Что изучает история древнего казахстана
Разработка вводного урока «Что изучает история древнего Казахстана»
Просмотр содержимого документа
«1 урок Вводный. Что изучает история древнего Казахстана»
Раздел долгосрочного планирования: 5.1А
ФИО учителя: Пунегова Л.А
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)
Общий обзор древней истории Казахстана
Исследовательский вопрос: Что изучает история древнего Казахстана?
К концу урока все ученики должны знать
Содержание понятий «история», «История Казахстана – составная часть всемирной истории», «исторические источники»,
большинство – характеризовать письменные и вещественные источники, знать периодизацию древней истории
некоторые – описывать что изучает история древнего Казахстана
— определят содержание понятий «письменные источники», «вещественные источники»
— укажут характеристики исторических источников
— соотнесут хронологические характеристики с соответствующими периодами
дают определения: понятий «История», «Источники», «Периодизация истории»;
— читают и анализируют текст учебника (говорение-письмо);
общность истории, культуры и языка;
-воспитание казахстанского патриотизма и гражданской ответственности ( Мәнгілік Ел )
— формирование коллективизма, трудолюбия. ответственности
Через содержание – Всемирная история, познание мира
История связана с деятельностью человека
Виды упражнений, запланированных на урок:
Дорогие ребята! Вы начинаете изучение курса «история», «тарих»
История – это наука, изучающая прошлое человечества. Впрочем, лучше об этом вам богиня истории – Клио
Исследовательский вопрос: Что изучает история древнего Казахстана?
4.создание групп по принципу «Собери картину» (разрезать картины, характеризующие 4 этапа истории)
5. работа с учебником с 5
Прочитать 1 абзац, обсудить, о чём повествует учебник
Пояснить, что история человечества делится на 4 периода, первый период, который будем изучать – История древнего Казахстана
7. Выполнение заданий из ЦОР
Дескрипторы – соотнесение понятий и определений – 1 балл за правильный ответ.
8. Работа с учебником , чтение с 7 (самостоятельно )
9. Фронтальная беседа
— какой период истории самый длительный? (древний)
— На сколько эпох учёные делят древнюю историю? (3)
— что является главным в характеристике той или иной эпохи? (материал, из которого изготавливали орудия труда)
— назовите хронологические рамки эпох
12-5 тыс.л.до н.э. – мезолит
5-3 тыс. л.до н.э. –неолит
3 тыс л до н.э.- энеолит
2 тыс л.до н.э.- 8 век до н.э. – эпоха бронзы
8 век до н.э.- 6 век н.э – эпоха железа
— какая эпоха самая длительная? (камня)
ФО – взаимооценивание: правильно- аплодисменты, неправильно- большой палец вниз
В эпоху камня жизнь людей полностью зависела от природы, хозяйство было присваивающим, то есть человек брал (присваивал) то, что давала природа. Главные занятия – охота и собирательство.
В эпоху бронзы человек переходит к производящему хозяйству, то есть начинает создавать (производить) то, что ему необходимо для жизни. Главные занятия – земледелие и скотоводство.
В эпоху железа развитие хозяйства людей достигает нового уровня. Широкое применение орудий труда из железа позволило производить значительно больше продукции, что в свою очередь, повлияло на жизнь людей
10 У. Введение понятия « лента времени».
— Какой век был раньше 21 век до н.э. или 21 век н.э. На сколько?
— А какой год был раньше 2007 до н.э. или 2007 н.э.?
Картины, характеризующие древний мир. Средние века, новое и новейшее время
Листы ответов на каждого, либо выполнение задания на ПК из ЦОР
Разработка урока на тему: «Вводный урок№Что изучается в истории древнего Казахстана»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел долгосрочного плана: 5.1А
Жизнь древних людей на территории Казахстана.
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)
Общий обзор древней истории Казахстана
-все знают понятие «История», виды источников и периоды истории древнего Казахстана;
-большинство понимают, почему история древнего Казахстана делится на данные периоды;
-некоторые творчески отражают знания по истории древнего Казахстана.
описывает периоды истории древнего Казахстана;
воспроизводит понятие и периоды истории древнего Казахстана;
определяет хронологическую последовательность древней истории Казахстана;
Называет исторические понятия, источники и периоды истории древнего Казахстана (навык говорения).
Просмотр и прослушивание фрагментов ЦОР №50,119 (навык аудирования).
Работа с текстом учебника по теме (навык чтения).
-через изучение периодов истории древнего Казахстана развивать уважение к историческому прошлому своей страны, как источник единство истории, культуры и языка;
— показывая периоды истории древнего Казахстана осознать целостность и преемственность исторического процесса;
— при описании хозяйственной деятельности исторических этапов развивать общенациональную ценность Общество всеобщего труда.
Знакомясь с климатическими изменениями периодов древности имеют представления о природных изменениях из предмета Познание мира.
Предшествующие знания по теме
Знают о жизни, быте, занятиях древних людей Казахстана
Запланированные этапы урока
Виды запланированных упражнений на уроке
Определение темы и цели урока
Психологический настрой урока
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (1 мин.)
Какие слова на слайде вам знакомы? (История, Древность и Казахстан) (1 мин.)
У : Сегодня вы начинаете изучать новый предмет-История древнего Казахстана. Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить на нашем уроке?
Таким образом, учащихся при помощи наводящих вопросов подводят к теме урока: « Вводный урок. Что изучается в истории древнего Казахстана? ». (3 мин.)
К.О.: понимают значение термина «История», называют исторические источники.
Посмотрев фрагмент ЦОР №50,119, ответить индивидуально на следующие вопросы:
-Объяснить понятие «История»?
-Какие виды исторических источников вы знаете?
Далее проводится взаимный опрос работая в паре. (2 мин. просмотр, 3 мин. составляют ответ, 2 мин.- взаимный опрос)
Дескриптор: Знает и понимает понятия: история, письменные и вещественные источники.
О.С. Светофор: желтый-сомневаюсь, зеленый-понял, знаю, красный-не понял, есть вопросы
Флипчарт «Дерево желаний»
Слайд с историческими понятиями.
Цифровые образовательные ресурсы.6класс. История Казахстана. Электронный учебник 2011г.
ЦОР №50 Мир истории. Понятие истории
ЦОР №119 Вводный урок. Что изучает история древнего Казахстана
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
Вы идите, в руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
“ Нарисуйте” круг умело.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь к работе приступайте
К.О.: Знать хронологические рамки, хозяйство, природные условия и особенности периодов.
Работая с текстом учебника самостоятельно прочитать стр.8-9, в группе обсудить предложенный вам период по методу «Желанный гость»(чтение-5мин., обсуждение-3мин., выступление-3мин.). Дайте оценку каждому гостю, согласно оценочному листу (раздаточный материал1). Каждый третий выступает в роле гостя в других группах.
1 группа: Каменный век
2 группа: Эпоха Бронзы
3 группа: Эпоха Железа
4 группа: Медно-каменный век
Д ля тех, кто затрудняется, используйте ключевые слова и далее дайте характеристику периоду: материал для изготовления орудий труда, основные занятия эпохи, климат.
Кто выполнит задание, раньше заданного времени, с оставьте кластер по своему периоду.
Дескриптор: При описании периода древнего Казахстана называют хронологические рамки, характеризуют хозяйство и природные условия периода.
О.С. Жест с большим пальцем руки (вниз-не понятно, есть вопросы; вверх-всё понятно.)
Из перечня понятий, исключается то, которое ребята знают и понимают по методу «Чистая доска». (4 мин.)
У. Прослушав объяснение учителя, что такое линия времени.
— знают хронологию периодов истории древнего Казахстана
-показывают на линии времени периодичность этапов.
Определите на линии времени место каждого периода (5 мин.).
Уровень А: определите на линии времени хронологические рамки периодов;
Уровень В: определите принадлежность изображений к периодам истории древнего Казахстана.
Дескриптор: определяют и показывают последовательность периодов истории древнего Казахстана на линии времени.
История древнего Казахстана. Учеб. для 5 класса общеобр.шк./С.Р. Ахметова, А.М. Ибраева,А.А. Кулымбетова и др.-Астана АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2017г.
Слайд с историческими понятиями
Раздаточный материал 1.
Иллюстрации из периодов истории древнего Казахстана
Конец урока
На стикерах в форме яблок, полученных во время деления на группы, напишите пожелания и покажите свое настроение. Далее прикрепите на дерево желаний.
Флипчарт «Дерево желаний», стикеры
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
Д ля тех, кто нуждается в поддержке в виде опорных слов, а также задания уровня В.
Ученикам более способным по сравнению с другими дается задание составить кластер по периоду истории, а также задания уровня А.
Жест с большим пальцем руки (вниз-не понятно, есть вопросы; вверх-всё понятно).
Словесная похвала, с комментариями Светофор: желтый-сомневаюсь; зелёный-понял, знаю; красный-не понял, есть вопросы.
Гимнастика для глаз
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?
Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?
Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)?
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?
Раздаточный материал 1.
Оцените гостя, используя геометрические фигуры, согласно таблице.
указание природных условий
Не правильный ответ
Раздаточный материал 2.
Задание 2: Определите хронологические рамки периодов истории древнего Казахстана.
Раздаточный материал 2.
Иллюстрации из периодов истории древнего Казахстана
Задание: определите принадлежность изображений к периодам истории древнего Казахстана.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-654822
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает история древнего казахстана
В незапамятные времена на территории древнего Казахстана обитали первобытные люди, на смену им через несколько тысяч лет пришли различные племена и племенные союзы: саки, уйсуни, гунны, сарматы и другие племена.
Мы совершим путешествие по следам материальной культуры людей, побываем в древних пещерах, жилищах. Рассмотрим орудия труда, основные занятия, искусство и религию древних людей.
Наши предки совершили очень длинный путь в своем развитии от человекоподобной обезьяны до высоко организованных племен с богатой историей и самобытной культурой.
О жизни людей в прошлом мы узнаем по оставленным ими следам, которые называются историческими источниками. Исторические источники бывают трех типов: вещественные, письменные, этнографические.
Письменным источникам – оставленные древние знаки, письмена на камне, бумаге.
Народы и государства в каждом последующем цикле развития весьма отличаются от предшественников по особенностям и общественной жизни, по уровню знаний. Поэтому общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.
Историю древнего Казахстана в 6 классе условно можно разделить на три эпохи:
· Первая эпоха – эпоха камня
· Вторая эпоха – эпоха бронзы
· Третья эпоха – эпоха железа
Происхождение человека
Человечество всегда волновала тайна своего происхождения. Древнейшие люди нашли простой ответ: свою родословную они вели от какого-либо животного окружающего их мира (медведя, змеи, орла, рыбы и т.д.). Но, начиная с ранних цивилизаций, верх взяла религиозная точка зрения, по которой первые люди либо появились из частей некоего божества, либо были сотворены творчеством какой-нибудь божественной силы. Не без влияния гончарного ремесла самым подходящим материалом для сотворения человека считалась земля или глина.
С точки зрения учёных ответ, даваемый религией на вопрос о происхождении человека, не является убедительным. Однако, предложить свой вариант ответа науке удалось только в XIX в. Благодаря смелости ума и гениальности Чарльз Дарвина, который сформулировал закон, по которому под воздействием окружающей среды у животных могут происходить небольшие изменения, порой совершенно незаметные, которые, помогая выжить и передаваясь потомкам, через сотни и тысячи поколений могут привести к очень сильным превращениям. Поэтому человек не был сотворён таким, каким он есть, а прошёл, ступенька за ступенькой, длинный путь эволюции.
Появление древнейших людей
1. Древнейшие люди, к которым относятся «южная обезьяна», «человек умелый», питекантроп, синантроп.
2. Древние люди – неандертальцы.
3. Современные люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Человечество всегда интересует вопрос, когда и где возник человек?
Около 3 млн. лет назад на широких просторах африканских саван, в Таунге жили существа ископаемые человека. Этого ископаемого человека назвали «южная обезьяна», которая стала связующим звеном между обезьяной и древнейшем человеком.
Остатки скелетов австралопитека нашли в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Жили австралопитеки около 2,6 млн. лет назад.
Австралопитек был похож на обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижние конечности длиннее передних, ходил он на двух ногах. Руками он собирал плоды и коренья, держал предметы, выполнял простейшие движения.
Первыми орудиями труда древнейшего человека были палка-копалка, заостренный камень, дубина . С их помощью он добывал себе пропитание. Первые орудия труда человек в основном изготавливал из камня. Они были очень грубыми и примитивными. Так как орудия труда делались в основном из камня, ученые называют этот период «каменным веком».
Ученые называют первого человека «человеком умелым». Самые ранние его останки были найдены в Африке, в Кении. Он жил 1 млн. 750 тысяч лет назад.
Первые находки питекантропа относятся к концу XIX века, когда в 1891-1892 гг. голландский доктор Евген Дюбуа во время раскопок на острове Ява обнаружил древние человеческие останки (черепная крышка и длинные кости нижних конечностей).
Череп характеризуется примитивной структурой и сохранением ряда обезьяньих признаков: выступающие надбровные дуги, отсутствие подбородка, малая высота черепной коробки. Рост – 1,5 м. Выпрямленное положение, хотя и менее устойчивая походка на полусогнутых ногах. Нет прямых доказательств того, что питекантроп изготавливал орудия труда, так как с ним не найдено никаких остатков каменной индустрии.
Синантропы жили 500-200 тысяч лет тому назад. Обнаружены в 1927 г. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина, Китай. После первой находки были проведены масштабные исследования в пещере, в результате которых за 10 лет были обнаружены кости примерно 40 индивидов.
Ценность находки в том, что были обнаружены останки как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Рост примерно 1,5 м, строение конечностей и туловища сходно с современным. Выпрямленное положение туловища при ходьбе.
Каменные изделия изготовлены, главным образом, из песчаника, кварца, а также отчасти кварцита, вулканических пород, роговика и кремня.
Питекантроп и синантроп получили в науке название «людей прямоходящих».
Занятия древнейших людей. Охота, собирательство
Умели добывать огонь. Питались почти исключительно мясом, добываемым в результате охоты на крупных животных, широко был распространен каннибализм. Появились первые мистические (религиозные) верования: неандертальцы первыми из людей стали хоронить умерших, погребение было обрядом, зарождаются первые религиозные представления.
Жили люди не в одиночку, а группами (коллективами), которые ученые называют человеческим стадом. Все в стаде от мала до велика занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
Важнейшим занятием древних людей была охота. Существовало несколько способов коллективной охоты на диких животных:
Охота на диких животных была сложным, опасным занятием и очень травмоопасным. Поэтому люди объединялись для совместной добычи пищи и защиты от зверей.
Глоссарий
Развитие – необратимые, закономерные, последовательные изменения в объектах и явлениях окружающей действительности
Эволюция – процесс развития человечества от простого к сложному
Персоналии
Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) – естествоиспытатель, создатель теории происхождения человека от обезьяноподобных существ. Основные труды: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека» (1871 г.).
Дополнительная информация
Происхождение человека. Отрывок из древнего вавилонского мифа : «. Когда небо было устроено и засияли на нем светила и звезды, принялся Мардук (верховный бог) за землю. Создал он сначала растения, сотворил многочисленных животных, потекли реки по лугам и полям, в зеленый покров оделась земля. Но не было никого в мире, кто почитал бы богов, никто не строил им храмов, не приносил жертв, не славил богов в молитвах и гимнах.
Обратился Мардук к богам и сказал: «Вот я соберу кости и кровь и сделаю человека, пусть он служит нам!»
И решили боги, что одним богом надо пожертвовать, надо принес ти его в жертву богам, чтобы из крови его сделать человека. Пал выбор на бога Кингу. И убили боги Кингу, собрали его кровь и принесли Мардуку. Смешал Мардук кровь Кингу с глиной и вылепил человека.
Так сделал Мардук небо и землю, сотворил на земле растения и животных, и сделал человека, и стали люди служить богам, чтобы боги имели покой. » (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.10)
Миф народов Центральной Америки
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» – уговорились они. Сказано – сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», – решили боги. Они нашли этот благородный материал — белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.21-22)
Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)
Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не преврати лась в человека — предка рода Черепахи. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)
«Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже. комки беспомощных существ со склеенными па льцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобны ие человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на :форменные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом от делила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурингой (хранительницей души). » (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.22)
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла. (Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.24)
Облик древнего человека и его занятия.
В пещере Чжоукоудянь (в Китае) были раскопаны остатки лаге ря древнейших охотников (более 40 индивидуумов). Ученые иссле довали скелеты и пришли к выводу о том, что это были существа среднего роста и плотного телосложения, у них была малая высота черепной коробки, резко выраженный надбровный валик, отсут ствовал подбородочный выступ, были крупные зубы. Рядом с ними были найдены многочисленные разнообразные орудия, например, ручные рубила. Эти первобытные существа уже убивали таких круп ных животных, как олени, газели, дикие лошади и даже носороги. Слой золы в пещере достигает нескольких метров. ( Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. Конспекты уроков для учителя истории: 5 кл. История Древнего мира: В 3 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч. 1. – С.41)
Ho это была не обезьяна; сутулая фигура крепко стояла на ногах, а длинные, ниже колен, руки не опирались на землю по-обезьяньему. В одной руке странное существо держало камень с грубо заостренным краем, в другой — тяжелую дубину.
Озираясь и останавливаясь на каждом шагу, существо сделало несколько осторожных шагов в сторону дуба. Оно глубоко втягивало воздух широкими ноздрями плоского носа, стараясь уловить запахи, которые бы предупредили его об опасности. Но неподвижный воздух ничего не сказал ему. Существо сердито оскалилось, оглянулось и издало приглушенный, отдаленно напоминающий членораздельные звуки крик. Тотчас же кусты орешника зашевелились снова: такие же сутулые и мохнатые фигуры молча скользнули в густой траве и сбились вокруг своего предводителя в тесную кучу…» (Радзиевская С. Рам и Гау. Казань, 1967, с.4-5. или Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. М., 1961. – С. 15-16)
Занятия древнейших людей
Крашенинников С. П. «Описание земли Камчатки»
«. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.
Фольц В. «В девственных лесах Суматры».
«Двое других были заняты около толстого гнилого пня, который они прилежно рубили каменными топорами.
Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки, иногда обеими руками кладя их в рот.
Миклухо-Маклай Н. Н. «На берегу Маклая»
Используемая литература и источники
1. Байпаков К.М. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Рауан, 1994.–96 с.
2. Садыков Т.С., Толеубаев А.Т., Халидуллин Г., Сарсекеев Б.С. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы:Атамура, 2006. –160 с.
3. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: Аруна, 2002. – 224с.
4. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 252с.
5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк).- Алматы,1993. – 416с.
6. Археологические исследования в Казахстане. – Алма-Ата, 1973.