Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

Место истории в системе гуманитарных знаний

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных сфан и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: иапеофафия (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий геофафических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общесгвенной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение офомного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

2. Общаяхарактеристика мировых цивилизаций

Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Она включает в себя духовные и материальные ценности, образ жизни, место и роль в обществе.

Первые цивилизации сложились 5 тысяч лет назад в полосе Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, в которой природно-климатические условия были благоприятны для развития орошаемого земледелия, пастбищного скотоводства, речных и морских торговых связей, развития металлургии. Появились города, образовались государства, возникла письменность.

С расширением цивилизационного пояса все народы к концу XX в. включились в единую общечеловеческую цивилизацию. Однако основные цивилизационные различия народов сохраняются до нынешнего дня.

Количество цивилизаций, существовавших и существующих установить невозможно, так как нет временных фаниц. Например, цивилизацию народов Западной Европы и США в XVI—XIX вв. можно рассматривать и как единую цивилизацию Нового времени, и как две цивилизации Старого и Нового Света. Типы цивилизаций.

*первичные, выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, и цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций.

*традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

Обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.

*срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.

Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм — для народов Запада.

*монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.

*синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.

*аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями — всё, что роднило людей с

«индусфиальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от

*континентальные, привязывающие народ к географическому пространству. *морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства. Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам

Например, цивилизация Древней Греции, выросшая из первобытного времени, была обновляющейся, аграрной, морской. I <ивилизация Древнего Рима была синтезом культур народов Средиземноморья.

3. Киевская Русь: государство и идеология

— развитие производительных сил;

— земледелия с использованием орудий труда из железа;

— переход от родовой к соседской общине;

— рост числа городов;

— возникновение военной дружинной знати.

Были и внешнеполитические факторы образования государства:

— военные походы антов, славен, русов на более развитые государства Отсюда усиление расслоения общества, в результате
образовались классы, государства. Территория Руси: Восточно-Европейская (Русская) равнина

К IX веку происходит постепенное складывание феодальных отношений.

— Права на владения землей передаются князьями феодалам

— Происходит захват общин дружинниками и князьями;

Общины, не попавшие под феодальный гнет, платят налоги государству. И крестьянские хозяйства, и феодальные владения носят натуральный характер.

К началу IX века на Руси насчитывалось 24 крупных города, являющихся:

— центром ремесла, торговли и обмена;

— опорным пунктом власти феодала;

— центром обороны от внешних врагов;

1. Путь «из варяг в греки».

Важнейшие вопросы решаются с помощью народных собраний, «вечевых сходов».

Ополчение: полк — > тысяча — > сотня. Тысяцкие, сотские.

Младшая дружина живет при князе; обслуживает дом и хозяйство.

Единица обложения: дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Социально-экономический строй Киевской Руси

К середине IX века происходит утверждение феодальных отношений.

Два основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью принуждения :

— земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая;

— отработка = барщина ( натуральная или денежная = оброк ).

Полюдье Киевских князей в первой половине X века.

Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

4. Геополитическое положение Руси в XIIIвеке.

Летом 1240 г. шведские суда под командованием Биргера вошли в устье Невы, где были разбиты силами малой дружины новгородского князя Александра Ярославича. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, а также способствовала укреплению авторитета молодого князя, которого после победы над шведами стали называть Невским. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились и в самом Пскове. Через год немцы вторглись в новгородские пределы. В ответ на это в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. освободил от крестоносцев Псков. Загем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. состоялось решающее сражение, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва закончилась полным поражением крестоносцев. Эти победы русских в Прибалтике имели важное моральное значение, поскольку города южной и северо-восточной Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.

обособление северо-восточных земель, во главе феодальной иерархии которых находились великие князья Владимирские;

втягивание Западных и юго-западных княжеств (Галицко-Волынской земли), не зависимых от Владимира но подчиненных Золотой Орде, в орбиту политического влияния молодого и крепнущего Великого княжества Литовского;

ослабление политического могущества Золотой Орды, внутри которой с середины XIV в. начались междоусобицы.

поворотной эпохой в нашей истории. Самые глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распадалось на враждебные друг другу классы».

В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым.

В советской историографии термин «Смута» был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России.

В настоящее время термин фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не несла в научное изучение проблемы. Кризис российской государственности на рубеже XVI и XVI1 вв. в отечественной историографии рассматривается как составляющая системного кризиса, охватившего Россию в результате сложного взаимодействия социально-экономических и политических причин.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на троне (Лжедмитрий I) или претендующие на него (Лжедмитрий 11, или Тушинский вор и др.) иностранные претенденты на русский престол.

Несколько десятилетий понадобилось, чтобы преодолеть трагические последствия Смутною времени и вывести страну из кризиса.

Другим следствием недовольства социальных слоев «Уложением» было постепенное прекращение деятельности Земских соборов, для которых начало царствования Романовых, особенно 1613-1619 гг., было периодом расцвета. Тогда Земский собор превратился чуть ли не в постоянно действующий орган, состав его расширяется, функции тоже, прерогативы возрастают. Однако после 1649 г. Земские соборы постепенно утрачивают приобретенный сразу после Смуты облик, собираются вес реже и реже и после 1653 г. созываются уже эпизодически.

Источник

Предмет философии и ее место в системе гуманитарного знания. Методы философии.

Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости».

Именовавшиеся философией знания древних охватывают не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Основные разделы философии:

1. Онтология (учение о бытии)

2. Гносеология (учение о познании)

Философия включает в себя:

1. Учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика)

2. О сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории)

3. Учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология)

4. Теория познания (проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры)

5. Свою собственную историю (т.е. историю философии)

Философия – это наука, опирается на другие науки, но наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей. Философия пользуется прямым наблюдение.

Основными методами, средствами которых осуществляется философское исследование:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются

a. обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)

b. статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития)

c. однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство)

В истории философии прослеживаются два основных философских метода – диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказанных («данных свыше» и носящих абсолютный характер). Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные кажущиеся достоверными выводы.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой другой выгодной для принимающего данный метод.

Софистика имеет цель е получение истины, а победы в споре, доказательства чего угодно, кому угодно. Использовалась в Древней Греции как метод ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании.

Одновременно и направлениями, и философскими методами являются:

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая материя – как первичная субстанция, а сознание ее модус – есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производственной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод широко распространен в США и странах Западной Европы.

Эмпиризм – метод и направление в философии, согласно которому в основе познавательного процесса, знания, лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания (нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях).

Рационализм – философский метод и направление, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т.е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений (все можно подвергнуть сомнению, а любое сознание – это уже работа мысли, разума).

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, найти истину и мудрость. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важно для человеческой жизни. Философ стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Философия «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель).

Философия – это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, а не исследуют общую природу сущего.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место человека в нем.

Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д.

Современная философия считает, что для успешного развития, как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, практики, познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Вопрос 5.

Основные вопросы онтологии. Историческое изменение содержания понятия «бытие».

Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией.

Бытие есть все то, что есть – «все видимое и невидимое». Это и материальные вещи, это все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи, отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.

По способу существования бытия разделяется на два способа или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека).

С.Л. Франк отмечал: «Внутренний мир человека, взятый в целом не меньшая реальность, чем явления окружающего мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стенку. Садизм, властолюбие и мания величия Гитлера (и Сталина) были для человеческой эмпирической реальностью, не менее объективной и громоздкой, чем ураган или землетрясение».

Оба этих мира – мир сознания и мир природы могут характеризоваться понятия бытия, но способы их существования различны.

Физический, природный, материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия, два вида реально связаны между собой, является одним из основных вопросов философии. Человек принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его часть и одновременно к миру сознания, психологическому миру, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и о своем собственном бытии. Бытие человека – эта диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: Субстрата и субстанция.

Субстрат – это то, из чего все сделано. Субстанцияэто первооснова всего существующего, внутреннего многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию – «действительность», «реальность». Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в это схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. Также выделяются ноуменальное бытие и феноменальное бытие.

Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

Идеальное бытие – это существование идеального, это бытие без реальности. Основные типы идеального бытия: математические сущности и духовные ценности, им соответствующие науки: математика, этика, эстетика.

Человеческое бытие – существование человека, как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.

Социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Практика показывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадает.

Категорией,противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились.

В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К этим проблемам относится такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства. Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом. Обладает ли мир в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решений философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, на монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.

Источник

Место истории в системе гуманитарных знаний (стр. 1 )

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знанияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Что изучает история философии каково ее место в системе гуманитарного знания

2. Место истории в системе гуманитарных знаний.

История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.

1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;

2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;

4) архитектурные сооружения.

Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.

История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.

3. Общая характеристика мировых цивилизаций.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Древняя восточная цивилизация

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство — поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя — к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Важный признак восточного деспотизма — политика принуждения, а то и террора. Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII— XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX—VI вв. до н. э. последняя попытка удалась — возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность.

Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах — Кипре и Сицилии. В VIII—VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334—328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры — цивилизация эллинизма.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни — reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики — время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс — отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

В конце IV в. н. э. Римская империя делится примерно пополам — на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

С падением Римской империи начинается новая эпоха в истории цивилизации — Средневековье.

Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т. д.

4. Киевская Русь: государственность и идеология.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX – концом X в., связан с деятельностью киевских князей – Олега, Игоря, Ольги, Святослава. В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель.

Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи.

Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора.

В Киевскую Русь проникает христианство.

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X –начало XI вв.) связан с правлением Владимира Святого (980 –1015) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе. Некоторые ученые полагают, что он начался только в XI в.). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне – общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси при князе Владимире принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда», введенная в действие Ярославом Мудрым).

Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.

Третий период (вторая половина XI – начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций u1088 распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113 – 1125) и его сыне Мстиславе (1125 – 1132). В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из числа его ближайших родственников. (На Руси признавался родовой сюзеренитет). Вокруг князя располагалась дружина. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от догосударственной организации племен. (Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Можно полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны. Однако во второй половине XI – начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная республика).

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде проявились черты и средневековой западноевропейской, и традиционной восточной цивилизаций.

5. Геополитическое положение Руси в XIII веке.

Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками.

История государственности и государственного управления на Руси IX — XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.

6. Москва – центр формирования великорусской народности.

Впервые Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с приглашением в Москву князем Юрием Долгоруким.

Москва имела выгодное расположение, находясь на пересечении трех основных торговых путей.

Благодаря этому Москва стала важным центром торговли.

Большую роль в возвышении Москвы сыграла поддержка духовенства. Постепенно Москва стала церковной столицей Руси.

Обеспечив таким образом внешнюю безопасность своего княжества.

В 1362 г. стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича.

Победа, одержанная Дмитрием Донским в 1380 г. на Куликовом поле, придала московскому князю значение национального вождя.

Высшим органом власти в XVI–XVII вв. была Боярская дума. Дела на ее рассмотрение поступали по указу государя.

По необходимости из общего состава Думы выделялись особые комиссии – «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенные» (для составления проектов новых уложений), «судная» и «расправная». Для решения особо важных дел собиралось совместное заседание Думы и «освященного собора».

Земские соборы носили совещательный характер. В состав земских соборов входили:

1) представители высшего духовенства;

3) представители служилого и посадского населения.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы:

1) Посольский приказ;

2) Поместный приказ;

3) Разрядный (военный) приказ;

5) Разбойный приказ (с подчиненными ему старостами на местах);

7) Приказ большой казны и большого прихода;

8) несколько территориальных приказов.

В 1550 г. был издан новый судебник, целью которого было совершенствование системы правосудия, контролирование представителями местного населения.

В 1550-х гг. рядом уставных грамот Ивана IV правительство отменило управление наместников и волостелей.

7. Образование русского централизованного государства.

Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией.

Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505):

1) практически мирно прошло присоединение в 1463 г. Ярославля и в 1474 г. Ростова;

2) ожесточенное сопротивление оказала часть населения Новгорода в 1478 г.;

3) в 1485 г. после небольших боев была присоединена Тверь.

Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. В 1480 г. было снято монголо-татарское иго – Россия стала независимой.

Единое Российское государство: 1)центральную власть в стране проводили великий князь и вместе с ним Боярская дума (совещательный орган при правителе). Одновременно с боярской верхушкой входило в силу также и служилое дворянство. Оно часто являлось опорой великому князю во время его борьбы с родовитым боярством. За службу дворяне обретали поместья, которые не могли передаваться по наследству. В начале XVI в. были образованы приказы – учреждения, выполнявшие функции управления военными, судебными и финансовыми делами. Возглавлял приказ боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Со временем задачи государственного управления усложнялись, число приказов выросло. Оформление приказной системы позволяло усилить централизованное управление страной;

2) страна разделялась на уезды (которые представляли собой прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды, в свою очередь, делились на волости во главе с волостелями;

3) наместники и волостели получали земли в кормление, с которых они собирали часть налогов в свою пользу. Назначение на должности происходило на основе местничества (так назывался порядок, при котором предпочтение во время назначения на государственную службу имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся знаниями, умом и соответствующими способностям). Позднее кормления были отменены. На местах управление находилось в руках губных старост (губа – округ), которые избирались из местных дворян, а также земских старост, которых выбирали из числа черносошного населения, и городовых приказчиков – из городских жителей;

4) в XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Мероприятия, которые были направлены на укрепление великокняжеской власти, очень активно проводил Иван IV. На начальном этапе своего правления Иван IV еще мирился с существованием Избранной рады – Ближней думы государя, куда входили его ближайшие единомышленники. Избранная рада не являлась официальным государственным органом, но на деле управляла Российским государством от имени царя.

В 1549 г. был созван первый Земский собор, который являлся совещательным органом, собранием сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Решениями Земского собора были приняты меры, значительно расширившие права дворян и ограничивающие права крупных феодалов – бояр, которые могли бы составить оппозицию царю. Земские соборы не были постоянно действующими органами государственной власти, они собирались нерегулярно.

8. : суть и последствия.

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

9. Смутное время: причины и характерные черты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *