Что изучает история физической культуры
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинский государственный технический университет
Г.М. Поликарпова, Е.Е. Шомысова
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальностям в области физической культуры и спорта Ухта 2008 Учебное издание Г.М. Поликарпова, Е.Е. Шомысова История физической культуры и спорта Учебное пособие УДК ББК 75. П – Поликарпова, Г.М. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Поликарпова, Е.Е. Шомысова. – Ухта: УГТУ, 2008. – 236 с.
ISBN 978-5-88179-469- Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования.
В учебном пособии приведен комплекс проблемно-исследовательских лекций по вопросам всеобщей истории физической культуры и спорта, истории физической культуры народов России в различные периоды его существования, международного олимпийского движения. Каждый раздел содержит контрольные вопросы для самостоятельной проверки усвоенных знаний. Представлены материалы для самостоятельной работы по курсу «История физической культуры и спорта», темы рефератов, вопросы для коллоквиума по истории физической культуры народов России до 1917 года. Для углубленного усвоения предлагаемого материала авторами разработаны учебные задания для самостоятельной подготовки и методические указания к их выполнению.
Учебное пособие предназначается для преподавателей и студентов физкультурных вузов, учителей физической культуры, учащихся среднеспециальных учебных заведений.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор Н.Ю. Мельникова;
кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Комаров.
Редактор К.В. Коптяева Технический редактор Л.П. Коровкина © Ухтинский государственный технический университет, © Поликарпова Г.М., Шомысова Е.Е., ISBN 978-5-88179-469- План 2007 г., позиция 55. Подписано в печать 05.09.2007 г.
Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 13,7. Уч.-изд. л. 13,1. Тираж 150 экз. Заказ № 213.
Ухтинский государственный технический университет 169300 г. Ухта, ул. Первомайская, 13.
Отдел оперативной полиграфии УГТУ.
169300 г. Ухта, ул. Октябрьская, 13.
Предисловие (от авторов) Учебное пособие предназначено для студентов и учащихся для самостоятельной работы по изучению дисциплины «История физической культуры и спорта», в нем показаны пути освоения курса и подготовки к экзамену. В представлении содержания авторы исходят из принципа информационной обработки полнотекстовых материалов, сжимая их до размеров реферата. В пособии сжато изложены основные теории, идеи, факты, изучаемые в обязательном порядке по курсу «История физической культуры и спорта» в высших и средних специальных учебных заведениях физической культуры.
Работать с пособием надо следующим образом: вначале следует ознакомиться с содержанием всего курса. Такой предварительный просмотр имеет функцию ознакомления и ориентации. Это позволит определить технологию вашей самостоятельной работы в семестре по освоению данного учебного курса. Кроме того, рекомендуется использовать данное пособие в самостоятельной работе при подготовке к семинарам и экзамену. Список основной и дополнительной литературы представлен в приложении. Надо обратить внимание на вопросы по курсу и постараться определить причинно-следственную зависимость в каждом из них. Таким образом, вы закрепляете прочитанное в сознании, оперируя с материалом, который перед вашими глазами.
При тщательном изучении тем курса, как было сказано, нельзя обойтись без проработки научной, методической и другой учебной литературы. Только при этом условии контрольно-повторительные операции будут эффективны, ваши знания – глубоки и осознанны.
Пособие можно взять в руки и с целью систематизации всего изученного перед экзаменом. Можно считать, что освоить научную дисциплину означает, в большей степени, узнать понятийно-терминологический аппарат науки, хронологическую последовательность событий: состав и содержание научных понятий, их связи между собой, их систему. Поэтому в пособии везде даны определения и характеристики научных понятий, в которых, собственно, и содержится научное знание. Задача студента – формировать свой научный словарь в каждой области (расширять личностный тезаурус, как говорят ученые).
Чтобы развивать в себе научное, понятийное мышление, быть по-настоящему компетентным в предмете, следует оперировать понятиями, а не бытовыми представлениями.
Итак, при подготовке к экзамену необходимо работать с терминологией, изучить понятийно-терминологический аппарат истории физической культуры и спорта, научиться пользоваться хронологической таблицей по основным показателям Олимпийских игр современности.
I. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
1.1. Предмет и задачи истории физической культуры.
История физической культуры и спорта (ИФК) изучает общие закономерности возникновения и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества. В содержание предмета истории входит изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры. Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней. Научнотеоретической основой современной исторической науки о физической культуре является диалектический и исторический материализм.
Применение диалектического материализма позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры во взаимной связи с другими сторонами жизни общества.
На основе законов исторического материализма развитие физической культуры рассматривается в зависимости от конкретной общественноисторической формации, географической среды, национальных особенностей.
ИФК принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
ИФК имеет познавательное значение, а также мировоззренческий и образовательный аспекты. ИФК расширяет кругозор и повышает общественнокультурный уровень специалиста.
ИФК имеет прикладное значение для практической деятельности:
зная общие закономерности развития физической культуры, значительно легче критически овладеть культурным наследием прошлого и пользоваться им в практике.
История имеет свою собственную историю – историографию. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру с социологических, теоретико-педагогических, биологических, медико-спортивных и педагогических позиций. Составной частью предмета истории физической культуры выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения которых определяют ее достижения как учебной и научной дисциплины.
По своей структуре курс истории физической культуры состоит из следующих частей: «Всеобщая история физической культуры», «История физической культуры народов России до 1917 года», «История физической культуры СССР и постсоветской России», «История международного спортивного движения». Периодизация каждого раздела соответствует периодизации, принятой в исторической науке.
При изучении истории физической культуры и спорта используют различные источники, среди которых:
архивные материалы, летописи, книги, газеты;
археологические и этнографические документы и свидетельства;
памятники изобразительного искусства, художественная литература;
практические данные по развитию физической культуры и спорта у разных народов.
К методам научного исследования ИФК и спорта относятся:
анализ, обобщение и систематизация исторических материалов;
проведение исторической аналогии, сравнения;
системный, структурный и статистический анализ;
опрос, интервьюирование, беседа;
изучение опыта развития физической культуры и спорта.
История физической культуры и спорта как специфическая отрасль научных знаний стала складываться в нашей стране во второй половине ХIХ века. В настоящее время современными историками, изучающими вопросы ФК и спорта, достигнуты значительные успехи. Многие труды отечественных ученых обогатили и мировую науку о физическом воспитании и спорте.
Первобытно-общинный строй (несколько млн. лет). Речь, орудия труда, коллективная деятельность – начало человеческого общества.
Неорганизованная Начало организованной (появление частной собствендеятельность. деятельности. ности, рабы, эксплуатация).
Вожаки Матриархат (культ ма- «Частная собственность разътери, собирательство). едает первобытно-общинный 1.2. Характеристика различных теорий происхождения Проблема происхождения игр и физических упражнений издавна интересовала ученых многих стран. Они по-разному подходили к ее решению. Одни из них рассматривали эту проблему с идеалистических позиций, другие – с материалистических.
В начале ХХ века некоторые ученые – Бюхер, Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, не делая при этом различия между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, как и животное, играет потому, что у него есть «избыток сил». По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры». Летурно, описывая «гимнастику» муравьев и пчел, утверждал, что человек лишь копировал движения животных.
Эти взгляды ученых начала века переплетаются с утверждением немецкого историка К. Дима, что все физические упражнения и игры имеют «культовое и животнообразное происхождение». На подобных позициях стоят В. Кербс (Германия), Б. Жиллет (Франция) и ряд других западных ученых.
Человек – существо социально-биологическое с присущей ему двигательной активностью. Двигательная деятельность человека ведет к упражнению его органов. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.
Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи. Племена, обитавшие по берегам водоемов, широко практиковали плавание, греблю. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. Трудовые действия и движения в них отражались уже в условном, творчески обобщенном виде.
В западных странах широкое распространение получила теория «агрессии» в области спорта. Основой «теории агрессии» в спорте является философия идеализма, психологическая теория насилия. К разновидностям теории агрессии относятся следующие тенденции:
«спорт – как средство удовлетворения агрессивных инстинктов масс»;
«спорт как альтернатива войне»;
«спорт – как способ формирования агрессивности».
Данные теории «агрессии в спорте» активно используются в практике педагогического процесса некоторых западных стран, формируя целевые установки, требования и поведение спортсменов. Например, тренеры детей по бейсболу (США) призывают их не «побить», а «убить» соперников.
С ведома руководства Лиги, которая объединяет игроков с 8-летнего возраста, участвующие в ней команды распространяют вымпелы и значки с призывами: «Снимем скальп с Апачей!», «Перегрызем глотки *Храбрецам*!» и пр.
Те же лозунги скандируют на трибунах сверстники-болельщики.
Научное решение проблемы стало возможным благодаря открытию законов развития человеческого общества. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал, что «труд создал самого человека». Именно в процессе и в результате труда, в первую очередь охоты, человек приобрел необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метании, лазании, развил в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. Русский ученый Г.В. Плеханов в своем труде «Письма без адреса»
убедительно доказал, что в жизни общества труд гораздо старше игры, что «игра есть дитя труда», а не наоборот. Трудовая деятельность человека составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе.
С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами, появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что изучает история физической культуры и спорта? Каков ее предмет?
2. Что составляет научно-теоретическую, методологическую основу изучения истории физической культуры и спорта?
3. Назовите основные периоды и источники истории физической культуры и спорта.
4. В чем состоит значение истории физической культуры и спорта для подготовки специалистов в этой области?
5. Каковы структура и содержание учебника истории физической культуры и спорта?
6. Какие существовали взгляды ученых на происхождение физических упражнений и игр?
II. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.1. Основные этапы становления физического воспитания Зарождение физической культуры в период первобытно-общинного строя. Основным источником зарождения и развития культуры являются материальные условия жизни общества. Способ производства обусловливает социальную и духовную жизнь людей, развитие их культуры.
Первобытная физическая культура характеризуется материальными и духовными достижениями людей в области совершенствования их физических сил и способностей, умениями овладевать специфическими навыками, знаниями, содействующими повышению общественной активности, работоспособности, укреплению здоровья и физическому развитию человека. Только в единстве со всеми достижениями первобытной культуры могла возникнуть и развиваться физическая культура.
Из-за отсутствия специальных монографических исследований трудно осветить первобытную физическую культуру. Все же ряд археологических материалов дает возможность в основных чертах составить правильное научное представление о зарождении физической культуры на территории нашей Родины.
Роль труда в зарождении физической культуры. Хозяйственная и общественная деятельность первобытного человека требовала от него постоянного тяжелого физического труда. «Что первобытный человек получал необходимое, – писал Ленин, – как свободный подарок природы, – это глупая побасенка. Никакого золотого века позади нас не было, первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».
Суровые условия жизни заставляли людей непрерывно совершенствовать свои физические и умственные способности. В процессе коллективной трудовой деятельности развивались навыки человека в ходьбе, беге, прыжках, лазании, плавании, метании и т. п.
Естественное разделение труда, возникшее на начальной ступени развития материнского рода, было шагом вперед на пути к правильному физическому развитию молодого поколения в первобытных общинах, известных по этнографическим материалам. Организация коллективной охоты была основана на принципе половозрастного деления членов рода на охотничьи отряды, которые выполняли определенные функции. Как например, подростки и дети криками гнали животных к основной группе охотников. Юноши находились в засадах и мешали зверю вырваться из окружения. Взрослые мужчины вступали в непосредственный бой со зверем. В дальние и опасные охотничьи походы, как правило, отправлялись наиболее сильные и опытные охотники; дети, подростки и женщины собирали дикие съедобные плоды и растения.
По мере накопления общественного опыта люди все в большей мере осознавали зависимость между подготовкой к труду и результатами труда и учились находить те способы действия орудиями труда, которые давали лучшие результаты.
По мере того, как труд становился все более разнообразным, по мере изменения естественных условий, в которых людям приходилось вести свое хозяйство, развивалось сознание людей, их способности вести борьбу с природой, совершенствовались средства этой борьбы. Вместе с тем возрастала роль подготовки людей к жизни, к труду, к умению пользоваться орудиями производства. Появилась общественная потребность в обучении людей различным способам производства необходимых продуктов. Оно послужило основанием для возникновения в первобытном обществе трудового воспитания!
Ко времени возникновения материнского рода трудовая деятельность стала отражаться в игровом действии, движении. Некоторые игры начинают использоваться всеми возрастными группами первобытно-общинной организации в качестве средства трудового воспитания.
Выступая средством трудового воспитания, игры одновременно служили и средством первобытного физического воспитания, существующего еще слитно с трудовым. Игры являлись основным элементом зарождавшейся первобытной физической культуры.
В дальнейшем всевозрастной характер игр становится их основной особенностью в первобытно-общинном обществе. При этом состязательные игры выражали сущность первобытной физической культуры. Хотя зарождение первобытной физической культуры относится к ранней ступени становления материнского рода, формирование ее типических черт происходит в период появления мотыжного земледелия и скотоводства.
Судя по этнографическим материалам, состязательные игры носили устойчивый характер у тех первобытных племен, которые были знакомы с зачатками общественного разделения труда и язык которых достиг сравнительно высокой ступени развития.
Первобытные игры, отражая последовательно менявшуюся охотничьерыболовную, скотоводческую, с зачатками земледелия, и земледельческую производственную деятельность людей, их быт, навыки, традиции и привычки, в то же время не являлись простой копией технических операций труда. Для них было характерно творческое обобщение человеком реальной действительности. У ряда народов нашей родины, обреченных в свое время царизмом на вымирание, еще в XIX веке сохранялись многие игры, зародившиеся в условиях первобытно-общинного строя. Так, например, у коми, манси, ханты, нанайцев, проживавших в таежной полосе, была особенно популярна состязательная игра в медведя. В ней имелись элементы бега, стрельбы из лука, борьбы с медведем и т.д. Судя по обрядовой стороне, она отражала охотничьи традиции и обычаи эпохи материнского рода. У ненцев, занимавшихся кочевым оленеводством, была широко распространена игра в оленя. В ней были элементы бега, преодоления сопротивления «оленя», действия с арканом и т. д.
Такие русские народные игры, как «лен», «просо», «огород», «мак», «капуста», «репа», «редька», «гуси-лебеди», «свинки», «кошки-мышки», «коршун» и т.
п., видимо, уходят своими корнями в состязательные игры первобытнообщинного строя. В них еще в XIX веке довольно четко сохранялись состязательные элементы, характерные для игр первобытных земледельцев и скотоводов.
Состязательные игры способствовали развитию у людей умственных способностей, волевых качеств и физических сил, сообразительности и решительности, стойкости, ловкости, настойчивости, а также привычки к организованности, стройности и слаженности в коллективных действиях и т.п.
Состязательные игры прививали навык стойко переносить суровые условия трудовой деятельности, жизненные невзгоды. Они имели громадное значение и в подготовке первобытных людей к боевым действиям. Хотя война не была характерным явлением в период первобытно-общинного строя на стадии его возникновения и расцвета, все же столкновения и стычки племен (своеобразные «карательные экспедиции») имели место и тогда, и они нашли свое отражение в первобытной физической культуре.
В дальнейшем в связи с постепенным переходом от материнского рода к патриархально-родовой общине, в связи с развитием всех сфер общественной деятельности и возросшими потребностями подготовки человека к жизни некоторые игры и физические упражнения стали приобретать самостоятельное значение и превращаться в специальные средства физического воспитания.
У нанайцев Хабаровского края, согласно фольклорным материалам, имели распространение кулачные бои и фехтование на коротких палках, сохранившиеся в измененном виде до настоящего времени.
Яркое отражение первобытные формы физического воспитания нашли в героическом эпосе осетинского народа (нартский эпос). По этому памятнику народного творчества можно судить, как люди патриархально-родовой общины укрепляли и развивали свои физические силы и умственные способности. В эпосе упоминается о таких видах физических упражнений, как метание копья, бег, прыжки, кулачный бой, борьба, ходьба на лыжах, восхождение на высокую гору, плавание, хождение по качающейся перекладине через горные реки.
В героическом эпосе русского и других народов нашей родины нашли отражение многие подобные состязательные игры в физические упражнения, зародившиеся еще в условиях патриархально-общинного быта.
Вся педагогика человека на заре его культуры сводилась, главным образом, к обучению подражать трудовым процессам. С возникновением рода, племени, когда были изобретены уже многие орудия производства, педагогическая практика значительно обогатилась.
Подражательные элементы начали вытесняться. На почве более совершенного мышления и более развитой речи человека появились новые формы воспитания. В игре, помимо орудий труда, все чаще стали применяться предметы, не имевшие прямого отношения к труду (мяч, бабки, чиж, шар, свайка, лапта, сурка, палка, клюшка и т.д.). В играх уже в более отвлеченной форме отражались движения, возникшие некогда на основе определенной трудовой деятельности людей. Коллективная игра становилась основным условием организации относительно самостоятельного педагогического процесса общественного воспитания. Физическое воспитание играло в нем преобладающую роль. Это способствовало более целеустремленному воспитанию у людей необходимых физических и морально-волевых качеств. Игры приучали действовать целесообразно, способствовали сплочению племенного коллектива, передаче потомству трудовых навыков и опыта общественной жизни, приобретенных старшим поколением. В условиях развитого племенного быта повысилось воспитательное значение физической культуры. Как указывает Ф. Энгельс: «. В игре в мяч (у ирокезов) фратрии выступают одна против другой; каждая выдвигает своих лучших игроков, остальные следят за игрой, разбившись по фратриям, и держат друг с другом пари за победы своих игроков. Различные племена имели свои регулярные празднества с определенными играми. ».
Если на ранней стадии материнского рода состязательные игры возникали как основное средство физического воспитания еще с явно неустойчивыми специфическими элементами, то с появлением отцовского рода некоторые игры и упражнения начинают использоваться как средства физического воспитания уже в своеобразном педагогическом процессе.
Первобытная физическая культура, зародившись в условиях общего свободного труда всех членов рода, играла огромную воспитательную и организующую роль. Она являлась достоянием всего человеческого коллектива и была неразрывно связана со всеми сторонами его культуры, находясь в соответствии с уровнем развития производительных сил и производственных отношений той эпохи.
У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью – инициации (посвящения) – при переходе из одной возрастной группы в другую. К инициациям молодежь готовили специально выделенные старейшины рода. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались, закалялись, выдерживали пищевые запреты, соблюдали строгую дисциплину, принимали участие в охоте. В инициациях широко использовались физические упражнения и игры.
В родовом обществе зародились различия в воспитании мальчиков и девочек. Это нашло свое отражение в играх и физических упражнениях. Физические упражнения и игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание начало выделяться в одну из главных функций родовой общины.
Особенности физического воспитания в первобытном обществе:
тесная связь с трудом и бытом, бесклассовый характер, доступность для всех членов рода.
По мере разложения первобытно-общинного строя воспитание начало приобретать следы классового расчленения. Когда на смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий, явившийся следующей исторической ступенью в общественном развитии, он выступил элементом надстройки, поддерживающим и укрепляющим новый экономический базис. В связи с появлением частной собственности, классовых различий, усилением общественного разделения труда между массой непосредственных производителей, занятых тяжелым физическим трудом, и привилегированным меньшинством общества материальные и духовные средства физической культуры концентрируются в руках господствующих классов. По сравнению с первобытной физической культурой это был качественно новый этап в ее развитии.
2.2. Общая характеристика развития физической культуры На территориях, расположенных непосредственно к востоку от Средиземного моря, на равнине между Тигром и Евфратом, вдоль Нила и далее в долинах Инда и Хуанхэ в течение V и IV тысячелетий до н.э. начали происходить такие изменения, которые вызвали коренной поворот в истории человечества.
Отдельные народы, создав земледельческие и скотоводческие поселения, достигли уровня урбанизации. В результате интенсивного развития их обществ в направлении частной собственности и классовых отношений там впервые возникли государственные образования. В процесс производства с большей или меньшей степенью участия был включен труд рабов.
При раскопках могил фараонов в Древнем Египте в местности БениГассан, захоронения которых относятся к ХVIII-ХII вв. до н.э., на фресках обнаружено более 400 видов физических упражнений и игр. Найдены изображения, показывающие борьбу, стрельбу из лука, плавание, езду на колесницах и много других упражнений и игр. В VI-V вв. до н.э. в Египте имелись помещения для занятий физическими упражнениями и проводились состязания по многим из них.
В культуре и истории Древнего Египта отразилось стремление получить как можно больше радости и удовольствия от жизни. В чем же видели египтяне источник радости? Прежде всего, это были еда и напитки, которые приводили в доброе расположение духа и приносили веселье. Большое внимание уделялось красоте человеческого тела. Полнота расценивалась не только как физический недостаток, но и как проявление глупости. Красота человеческого тела проявлялась прежде всего в движении – на охоте, во время игры, в танце, при различной физической деятельности. О популярности охоты в Древнем Египте свидетельствуют многочисленные изображения охотничьих сцен. Однако в раннюю эпоху охота как развлечение являлась лишь царской привилегией.
Опасную для жизни охоту на бегемотов фараон поручал своим слугам.
Во многих саркофагах того времени сохранились фризы, красочно изображающие разнообразные игры детей: езда верхом на человеке, как на лошади; удерживание равновесия – мальчик балансирует на плечах четверых сверстников;
специальный прыжок в высоту, который сохранился в играх египетских детей и до нашего времени. Распространенной являлась такая форма игры, при которой мальчики, выстроившись в ряд, на поднятых руках передавали друг другу выпрямленное тело своего товарища. Сохранилось множество изображений девушек, играющих в мяч. У юношей на первый план выступает борьба. О ее популярности свидетельствует множество сохранившихся памятников изобразительного искусства: небольшие скульптуры борющихся пар и многочисленные рисунки. Обычно соперники боролись обнаженными, в широких белых набедренных повязках. Для того чтобы тела соперников отличались по цвету, многие борцы пользовались краской. Изображения серии приемов подсказывают, что борьбе предшествовала специальная подготовка. Некоторые поединки проводились с участием судьи, что несомненно говорит о высокой степени организации мероприятия.
Имеются сведения о том, что в Древнем Египте было распространено плавание. Вода являлась для египтян второй жизненной средой, определявшей их существование. Плавание и ныряние находят отражение в изобразительном искусстве: к периоду Нового царства относятся статуэтки плывущих девушек, держащих перед собой сосуды с пойманной добычей – рыбами и утками.
Многие литературные памятники сообщают о проводившихся в Древнем Египте лодочных состязаниях, а также о состязаниях лучников в стрельбе.
В соответствии с изменением условий жизни ключевой задачей физической культуры, уже носившей классовый характер, стало воспитание типа человека, годного для удержания власти и завоеваний. Сохранявшие трудовые мотивы виды физической культуры в среде обособившихся от народа господствующих слоев постепенно преобразились и превратились в практическое приложение к военной подготовке.
Общеизвестно, что древнее военное искусство характеризовалось расположенными в линию боевыми порядками и серией примитивных маневров.
Заслуживает внимания одна бросающаяся в глаза закономерность в соотношении развития древней физической культуры и военного искусства. Там, где в физической культуре аристократии атлетические формы движений отходят на задний план и начинают господствовать репрезентативная охота, культ бань, игра в мяч, развлечения, не требующие большой подвижности, а боевые танцы превращаются в театральные зрелища, речь уже идет либо об использовании армии наемников, либо об упадке самого государства.
Физическое воспитание рабовладельцев и аристократов происходило в школах, быту и на военной службе. В их среде культивировались многие из народных видов физических упражнений и игр, но предпочтение отдавалось «благородным» видам: охоте на колесницах, верховой езде, стрельбе из лука. В системе воспитания рабовладельцев широко применялся соревновательный метод – состязания по фехтованию, верховой езде, скачках на колесницах, выступления на праздниках. Фараоны-завоеватели прославлялись своим превосходством в военно-физической подготовке, в спортивных достижениях.
Археологи обнаружили на камнях изображения, которые говорят о культивировании кулачного боя и борьбы в Вавилоне, стрельбы из лука и плавании в Ассирии.
В древнеиндийских описаниях встречаются упоминания о таких формах единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов. Система регулирования дыхания легла в основу создания системы йоги. Установить происхождение йоги точно пока не удалось. Однако является фактом, что в ходе раскопок в Пенджабе была найдена каменная пластина-печатка, изготовленная в 3 тысячелетии до н.э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падмасана). Философская система йоги исходит из того воззрения, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается «праной» (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров «праны» – «чакры». В низшем из них, свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая «змея кундалини», которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается, ползет вверх от чакры к чакре и достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии «самадхи» – это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья.
Освоить практику йоги можно было у учителя-гуру. Кроме системы йоги, были известны разнообразные виды состязаний.
О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по известным нам письменным свидетельствам.
По мере усиления власти рабовладельцев в странах Древнего Востока происходит все большее ограничение участия народных масс в занятиях физическими упражнениями и играми.
Наиболее ярко это проявилось в античных государствах Греции и Рима.
2.3. Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем Древнегреческая физическая культура наивысшего развития достигла в VIII-IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
На территории Пелопонесского полуострова располагалось множество городов, которые вместе с прилегающими землями составляли самостоятельное государство (город-полис).
Постоянные войны между отдельными городами-полисами способствовали скоплению рабов и богатств в руках отдельных людей. Города-полисы вступали в военные, политические и торговые союзы друг с другом. Наиболее типичными городами-полисами Древней Греции были Спарта и Афины, в них возникли два различных подхода к решению задач физического воспитания.
Подчеркивая эту особенность, Ф. Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если общее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с физической силой, то спартанцы направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов».
Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IХ в. до н.э.
Географическое положение Спарты – высоко в горах, резкая смена дневной и ночной температур, даже выпадал снег. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела.
Достижение всеобщей физической закаленности являлось одной из основных целей спартанской системы воспитания. Древнегреческий историк и писатель Плутарх так рассказывает о воспитании спартанских мальчиков:
«Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими, получая раз в год верхнее платье, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Изд.
Академии наук, 1961).
В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек, которые должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми.
Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении.
Система всеобщего физического воспитания в Спарте бесспорно являлась качественно новым явлением в истории физической культуры. Здесь впервые право на физическое воспитание было признано за всеми спартиатами.
Бесправными оставались только илоты.
Практически все древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы физического воспитания. Спартанская система физического воспитания служила стимулом и примером развития физической культуры во всей Греции. Однако милитаристский характер физического воспитания в Спарте, целенаправленная подготовка к войне вели к отрицанию всего, что не было прямо связано с этой главной и единственной целью.
В результате спартанской государственной воспитательной системы и военной организации спартиаты создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.
По-иному осуществлялось физическое воспитание в Афинах, этот городполис расположен на берегу моря, имеет свой порт – Пирей. Этому городугосударству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями государств.
Уже в V в. до н.э. афиняне гордились тем, что в их городе не было ни одного неграмотного. В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования.
Образование включало три одинаково важные части – интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала – единства красоты и добра. Древнегреческое образование и воспитание явилось выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека.
В V-IV вв. до н.э. Афины представляли типичную рабовладельческую республику. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Воспитательная и образовательная системы в Афинском обществе не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание.
Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Такое воспитание было доступно только гражданам, занимающим господствующее положение в рабовладельческом обществе.
В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни, на нее не распространялось и физическое воспитание.
В отличие от Спарты, воспитание детей в Афинах было частным делом родителей.
С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу.
Существовало три вида школ, которые одновременно посещал афинский мальчик: грамматическая, где обучали чтению и письму, мусическая, где учитель-кифарист обучал детей пению, игре на музыкальных инструментах и где давалось умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим, и гимнастическая школа – «палестра», где мальчики занимались борьбой и другими физическими упражнениями. Наряду с палестрами существовали гимнасии. В гимнасиях юноши проходили военную подготовку, а также готовились к выступлениям на празднествах. Можно проследить развитие физического воспитания в Афинах по памятникам искусства, прежде всего по рисункам на вазах. На рисунках изображены педотрибы, которые наблюдают за своими подопечными и учат их. Встречаются изображения таких упражнений, как бег, бег в доспехах, метание диска, прыжки, кулачный бой и панкратион (особое сочетание борьбы и кулачного боя). Публичные соревнования на рисунках представлены главным образом гонками на колесницах и верховой ездой. Физическое воспитание в Афинах того времени было частью общего воспитания юношей, включавшего и культурное, и политическое образование.
Предметами обучения были риторика, декламация, пение, музицирование. Молодежь из богатых семей готовили к будущей государственной деятельности.
С 14-16 лет афинский юноша прекращал посещение частных школ. Теперь все его воспитание протекало в общественных учреждениях – гимнасиях – под руководством государственных чиновников (педотрибов).
Здесь он занимался главным образом физическими упражнениями, получая в то же время элементы общественного воспитания. Воспитание в гимнасиях являлось подготовительной ступенью к военному обучению, начинавшемуся в Афинах для юношей по достижении 18 лет.
Новое общество, которое сформировалось в Афинах в течение VI в. до н.э., впитало в себя высокие культурные традиции многих греческих полисов.
В области физического воспитания был заимствован ряд элементов спартанской системы, однако при этом была отвергнута ее целевая направленность и управляемая государством форма. Юридически физическое воспитание носило всеобщий характер, фактически оно было распространено в соответствии с имущественным цензом, в основном среди богатых слоев населения. В противоположность военизированному характеру физического воспитания в Спарте, атлетические состязания у афинян стали частью свободного времяпровождения. Они имели важное значение не только для развития физической культуры, но и греческой культуры в целом.
Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем физического воспитания (выполнить самостоятельно):
2.4. Гимнастика и агонистика Древней Греции Большое внимание в Древней Греции уделялось образованию и воспитанию. О значении физической культуры Древней Греции свидетельствует то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали «телесным и умственным калекой», а Сократ (469-399 гг. до н.э.) утверждал, что «было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы».
Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили основные видов упражнений: бег, прыжки, метания копья и диска, борьба. Кроме этого пентатлона (пятиборья), в палестрику включались панкратион (соединение кулачного боя и борьбы), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука и другие физические упражнения.
Ядром палестрики был комплекс упражнений, состоявший из пяти видов и называвшийся пентатлон. В него входили бег на дистанцию в одну стадию (мера длины – 192 м 27 см, прыжок в длину с разбега, метание диска на дальность, метание копья в цель, борьба. Греки считали, что в этих упражнениях будущий воин может проявить все нужные бойцу качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту, глазомер. Бег на одну стадию назывался стадиодром, иногда греки увеличивали дистанцию до 2 стадий (диаул) и даже до 24 стадий (долиходром, бег на выносливость). Бегали также и в полном вооружении, и с факелами. В прыжках главным видом был прыжок в длину с разбега. При прыжках использовались отягощения типа гантелей, которые атлеты держали в руках. Метание диска, по-видимому, ведет свое происхождение из обрядов поклонения солнцу, которое обожествлялось всеми народами. Этим можно объяснить и способ метания диска (вертикальный полет), и то, что диск считался священным предметом: в храмах найдено значительное количество дисков с надписями, обращенными к божествам. Вес найденных дисков различен – от 1,3 до 4,7 кг. Копье металось боевое, затем было заменено более легкими дротиками. Борьба велась на песке, причем тело предварительно натиралось оливковым маслом. В Древней Греции были популярны многие виды спорта, которые использовались как средство физического закаливания, подготовки воинов: стрельба из лука, фехтование, состязания факельщиков, подвижные игры, плавание, гребля и др.
Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику (общее физическое воспитание) и агонистику (специальную подготовку и участие в соревнованиях). Агон-турнир – состязание на пределе человеческих возможностей. В Древней Греции для занятий гимнастикой и агонистикой возводились различные сооружения – гимнасии, палестры, стадионы, ипподромы. Обычно строился комплекс зданий с прямоугольной палестрой и помещением для ванн рядом с источником. Перед ансамблем зданий палестры располагался парадром – открытая дорожка для бега с линией старта и линией финиша. Эта дорожка располагалась рядом с закрытой дорожкой, которая использовалась для тренировки в плохую погоду (дождь или чрезмерную жару). Поверхность дорожек чистили, слегка взрыхляли и утрамбовывали. Обе дорожки использовались для тренировки в беге, а также метании копья и диска. Существовала также нижняя терраса, на которой находилась палестра размером 35х35 м. Здесь было несколько залов и туалетные комнаты. В специальных помещениях размещались ванны и массажные залы. Во внутреннем дворе атлеты занимались боевыми видами спорта: борьбой, панкратионом, кулачным боем. Упражнения по прыжкам в длину атлеты выполняли также во внутреннем дворе. Яма была наполнена сухим песком. Здесь же тренировались борцы, боксеры и прыгуны.
Аподитерий – специальное помещение с колоннами и скамьями. Здесь атлеты снимали одежду и оставляли в хранилище. Их умащивали маслами, делали массаж. После тренировок аподитерий служил местом для отдыха.
Постепенно гимнасии превращались в подлинную школу образования и воспитания, где помимо спортивных занятий изучали философию, риторику и грамматику. Здесь же размещались библиотеки. Знаменитые философы и ораторы часто посещали гимнасий для чтения лекций, считая его лучшим местом для встречи с молодежью.
В Древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. Известный философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) указывал на большую зависимость душевного состояния человека от его физического здоровья. Сократ считал, что особенно важно физическое здоровье в военном деле. Философ Платон (427-348 гг. до н.э.), ученик Сократа, в своих произведениях предлагает систему воспитания, напоминающую спартанскую. Платон высказал ценные мысли о дошкольном воспитании, о последовательности государственной системы воспитания. Он считал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера. Особенно много писал о физическом воспитании выдающийся философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он считал, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Аристотель отмечал, что тяжелые физические нагрузки в детстве изнуряют организм. Те, кто добивался больших успехов в детские годы (например на Олимпийских играх), взрослыми редко одерживали победы. Он также предупреждал и от перекармливания детей. Аристотелем был составлен список победителей на олимпийских состязаниях.
Значительный вклад в развитие научных представлений о физическом воспитании внесли и древнегреческие врачи. Так, Гиппократ (460-377 гг.
до н.э.) говорил, что жидкости, находящиеся внутри тела, от частого дыхания во время физических упражнений затвердевают и превращаются в мышцы.
Древнегреческие врачи еще не знали физиологии человека, но они пытались объяснить процесс физического развития с материалистических позиций, что было очень смело для того времени.
Наиболее ранние достоверные сведения об Олимпийских играх относятся к 776 г. до н.э. Олимпийский праздник отмечался в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду. В праздник включались культовые церемонии, посвященные Зевсу, а затем проводились соревнования атлетов.
Олимпийские игры были самыми известными в Греции. Вторыми по значению после Олимпийских игр были в Элладе игры Пифийские, посвященные Аполлону, и проводились близ его храма в Дельфах. В отличие от Олимпийских, главную часть игр Пифийских составляли состязания мусические, наряду со стадионом и ипподромом, при раскопках в Дельфах обнаружен театр. Главным призом в Дельфах был венок из ветвей благородного лавра.
Следующими по значению среди крупнейших греческих состязаний были игры, сопровождавшие праздник в честь Посейдона, назывались они Истмийскими. Посейдон – не только бог морской стихии, но и покровитель коневодства, а также конных состязаний, поэтому особенно славились во время Истмийских игр ристания на колесницах. Победители получали венки из сельдерея или сосновые, в которые вплеталась пальмовая ветвь.
Немейские игры проводились каждый второй и четвертый год Олимпиады. В программу входили соревнования и мусические, и спортивные, среди которых главное место отводилось борцовским видам. Победитель получал оливковый венок, в который вплеталась зелень петрушки.
В Греции с древнейших времен существовал обычай устраивать так называемые погребальные игры. В области Элида, где расположена Олимпия, в долине реки Алфей, по преданию, был похоронен легендарный правитель Пелопс, давший имя всему Пелопоннесу. На церемонии его погребения и были, гласит легенда, устроены игры, названные Олимпийскими.
В 460 г. до н.э. во главе огромного войска персидский царь Ксеркс вступил в Элладу, чтобы ее покорить. Его владения уже простирались от Индии до Ливийской пустыни, от Персидского залива до скифских степей. Перед ним трепетали все. Боялись его и в Греции. Но когда персы подошли к Фермопилам, ущелью в горах, открывавшему путь в Элладу, здесь их ожидал лишь небольшой передовой отряд. Остальные греки были в это время в Олимпии, где участвовали в очередных состязаниях. В поход они выступили только тогда, когда праздник окончился. Даже перед лицом надвигающейся смертельной опасности греки не могли нарушить древнейшей традиции. Она была для них равноценна жизни, ибо Олимпийский праздник олицетворял самое светлое и чистое, что их жизнь заключала в себе.
Для них война прекращалась, правда, только на короткий период – Олимпийские агоны (состязания).
Сначала «Олимпийский мир» касался только соседей, но скоро он распространился на всю Грецию. Раз в 4 года, начиная с 776 г. до н.э., когда, по преданию, были проведены первые Олимпийские игры, вся Эллада переставала воевать. Незадолго до открытия праздника во все места, где жили греки – от Иберии (совр. Испания) до Черного моря, отправлялись вестники из Эллады.
Наступало перемирие, которое продолжалось 3 месяца. Горе тому, кто его нарушал: и разбойнику, напавшему на добирающихся в Олимпию, и целым государствам, не пожелавшим прекратить войну. Нарушитель мира, проклятый всей Элладой, надолго, если не навсегда, переставал считаться настоящим греком, ибо не мог более участвовать в Олимпийских играх.
Олимпийские игры – самые древние в Элладе. Были и другие игры, которые пытались соперничать в популярности с Олимпийскими, – Истмийские, Пифийские, Панафинейские и другие. Но всегда слава героя Олимпиады и любого другого состязания была столь же несоизмерима, как золото и серебро.
Идеалом спортивных праздников стал человек, гармонично развитый, прекрасный и доблестный.
Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания, исследование неизвестного, развитие умственных и физических способностей человека. Для грека, как для свободного и гармоничного человека, были характерны такие качества, как независимость, свобода, стремление к высшим радостям жизни.
Отношение греков к человеческому телу как самому высокому символу красоты подтверждает классическое искусство Древней Греции. Скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Скопас, Лисипп и другие мастера создали великолепные статуи, придав их фигурам идеализированное совершенство богов Олимпа.
Признав, что человеческое тело – носитель красоты, а фигура спортсмена воплощает идеал телосложения, можно сделать вывод, что красота в спорте – это, скорее, прекрасное в природе, чем в искусстве. Атлет, как образец наилучшего сложения, привносит в сферу спорта свою естественную красоту.
Предпосылки для возникновения Олимпийских игр отмечаются в легендах, мифах, ритуалах, а также в потребности хорошо подготовленных воинов.
Воспитание спортивного духа в Древней Греции основывалось на освобождении человека от всяческой деспотии.
Атмосфера острой конкуренции, греческая агонистика пронизывала всю греческую культуру: состязались ораторы и скульпторы, политики и атлеты.
Олимпийские игры – естественное воплощение состязательности греческой культуры. До V в. до н.э. греки рассматривали победу на Играх не столько как проявление личных способностей олимпионика, сколько как знак божественной милости, дарованной победителю.
Олимпийские игры по престижности существенно превышали другие общегреческие соревнования и были крупнейшими древнегреческими форумами, роль и значение которых далеко выходили за спортивные рамки. Здесь заключались важные политические договоры, совершались торговые сделки между представителями различных государств. Многие видные политические и военные деятели участвовали в Олимпийских играх для поднятия своего престижа. Философы, ораторы, артисты стремились принять участие в олимпийских «соревнованиях умов» и победу здесь рассматривали как вершину творчества. Наиболее богатые люди считали престижным делать различные пожертвования на олимпийских соревнованиях, поднимая таким образом свою популярность Священный город Олимпия, такой, каким он открывался греку в V веке до н.э., представлял собой настоящий музей под открытым небом. Его центральную часть занимали грандиозный храм Зевса Олимпийского и святилище Геры. Здесь же разместились многочисленные алтари, здания сокровищниц, в которых хранились пожертвования олимпийским богам от разных городов Греции. Вокруг храмов размещались спортивные сооружения: палестры, гимнастические залы для занятий атлетов, стадион, бани, разные вспомогательные строения. Украшение Олимпии было делом чести всей Эллады. Самые знаменитые архитекторы, скульпторы, художники работали здесь. Главный храм украшала статуя Зевса, исполненная ваятелем Фидием и признанная всеми за одно из семи чудес света. Каждый знал: если он победит в Олимпии, если его деяния украсят Олимпию, если он сделает что-то полезное для Олимпии, его имя не умрет в веках. Олимпия была национальной гордостью Эллады, ее сердцем, ее прижизненным памятником, ее мечтой о совершенстве.
У древних Олимпийских игр большая история – 292 олимпиады проведены в Греции (хронология Тимея). И ни разу не был нарушен священный мир в период проведения олимпийских праздников. Священное перемирие называлось экехейрия. Олимпийские агоны проводились каждые 4 года. История оставила дату первых Олимпийских игр – 776 год до новой эры. Именно с этого года на плитах священной рощи Альтис стали выбивать имя победителя.
В 444 г. до н.э. Геродот, «отец истории», в храме Зевса читал собравшимся в Олимпию грекам отрывки из своего труда. Он написал «Истории», сочинение, целью которого было исследовать, какие причины привели к победе крошечной Эллады над всемогущей Персией. Был там и такой эпизод. Когда уже пали в бою храбрые спартанцы во главе с царем Леонидом и персы, преодолев наконец Фермопилы, встретили группу греков из Аркадии, то спросили их, что теперь делают эллины. Аркадийцы отвечали, что эллины справляют Олимпийский праздник – смотрят гимнастические и иппические состязания.
Согласно утвержденным правилам, в первый день праздника, длившегося в общей сложности пять дней, совершалось торжественное жертвоприношение Зевсу, в котором принимали участие представители всех греческих полисов.
Лишь на второй день начинались соревнования – агоны.
Метание диска являлось видом состязаний, которое не имело прямой связи с военной или трудовой деятельностью. Метание диска требовало от соревнующихся силы, расчета, точности движений. В дальнейшем метание диска стало одним из видов пятиборья. Согласно историческим данным, диск был сделан из камня (потом его изготавливали из сплавов). Диск имел массу от 1, до 6,6 кг.
Прыжки в длину, как и бег, были одним из простейших видов состязаний. Как вид пятиборья соревнования в прыжках развивались по двум направлениям: с использованием отягощений, которые соревнующийся держал в руках; с использованием музыкального сопровождения, что обязывало атлета показать гармонию и ритмичность движений. Атлет прыгал в четырехугольную яму с песком, длина которой была 16 м.
Борьба входила в пятиборье, а также была отдельным видом состязаний.
Соревнования проводились по двум видам борьбы:
«стоя», когда победителем считался борец, положивший противника на песок три раза;
«нижняя борьба», которая велась до тех пор, пока противник не признавал себя побежденным. В борьбе запрещались удары и приемы ниже пояса.
Метание копья – вид состязаний, навыки в котором были непосредственно связаны с жизнью людей, особенно воинов и охотников. Обычно проводились состязания по двум видам метания: метание на расстояние и метание в цель. Метание копья на расстояние проводилось чаще и являлось одним из видов пятиборья. Копье было деревянным, длиной в рост человека, заостренным спереди, но более легким, чем копье воина. Для увеличения дальности полета копья использовались специальные приспособления. Метали копье с определенного места после разбега. Результат засчитывался, если копье попадало в цель.
Пентатлон (пятиборье) – состязание, состоящее из пяти видов атлетики:
бег, прыжок, метание диска, метание копья, борьба (предполагают, что в такой последовательности и проводились соревнования). Однако неизвестно, как в пятиборье определялся победитель. Различные догадки сводятся к следующему: для того чтобы стать победителем, необходимо было выиграть не менее чем в трех видах, обязательно включая борьбу.
Панкратион – древнегреческий вид спорта, сочетавший борьбу и кулачный бой. В панкратионе существовали определенные правила: атлеты перчаток не надевали, разрешалось использовать все приемы, применяемые отдельно как в борьбе, так и в кулачном бое. Однако имелись и запреты: нельзя кусать и царапать соперника, наносить пальцами удары в глаза, нос и рот. Различали два вида панкратиона. Первый вид – поединок атлетов стоя, второй – допускал продолжение борьбы и при падении атлетов на землю. Этот вид наиболее часто включался в программы соревнований.
Кулачный бой (бокс) – первые сведения о нем как о виде состязаний мы находим у Гомера. Считается, что основателем кулачного боя и его покровителем является Апполон. Техника ведения боя была следующей. Перед боем атлеты наматывали на руки кожаные ленты для фиксации суставов. Во времена Римской империи (2 в. до н.э.) конструкция перчатки была изменена. Ее укрепляли железом и свинцом. В зависимости от того, какими перчатками пользовались атлеты, менялись техника и стиль боя. Так, мягкие перчатки требовали гибкости, ловкости, хорошей техники; при использовании утяжеленных перчаток основное внимание уделялось защите и силе ударов.
В отличие от современного, в древнем боксе не было ограничения длительности ведения бокса. Атлеты дрались до тех пор, пока один из них не терял сознание или не признавал своего поражения, подняв один или два пальца.
Правилами бокса запрещалось применять приемы борьбы, наносить удары ниже пояса.
Иногда судья мог назначить кратковременный отдых. Если судья сомневался в определении победителя, то он принимал решение, согласно которому наносилась серия ударов по неподвижно стоящему противнику. Очередность нанесения ударов определялась жеребьевкой. Боксер, выдержавший удары, становился победителем. Довольно часто состязания заканчивались трагически.
Конные состязания проводились на ипподроме – ровной, широкой и открытой площадке, ограниченной столбами, указывающими место старта, финиша и разворота колесниц. Условиями соревнований разрешалось запрягать в колесницы лошадей (им отдавалось предпочтение), мулов или ослов. Обычно колесницей управлял, стоя, один возничий. Главным победителем считался хозяин лошадей, которого награждали призом, а возница, если это был нанятый человек, получал шерстяную ленту для повязки вокруг головы. До сих пор нет достоверных сведений о длине заездов на колесницах.
В Олимпии проводились также состязания по верховой езде. Соревнующийся всадник должен был проскакать шесть кругов ипподрома. Другой вид состязаний предполагал скачки всадников, пробегавших последний круг, держа лошадь на поводу. Этот вид состязаний был включен в программу Игр 71-й Олимпиады.
Состязания факельщиков: в церемонии открытия соревнований принимали участие атлеты, несущие зажженные факелы. Объединенные в группы они должны были бежать расстояние от 800 до 2500 м, не погасив огонь пламени. Победителем считалась та группа, которая первая зажжет огонь у алтаря Зевса. Иногда такие состязания проводились верхом на лошади.
В Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения (варвары), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца тренироваться в Олимпии.
Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы.
Появление и распространение христианской религии, боровшейся против язычества, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 году римский император Феодосий I издал закон о запрещении Олимпийских игр.
Вот, как это произошло: во 2 в. до н.э. Греция, завоеванная Римом, потеряла свою независимость, превратившись в македонскую провинцию. Потеряли панэллинский характер и Олимпийские игры. Это объяснялось тем, что римляне не видели практической пользы от греческой атлетики: римское войско было наемным, его подготовка велась односторонне, для основной массы населения необходимость в серьезном физическом воспитании отпала. Римляне смотрели на греческую гимнастику как на бесцельное времяпровождение.
Позднее римские государственные деятели, вдохновленные идеей создания Священной греко-римской империи, попытались перенести обычаи Олимпии в Рим. Так, в 80 г. до н.э. римляне отменили начало праздника, перевезли всех участников Игр 175 Олимпиады в столицу для того, чтобы они приняли участие в Римских играх, проводимых в честь диктатора Корнелия Суллы. Олимпийские игры, несмотря на то, что они потеряли значительную часть своей притягательной силы, все еще остаются в этот период своеобразным центром греческой культурной жизни.
После смутного периода гражданских войн в Риме некоторые цари использовали Олимпийские игры для укрепления культа цезарей. Императоры появлялись в Олимпии в сопровождении многочисленной свиты, пытались утвердить свое величие постройкой новых сооружений, а порой и участием в соревнованиях. Так, в 4 году до н.э. Тиберий выставил в состязаниях свою колесницу, а на Играх 199 Олимпиады (17 год н.э.) в соревнованиях на колесницах лично участовал Германик, в 67 году (Игры 211 Олимпиады) принял участие в конных состязаниях Нерон. Он вывел на ипподром Олимпии колесницу, запряженную десятью лошадьми. Никто не захотел с ним состязаться. Его объявили победителем Игр, несмотря на то, что лошади выбросили его из повозки и он чуть было не погиб под колесами. Тем не менее судьи побоялись отказать грозному владыке в незаконной победе. Нерон был увенчан венками победителя.
Изменился характер Олимпийских игр. В их программах основное место начинают занимать мусические агоны (состязания в музыке, песнях, танцах).
На Олимпийских играх выступали уже не только греки. Победителям вместо оливкового венка могли вручать дорогие подарки. В некоторых состязаниях участвовали профессиональные кулачные бойцы. Римляне ввели в программу Игр состязания гладиаторов, состязания с дикими быками, тиграми, львами.
После разграбления Олимпии Суллой в 86 г. до н.э. сокровища ее еще долго становились добычей завоевателей. Исчезли списки победителей за 84 года. Последним победителем Олимпийских игр античного периода, сведения о котором сохранились, был Вараздат из Артаксоты, армянский князь персидского происхождения, который первенствовал в кулачном бою на Играх 291 Олимпиады в 385 году.
В 324 году христианство становится государственной религией Рима. Это обстоятельство привело не только к запрещению язычества, но и положило конец физической культуре: Игры в Олимпии были запрещены в 394 году как языческий праздник, изображения греческих богов были сброшены с пьедесталов, храмы разрушены и разграблены, бронзовые культовые предметы увезены и переплавлены. Через год на Олимпию обрушились орды Алариха, предводителя готов, которые продолжили ее разрушение. В 426 году император Феодосий Второй приказал окончательно уничтожить Олимпию. Природа завершила этот процесс: в 522 и 551 гг. в долине Алфея произошли землетрясения. Камни Олимпии пошли на сооружение христианских храмов Византии. Были частично разобраны под укрепления гимнасий и палестра. Постепенно смывалась дождями земля с холмов, пески Алфея и Кладея заносили Альтис. Олимпия исчезала с лица земли.
2.6. Физическое воспитание в Древнем Риме.
Наиболее высокого развития рабовладельческий строй достиг в Древнем Риме. В отличие от Древней Греции, Рим возник и развивался как государство централизованное. История Древнего Рима насчитывает три основных периода: царский, республиканский и императорский.
Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) – эпоха разложения родового строя и образования Римского государства. Физическая культура этого периода носила военный характер.
Период республики (VI-I вв. до н.э.) – Римское государство ведет многочисленные войны. В Риме нет обязательной государственной системы физического воспитания. Вопрос о физическом воспитании в семье решался по воле отца. Каждый римлянин должен быть готовым к несению военной службы, которая позволяла занять более высокое положение в обществе. Поэтому каждая семья была заинтересована в хорошей физической подготовке юношей. В Риме существовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных семей получали хорошую физическую подготовку. Подростки бегали, боролись, метали копья, фехтовали, обучались ездить верхом. Кроме того, они играли в мяч и другие игры.
В Древнем Риме не сложилась такая стройная система физического воспитания, как в Греции, зато система военно-физической подготовки воинов достигла здесь совершенства.
В конце второго века до нашей эры в Риме создается постоянная профессиональная армия. Это освобождает основную массу населения от военных обязанностей, значение военно-физической подготовки молодежи постепенно ослабевает. Все больше возрастает интерес к разного рода цирковым зрелищам.
Эти зрелища устраивались представителями римской знати для завоевания популярности у народа для достижения своих целей (выборы на выгодные должности и др.). Римские граждане в большинстве своем превращаются в деклассированную толпу (люмпены), имеющую массу свободного времени.
Количество зрелищ для нее непрерывно растет. Появляются бои гладиаторов, на арене цирков безоружных людей отдают на растерзание зверям. На арену цирков выпускают целые отряды гладиаторов, а затем стали устраивать между ними на специальных водоемах морские бои (навмахии). Позднее римские императоры, заигрывая с народом, устраивали зрелища, чтобы привлечь его на свою сторону. Раздача громадного количества хлеба во время проведения гладиаторских боев была одним из средств снискания расположения толпы и поддержки в борьбе с политическими противниками. Каждый, кто стремился к власти, считал своим долгом организовать для люмпенов такие празднества, которые своей грандиозностью поразили бы толпу и заставили проголосовать на выборах. Гай Юлий Цезарь в 65 г. до н.э. затратил все свое состояние на организацию невиданных по размерам игр. Придя к власти, он ввел наряду с цирковыми состязаниями и боями гладиаторов новый вид зрелищ – навмахии, или морские сражения. По приказанию Цезаря на Марсовом поле в Риме было вырыто громадное озеро, в которое были спущены суда, сделанные по типу тирских и египетских кораблей. Эти суда и посаженные на них вооруженные гладиаторы должны были демонстрировать морской бой.
Август во 2 г. н.э. превзошел Цезаря в масштабах устроенной им навмахии: на озере, вырытом в садах Цезаря, имевшем размер 600 на 400 м, демонстрировался бой 30 военных кораблей, на которых находилось до 600 бойцов.
Император Траян считал, что римский народ придает наибольшую цену двум вещам – хлебу и зрелищам, причем, считал император, народ сильнее жаждет зрелищ, чем хлеба, что раздача хлеба удовлетворяет лишь каждого в отдельности, а зрелища удовлетворяют народ в целом.
Для проведения соревнований были построены грандиозные сооружения.
Наиболее известны из них термы императора Каракаллы (помещения для плавания и купания) и Колизей.
Император Тит Флавий Веспасиан затратил огромные средства на сооружение грандиозного амфитеатра «Колизей», который был построен в 1 в. н.э. и вмещал до 50 тысяч зрителей. Его открытие праздновалось 100 дней.
За это время, по приблизительным подсчетам, погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито примерно около трех тысяч животных.
Неоднозначное отношение было в Риме к животным: с одной стороны, птиц и животных обожествляли, с другой стороны – подвергали массовому уничтожению. Так за период с I по V века на арене Колизея было убито почти 400 000 львов, медведей, быков, пантер, носорогов и многих других животных.
Экзотических зверей из Африки, Азии и окраин Европы ловили специально подготовленные солдаты из римской армии и охотники-одиночки, которые по смелости и ловкости не уступали гладиаторам. Тех, кто сражался на арене с хищниками, называли бестиариями, и они специально знакомились с повадками животных.
Все эти виды кровавых зрелищ требовали большого количества участников.