Что изучает инженерная психология кратко

инженерная психология

Полезное

Смотреть что такое «инженерная психология» в других словарях:

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации человеко машинных систем; выработки научных… … Финансовый словарь

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Большой Энциклопедический словарь

Инженерная Психология — раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при… … Психологический словарь

Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Задачи И. п.: анализ распределения функций между человеком и… … Российская энциклопедия по охране труда

инженерная психология — эргономика — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы эргономика EN human engineering … Справочник технического переводчика

Инженерная психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Инженерная психология (от … Википедия

Инженерная психология — одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и… … Большая советская энциклопедия

инженерная психология — направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40 е гг. 20 в. как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия… … Энциклопедия техники

инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Энциклопедический словарь

инженерная психология — rus инженерная психология (ж), организация (ж) труда eng human engineering fra ergonomie (f) deu Anthropotechnik (f) spa ingeniería (f) humana … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Источник

Лекция 1. Инженерная психология как область психологического знания

Что изучает инженерная психология кратко

Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии.

2. Исторические этапы развития инженерной психологии.

3. Методы инженерной психологии.

4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.

1. Объект, предмет и задачи инженерной психологии.

Инженерная (техническая) психология (от фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — это практически ориентированная отрасль психологической науки, предметом которой является изучение объективных закономерностей взаимодействия человека с техническими устройствами в целях их проектирования и применения в эффективном, надежном и безопасном режимах работы.

Предпосылки возникновения инженерной психологии:

1. Развитие технического прогресса, механизации и автоматизации производства.

2. Появление множества новых профессий, связанных с техникой и компьютером.

3. Широкое применение машин, вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования.

4. Постоянное усложнение деятельности человека, выполняющего функции оператора из-за непрерывного совершенствования техники и автоматизации производственных процессов.

5. Рост травматизма и функциональной заболеваемости людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

6. Недостаточная эффективность техники, ее высокая аварийность в свя­зи с неудовлетворительным учетом в конструкции этих систем функциональных воз­можностей человека и психологических закономерностей.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

Объект инженерной психологии – взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство (калькулятор, самолет, компьютер и т. д.), посредством которой он (они) осуществляет трудо­вую деятельность. Инженерная психология охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств, рассчитанных на восприятие, представление, мышление человека, на его действия.

Предмет инженерной психологии – психологические закономерности взаимодействия человека и техники и пути оптимизации этого взаимодействия, в том числе процессы приема, перера­ботки, хранения информации человеком, принятия решения и психической регуляции управляющих действий. Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора и тем сложностям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе выполнения сложных заданий.

Проблема человеко-машинного взаимодействия определяет и главную цель инженерной психологии — повышение эффективности и безопасности функционирования систем.

Задачи инженерной психологии:

Общие теоретические задачи:

1. Максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса).

2. Максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности).

3. Рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек-техника».

Часто человек допускает ошибки не потому, что он не овладел профессией, а потому, что его психофизиологические возможности ограничены: скорость передаваемой информации превышает возможности органов чувств, форма сигналов оказывается трудной для осмысливания ее человеком. Если при создании новой техники не будут учтены закономерности восприятия, внимания, памяти и мышления, психические свойства человека и динамика его психических состояний, то это означает, что уже в самой создаваемой технике «закладывается» человеческая ошибка.

Частные практические задачи:

— Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельности оператора.

— Изучение перцептивных и мнемических процессов преобразования информации человеком-оператором. Преобразование информации человеком включает в себя четыре этапа: прием информации, переработка принятой информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий.

— Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем «человек-машина».

— Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

— Исследование функциональных состояний оператора

— Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профессиональный отбор, обучение, формирование коллектива, тренировка).

— Инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина».

2. Исторические этапы развития инженерной психологии.

В России официальное возникновение инженерной психологии принято связывать с организацией в октябре 1959г. в ЛГУ лаборатории индустри­альной психологии, руководителем которой был Б. Ломов. Широкую известность получила вышедшая в 1963 г. в издательстве Ленинградского университета моногра­фия Б. Ломова “Человек и техника”. Она явилась программным научным трудом, послужившим толчком к проведению широ­ких исследований по основополагающим теоретическим и при­кладным вопросам инженерной психологии.

Этот этап развития инженерной психологии называют этапом активного накопления эмпирического материала, который впоследствии лег в основу соответствующих практических и методических рекомендаций, инженерно-психологических нормативов, прак­тических пособий, справочников, учебников, монографий.

Как самостоятельная наука инженерная психология первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи инженерной психологии сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовке операторов, выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек-машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п.

В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приема и переработки информации человеком, а в 60-х гг.- общие принципы организации взаимодействия человека с ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д.

2. этап. Теоретическое оформление инженерной психологии (60-90 гг 20 века).

В условиях постоянно возрастающей роли человеческого фактора в современном производстве инженерной психологии придается все большее значение.

В инженерной психологии начинается процесс аккумуляции научного знания, формирования оригинальных авторских концепций, более глубоко и широко начинают осмыс­ляться ее методологические основания.

    Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

      принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда); принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует); принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства); принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ); принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Основные теоретические концепции инженерной психологии:

4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора, что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.

Развитие современной инженерной психологии направлено на комплексное решение задач повышения производительности труда, улучшения условий и гуманизации труда человека, управляющего современной сложной техникой.

Основные прикладные направления инженерной психологии: системотехническое и эксплуатационное.

Перспективы развития инженерной или технической психо­логии:

• дальнейшей разработка теории профессиональ­ной деятельности человека в современных системах “чело­век — техника”, прежде всего компьютеризированных;

• совершенствовании методов профессиональной ориентации, отбора и профессиональной подготовки человека для сис­тем “человек — техника”.

3. Методы исследований в инженерной психологии

Среди психологических методов, используемых в инженерной психологии, различают:

1. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью. )предназначены для ис­следования процесса профессиональной деятельности человека-оператора, при функционировании СЧМ, оценки деятельности человека, анализа его ошибок и факторов внешней среды.

Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий оператора. Анализ ошибок позволяет наметить реальные пути их устранения. Так, например, отечественный психолог занимался анализом ошибок, допускаемых работницами механизированного учета при набивке перфокарт. Всего было изучено более 80 тыс. ошибочно перфорированных карт. Анализ показал, что ошибки носят сенсорный, а не моторный характер. В соответствии с этим была изменена методика обучения работниц: обучение было направлено на формирование необходимых сенсорных навыков.

Наблюдение обычно дополняется беседами с операторами и анкетированием. Метод опроса является обычно вспомогательным при психологическом изучении деятельности.

Беседу необходимо проводить как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными операторами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем устная беседа, но обладает возможностью формализовать обработку полученных ответов.

Метод опроса может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые трудно поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора. Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определенные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Но в силу искусственности результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека.

Причины: во-первых, в лабораторных условиях трудно имитировать некоторые ситуации реальной деятельности (например, стрессовые ситуации, необходимую мотивацию и ответственность испытуемого за совершенные действия и т. п.).

Во-вторых, в лабораторном эксперименте воздействия на испытуемого имеют случайный для него характер (испытуемый, как правило, не знает их предыстории). В реальной жизни испытуемый реагирует зачастую не на истинное значение раздражителя, а на его отклонение от уже известного.

В-третьих, в лаборатории трудно воссоздать все реальные факторы, влияющие на результаты деятельности оператора. Статистическая значимость лабораторных данных не всегда совпадает с практической значимостью.

Лабораторный эксперимент может быть двух видов: синтетический и аналитический.

При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Используют для этого различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы.

При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности. Этот вид эксперимента применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности.

Тестовые испытания применяются для решения задач профессионального отбора, контроля состояния оператора. Но есть ограничения в применении тестов, и они обусловлены следующим:

1. Тест применяется для оценки того или иного психического качества человека, как правило, вне связи с реальной деятельностью.

2. Для целей профессиональной подготовки более важно знать не наличный, а потенциальный уровень возможностей и способностей человека.

Одним из наиболее продуктивных методов изучения деятельности оператора является естественный эксперимент, который может проводиться в различных формах. Простейшей формой является решение «вводных задач» (например: «Случилось то-то, что Вы будете делать?»). Лучший результат будет получен в том случае, если эти отклонения будут незаметно для испытуемого введены в трудовую деятельность (например, выключение мотора, изменение регулировки, имитация неисправности и т. д.).

3. Методы психологической поддержки и сопровождения эф­фективной, безопасной и надежной деятельности человека в системах “человек — техника включают методы: психической саморегуляции и самовосстановления человека, психоконсульта­тивной беседы, индивидуальной и групповой тренинговой и пси­хотерапевтической работы с персоналом систем “человек — тех­ника”, музыкотерапии, двигательной терапии и др.

4. Психофизиологические и персонологические методы позво­ляют исследовать организацию психофизиологических функций человека-оператора в процессе деятельности, оценивать и конт­ролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффективность деятельности, особенности прояв­ления его личности и индивидуальности. С помощью этих ме­тодов исследователи пытаются понять, каким образом удается координировать процессы, лежащие в основе управляющих дей­ствий оператора и необходимые условия для поддержания жизне­деятельности и развития личности. С целью изучения физиологических процессов человека во время производственной деятельности, а также с целью выявления предельных возможностей организма при внештатных ситуациях проводятся следующие измерения: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма, электроокулограмма, пневмограмма, речевой ответ.

5. Математические методы применяются для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений). Рассмотренные выше психологические и физиологические методы могут быть применены лишь в реально существующих человеко-машинных системах или при наличии работающих макетов, имитаторов или испытательных стендов. Когда система еще находится на стадии проектирования и в чертежах, применение этих методов просто невозможно. Именно в таких случаях имеют место математические методы.

Под математическим методом понимается исследование деятельности оператора с помощью математических моделей, под которыми понимается некоторый математический объект (формула, уравнение, неравенство и т. д.), соотносимый с реальным процессом (деятельностью оператора). Исследование деятельности оператора в этом случае заключается в исследовании формул или решении уравнений и их систем.

6. Методы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий. );

4. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.

Инженерная психология как новая отрасль практической психологии воз­никла на рубеже наук с выраженным акцентом на психологи­ческое содержание и практическую направленность. При этом в отличие от других отраслей и направлений практической психологии она создана на стыке гуманитарной и технической сферы знаний и использует принципы и методы обеих сфер, соединяя и преломляя их в технически ориентированное при­кладное направление практической психологии.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др. Так, в решении своих задач инженерная психология опиралась прежде всего на общую и экспериментальную психологию, гигиену и психологию труда, социальную психологию, техническую эстетику.

Отношение инженерной психологии к смежным областям знаний: инженерная психология и психология труда; инженерная психология и эргономика; инженерная психология и НОТ.

Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономика. Эргономика в переводе с греческого означает «закон работы». Эти две отрасли знаний настолько тесно связаны, что содержание учебников по этим дисциплинам совпадает на 70%. Тем не менее объекты и предметы этих наук не тождественны.

Что изучает инженерная психология кратко

Компоненты эргономики и их связи, объединенные в структуру, тесно соприкасающуюся с инженерной психологией [26].

Объект эргономики – Система «Человек – Техника – Среда» (СЧТС). Причем среда делится на физическую, химическую, социальную.

Предмет эргономики – трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней среды.

Что изучает инженерная психология краткоТ. о. инженерная психология является составной частью эргономики. Эргономика синтезирует ряд наук и предполагает комплексное исследование объекта: социальное, психологическое, физиологическое, антропометрическое, эстетическое, экономическое, медико-гигиеническое.

Основные проблемы инженерной психологии и эргономики: рост нервно-психических заболеваний (т. н. «индустриальный стресс»), текучесть кадров и вытекающие отсюда проблемы переподготовки и адаптации, травматизм (производственный, транспортный и бытовой), эффективность СЧТС.

Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия).

Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

Источник

Вопрос 1. Инженерная психология как отрасль психологической науки

Что изучает инженерная психология кратко Что изучает инженерная психология кратко Что изучает инженерная психология кратко Что изучает инженерная психология кратко

Что изучает инженерная психология кратко

Что изучает инженерная психология кратко

Тема 5. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

Вопросы:

Инженерная психология как отрасль психологической науки.

Психологические аспекты эргономики рабочего места.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: 2006.

2. Златин П.А. Социология и психология труда. Часть I. Часть II. – М.: 2007.

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства – М. 2005.

4. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006.

Вопрос 1. Инженерная психология как отрасль психологической науки.

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дис­циплина, изучающая объективные закономерности процессов инфор­мационного взаимодействия человека и техники с целью использова­ния их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина «(СЧМ). Процессы информационного взаимо­действия человека и техники являются предметом инженерной психологии». Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инже­нерной психологии — система «человек как субъект — сложная тех­ника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда — это «опера­тор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация тру­да человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработ­ка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспо­минаний, восприятий, чувств)».

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательно­го отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо «подвоха». В таких условиях сама группа не замедлит воспользовать­ся возможностью и «протестирует» психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных челове­ческих качеств (например, чувство юмора)». Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно вклю­чает и труд самого психолога.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инже­нерной психологии:

1. Методологические задачи — определение предмета и задач исследования (т. е. уточнение предмета); разработка новых мето­дов исследования; разработка принципов исследования; установ­ление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик опе­ратора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построе­ния элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффектив­ности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; раз­работка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженер­ных психологов со смежными науками: управлением, техничес­ким конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психо­логии являются:

§ принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

§ принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

Что изучает инженерная психология кратко

§ принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого челове­ка, а затем и технические устройства);

§ принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах — проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

§ принцип комплексности (необходимость развития междисцип­линарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологичес­кие концепции инженерной психологии, по А. А. Крылову.

Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой кон­цепции на первом этапе в основном использовался опыт других наук «для выработки рекомендаций по учету человеческого фак­тора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизирован­ных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на на­чальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (ос­новная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, прида­ток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцент­рический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).

Главная идея основной концепции — общность закономернос­тей процессов управления в живых и неживых системах (как в ки­бернетике). Все основные функции управления передаются челове­ку-оператору, а реализация этих функций — преобразование ин­формации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разно­образием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выра­жается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) «на­туральный» обмен информацией (начиная с простейших организ­мов — раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (чело­веческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).

Концепции информационной модели, информационного поиска и эк­вивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинченко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта уп­равления и осуществляет свою работу «дистанционно». Это озна­чает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Требования («правила») построе­ния информационной модели основаны на главном правиле — учете возможностей самого человека — и конкретизируются в сле­дующем: 1) модель должна отражать только существенные взаи­мосвязи в системе управления; 2) она должна строиться на осно­вании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) мо­дель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характе­ристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложно­сти выполняемых операций.

«Эквивалентное звено системы» (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хохлову) — это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого ком­плекса — передача и переработка информации.

Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции — определение качества работы по ко­личеству обрабатываемой информации. Количественная оценка по­зволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность от­дельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: 1) операции заканчиваются вы­дачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т. п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об от­сутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. ре­шением не выдавать информацию вовне.

Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежно­сти. Разными авторами предлагаются конкретные способы коли­чественной оценки труда оператора. Например, Г. М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологи­ческих характеристики деятельности оператора. В основе — состав­ление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для ана­лиза и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т. е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются «опе­раторами), что позволяет судить об интенсивности рабочего про­цесса, его логической сложности и стереотипности.

Выделяются следующие критерии оценки надежности челове­ка-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; сред­нее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т. п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек—машина» (СЧМ). Система (в общей те­ории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из от­дельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким об­разом, единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

§ по степени участия в работе системы человека: 1) автоматичес­кие (работающие практически без человека); 2) автоматизиро­ванные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без примене­ния сложных технических средств);

§ по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (че­ловек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокаци­онные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру­ющие установки, макеты);

§ по характеристике «человеческого звена» («человеческого фак­тора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или опе­ратор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бри­гада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работа­ют на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью опе­раторов);

§ по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель—автомобиль»); 2) ча­стичное стохастическое (например, система «оператор—компью­тер, ЭВМ», «наладчик—станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаи­модействие;

§ по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инстру­ментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инстру­менты и приборы, которые отличаются высокой точностью вы­полняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого че­ловека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) слож­ные человеко-машинные системы (включают целую систему взаи­мосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до «человек—человек—машина» как некая иерархия более простых систем).

Традиционно выделяются следующие показатели качества сис­тем «человек—машина» (СЧМ):

Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичность. В целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость системы (социально-психологические и психологические харак­теристики; возможность контролировать систему); 2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие систе­мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) обитае­мость (соответствие гигиеническим требованиям).

Основные показатели работы систем «человек—машина»:

1) быстродействие (определяется временем прохождения ин­формации по замкнутому контуру «человек—машина», т.е. вре­мя, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сиг­нал);

2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно­сти правильного решения задач оператором);

3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже установ­ленного времени);

4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности
травм и аварий);

5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко­личество информации, перерабатываемой автоматическими уст­ройствами);

6) экономические показатели (полные затраты на проектиро­вание, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям можно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер­ной психологии современные математико-статистические средства. Классификация основных условий (элементов), определяющих эф­фективность труда:

1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (есте­ственная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растения, животные);

2) психофизиологические («трудовые») элементы — физическая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в кг рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность;

3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахо-композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз­ки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально-психологические элементы — сплоченность кол­лектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидер­ство, производственные конфликты); внепрофессиональные фак­торы (бытовые условия, семейные отношения).

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.

Для лучшего понимания специфики операторского труда по­лезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных про­фессий. В. П. Зинченко и В. М. Мунипов выделяют следующую ти­пологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вруч­ную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеха­низированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание):

Сами операторы (см. выше — первая группа рабочих профессий) подразделяются на перечисленные ниже основные группы:

§ операторы-технологи (непосредственно включены в техноло­гический процесс, работают по четкой инструкции);

§ операторы-манипуляторы (управляют различными механизма­ми-манипуляторами, где машина — усилитель мышечной энер­гии);

§ операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе вре­мени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к от­сроченному;

§ операторы-исследователи (используют различные образно-кон­цептуальные модели — это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

§ операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе — через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяют следующие особенности труда операторов в совре­менных условиях:

§ с развитием техники увеличивается число объектов (парамет­ров), которыми надо управлять;

§ развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов — необходимость

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *