Что изучает графика 5 класс

Что являет собой графика? Как она выражается в русском языке?

Содержание:

Графика — система начертаний для передачи устной речи на письме.

Язык, существовавший в устной форме, получил свойства хранения, обработки и передачи информации с возникновением письменности. Письменная форма языка с помощью передачи звуков через буквы формирует понятие языковой нормы.

Что такое графика в русском языке?

Что изучает графика 5 класс

Графика в русском языке представлена измененными начертаниями букв старославянского алфавита, называемого кириллицей. Братья Кирилл и Мефодий для создания азбуки использовали греческие написания и некоторые другие алфавиты, в частности древнееврейский.

Звуковая сторона русской речи богаче, чем ее буквенное отражение. Поэтому многие буквы многозначны, то есть обозначают в разных условиях неодинаковые звуки, например, буква С: сделать [З], сесть — [С`], стол —[С].

Русская графика основана на слоговом принципе — единицей отражения звучащей речи является слог (силлабема). Вместо специальных символов, обозначающих мягкость, например, используются уже существующие буквы И, Е, Ю, Я — это делает кириллическое письмо экономнее.

Что представляет собой данный раздел языкознания? Что он устанавливает?

Графика — это в русском языке еще и раздел лингвистики, объект которого — соотношение букв и фонем. Данный раздел определяет общие правила употребления всех букв алфавита.

Единица письма — графема. Она не тождественна букве. С одной стороны, в составе единицы письма может быть несколько букв, как, например, в английском дифтонге. С другой — существует понятие нулевой графемы, в случае, например, отсутствия обозначения твердого согласного в противовес мягкому.

Кроме того, есть небуквенные графемы: пунктуационные знаки, пробелы между словами, цифры, дефис, апостроф, сокращения (т. д., mrs.), значок ударения.

Графика — это в русском языкознании структурирование алфавитных символов по соотношению с обозначаемыми фонемами:

Какие ее виды существуют? Узнайте интересующую вас информацию

Слоговой (или позиционный) принцип русской графики нивелирует недостаток второго принципа — фонематического. В русском языке фонемы преобладают над письменными знаками, благодаря позиционному принципу экономится буквенный ресурс:

Отступления от основного принципа могут быть двух видов:

Источник

Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит

Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

Цели урока:

Развивающие: формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Оборудование:

Ход урока

I) Оргмомент

Приветствие, настрой детей на успех

II) Речевая разминка

Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!

Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.

Тридцатое ноября.

Классная работа.

III) Актуализация знаний.

Ребята, наш урок, как и всегда, мы начнем с «Лингвистического календаря» (На доске висит «Лингвистический календарь», где имеются следующие разделы (они на каждый урок меняются вместе с заданиями): синтаксис, прямая речь, обращение, однородные члены предложения, синтаксический разбор предложения. Учащиеся на выбор отрывают листок лингвистического календаря, выполнив задание через 3 минуты сдают учителю).

Синтаксис № 1

Синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

Прямая речь № 2.

1. Расставьте знаки препинания.

А.Я. Яшин писал я люблю свой родной язык.

Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку говорил писатель Паустовский.

Обращение №3.

Однородные члены предложения №5.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(Я проверю ваши работы, а оценки вы узнаете на следующем уроке)

IV) Кроссворд.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и прочитаем тему нашего сегодняшнего с вами урока. Она зашифрована под цифрами «13» и «14».

(Кроссворд лежит у каждого на парте.)

Что изучает графика 5 класс

— Давайте посмотрим, что у вас получилось?

— Правильно. Тема урока: «Графика. Алфавит».

Сегодня на уроке я расскажу вам об истории появления русского алфавита; мы узнаем, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; получите представление об отличии устной речи от письменной; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.

Девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске. Давайте их прочитаем: «Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку».

Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.

V) Изучение новой темы.

Слово учителя.

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

VI) Словарно- орфографическая работа

Графика изучает начертания букв, их виды.

Запишите новые слова в ваши словарики:

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Запишите еще слова в словарике:

Расположи’ть по алфави’ту

VII) Слово учителя

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
VIII) Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

(Заслушаем 2 учеников.)

Вопросы:

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)

— Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

IX) Вы хорошо помните алфавит. А сейчас вы меня очень внимательно послушаете и тогда узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

X) Рассказ учителя (сопровождается показом через мультивидеопроектор портретов создателей азбуки Кирилла и Мефодия и показом таблицы «Русская азбука (кириллица). Дореформенный русский алфавит. Современный русский алфавит».

Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

ХI) 3акрепление изученного материала.

1. Работа с компьютером.

1 гр. Задание. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2 гр. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

ХП) Работа с учебником.

1. Упр. 286. (по заданию)

ХШ) Физминутка

ХIV)Отработка навыка пользования алфавитом.

Таблица «Буквы русского алфавита». ( висит на доске).

Источник

Урок русского языка в 5 классе по теме «Графика. Алфавит.»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Графика. Алфавит».

рассказать об истории появления русского алфавита;

повторить алфавит русского языка;

познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока. I) Организационный момент.

Приветствие, настрой детей на успех.

II ) Актуализация знаний.

— Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем?

— Какие звуки речи вы знаете?

— Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?

— Можно ли догадаться, какая это пословица?

— А теперь возьмём эту же пословицу и оставим в ней только согласные.

-зб-к- к м-др-ст- ст-п-ньк-.

А теперь, наверняка догадались.

-Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему? Как вы считаете? (Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Запишите пословицу. Объясните её смысл и знаки препинания.

Азбука – к мудрости ступенька.

III . Самоопределение к деятельности.

А теперь посмотрите на тему нашего урока «Графика. Алфавит».

Беседа по вопросам:

— Какая информация вам была известна?

— Что нового вы узнали из текста?

— Для чего используются буквы? (Графическое изображение звуков на письме.)

— С какими терминами познакомились?

Знание графики и разборчивый почерк необходимы, чтобы не возникало непонимание, чтобы вас правильно поняли. В жизни часто приходится писать от руки. По почерку можно определить характер человека.

VI . Работа по теме урока.

— А сейчас мы совершим путешествие в историю письменности и алфавита.

Вслушайтесь, как звучит слово. Мы его произносим, доля секунды – и его нет. А если как-нибудь остановить звуки? Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Когда-то народы были бесписьменными. Где-то такие народы существуют и в наше время.

— Как же они обходились и обходятся без письма? (У каждого народа есть свои сигналы, символы).

— Какие сигналы, символы использовали древние люди? ( Свист, узелки разной формы, ракушки, дым от костра и т.д.) Однако язык сигналов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

Вот как об этом рассказал американский поэт Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате», легендарном индейском вожде.

-Ученик читает наизусть отрывок из «Песни о Гайавате». ( Приложение).

Однако и с помощью рисунков можно выразить далеко не всё. И люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть.

— Посмотрите на иероглифы. (Показать алфавит Майя).

-Какие современные народы имеют иероглифическое письмо? (Японцы, китайцы).

— В китайском языке насчитывается 80 тысяч иероглифов. Но сегодняшнему образованному китайцу хватает 8 тысяч. Посмотрите, как выглядят по-китайски некоторые фразы. (Приложение.)

Китайцы любят свои иероглифы, гордятся ими, но использование иероглифического письма очень неудобно и трудоёмко. Поэтому люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.

— Сообщение учащегося «Как произошло изобретение букв».

— Кто же создал славянскую азбуку? (Славянскую азбуку составили братья Кирилл и Мефодий.)

Посмотрите на Кириллицу (приложение). Вы видите, что каждая буква в кириллической азбуке имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы.

Например: От аза до ижицы. (От начала до конца).

Знать на ять. (Очень хорошо).

Начинать с азов. (С самого начала).

— А что такое алфавит? Вспомним и мы русский алфавит. (Учащиеся рассказывают алфавит).

Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли из нашей письменности? А какие добавились? (Й, Ё, Э, Я).

— А какое практическое значение имеет знание алфавита? В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?

VII . Работа с учебником. Закрепление знаний.

Чтение учебника стр. 133-134. (Материал для самостоятельных наблюдений)

-Чему учит упражнение? Вывод: Различайте звук и букву.

3. Почему буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке, называют двумя словами – «азбука» и «алфавит»?

Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение 300. (Самостоятельная работа с последующей проверкой).

VIII . Практические задания.

Игра «Кто быстрее?» Запишите имена своих одноклассников в алфавитном порядке.

«Самый догадливый». Слово зашифровано цифрами. Что это за слово? 4,18,1,14,16,20,1. (Грамота).

Подчеркните грамматическую основу, осложнения, расставьте знаки препинания, составьте схему.

— О каких птицах идет речь? ( Птицы на страницах – буквы)

— Пригодится ли вам хорошее знание алфавита в жизни?

Отрывок из «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло. Называется он «Первое в мире письмо ».

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
Земли вместе с человеком.
Для земли нарисовал он,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине
Звезды в центре – время ночи,
Краской линия прямая.
А волнистые полоски –
Для небес – дуги под ними,
Тучи, дождь и непогода.

Источник

Открытый урок по теме Графика. Алфавит (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по теме:

воспитательные: формировать чувство ответственности за результаты своего труда, формировать умение работать в команде, воспитывать положительное отношение к знаниям и интерес к изучению русского языка.

обучающие: познакомить с историей появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка; расширить представление о отличии устной речи от письменной; познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, объяснить назначение алфавита.

развивающие: развивать культуру речи, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов, отличать звуки от букв.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие во времени и одновременно урок-игра. Для того, чтобы нам узнать его тему, предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. Он нам и подскажет, о чем мы будет сегодня говорить. Для успешного выполнения задания вам нужно будет вспомнить то, что мы уже знаем о языке. Работайте в паре.

Задание 1. Отгадайте слово по вертикали.

1. Наука, которая изучает правописание слов.

2. Чтобы не ошибиться в написании слова или постановке запятой, мы используем именно его.

3. Наука, которая изучает систему знаков препинания.

4. Наука, которая изучает звуки речи.

5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение.

6. Они могут быть гласными и согласными.

7. Их в русском языке всего тридцать три.

Задание 2. Из выделенных букв составьте еще одно хорошо знакомое нам слово.

-Молодцы! Верно отгадали кроссворд! Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Графика и алфавит». Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, чем занимается каллиграфия, проследим развитие русского алфавита и узнаем, как же связаны буква и звук.

Наука графика изучает начертание букв, их виды (запись в тетради текста со слайда). Основным понятием в графике служит каллиграфия. Итак, послушаем подготовленного ученика, который расскажет нам об этом удивительном искусстве.

б. Сообщение о каллиграфии (с иллюстрациями).

С появлением письменности на Руси перед людьми встала новая проблема – как писать буквы? Потому еще с X века стали разрабатывать шрифт – начертание букв в едином стиле. Отсюда и пошло искусство каллиграфии – единого начертания букв алфавита.

Первый шрифт назывался Уставом. Он существовал до XIV века. Его отличали строгие стройные линии. Буквы были крупными. Заглавная буква всегда оформлялась особенно ярко – красным и золотым, либо сопровождалась картинкой. Но Устав был неудобным шрифтом, так как требовал слишком больших усилий и в нем слова писались без пробелов.

С XIV века его сменяет Полуустав. Буквы становятся мельче, появляются знаки препинания, упрощается оформление заглавной буквы. Удлиняются «хвостики» у букв «у», «дэ», «рэ».

Каллиграфия с каждым столетием все совершенствовалась. Издавали даже специальные прописи для детей. Сегодня навыки каллиграфии помогают ребятам красиво и ровно писать буквы.

-В наше время каллиграфия – это не только синоним чистописания, но это и целое искусство, которым увлекаются тысячи людей. Для них красиво написать букву или слово – особая творческая задача. В итоге даже простое стихотворение превращается в настоящий шедевр живописи. А недавно, в 2008 году, в Москве открылся специальный музей каллиграфии.

Итак, запишем в тетрадь: каллиграфия – наука о правильном и одинаковом начертании букв. Далее в столбик отметим основные исторические шрифты: устав, полуустав, скоропись.

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (глубоко вдохнуть и сесть).

Но каллиграфия не существовала бы, если не было алфавита. Что такое алфавит? А какое исконно русское название соответствует этому греческому слову? Правильно, азбука. Послушаем рассказ об истории алфавита.

г. Подготовленный ученик об алфавите (с иллюстрациями).

Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них – глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя – кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем – йотированные.

Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а какое русское название соответствует алфавиту? Правильно, азбука!

Итак, сделаем, вывод: алфавит – это (запишем определение в тетрадь) и отметим название первых русских азбук – глаголица и кириллица.

Ребята, а теперь давайте немного поразмышляем. Нам понятно, зачем нужна каллиграфия – чтобы красиво и понятно писать буквы.

— А зачем нужен алфавит?

— Почему важно знать порядок букв?

— Где он может нам пригодиться?

Итак, графика – это наука, которая связана с буквами, а фонетика связана со звуками.

— А между собой звук и буква связаны?

Конечно! Буква – это письменное изображение звука. Букву мы видим, а звук – слышим. Буква служит нам в письменном общении, а звук – в устном.

-Ребята, вы уже знаете, что такое алфавит. А кто сможет правильно и без запинки перечислить все его буквы? Как правильно произносятся буквы? Посмотрите на доску! (ученик произносит алфавит). Теперь все сказано верно!

-Посмотрите внимательно на алфавит. Найдите в нем две «безголосые» буквы – они не обозначают звуков (мягкий и твердый знаки). А буквы, которые состоят из двух звуков? (е, ё, ю, я). Молодцы. Теперь разделимся на команды.

Задание №1. Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду.

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Алина Шабанова Дмитрий Мурин

Задание №2. Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа Стерлитамак Нефтекамск Белорецк Туймазы Сибай Кумертау Мелеуз Янаул Агидель Бирск Салават Учалы

А теперь настало время подвести итоги урока. Сейчас я смогу проверить, насколько внимательны вы были.

1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.

2. Что они изучают – звуки или буквы?

3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.

4. Кто был автором первого алфавита?

5. Зачем нужен алфавит?

6. Как связаны буква и звук?

IX . Объявление домашнего задания: п. 56-57 (читать), записи в тетради выучить, упр. 290 (устно), упр. 293 (письменно) на странице 115.

Задание для команды «Алфавит»

Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа Стерлитамак Нефтекамск Белорецк Туймазы Сибай Кумертау Янаул Агидель

Бирск Салават Учалы

Задание для команды «Графика»

Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду:

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Схема конспекта урока

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита.

— расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,

— формировать информационную компетенцию через работу с текстом,

— формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,

— различать звук и букву,

— пользоваться алфавитом в практических целях;

— развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,

— развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,

— развивать рефлексивные умения через анализ результатов,

— развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;

— воспитывать бережное отношение к русскому языку.

дидактический раздаточный материал,

— создать благоприятную психологическую атмосферу урока,

— включить всех обучающихся в работу,

— создать условия для мотивации обучающихся.

— настроиться на работу, включиться в деятельность,

— установить контакт, успокоиться,

— внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачной работы. Настройтесь, успокойтесь.

Пусть будет утро это добрым,
Пусть будет лучшим на земле,
Пусть будет самым беззаботным,
Пусть дарит радость лишь тебе!

Спеши к открытиям и знаньям,
Спеши скорей дела начать,
А в миг сей поделись улыбкой —
Всем вместе легче начинать!

Актуализация опорных знаний

— определить степень знаний обучающихся и готовность к усвоению нового материала,

— скорректировать знания обучающих-

— спрогнозировать зону ближайшего развития для каждого ученика.

— выявить свои затруднения и ликвидировать пробелы через восприятие информации от субъектов процесса,

— подготовиться к восприятию нового знания.

С чего начинается большинство наших с вами уроков?

— Мы часто начинам наши уроки с орфографической разминки, словарного диктанта.

— Как вы думаете, почему?

— Только грамотное письмо мы можем понять без труда. Правильно оформленные работы говорят об уважении к читателю.

— Не будем отступать от правила. Приступим: запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы.

Обратите внимание на доску: перед вами на слайде слова. Сформулируйте задание для одноклассников, поставьте цели. Знание какой орфограммы вам потребуется?

— Записать слова, вставив пропущенные буквы, учитывая изученную орфограмму «Парные согласные по звонкости-глухости». Объяснить свой выбор, произведя устную проверку.

Проверка успешности выполнения работы. Словесная оценка обучающихся.

— Ребята, поэт Булат Окуджава в одном из своих стихотворений написал:

Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

не стараясь угодить.

Ребята, учитывая правила русской орфографии, можно ли согласиться с ним?

Нет. Мы слышим звуки, а пишем буквы.

— Молодцы. Начертание букв и их соотношение со звуками речи изучает раздел науки о языке, который называется графика.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и его цели.

— Знать, что изучает графика, обозначение звуков на письме и их соотношение с буквами.

— Правильно писать буквы.

— Графика тесно связана с алфавитом, поэтому предлагаю такую тему урока «Графика. Алфавит» и добавляю ещё одну цель урока – знать алфавит и правильно произносить его буквы.

Ребята, вам предстоит оценить свою работу на уроке по следующим категориям, поэтому будьте внимательны и старательны.

Запись темы урока в тетради.

Как появились буквы и их графическое обозначение? Об этом вы узнаете, предварительно поработав в группах.

— формировать способности обучающихся к самостоятельному построению знаний,

— расширить понятийную базу по предмету,

— скорректировать изученные способы действия,

— формирование способностей к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

— сформировать способности к самостоятельному построению знаний,

— расширить понятийную базу по предмету,

— скорректировать изученные способы действия,

— сформировать способности к самостоятельному обобщению, структурированию и систематизации учебного материала.

— использование проблемных ситуаций,

— представление результатов работы

Используется ли пикто-графия в современном языке? Вспомните некоторые указатели на улицах города.

(Показать знак пешеходного перехода)

Именно греки придумали обозначение

для гласных звуков

— Сколько букв в русском ал-фавите?

— Сколько в алфавите гласных букв?

— Чего больше – букв или звуков в русском языке?

Рассмотрите старинную русскую азбуку на с.201. Прочитайте название каждой буквы и сравните её с современ-ной. Чем они отлича-ются? Какие буквы не сохранились до наших дней?

— Что нового вы узнали?

— Алфавит нужно знать очень хорошо, так как в алфавитном порядке расположены слова в словарях, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечном каталоге.

— По алфавиту пишутся фамилии учеников в классном журнале, друзей и знакомых в записной книжке. Хорошее знание алфавита помогает нам в поисках информации.

Как произносятся буквы русского алфавита? Произнесём их все вместе.

Попробуем составить список вашего класса. Для этого предлагаю вам встать с места, расположив фамилии в алфавитном порядке.

— формировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— формировать у обучающихся способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— скорректировать изученные способы действия.

— сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— скорректировать изученные способы действия.

1. Поиграем?! Заполним таблицу, опираясь на правила известной вам игры «в города». Ведущий в течение 10 секунд называет в соответствии с нормами произношения буквы. Буква, на произношении которой произойдёт ошибка или закончится время, станет начальной для нашей работы.

2. Расположите в алфавитном порядке названия улиц, на которых проживаете вы и ваши одноклассники. Кто желает поработать на доске?

Настала пора проверить качество усвоения вами материала. Выполните, пожалуйста, предложенный вам тест.

В какой строчке нарушен алфавитный порядок расположения букв?

Найдите неверное утверждение.

Алфавит – расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.

В русском алфавите 36 букв.

Звукопись – одно из выразительных средств языка.

Графика изучает способы обозначения звуков на письме.

Какая буква названа неверно?

Написание какого слова не расходится с произношением?

коробка 2) пастбище 3) успех 4) сделать

В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин

Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров

Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин

Проверка. Разбор допущенных ошибок.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— формировать у учащихся способность к самостоятельному осуществлению контрольной функции,

— формировать у учащихся, способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии.

— сформировать способности к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии,

— сформировать способности к самостоятельному осуществлению контрольной функции.

Давайте подведём итоги урока.

Удалось ли реализовать цели и задачи, поставленными нами в начале урока? (Сравниваем с тем, что записано на рабочем стенде).

— Ребята, в жизни вам потребуются знания, полученные на уроке?

— Что называется алфавитом?

— Почему важно знать алфавит?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько согласных букв в русском языке?

— Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.

— Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?

Ребята, кто сегодня, по вашему мнению, ещё достоин оценки? Обоснуйте своё решение.

Кто больше? Кто правильнее?

Запишите названия птиц (цветов) в алфавитном порядке.

Нарисовать букву, вензель, инициалы (по желанию).

Ребята, предлагаю вам теперь оценить свои знания по материалу сегодняшнего урока.

Расположите свой смайлик на той ступени пьедестала, которая соответствует уровню ваших знаний.

Словесная оценка общих результатов работы.

Спасибо всем за работу, до свидания.

Что изучает графика 5 класс

Урок по теме «Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита» является первым в разделе «Графика. Орфография».

Перед детским коллективом учащимися и мною были поставлены следующие задачи:

— расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с терминами,

— формировать информационную компетенцию через работу с текстом,

— формировать коммуникативные умения через организацию групповой, парной, фронтальной работы,

— различать звук и букву,

— пользоваться алфавитом в практических целях;

— развивать логическое мышление, память через выполнение тестовых и диагностических задач,

— развивать эмоциональную сферу через активную форму ведения урока, в том числе и ИКТ,

— развивать рефлексивные умения через анализ результатов,

— развивать речь обучающихся как показатель интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений, результатов работы групп;

— воспитывать бережное отношение к родному языку.

Стихотворение, прочитанное в начале урока, позитивно настроило учащихся на восприятие учебного материала.

Для введения в тему был использован комбинированный вид опроса, включающий и индивидуальный, и фронтальный.

Кратковременность организационного момента быстро подготовила класс к восприятию учебного материала, убедила учащихся в актуальности темы занятия.

Сложность информации урока соразмерна с возрастными особенностями пятиклассников и соответствует программе.

Учебные возможности класса требуют дифференцированного подхода в изучении нового материала.

В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Ребята обучаются с шестилетнего возраста. Семьи, в основном, полные.

Обладают большим объёмом памяти 4 человека, средним – 5, низким – 9. Темп письма высокий у 8 человек, средний – у 7, низкий – у 3.

Лучше развита зрительная память, поэтому на уроке использовалась следующая наглядность: мультимедийная презентация, были использованы иллюстрации учебника, раздаточные материалы.

20 % учащихся наделены художественными способностями. Их развитию способствовало дифференцированное домашнее задание.

Этот вид работы был использован и потому, что учащиеся имеют разную организацию головного мозга, а ребята с левополушарной и равнополушарной организацией предпочитают письменную работу.

Учитывая особенности класса, мною был выбран интерактивный урок (по Д.Колбу), включающий этапы мотивации, закрепления полученного опыта, изучения нового материала, оценивания и рефлексии.

Говоря об организации учебного процесса, хочется отметить следующее. Класс и оборудование к уроку были готовы. Стимулирующее введение /создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся/ способствовали самостоятельному определению ребятами темы урока.

Изучение нового материала имело несколько этапов, перед каждым из них давалась установка на выполнение заданий. Каждый этап имел завершённость и взаимосвязь как с предыдущим, так и с последующим. Итог урока был подведён благодаря рациональному использованию времени урока.

Оценивая дидактическую и методическую деятельность, можно сказать, что при изучении нового материала использовалась наглядность. Это побуждало учебную активность учащихся. В ходе всего урока развивались умения делать выводы, анализировать, сравнивать. Постоянно проходило воспроизведение изучаемого материала (шло восприятие визуальное, слуховое, кинестетическое). На уроке звучали монологические ответы учащихся разного качества, так как ребята имеют разный уровень развития.

Анализируя урок, хочется подчеркнуть сочетание словесных, наглядных и практических способов деятельности.

Методы обучения и способы управления деятельностью, выбранные мною, подчинены целям и задачам и соответствуют уровню обученности учащихся. Использовалась разнообразная учебная деятельность: индивидуальная, парная, групповая.

Для снятия статического напряжения и усталости глаз использовались физкультурная минутка и смена видов деятельности.

Во время подведения итогов была оценена деятельность ___ учащихся и класса в целом, дана чёткая инструкция по выполнению домашнего задания, которое было записано и на доске, и в дневниках. Задание дифференцировано. Перегрузку не вызовет.

Рефлексия показала, что задачи урока были решены.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему, его цели достигнуты:

— урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению;

— темп и ритм урока были оптимальными, действия учеников и учителя завершённые;

— между учителем и учениками был контакт;

— доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

— оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения;

— соблюдался единый орфографический режим;

— обеспечено активное учение каждого школьника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *