Что изучает история медицины как наука

История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в первобытном обществе

Что изучает история медицины как наука Что изучает история медицины как наука Что изучает история медицины как наука Что изучает история медицины как наука

Что изучает история медицины как наука

Что изучает история медицины как наука

Медицина — (лат. Medicina от medico — лечу, исцеляю) это система знаний и практической деятельности, цель которых укрепить и сохранить здоровье, продлить жизнь людей, предупредить и лечить болезни человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека.

Манассеин Вячеслав: «Знание прошлого медицины больше, чем какое либо другое знание помогает нам избежать уже сделанных ошибок и заблуждений»

В науке истории медицины выделяют 2 раздела: общая и частная. Первая рассматривает историю в целом, закономерности, узловые проблемы. А частная изучает историю отдельных дисциплин.

История медицины как наука имеет свои методы изучения, использует различные способы изучения информации:

— палеонтология — о вымерших растениях и животных;

— этнография — изучает бытовые, культурные особенности народов;

Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Условия необходимые для возникновения «формирующейся медицины», как считаю ученые, возникли не позднее Мусьерского периода.

Выделение человека из мира живых существ, населяющих землю, процесс весьма длительный. Значительно больший, чем все известное нам время существование Истории общества Недостаток данных не позволяет с достоверностью судить о средствах приемах которыми располагала формальная Медицина.

Однако не возникает сомнений что использовались растения, но могли применяться средства животного происхождения. Специалисты В области фольклора считают что представления о живой и мертвой воде зародились именно тогда.

Фольклорный материал и характер орудий, изготавливаемые В то время, позволяют предположить наличие у древнего человека хирургической практики, древний человек владел практикой удаления абсцесса и возможно более сложные операции. Именно в это время начали складывать тотемистические представления. Тотемизм — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.

В начале использования целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта человека. Позже, конечно, ставшего осознанным. Женщинами накапливался опыт по использованию лечебных свойств растений, их называли берегинями.

Одновременно с фетишистскими взглядами развиваются анимистические взгляды. Анимизм — дух, душа, вера в духов и души.

Эти взгляды оказали большое влияние на развитие первобытной медицины. Первобытный человек населяя всю живую и неживую природу сверхъестественными образами,духами, в том числе и теми, которые управляли природой, предметами и человеком. Идея подвижности духов способствовала утверждению представления о возможности переселения этих духов, исцеление человека от духов болезней.

Магия (колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образов воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Первобытный человек с помощью спец. Приемов пытался получить желаемый эффект для выздоровления от болезней. Среди многочисленных разновидностей магии выделяется врачебная магия.

Что изучает история медицины как наука

О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к поздней эпохи древней цивилизации. Но по мере развития первобытного общества элемент профессионализма нарастал. С возникновением и развитием религии обосабливаться группа служителей культа, которым приписывали тайные знания, особую способность воздействия на силы природы. Постепенно такими людьми были монополизированы как религиозные, так и другие функции, в т.ч. врачевание. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) совмещалась в одном лице, которая возвышала над другими членами общественности. Положительным следствием концентрации мед. Знаний, которые стали привилегией узкого круга лиц создали условия для более быстрого накопления сведений о проявлениях течении и исходе болезни.

Лечебный арсенал того периода кроме лекарственных Растений и средств животного происхождения входили средства минерального происхождения, манипуляции лечебного Характера Применялись припарки перевязки, массаж, натирание жиром, кровопускание. Дальнейшее развитие получили идеи и практика применения в лечебных целях воды и огня. Расширилась сфера огня как лечебно-предупредительного средства, это было связано с верой в очистительную силу огня. Были приняты окуривания людей и разведения костров, уничтожения паразитов при воздействии высокой температуры, обжигали инструменты перед хирургическими операциями.

Эволюция, т. е. развитие ритуалов, связанных с применением огня и воды, вела к замене первоначальной процедуры чисто символическими действиями. Сравнительно высокого уровня достигла мед. Родового общества в хирургии.

Народная гигиена по мнению многих ученых возникла еще раньше чем лечебная народная мед. Гигиенические знания и навыки касались разных сторон быта: устройства жилища, одежды, личной гигиены.

Возможности термической обработки пищи резко возрастали с введением в оборот керамической посуды, важным гигиеническим приобретением человека стал навык сохранения продуктов питания и воды, в закрытых сосудах и использовали травы, замедляли Процессы гниения. При выборе места для жилища применяли социальные приемы выявления так называемого «здорового участка».

Для первобытной медицины характерно постепенное усложнение обрядовых действий, связанных с религиозными представлениями.

Итоги:

— лечение болезней относится ку числу наиболее древних и насущных потребностей человека;

— медицина возникла в результате деятельности всего коллектива людей первобытной общины.

— объективное исследование истории медицины показывает, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания, исходя из не посредственного ознакомления с предметами окружающей их среды.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, поэтому не должно называться «примитивным»

рациональные традиции медицины первобытной эры и огромных опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох, и наконец современной медицины

Источник

Вопрос 1 – История медицины, как наука и предмет преподавания. Источники изучения истории медицины.

Вопрос 1 – История медицины, как наука и предмет преподавания. Источники изучения истории медицины.

История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечеств ( с древних времен до современности) в неразрывной связи с историй, философией, достижениями естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной истории и культуры, история медицины отражает развитие логии научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения. Как учебная дисциплина – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах истории медицины в вузах в нашей стране и за рубежом. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессией. Курс истории раскрываете общие закономерности всемирно – исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижение каждой новой эпохи в области медицины в контексте духовной культуры человека, показывает взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах мира.

Вопрос 2 – Врачевание в первобытном обществе. Виды медицинской деятельности и первые врачебные средства.

История человечества начинается с появления человека на Земле. Выделяют две эры: бесписьменную (первобытную и доклассовую) и письменную ( с 4 – го тысячелетия до н.э.). В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

1. становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада:

2. зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины;

3. разложение первобытного общества: эпоха классообразования.

Соответственно этим этапам первобытной истории условно определяют три периода в развитии первобытного врачевания:

1. врачевание эпохи праобщины ( самый длительный), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах ( растительного, животного, минерального происхождения).

2. Врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленной применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике.

3. Врачевание эпохи классообразования, когда шло становления культовой практики врачевания ( зародившееся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания ( коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей – профессионалов).

Первые религиозные представления :

Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенном видом животного или растения.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Анимизм – вера в души, духов и всеобщие одухотворение природы.

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы.

Врачевание в период разложения первобытного общества:

В этот период в области врачевания закреплялись и развивались навыки и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла ( меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К оперативным методам: ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, кесарево сечение.

Вопрос 3 – Представление о здоровье и болезнях людей в первобытном обществе. Общие черты медицины доклассового общества.

До возникновения палеопатологии, бытовало мнение, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали позже как результат цивилизации. Некоторые болезни, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума. Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболевших. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка – духа болезни.

Культ бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе. Прообраз реально существовавший легендарный врачеватель Троянской войны. Асклепий почитался как сын Аполлона- бога солнечного света, музыки.асклепий был рожден кесаревым сечением, проищвел его отец Аполлон, вырвавши его из чрева умирающей матери Корониды-дочери огненного титана Флегия. Искусству обучался у мудрого кентавра Хориона. Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя острова. Дети: махаон-заменитый военный хирург, Подалирий- прославившийся врачеванием внутренних болещщней, Гигиея-богиня здоровья, Панакея- покровительница лекарственного врачевания.

Вопросы стоматологии в « Каноне врачебной этике» Авиценны.

В каноне представлены обширные знания о прорезывании зубов, их росте, и строении в различном возрасте, описаны многочисленные симптомы заболеваний зубов и полости рта, известные в то время методы их лечения. Он локализовал причину зубной боли « в нерве, находящемся в корне зуба»: «..знай, что зубы принадлежат к числу костей обладающих чувствительность, ибо к ним идут из мозга мягкие нервы. Когда они болят, то ощущается возникающее в них биение и подергивание». Авиценна в своем каноне писал, что источником зловония являются либо десны и язык вследствие возникающего загнивания и рыхлости, оболочка рта вследствие ее дурной натуры, изменяющейся жидкости. Он также рекомендовал дифференцировать первопричину запаха, а если такова исходит из слизистой полости рта, то наряду с медикаментозным лечением чистить язык и слизистую кипарисовыми шишками, использовать зубочистки и скребки из горьких, отрывающих соки дерева, Он сравнительно описал подробно болезни пародонта и рекомендовал способы укрепления подвижных зубов. При заболеваниях десен он предлагал использование лекарственные травы, фрукты

Вопрос 36

Вопрос 38

Г. Бурхааве (бургав) – врач, химик и ботаник, профессор возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии и практической медицины, основоположний клинической медицины. Отдавая приоритет лечебной практике он утверждал что клинической называется медицина которая наблюдает больных у их ложа; там же изучает подлежащие применению средства. Следовательно надо посетить и видеть больного. Тщательное обследование больного Бургав сочетал с физическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Он первым применил в клинической практике усовершенствованный термометр Фаренгейта, использовал лупу для обследования больного, вел подробные записи историй болезней.клиническая школа Бурхааве съиграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.

Вопрос 39

Вопрос 40

Вопрос 41

К. Рокитанский – венский потолог. Его трех томное «руководство патологической анатомии» составленное на основе более чем 20 тысяч вскрытий с применением макро и микроскопических методов исследования. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей организма. В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.в серидине 19в. Гуморальная патология Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными( применение микроскопа резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии.

Вопрос 42

Р. Вирхов – немецкий врач, потолог общественный деятель. Руководствуясь теорией клеточного строения, он впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярно патологии. По вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий, материальным субстратом болезни является клетка, вся патология- есть патология клетки. Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии биша и гуморальной патологией Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующие развитие медицины.

Вопрос 43

Вопрос 44

Достижения и направления развития гигиены в россии 19 века:

2) Ф.Ф. Эрисман – выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, боролся за усовершенствование канализации, первый кто опубликовал материалы о антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежек. Создал первое в нашей стране руководство по гигиене(1872-1877), осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышл. Пролетариата в московской губернии. Создание большой школы российских гигиенистов

3) Г.В. Хлопин- профессор, создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общественной и коммунальной гигиены.

Вопрос 45

1) народная медицина: врачеванием занимались ведуны, ведьмы, кудесники, чаровницы. В народе они считались посредниками между человеком и силами природы. В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Их труд оплачивался. Свои врачебные секреды они передавали из поколения в поколение через отца к сыну ( семейные школы). В лечебной практике использовали средства растительного, животного и минерального происхождения. Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках.

2) монастырская медицина – а вместе с ними и монастырские больницы стали развиваться на руси после принятия христианства. Болезнь принималась как наказание, или результат вселения бесов. Исцеление- духовное прощение. Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи, дополняли ихв монастырях лечили раненых, больных заразными, нервными и психическими заболеваниями, тяжелобольных ( нередко постригали в монахи).

3) светская медицина: в основе опыт народного врачевания

Вопрос 46

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины. В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. но не смогла победить народной медицины.

Вопрос 47

В обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием. Носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения

Вопрос 48

Образование московского государства: после изгнания золотой орды и обьединения русских земель вокруг москвы во времена княжения ивана 3 великое московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы.

Аптекарский приказ: в период между 1581 и 1620 г на территории кремля был организован аптекарский приказ, первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом и вплоть до 18 столетия назывался «ближний государев аптекарский приказ» со временем его функции значительно расширились.

Вопрос 49

Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям. В нашей стране такими воротами были псков и нговгород. Частые эпидемии повальных болезней привели к введению предохранительных мер на руси: 1)сначала это выражалось в изоляции больных и оцепление неблагополучных мест, умерших погребали там же где он умер, общение с зачумленными домами прекращалось2) когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах организовывали заставы, в лесах устраивали завалы 3) для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание, окуривание дымом, проветривание, мытье. 4) умирающих стали хоронить за чертой города 5) во время мора прекращался ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Это приводило к неурожаям и голоду, которых шел вслед за эпидемиями, появлялась цинда и др болезни, которые несли новую волну смертей

Вопрос 50

Народная медицина :Значительное место в лечебниках этого времени отводилось хирургии. Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инстременты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли или нитями из кишок животных

Светская медицина: оказывали врачебную помощь на дому или в русской бане. Стационарной помощи практически не сужествовало. При монастырях продолжали строить больницы. В 17в на руси впервые были созданы гражданские больницы, предназначенные как для лечения больных так и для обучения лекарскому делу. Иноземные доктора пользовались уважением и почетом. 15-17 века на руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начало подготовки врачей из россиян, зарождение гос организации мед. Дела

Вопрос 51

1) учредил в Москве курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.

2) 1707-основаниев Москве при генеральном госпитале первой в России госпитальной школы

3) до Петра 1 в России не существовало ни одного высшего мед. Учебного заведения

4) воинский указ (1716) – определил число докторов, полевых лекарей, цирюлников и полевых аптекарей в различных подразделениях действующей армии

5)1722- указ о госпиталях, положил начало развитию анатомических секций умерших и судебным вскрытиям

6) 1724 г – учреждение Академии наук в питербурге, по указу петра

7)В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 8) 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

9) В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. 10) В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях».

Вопрос 52

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. первый госпиталь был открыт в Москве в 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия. Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям( «Генеральный регламент о госпиталях»). В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

Вопрос 53

В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем число врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных административных и культурных центров страны. В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей. В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпи­тале в Москве (1707). Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и других городах России.Это были высшие учебные заведения. Для получения звания лекаря после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаме­нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле­кари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, опера­тивную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубо­врачевание с челюстно-лицевой хирургией, челюстно-лицевой травматоло­гией и ортопедией. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем.

Вопрос 54

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и фло­та, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач. Возникает острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей. Велико значение реформ, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию. Для изготовления хирургических инструментов в 1718 г. организуется «инструментальная изба».

В 1775 г. образуются «Приказы общественного призрения», губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившим вариоляцию.

Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.

Петр I овладел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Он всегда носил с собой два набора инструментов: матема­тический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов).В Ленинградском музее антропологии и этнографии хранится «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривлен­ность корней, переломов нет, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления.Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гени­ального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгля­ды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Особенно важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 г. графу И.И.Шувалову «О размножении и со­хранении российского народа», в котором ученый выражает заботу о здоро­вье народа и развитии медицины.

Вопрос 55

П. А. Загорский – утверждал русскую анатомическую терминалогию взамен латинской. Создал первое в россиии оригинальное отечественное руководство по анатомии «сокращенная анатомия» в 2 книгах

И. В. Буяльский- профессор кафедры анатомии в петербургской медико-хирургической академии. В 1828 опубликовал «анатомико-хирургические таблицы», которые имели иллюстрации. Буяльский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *