Что изучает история исторический источник вспомогательные дисциплины

История как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Виды исторических источников

Исто́рия — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Вспомогательные исторические дисциплины

Археография — теория и практика издания письменных источников.

Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.

Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.

Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.

Вексиллология (флаговедение) — изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.

Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.

Генетическая генеалогия — изучение родственных взаимосвязей путём использования методов генетики.

Геральдика (гербоведение) — изучение гербов, а также традиция и практика их использования.

Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).

Документоведение — комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.

Историческая география — наука на стыке истории и географии.

Историческая демография — наука о демографической истории человечества.

Историческая информатика — изучение возможностей использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.

Источниковедение — изучение исторических источников.

Кодикология — изучение рукописных книг.

Нумизматика — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Ономастика — историко-лингвистическая дисциплина, изучающая имена собственные и их происхождение; в частности, историческая антропонимика.

Палеография — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.

Папирология — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте.

Сфрагистика — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.

Транснациональная история — изучение закономерностей, общих для всех национальных культур, а также взаимосвязей и конфликтов, которые не могут быть объяснены как результаты действий отдельных государств или развития национальных интересов, рынков.

Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.

Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.

Эортология — изучение церковных праздников.

Эпиграфика — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);Б) изобразительно-графические;В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

А) разговорная речь;Б) памятники устного творчества (фольклор);В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.

1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.

2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.

3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.

1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.

В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.

Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Так,палеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).

Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.

Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.

Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.

Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.

Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.

Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика, которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.

Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.

Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).

Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.

Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.

Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).

Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).

Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.

Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.

Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.

Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).

Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.

Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.

К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).

В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».

2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:

1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).

2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.

Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:

1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;

3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.

К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.

Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.

В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).

3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.

Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.

Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».

Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.

Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.

Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.

Источник

Источники и функции исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины

Источники изучения историиимеют большое значение, так как история как наука оперирует точно установленными, доказанными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Письменные источники: изобретение грамоты позволило записывать события на память потомкам. На Руси книжным делом занимались монахи как наиболее образованные люди, они вели записи по годам или летам. Когда умирал один монах, начатые им записи продолжал другой. Отсюда названия: летопись, летописец.

К письменным источникам относятся также:

§ Берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы.

2. Вещественные источники – это вещественные памятники:

§ предметы домашнего обихода,

§ посуда, одежда, украшения,

§ остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.

3. Этнографические источники – это этнографические памятники, то есть сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

-устное народного творчества. Когда не было письменности, память о событиях передавалась от одного поколения к другому изустно (предания).

народная песня – озамечательных событиях слагались поэтические рассказы, которые потом распевали в лад, например, былины (от слова «быль», на самом деле было).

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Но о прошедшей жизни народов можно судить не по одним только устным и письменным источникам; на помощь истории приходит и археология.

Функции исторического знания:

1. Познавательная и интеллектуально-развивающая. Исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития, состоит в изучении исторического пути государства, познании всех связанных с ним явлений, событий и фактов.

2. Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука помогает осмысливать политический курс, избегая субъективных решений. Знание истории способствует выбору оптимального варианта руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

3. Мировоззренческая функция определяет формирование научного мировоззрения. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь.

4. Воспитательная функция. Изучение истории России воспитывает нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на удовлетворение интересов большинства. Знание истории активно формирует патриотизм, моральные и нравственные качества и ценности. Изучение истории помогает осознать, что представляет собой наше общество, понять происходящие в нём изменения и приспособиться к ним.

История России ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии, дает возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашего Отечества, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся следующие:

Источниковедение – общие приемы и методы изучения исторических источников.

Палеография – история письма.

Геральдика – изучение гербов.

Сфрагистика – история печатей.

Нумизматика – изучение монет, медалей, орденов.

Топонимика – изучение географических названий

Эпиграфика – изучение надписей на твердых предметах – дереве, керамике, металле.

Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.

Археография — теория и практика издания письменных источников.

Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.

Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.

Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.

Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).

Историческая методология — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ.

Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.

История науки — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.

История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.

История экономики — история развития экономики.

Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.

Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.

Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.

Этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения.

