Что изучает информатика программирование для компьютеров взаимосвязь явлений в природе
1. Отметьте все верные высказывания.
— при получении информации уменьшается неопределенность знаний
— информация характеризует разнообразие
— существует строгое определение информации
2. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
— поиск в базе данных
3. Отметьте все верные высказывания.
— получение информации всегда увеличивает знания
— полученная информация зависит только от принятого сообщения
— знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
— полученная информация зависит от знаний получателя
— одна и та же информация может быть представлена в разных формах
4. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет обрабатывать.
5. Как называется изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации?
6. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы решения некоторых задач? В ответе введите прилагательное во множественном числе.
7. Отметьте все верные высказывания.
— при записи информации изменяются свойства носителя
— информация может существовать только вместе с носителем
— для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
8. Что такое кодирование?
— изменение количества информации
— изменение вида информации
— средство поиска информации
— запись информации в другой системе знаков
9. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных системах?
10. Какая фраза может служить определением сортировки?
— расстановка элементов списка в заданном порядке
— выбор нужных элементов
— удаление ненужных элементов
— расстановка строк по алфавиту
— изменение порядка элементов
11. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы, принципы? В ответе введите прилагательное во множественном числе.
12. Как называют представления человека о природе, обществе и самом себе?
13 Что изучает информатика?
— любые процессы и явления, связанные с информацией
Информатика в живой природе, науке и технике
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Информатика в живой природе, науке и технике Введение в информатику Человек и информация Информационные процессы
Термин «информатика» Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика». Informatique = information + automatique Информатика = информация + автоматика
Термин «информатика» Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – «Сomputer science», что означает буквально «наука о компьютерной технике». Сomputer science Компьютерная наука
Что такое информатика? Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.
Что такое информация? Общепринятого определения информации не существует. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление. В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков.
Источники информации В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.
Восприятие информации Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр. Глазами люди воспринимают зрительную информацию; Органы слуха доставляют информацию в виде звуков; Органы обоняния позволяют ощущать запахи; Органы вкуса несут информацию о вкусе еды; Органы осязания позволяют получить тактильную информацию. Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.
Социально значимые свойства информации Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.
Представление информации Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме. Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине. Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации. Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.
Информацию можно представить в различной форме: в знаковой письменной символьную в виде текста, чисел, различных символов (текст учебника); графическую (географическая карта); табличную (таблица по физике); в виде жестов или сигналов (светофор); устной словесной (разговор).
Язык как знаковая система Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков. В основе языка лежит алфавит, то есть набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию. Язык – это определенная система символов и правил представления информации. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов). Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом.
Основные информационные процессы Сбор информации. Обработка информации. Передача информации. Хранение информации. Поиск информации. Защита информации.
Сбор информации Органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды. Поэтому для получения недоступной обычными органами чувств информации широко используются специальные технические устройства.
Сбор информации Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.
Обработка информации Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
Обработка информации Неосознанная обработка информации человеком Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Осознанная обработка информации человеком На уроках школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Передача информации Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.
Передача информации В Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. Пожарная каланча в Костроме
Передача информации В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Передача информации от источника к получателю
Передача информации Кодирующее устройство необходимо для преобразования информации в форму, удобную для передачи. Декодирующее устройство преобразует информацию в форму, понятную получателю. В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография. Схема передачи информации
Хранение информации Человеческий разум является совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека – великолепным устройством для хранения информации. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Для этого используются внешние носители информации: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.
Хранение информации Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации. Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.
Поиск информации Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ею пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти. Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.
Поиск информации Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр теле-, видеопрограмм; прослушивание радиопередач и аудиокассет; работа в библиотеках, архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных… Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации. В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Защита информации В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества. Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней. Для защиты информации используют различные способы защиты: контроль доступа; разграничение доступа; дублирование каналов связи; криптографическое преобразование информации с помощью шифров.
Ваше рабочее место Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место. Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Примерный комплекс упражнений для глаз Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.
Компьютер – электрический прибор Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила: Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании! Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно. Не дергайте и вообще не трогайте различные провода. Не стучите по клавиатуре и мышке. Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.
Итог урока Под «информацией» понимаются сведения (данные), которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков. Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Компьютер – универсальный прибор для обработки информации. С помощью органов чувств человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении. Форма представления одной и той же информации может быть различной. Основные информационные процессы: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1575848
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. Отметьте все верные высказывания.
— при получении информации уменьшается неопределенность знаний
— информация характеризует разнообразие
— существует строгое определение информации
2. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
— поиск в базе данных
3. Отметьте все верные высказывания.
— получение информации всегда увеличивает знания
— полученная информация зависит только от принятого сообщения
— знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
— полученная информация зависит от знаний получателя
— одна и та же информация может быть представлена в разных формах
4. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет обрабатывать.
5. Как называется изменение свойств носителя, которое используется для передачи информации?
6. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы решения некоторых задач? В ответе введите прилагательное во множественном числе.
7. Отметьте все верные высказывания.
— при записи информации изменяются свойства носителя
— информация может существовать только вместе с носителем
— для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
8. Что такое кодирование?
— изменение количества информации
— изменение вида информации
— средство поиска информации
— запись информации в другой системе знаков
9. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных системах?
10. Какая фраза может служить определением сортировки?
— расстановка элементов списка в заданном порядке
— выбор нужных элементов
— удаление ненужных элементов
— расстановка строк по алфавиту
— изменение порядка элементов
11. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы, принципы? В ответе введите прилагательное во множественном числе.
12. Как называют представления человека о природе, обществе и самом себе?
13 Что изучает информатика?
— любые процессы и явления, связанные с информацией
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
поиск в базе данных
5. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
при записи информации изменяются свойства носителя
6. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
изменение вида информации
изменение количества информации
Тест по теме: «Информация и информационные процессы»
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
поиск в базе данных
5. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
при записи информации изменяются свойства носителя
6. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
изменение вида информации
изменение количества информации
7. Какая фраза может служить определением сортировки?
выбор нужных элементов
расстановка элементов списка в заданном порядке
расстановка строк по алфавиту
изменение порядка элементов
удаление ненужных элементов
8. Как называется изменение свойств носителя, которое используется
для передачи информации?
9. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы,
10. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы
решения некоторых задач?
11. Как называют представления человека о природе, обществе и самом
12. Отметьте все верные высказывания.
полученная информация зависит от знаний получателя
полученная информация зависит только от принятого сообщения
получение информации всегда увеличивает знания
знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
одна и та же информация может быть представлена в разных формах
13. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в
некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных
7. Какая фраза может служить определением сортировки?
выбор нужных элементов
расстановка элементов списка в заданном порядке
расстановка строк по алфавиту
изменение порядка элементов
удаление ненужных элементов
8. Как называется изменение свойств носителя, которое используется
для передачи информации?
9. Как называются знания, которые представляют собой факты, законы,
10. Как называются знания, которые представляют собой алгоритмы
решения некоторых задач?
11. Как называют представления человека о природе, обществе и самом
12. Отметьте все верные высказывания.
полученная информация зависит от знаний получателя
полученная информация зависит только от принятого сообщения
получение информации всегда увеличивает знания
знания увеличиваются только тогда, когда полученная информация частично известна
одна и та же информация может быть представлена в разных формах
13. Как называют информацию, зафиксированную (закодированную) в
некоторой форме, в частности, в компьютерных информационных
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Что изучает информатика?
2. Отметьте все верные высказывания.
3. Отметьте виды информации, которые компьютер пока не умеет
4. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
5. Отметьте все верные высказывания.
6. Что такое кодирование?
7. Какая фраза может служить определением сортировки?