Что изучает история религиозной культуры
Презентация по ОПК «История религиозной культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ? Урок ОПК 2 класс Составитель Данько Л.И..
Вот и ваша мечта сбылась, вы стали школьниками. Теперь в будни вы встаёте рано, собираетесь и идёте в школу. Здесь вас учат читать, писать, считать, рисовать, петь, правильно говорить и многому другому.
А задумывались ли вы, ребята, зачем нужна школа, для чего нужно учиться писать, читать, считать?
Конечно, научиться читать необходимо, потому что благодаря книгам можно познакомиться с другими странами, узнать много интересного о жизни разных народов и отдельных людей, которые находятся далеко от нас или жили очень давно, но оставили нам свои изобретения, передали свои знания.
Как много может человек, овладев грамотой! Можно написать письмо, поздравление, доставив родным большую радость. Можно записать стихи, рассказ, важные наблюдения и даже создать целую книгу.
Но, оказывается, для современного человека этого недостаточно. Поэтому многие люди учатся не только в школе, институте, но и занимаются самообразованием всю жизнь: читают книги, журналы, смотрят или слушают хорошие передачи, овладевают каким-нибудь мастерством.
Обучаясь, люди осваивают культуру. Словом «культура» обозначают определённые достижения всех людей, одного или нескольких народов, а также отдельного человека. То есть к культуре относят самое лучшее, что создано и освоено людьми.
Наверное, вам приходилось слышать, что человека, который не умеет себя вести, называют «некультурным». Это значит, что он не овладел культурой поведения, принятой в обществе, например, культурой общения: кричит, невнятно бормочет, дёргает собеседника за пуговицы или рукава, наступает на ноги или говорит обидные слова. Если люди не помогут такому человеку избавиться от дурных привычек, а, наоборот, будут брать с него пример, то общая культура будет падать.
Живя в обществе, люди стараются перенять сами и научить других самому лучшему, что видят, знают и умеют. Так складываются культурные традиции.
Жизнь Церкви подчиняется определённым церковным правилам.
В России издавна живут не только русские, но и люди многих других национальностей. Россия всегда привлекала другие народы. Люди многих национальностей хотят жить только здесь, избирая Россию своей родиной. Для них особенно важно узнать побольше о русской культуре: ведь русских могут знакомить с родными традициями родственники, а у ребят других национальностей такой возможности нет. Но поскольку их семьи предпочли Россию другим государствам, то нужно, чтобы и этим детям было всё понятно в русской культуре и интересно жить здесь. Гражданин России, какой бы национальности он ни был, должен быть знаком с культурой государства, в котором он живёт и на благо которого ему предстоит трудиться.
С другой стороны, и русским полезно знать, как веруют в Бога, какие религиозные традиции имеют другие народы. В этом тоже поможет история религиозной культуры.
Новые слова и термины Религия. Религиозная культура. Православие. Русская Православная Церковь.
Объясните значение слов «религия», «культура», «религиозная культура», «история». О чём рассказывает история религиозной культуры? Какая религия лежит в основе русской культуры?
С ЛЮДЬМИ СОВЕТУЙСЯ, А СВОЕГО УМА НЕ ТЕРЯЙ. (пословица)
Крестословица №1 Работа по тетради (проверка) культура крестословица религия атеизм история п а в с а в е т а д и ц я с т к и 5 1 2 7 3 6 4 8
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-352578
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
предмет истории религиозной культуры
Что изучает история религиозной культуры?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо разобраться с терминами, составляющими название данного курса: «история», «религиозная», «культура».
Слово «культура» вам всем, конечно, хорошо знакомо: вы встречались с ним на уроках истории, на уроках литературы и в повседневной жизни. В современном языке оно очень популярно. Но на вопрос: «Что такое культура?» — вы вряд ли сможете ответить сразу и достаточно точно. Причина такого затруднения кроется не только в том, что вы, скорее всего, об этом не задумывались и не заглядывали в словари, но и в том, что это понятие очень многозначно.
Одни из вас ответят примерно так: «Культура — это воспитанность, образованность, умение себя вести». Другие отметят, что к культуре относится всё, что создаёт человек своими руками для себя и для общества. А третьи, возможно, будут уточнять, доказывая, что культура — это не только то, что выполнено руками человека и является материальным. Традиции, мировоззрение, религия, нравственные законы, хорошие манеры, умение общаться, быть внимательным и деликатным и многое другое не является материальным, но представляет большую ценность и тоже относится к культуре. Кроме того, следует добавить, что культура каждого отдельного народа и человека своеобразна, что на разных этапах развития уровень культуры меняется и что именно культура народа (как и отдельного человека) создаёт его неповторимый облик.
О культуре можно говорить много, потому что понятие культуры очень ёмкое и многогранное. Оно употребляется для обозначения характерных особенностей жизни целого народа, государства, отдельной национальности, например: русская культура, культура Египта, культура Италии. Оно может обозначать определённый период исторического развития сразу нескольких государств и народов: культура Древнего Востока, культура Средневековья; а также применяется как обобщённое понятие применительно ко всему человечеству за весь период его исторического развития (мировая культура, мировая художественная культура). Это слово используем мы, когда говорим о культуре отдельной личности, имея в виду проявления воспитанности и образованности человека.
В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». Надо сказать, что в основе большинства из них лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью: человек создаёт, сохраняет и распространяет культурные ценности. Культура рассматривается как продукт творческого труда человека, как реализация его идей во всех сферах его жизни и деятельности. Вот наиболее распространённое определение культуры: «Культура — определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Теперь давайте разберёмся, откуда слово «культура» к нам пришло и что первоначально оно означало. Латинское слово «cultura» буквально переводится: «возделывание земли, воспитание, образование, развитие». Таким многозначным было оно изначально, до того, как его заимствовали другие европейские народы. Это слово непосредственно связано со словом «cultus», что значит «почитание Бога, культ». Почему же так много и таких различных смыслов (но это только на первый взгляд!) собрано в одном слове?
Первоначально под культурой подразумевалась обработка земли, уход за ней, чтобы она стала пригодной для удовлетворения потребностей человека в пище, эстетике, одежде, в средствах ухода за телом, в лекарствах. Человек с глубокой древности пытался постичь тайны бытия и наряду с материальным своим существованием обнаруживал бытие духовное. Он стремился осуществить связь между этими формами бытия, особенно в жизненно важных сферах, таких, как земледелие. Он понимал тщетность только лишь человеческих усилий в этом сложном и значимом деле, результаты которого зависели от очень многих условий и обстоятельств. Поэтому обработке земли, посеву, сбору урожая всегда предшествовали определённые религиозные обряды, культовые действия, направленные к высшим силам за помощью. Сама земля, дающая жизнь, считалась священной и обожествлялась всеми народами.
Слово «культура» со временем распространилось на все сферы человеческой деятельности (образование, искусство, общение) и стало употребляться в более широком смысле — «облагораживать, развивать, образовывать, воспитывать». Эллины видели своё главное отличие от варваров в воспитанности. В позднеримский и средневековый периоды культура ассоциировалась с признаками личного совершенствования.
В научный обиход слово «культура» вошло во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни. Позднее понятие культуры стало ещё более широким, и культуру стали разделять на духовную и материальную.
В настоящее время слово «культура» употребляется как в узком значении, то есть применительно к духовной сфере (религия, искусство, философия), так и в более широком смысле, включая материальную культуру (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. п.).
Нетрудно догадаться, что к предмету истории религиозной культуры непосредственное отношение имеет духовная культура, именно нравственный и мировоззренческий стержень её — религиозная культура. Под религиозной культурой следует понимать: а) религию (от лат. religio — восстановление связи с Творцом, набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование и силу Бога (в языческих религиях — богов) и направленные на общение с Ним (ними) и получение от Него (них) помощи; б) религиозную этику (наука, изучающая мораль); в) искусство и народные традиции, непосредственно связанные с религией, отражающие её содержание.
Предмет истории религиозной культуры также изучает влияние религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие сферы жизни и деятельности человека; факты религиозной жизни.
К области истории религиозной культуры относятся история происхождения и смысл церковных таинств и богослужений, религиозных понятий и символов.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры?
История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всё самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.
Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремления человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории Египта, Китая, Индии, Греции, Рима, как и любого другого государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков этих культур.
Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. И даже прикладное искусство, служащее в основном утилитарным целям, отражает и доносит до нас через века и тысячелетия определённые религиозные представления, идеалы и символы.
Таким образом, история религиозной культуры поможет вам в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.
Другая важная причина необходимости изучения истории религиозной культуры заключается в том, что мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.
В последние годы это стало особенно актуальным, потому что каждый человек сегодня находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неделикатные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений и т. п.
Да по-другому и быть не может, так как вера и мировоззрение всегда были самыми важными факторами в жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту.
Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и деликатности. Необходимо также умение избегать конфликтов, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.
Третья причина связана с тем, что при недостатке знаний в области религий тема духовного бытия часто обрастает фантазиями, а в корыстных целях — и преднамеренной ложью, становится источником предрассудков, способствует возникновению и распространению оккультизма, магии, даже сатанизма, приводит к насилию, эксплуатации и психическим расстройствам.
Люди «изобретают» всё новые и новые секты, общины, «духовные» центры, обещающие дать «специальные» знания, тайные и никому не доступные, кроме «избранных» (конечно, за деньги или услуги); открыть в человеке «особые» способности что-либо видеть, чего нет на самом деле; управлять другими людьми (вместо того, чтобы владеть собой), или что-нибудь ещё в этом роде.
К сожалению, в течение последнего десятилетия в нашей стране это нашло широкое распространение и принесло много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потеря семей и имущества.
Знания в области религии должны помочь вам не оказаться жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации.
Предмет и задачи курса «История религии». Религиоведение как научная дисциплина
Лекция 1.
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания — философские, теологические, исторические, психологические и другие — накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении — философское содержание, что обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам — литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, основные разделы экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем. Исходя из вышесказанного, задачи религиоведения представляют собой объективное изучение религии как социального явления, изучение её происхождения, исторической эволюции, основных элементов и взаимосвязь с другими науками. Религиоведение не ставит перед собой задачу доказать истинность или ложность религиозного мировоззрения в целом или отдельных религий, оно нейтрально как научная дисциплина.
История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим глубокие мысли о причинах возникновения религии, шедшие в разрез с господствующими в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского (ок. 580-488г. до н.э), у афинян Анаксагора и Антифонта ( 5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди создают себе богов по своему образу и подобию. У Демокрита ( ок. 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому боги.
В эпоху средних веков проблема возникновения религии как явления рассматривалась сквозь призму теологического подхода. Теологи задавались вопросом о соотношении религии и разума в границах философского истолкования христианских догм (Ориген, Дионисий). А с точки зрения Тертуллиана понять религию разумом в принципе невозможно в нее достаточно верить и только.
Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.
Философия религии является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVIII—XIX вв. благодаря трудам английского философа Д. Юма (1711 —1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723 — 1789), немецкого философа И. Канта (1724—1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768 — 1834), немецких философов И.Г. Фихте (1762—1814), Ф.В.Й. Шеллинга (1775—1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831), Л.А. Фейербаха (1804—1872), К. Маркса (1818 — 1883), Ф. Энгельса (1820—1895), Э. Гартмана (1842—1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (1830—1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813 —1855), русского философа B.C. Соловьева (1853 —1900) и др.
От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Последнюю образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о человеке (антропология), об обществе (социология, историософия).
Феноменология религии складывается в XX в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссей (1848—1920), немецкий философ и теолог Р. Отто (1869 — 1937), голландский теолог и религиовед Г. ван дар Леув (1890—1950), немецкий философ и социолог М. Шелер (1874—1928), немецкий философ и теолог Ф. Хайлер (1892—1967), голландский историк религии К.Ю. Блеекер (1898 —1983), англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде (1907—1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля (1859—1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (1889—1976).
Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священное» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения. В феноменологии религии сложились две традиции — дескриптивная и интерпретативная.
История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем другие названные его разделы. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста Ш. де Бросса (1709—1777), французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи (1742—1809). В XIX в. в развитие истории религии немалый вклад внесли немецкие теологии и историки, представители так называемой Тюбингенской школы в богословии Ф.К. Баур (1792—1860) и Д.Ф. Штраус (1808—1874). Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей, это швейцарский историк и правовед И. Бахофен (1815—1887), французский историк Ф. де Куланж (1830— 1892), французский писатель, историк и филолог-востоковед Ж.Э. Ренан (1823 —1892), английский историк, востоковед Робертсон Смит (1846—1894), английские историки и этнологи Э.Б. Тайлор (1832—1917), Дж. Фрэзер (1854—1941), немецкий историк Ю. Вельгаузен (1844—1918), немецкий историк и философ А. Древе (1865—1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В. Шмидт (1868 —1954), российские историки Ф.И. Щербатской (1866—1942), В.В. Бартольд (1869—1930), Б. Ранович (1885-1948), Р.Ю. Випнер (1859—1954), богослов и историк А.В. Карташов (1875—1960) и многие другие.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.)- Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.