Что изучает история исторический источник вспомогательные дисциплины

4. Периодизация истории человеческого общества. Периодизация отечественной истории.

Современная наука пришла к выводу, что Вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад, наша земля имеет возраст 4.6 млрд. лет, а человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет тому назад. История человеческого общества началась примерно 40-50 тыс. лет назад.

Периодизация истории человеческого общества.

1. История Древнего мира, которая делится на историю первобытнообщинного строя и Античность. Первобытное общество зародилось, как уже говорилось, примерно 40-50 тыс. лет назад. Его развитие привело к созданию первых цивилизаций и государств, в том числе античных. Античностьвключает в себя историю Древней Греции и Древнего Рима (с начала II тысячелетия до н.э. до V века н.э.)

2. История Средних веков: с V века до XVII века.

3. История Нового времени: с XVII века до XX века.

4. История Новейшего времени включает в себя XX век и начало XXI века.

Периодизация отечественной истории

1. Киевская Русь:со второй половины IX века шёл процесс становления Древнерусского государства. Мир человека, сотканный из обособленных кусочков племенных миров, становится национально-государственной целостностью. Российская цивилизация на равных вступает в мир средневековых государств.

С XII века Киевская Русь вступает в период феодальной раздробленности, центр государственной и культурной жизни начинает смещаться из Киева на северо-восток, где формируется Владимиро-Суздальское княжество и новая столица г. Владимир.

В XIIIвеке началось монгольское нашествие на Русь.

2. Московская Русь.Начала формироваться вXIV веке. Уже Куликовская битва (1380) показала всей Руси, кто готов взять на себя ответственность и право возглавить борьбу за национальную независимость от монгольского ига.

На протяженииXIV-XVI вв. шли объединительные процессы в русских землях под руководством Москвы. В конце XVвека Русь избавилась от монгольской зависимости. В конце XVI века образовалось централизованное (единое) российское государство.

В начале XVII века началось Смутное время, поводом для которого стало прекращение правления династии Рюриковичей. Полная дезорганизация общества и государства закончилась, когда в России утвердилась новая династия Романовых в 1613 г.

Реформы Петра I ознаменовали переход России от Средневековья к Новому времени. Россия вступила на путь сближения и интеграции с Западной Европой, она была признана полноправной частью мирового сообщества, но отстающей от него в развитии.

5. Россия в период буржуазно-демократической республики: февраль-октябрь 1917 г.

10. Период реставрации капитализма: с 1990 г. по настоящее время.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникла история как наука?

2. Что изучает историческая наука?

3. Назовите основные функции исторической науки.

4. Назовите основные методы изучения истории отечественного государства.

5. Какие периоды развития прошло человеческое общество?

6. Назовите основные этапы развития государственности в России.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Что означает термин «история»?

а) Наука о надписях на твёрдых предметах.

б) Наука о древности.

в) Рассказ о прошедших событиях.

г) Описание народов.

2. Кого считают первым историком?

3. Какая из перечисленных наук не помогает в изучении истории?

4. Что изучает история?

б) Человеческое общество.

в) Человеческую цивилизацию.

г) Общественные отношения.

5. Какой научный принцип применяется при изучении истории?

а) Принцип больших чисел.

б) Принцип равновесия.

в) Принцип объективности.

г) Принцип альтернативности.

6. Кто является автором формационного подхода к изучению истории?

7. Какую историческую теорию создали немецкие учёные XVIII века Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер?

8. Кто дал первую научную периодизацию Отечественной истории?

9. Какой исследователь впервые обосновал цивилизационный подход к изучению истории?

10. Кто написал первый историографический труд по истории России?

1. История России: Курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – С. 10-27

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Норма, 2005.- С.5-12

3. Отечественная история: учеб. пособие / под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – С.5-31.

4. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=16 / «Отечественная история». Электронный учебник.

5. http://lants.tellur.ru:8100/history/voronin / Воронин А.В. История Российской Государственности. Электронное учебное пособие.

6. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.6 / Отечественная история с древнейших времен до XX в. Электронный учебник.

Лекция 2. Восточные славяне: происхождение и расселение. Теории и предпосылки образования государства у восточных славян.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *