Что изучает институт географии

Специальность «География» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Для того чтобы поступить на бакалавриат, во-первых, нужно иметь хорошие отметки в аттестате, так как они формируют средний балл вашего «диплома» о среднем образовании. Эта оценка непременно учитывается приемной комиссией.

Вторая задача – успешно сдать экзамены. Ни один вуз не может показать вам четкие границы, сказать о необходимом для поступления балле. Преподаватели могут лишь посоветовать, основываясь на результаты прошлых годов. Это происходит потому, что итоговая проходная оценка зависит от отметок в аттестате и по экзаменам конкретных поступающих; для каждого года – индивидуально. Именно поэтому так важно сдать тесты по указанным выше дисциплинам на «отлично».

Основная задача бакалавров этой специальности – изучение географии и ее разделов, а также использование данной науки на практике. Это и проектирование, и производство, и контроль, и администрирование и другие «формы» работы. Хозяйственное и административное управление, государственное и территориальное планирование, предпринимательская деятельность не обходятся без географических знаний. Каждый из нас ездит отдыхать хотя бы раз в несколько лет. И этим самым отдыхом тоже занимаются географы, специалисты по туризму.

Сроки обучения

Срок подготовки бакалавра по специальности «География» составляет четыре-пять лет в зависимости от выбранной формы обучения. «Очники» обучаются четыре года, любители других форм обучения (заочная, дистанционная, вечерняя, смешанная) – пять лет.

О специальности

Особенность данной специальности состоит в том, что она предоставляет студентам возможность изучать дисциплины различных циклов: от естественно-научного до социально-экономического. По мере обучения географы обучаются всему необходимому для участия в разнообразных дальних практиках, конференциях и научных исследованиях.

Лучше всего данная специальность подходит тем, кто увлечен науками о Земле, интересуется географией, однако еще не определился с конкретным направлением. Программа бакалавриата по географии включает в себя все важные разделы этой науки, позволяет ознакомиться с ними всеми в равной степени. Даная особенность предоставляет отличную возможность получить предложения от самых разных учреждений по разнообразным профессиям в будущем.

Учебный план и изучаемые дисциплины

Как и студенты, обучающиеся другим направлениям, будущие географы изучают дисциплины различных циклов, а именно: высшую математику, химию, политологию, правоведение, физику, информатику, иностранный язык, философию, экономику, социологию и т.д.

Естественно, не обходится и без профильных предметов. Как уже говорилось, специальность «География» «многопрофильная», она готовит специалистов в самых разных областях. Нужно быть готовым разбираться во всех разделах географии, а также к сдаче большого количества экзаменов. Студенты, которые предпочли данное направление как профильные предметы учат:

Получаемые навыки

Итак, помимо общих знаний во всех областях географии, вы также получите навыки:

Професии, связанные с географией: кем и где работать?

Бакалавриат по специальности «География» сулит неплохие возможности. Как минимум, вы можете продолжить обучение в магистратуре сразу на нескольких специальностях. Это отличный выбор для тех выпускников, которые желают связать свою жизнь с научной деятельностью. Более того, можно также пойти преподавать в школы, училища или колледжи.

Что касается трудоустройства, то здесь еще больше вариантов, Вы можете работать в:

Что касается зарплаты, то здесь трудно сказать однозначно. Минимум составляет 20-40 тыс. руб. – так зарабатывают сотрудники научно-исследовательских институтов или учебных заведений. Что касается представителей других направлений, то их «награда» за работу куда выше и зависит от конкретной должности (или хотя бы отрасли).

Выпускник сможет трудоустроиться:

Источник

Какие предметы изучают на геофаке

Что изучает институт географии

Профессий, связанных с географией, довольно много, и они очень разные. А всё потому, что данная дисциплина охватывает очень широкие области знаний: как естественно-научные, так и социально-экономические.

Какие же предметы входят в учебную программу географического факультета и позволяют сформировать у будущих специалистов столь широкий кругозор? Вы узнаете из нашей статьи.

Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать свежие новости из мира образования. И заглядывайте в специальный Telegram-канал, в котором мы собираем актуальные акции и скидки.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Географическая наука в вузах России

Специальность «География» представлена в 55 российских университетах. Среди них ведущие вузы страны:

Чтобы разобраться, что же изучают на геофаке студенты всех специализаций, мы решили посмотреть образовательную программу географического факультета МГУ. Здесь на 15 научных кафедрах обучают географов разных направлений подготовки.

Что изучает институт географии

Диплом географического вуза станет преимуществом, если вы хотите работать в туризме

Что изучают на географическом факультете

Университетская образовательная программа для географов разрабатывается таким образом, чтобы будущие специалисты получили не только теоретические знания по всем направлениям, но и практические навыки. Это им поможет в дальнейшем успешно пройти геологические практики и экспедиции и определиться с более узкой специализацией, чтобы глубже исследовать интересующую область.

Для формирования таких фундаментальных навыков нужен основательный подход. Поэтому все предметы на географическом факультете разделены на четыре блока:

Гуманитарные дисциплины

География — это не только наука о природных явлениях, но и о человеке и его деятельности, поэтому все студенты естественно-географического и других профилей в обязательном порядке изучают гуманитарные дисциплины. Это позволяет сформировать широкий кругозор, понимать основы, на которых базируются академические знания, развивать критическое мышление и другие полезные soft skills. Среди них:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Фундаментальные естественные дисциплины

Естественные науки очень важны для любого географического направления. Ведь это необходимый инструментарий, который позволяет исследовать проблемные вопросы, решать профессиональные задачи и приходить к точным выводам. Поэтому изучение фундаментальных дисциплин всегда входит в образовательную программу географического факультета. Давайте перечислим некоторые естественно-научные предметы из этого списка:

Что изучает институт географии

Часто географию выбирают люди, влюблённые в красоту природы

Фундаментальные общепрофессиональные дисциплины

Изучение разных разделов географии позволяет студентам получить нужный уровень знаний, теоретическую и практическую подготовку, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее привлекательную специализацию. Какие же предметы относятся непосредственно к географическому профилю знаний? Среди них:

Специализированные курсы по профилю подготовки

Помимо общеобразовательных и профильных предметов студент должен посещать специализированные курсы в рамках выбранного направления. Это помогает будущим географам погрузиться в нюансы будущей профессии и понять, насколько они готовы двигаться в этом направлении дальше.

Практические занятия на геофаке

Важная составляющая учебного процесса на географических факультетах — это полевые и научно-производственные практики. В МГУ имени М.В. Ломоносова они занимают более 25% от общего объёма всех занятий. Как правило, такие экспедиции проводятся летом на учебных базах или профильных предприятиях.

Студенты географических вузов могут отправится на практику не только в разные уголки нашей необъятной родины, но и за границу. А материалы, которые удастся собрать во время исследовательской экспедиции, часто становятся основой для написания курсовой или дипломной работы географии.

Практики по каким направлениям точно ждут студентов-географов:

Что изучает институт географии

Географ может легко и быстро найти даже самую крошечную страну на глобусе

Прежде чем поступать в университет на географический факультет, уточните, по какой учебной программе проходит обучение и какие предметы оно включает. Это позволит изначально оценить возможные перспективы для профессионального развития и лучше подготовиться к вступительным экзаменам.

А если понадобится помощь в учёбе и написании разных видов работ по любым предметам, в том числе и контрольных по географии — смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Что изучает институт географии

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Географические институты

Полезное

Смотреть что такое «Географические институты» в других словарях:

Экономическая география — экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

АНАТОЛИЯ — Географические условия. Область древней Анатолии как культурной общности приблизительно совпадает с территорией современной Турции. Сердце страны плато, высотой 900 м над у.м. На севере свободному доступу к Черному морю мешают покрытые густыми… … Энциклопедия Кольера

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Югославия — (Jugoslavija, Jyгославиja) Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja). I. Общие сведения Ю.… … Большая советская энциклопедия

Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Источник

Работы у географов по-прежнему много: чем занимается сейчас одна из древнейших наук о Земле

По инициативе Русского географического общества с 2020 года в нашей стране отмечают День географа. История географической науки восходит к древним египтянам и античным грекам. За пять с лишним тысяч лет человечество успело детально изучить свой общий дом, и некоторым нынешним «недорослям» сложно понять, для чего нужна география, если давно существуют не только извозчики, но и сервисы «Яндекса». О современном состоянии и задачах одной из самых «заслуженных» сфер познания Земли рассказал в беседе с РГО доктор географических наук, член-корреспондент РАН, декан географического факультета МГУ имени Ломоносова Сергей Добролюбов.

— Сергей Анатольевич, чем занимаются географы в наш век, когда многим кажется, что всё на Земле давно открыто, описано и нанесено на карты?

— То, что мы называли географическими открытиями, почти закончилось. Но наука, и география в частности, не просто перечисление фактов: здесь есть остров, сюда впадает река. Это — закономерности, почему так получилось. География как раз исследует закономерности пространственной организации природных, природно-социальных, социально-общественных систем.

dobrolubov2.jpg

Что изучает институт географии

Конечно, очень сильно изменились методы географии и возникли новые тенденции, которых раньше не было, даже в XX веке. Это некая интеграция тех наук, которые мы называем географическими. Пошла «экологизация», человек гораздо больше стал задумываться о том, почему изменяется климат, изменяются компоненты природной среды, происходит её загрязнение, какие факторы, в том числе природные, приводят к ухудшению здоровья населения. Всё это — ответ на влияние человеческой деятельности на природную среду.

Чтобы говорить об оценках воздействия на природную среду, нам нужно много междисциплинарных характеристик. Раньше оценки делали в рамках отдельных наук — в географии есть гидрология суши, ландшафтоведение, география почв, океанография как часть океанологии, климатология и другие дисциплины. Междисциплинарный характер воздействий человека на природную среду требует комплексных подходов. Это экологические экспертизы проектов, влияния различных природных и антропогенных явлений на природу, социум и экономику.

na_severnom_sklone_hr._daneduk_v_rayone_veduchi.j_avtor_foto_kolbovskiy_e.yu_._.jpg

Что изучает институт географии

Кроме того, произошли серьёзные технологические изменения. Наука начинается тогда, когда есть цифры, есть количественные критерии. Раньше география страдала от того, что их было мало, было трудно достать информацию. Сейчас процесс получения информации вышел на новый уровень. В первую очередь это дистанционное зондирование при помощи спутников, а теперь ещё и беспилотных летательных аппаратов. Абсолютно новый уровень оценки информации о природной среде, температуре, содержании того или иного элемента с помощью всевозможных зондов, сенсоров. Новый уровень возможностей и точности приборов, которые дают нам, к примеру, значения концентрации природных элементов, загрязнений. Данные сейчас могут поступать в режиме онлайн, непрерывно. И компьютерная обработка, моделирование, которое всегда было в гидрометеорологии, но в другие географические науки проникало с трудом. Сейчас моделирование вышло на более широкий уровень. Это так называемое моделирование Земной системы: биохимические циклы внутри географической оболочки, потоки аэрозолей, течения в океане. Поскольку компьютерные модели развиваются уже на более высоком уровне, мы выходим на прогноз. Причём не на одну или две недели, а прогноз на десятилетия.

Долгосрочными прогнозами занимается, к примеру, Межправительственная группа экспертов по изменению климата. Неделю назад вышел новый обзор, над которым работало большое количество людей, связанных с географическими науками. И это как раз описание воздействия на природную среду в ближайшие десятилетия на основе ансамбля прогностических моделей.

— Получается, что у географов работы по-прежнему много?

— Много. Мы не забываем, что география состоит из множества наук. Это мы ещё про общественную географию не начали говорить. А ведь был не так давно доклад Всемирного банка, в котором дали прогноз, что могущество стран будет определяться в том числе и географическими факторами. Это тоже очень важный аргумент. Поэтому всё, что связано с общественной географией, тоже очень важно.

Это всевозможные вопросы, связанные с прогнозированием изменений в размещении экономики, какие-то большие инновационные инфраструктурные проекты, к примеру арктические. Их влияние и на природную среду, и на экономическую ситуацию.

Очень активно в последние десятилетия развивается рекреационная география. Проектирование рекреационных территорий, так называемая туристская дестинация — куда повезти людей на отдых. Это тоже задача географии. И она, кстати, сейчас активно решается в Арктике. В том числе за счёт отдыха на судах. Мы понимаем, что гостиницы строить дорого, а судно можно пришвартовать, на нём возить в очень интересные места и размещать туристов.

n.l._frolova_gornaya_praktika_gidrologov_v_shvecii.jpg

— Можно ли назвать географию структурной наукой, которая пронизывает все сферы деятельности человека?

— Безусловно! Особенно хорошо мы понимаем это сейчас, когда у каждого в руках мобильный телефон с глобальным позиционированием. У нас очень много вещей завязано именно на пространственное расположение того или иного объекта. Начиная с простой навигации для пешехода или для машины и кончая информацией, которая нужна каждому из нас. О загрязнении воздуха, например. Человек болеет астмой, ему идёт личный прогноз для конкретного квартала родного города: ситуация со скоростью ветра, замутнённостью атмосферы. Вся спутниковая информация, полученная при помощи моделей, приходит к нему и говорит: «Пожалуйста, сегодня останьтесь дома! Дым от пожаров в Якутии достиг вашего города, если вы страдаете таким-то набором болезней, лучше сегодня вам не выходить».

— А сколько существует географических наук внутри самой географии?

— Оценить очень трудно. Принадлежат ли они географии или как-то с географией соприкасаются, тоже сказать трудно. Есть система естественных наук, наук о Земле. Она довольно большая: науки об атмосфере, науки об океане и так далее. Это мы говорим только о физической части географии. Вообще говоря, в отличие от всего мира, в России география преимущественно физическая. В других странах она в основном общественно-политическая и экономическая. Так сложилось у нас с советских времён. Были большие планы, связанные с освоением далёких территорий, поиском и использованием полезных ископаемых, надо было строить новые дороги, смотреть, как эти месторождения влияют на окружающую среду.

А экономическая география в России развита в меньшей степени, хотя есть прекрасные учёные. Вопросы, связанные с размещением производительных сил, с влиянием и стоимостной оценкой того или иного нового проекта, должны решаться.

ekspediciya_nso_na_valday_.jpg

Что изучает институт географии

— Когда я был студентом, на кафедру экономической географии зарубежных капиталистических стран был огромный конкурс. Попасть туда было очень сложно. Сейчас на геофаке МГУ 15 кафедр. Какая из них самая популярная?

— Этот год ещё не показательный, на географическом факультете ведь распределение по кафедрам после первого курса. А на первый курс набирают уже на направления. Я могу назвать несколько кафедр, куда конкурс почти всегда большой, когда на втором курсе начнут распределять. Это у нас как отдельное направление, картография и геоинформатика. Очень популярно и высокий конкурс. Последние годы очень хорошо идут в геохимию ландшафтов и географию почв — очень сильная кафедра, возглавляемая Николаем Сергеевичем Касимовым. Хорошо идут на экономическую географию не только зарубежных стран, но и России. Люди понимают, что у них будет работа, которая принесёт стабильный доход и позволит сделать карьеру. Очень хорошо идут в гидрологи суши. Они всегда при работе, большие договоры. Если человек хочет заниматься фундаментальной наукой на хорошем уровне с моделированием, с удовольствием идут на метеорологию и климатологию. Сильные ребята пошли, победители международных конкурсов. На мою кафедру океанологии тоже хорошо идут. Именно последние несколько лет очень нужны океанологи в прикладных работах. Определённые участки наших северных морей требуют постоянной работы и моделирования тоже. Но и ряд других кафедр тоже, в общем, очень востребованные. Если человек хорошо учится, он может устроиться на работу, и у нас более 70% выпускников работают по специальности.

Кроме того, практически треть студентов остаётся в аспирантуре. Московский университет отличается от академических институтов тем, что у нас очень большой приём в аспирантуру. И это хорошо! Это позволяет повысить свой уровень, защитить диссертацию и уже точно знать, что ты хочешь в этой жизни. При этом необязательно оставаться в фундаментальной науке. При выпуске порядка 130 человек 45 у нас набираются в аспирантуру. Это в разы больше, чем в любой академический институт. Там — меньше десяти.

den_pervokursnika2020_1.jpeg

Что изучает институт географии

— Как сейчас молодёжь относится к профессии географа? Считается она романтической?

— Понимаете, сейчас народ очень приземлённый, хотя есть, конечно, и романтики. Кто-то и на романтику клюёт, но в основном люди начинают спрашивать о том, сколько будут получать после окончания, где смогут работать, смогут ли ездить по зарубежным конференциям или устроиться в зарубежные лаборатории, чему научат и какие навыки пригодятся для последующей работы. Конечно, с советскими временами трудно сравнивать.

Но не будем забывать, что у нас теперь ещё есть и конкуренты — Высшая школа экономики открыла приём 30 человек в год и 15 человек берёт МГИМО, по-моему. Но большая часть победителей олимпиад первого уровня захотела учиться на географическом факультете МГУ, в том числе все победители международной олимпиады этого года, окончившие 11-й класс.

natalya_frolova_satino.jpg

Что изучает институт географии

— Геофак МГУ остаётся главной кузницей географических кадров?

— Да! Несравнимо по размерам. И потом мы понимаем, что на пустом месте труднее что-либо создать. Здесь есть кадры, есть лаборатории. В новое надо вложиться, найти место для практик, ведь треть учебного процесса в географии — практики. Сначала — общая учебная, потом — учебная кафедральная, потом — производственная практика, когда ты работаешь в какой-то конкретной организации.

Несмотря на то что у нас ковид, в этом году мы провели полноценную общую практику первого курса — два месяца на полигоне в Сатино в Калужской области. Ни одного случая заболевания, мы брали только привитых или уже переболевших. Те, у кого были отрицательные медицинские показания, примерно 7–8% студентов, остались в Москве и проходили альтернативную практику.

— Какие базы есть у географического факультета МГУ сейчас? Раньше были, например, в Карпатах и Крыму.

— В Карпаты, как вы понимаете, уже давно никто не ездит. У факультета есть пять баз. Это база Азау на Эльбрусе в Терсколе, это база в Хибинах в Кировске, это база в Красновидово на Можайском водохранилище, база в Сатино в Калужской области под Боровском, и ещё есть небольшая база на юге Архангельской области. Плюс к тому мы используем для практик и другие организации. На Беломорскую биологическую станцию очень активно ездит несколько кафедр. Кто-то, как океанологи, ездит в Геленджик в Южное отделение Института океанологии, кто-то базируется в общежитиях филиала МГУ в Севастополе.

Потом есть маршрутные практики, когда берётся автобус и в течение месяца люди едут по меридиану или куда-нибудь на Урал. Например, экономгеография России. Туристы и ряд других кафедр ездят за границу. Но в этом году это было страшно трудно. Максимум, что удалось, — поездка в Грузию и Белоруссию.

varvara_mironova.jpg

Что изучает институт географии

— Недавно в России отмечали День Каспийского моря. На Каспии МГУ не собирается восстанавливать базу?

— У нас была база в Туралях под Каспийском. В 90-е годы она была заброшена. Там не очень понятно, что будет. Летом можно кого-то привезти, а что будет остальные 11 месяцев? Инфраструктурно это сейчас очень тяжело поддерживать.

Какие-то наши экспедиции ездят и в Баку, и в Астрахань. Зимние экспедиции в Дагестане прекрасно проводятся. Я сам когда-то начинал свою деятельность на втором курсе, на кафедре океанологии с зимней экспедиции по Каспию в течение двух недель. Мне очень нравилось это. Тогда это было из Баку, сейчас тяжелее — это другое государство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *