторических событий необходимы исторические источники. Историческим источником является любой предмет старины, несущий в себе смысловую нагрузку.
Это могут быть остатки жилья и построек древних людей, деньги, предметы домашней утвари, различные предметы быта (одежда, украшения, орудия труда и оружие), произведения искусства (скульптуры, фрески), летописи и хроники, исторические мемуары. Древние предания и легенды, поговорки, присказки и отдельные слова.
Исторические источники можно разделить на три большие группы. Письменные – то, что записано на каком-либо носителе информации (бумаге, пергаменте). Вещественные – предметы старины (монеты, оружие). Этнографѝческие – устные предания, легенды и сказки.
Самым важным и наиболее полным источником по изучению истории России в 9 – 16 веках являются лѐтописи – записи происходивших событий, составленные в хронологическом порядке (по годам).
Летописи велись обычно при дворах правителей, при монастырях и церквях. Древние русские летописи содержали информацию о происхождении восточных славян, о зарождении у них государственного строя, о взаимоотношениях славян, об их связях с другими народами и странами.
Вместе с тем в текст летописей добавляли различные сказания, тексты договоров и законов, прочие документы, многие из которых дошли до наших времён только в таком виде.
Обширную информацию представляют и другие сохранившиеся письменные источники. Среди них деловые документы, грамоты, письма, произведения литературы.
Но особенностью летописей будет то, что они отражают в основном только государственную историю. Они не в состоянии дать полную и достоверную картину жизни того времени.
Информация о быте и нравах наших предков, обычаях людей того времени собирается другими (смежными с историей) науками.
Значительное место в воссоздании жизни людей того времени, особенно в тот период пока люди не стали применять письменность, занимает такая наука как археоло̀гия.
Археологией называют науку, которая изучает прошлое человечества при помощи памятников материальной культуры (орудиям труда, местам поселений, бытовой утвари, погребениям). Основным методом получения информации в археологии являются раскопки.
Но и археология не всегда может дать полную картину происходивших в прошлом событий. Не может описать мысли и идеи людей того времени.
В этом случае обращаются за помощью к лингвѝстике – науке о языках. Фольклорѝстике – науке, изучающей народное творчество, произведения, созданные народом (былины, сказки, пословицы, песни, обряды).
История и великое множество смежных наук помогают воссоздать картину жизни людей далёкого прошлого и ознакомить с ней вас. Но изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, впитавших в себя опыт науки. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно.