Что изучает гигиена в области гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков
Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.
Правила личной гигиены подростка
В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме. Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам. Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.
Интимная гигиена подростков
В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.
Гигиена мальчиков подростков
У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором. Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа. Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.
Гигиена девочки подростка
Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.
Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям. Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться. Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.
Гигиена питания подростков
Государственное учреждение
здравоохранения
«Приаргунская центральна
районная больница»
Забайкальский край, пгт. Приаргунск,
ул. Комсомольская, 2А
Телефонный номер горячей линии ГУЗ «Приаргунская ЦРБ»
8 (30243) 2 11 44
Гигиена детей и подростков
Гигиена детей и подростков как научная, практическая область здравоохранения призвана обосновывать и осуществлять профилак¬тические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающе¬го поколения. Она изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм; разраба¬тывает гигиенические нормативы и требо¬вания и правила; контролирует санитарное состояние детских и подрост¬ковых учреждений; обосновывает оздоровительные мероприятия, направлен¬ные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных воз¬можностей и гармоническое развитие детей и подростков.
Дети и подростки составляют особый контингент населения; они находятся в своеобразных условиях воспитания и обучения, не совпадающих с усло¬виями профессиональной и общественной жизни взрослых. Врачи детских и подростковых коллекти¬вов следят за состоянием здоровья своих пациентов, длительное время находящихся в своеобразных условиях окружающей среды.
Гигиена детей и подростков это молодое профилактическое направление медицины. Самостоятельное развитие она получила только после октября 1917 года. Однако истоки ее находятся в далеком прошлом, в недрах на¬родной предупредительной медицины, ее советах по гигиеническому воспи¬танию детей. Причины болезней в то время не были известны, лечение не проводилось, или было мало эффективным. Поэтому медицинская мысль была направлена прежде всего на разработку общих рекомендаций по сохранению здоровья детей и подростков. Многовековой опыт человечества в дальней¬шем позволил выявить основные причины утраты здоровья и сформировать принципиальные гигиенические требования, но эти разрозненные знания не были научно обоснованы.
Только в новых социальных условиях гигиена детей и подростков стала развиваться не только как научная дисциплина, но и как область здравоохранения. Врачебная деятельность специалистов в этой области в настоящее время основывается на санитарном законодательстве, прави¬тельственных актах и постановлениях, носит государственный харак¬тер.
И одной из причин этого является, с одной стороны, невнимательное отношение родителей к здоровью, развитию и воспитанию своих детей, с другой — сами дети с ранних лет ведут образ жизни, не способствующий укреплению здоровья, в том числе не соблюдают правила личной гигиены. Особенно это важно для девочек — будущих мам.
Что понимается под гигиеной?
Гигиена — совокупность практических мер, действий, мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья. Гигиенические навыки сами не рождаются. Им надо учить ребенка с самого раннего возраста. В особенности важно научить девочку. Ее личная гигиена заключается, прежде всего, в чистоте тела, белья, одежды, обуви, жилища. Сюда также относится: правильное чередование умственного и физического труда, отдыха, занятия физической культурой, регулярное питание, полноценный сон
Соблюдение чистоты тела — является первоочередным в личной гигиене. На поверхности кожных покровов открываются выводные протоки потовых и сальных желез, скапливаются отторгнутые чешуйки поверхностного слоя кожи, пыль, сажа, микроорганизмы. Кожный жир, компоненты пота, чешуйки закупоривают поры и сальные железы, нарушают функции кожи, что является благоприятной питательной средой для микробов. Накопившаяся на коже грязь, разлагаясь, образует неприятно пахнущие и раздражающие кожу вещества, которые могут способствовать развитию кожных заболеваний (гнойничковых, грибковых). Кожные покровы участвуют в дыхании человека, в формировании температуры тела. В связи с этими могут отмечаться снижение объема кожного дыхания и расстройство терморегуляции.
Не реже 1–2 раз в неделю надо мыться теплой водой с мылом и мочалкой. Лучше всего мыться под душем, в проточной воде. Мытье в ванной, с точки зрения гигиены, менее предпочтительно, человек находится в непроточной воде, загрязненной поступающими в нее с тела микробами, жиром, солями пота, пылью. Поэтому после мытья в ванной необходимо обязательно ополоснуться чистой водой или под душем.
Как меняется девочка с возрастом, и особенности личной гигиены в этот период.
С взрослением девочки меняется не только ее внешний вид, но и происходят значительные изменения во всем организме. Половое развитие девочки в этот период опережает половое развитие мальчиков и охватывает несколько периодов.
Период полового созревания — начало полового созревания девочки совпадает с началом школьного возраста. Наступление половой зрелости определяется по целому ряду общих признаков. Изменения затрагивают не только внешность, но и эмоции, настроение. Возраст, когда это происходит, у каждой девочки индивидуален — от 8 до 13 лет. Под воздействием половых гормонов облик девочки значительно изменяется. Девочки быстро растут, однако, в отличие от мальчиков, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, отчего фигура девочки выглядит более округлой. Начинают развиваться молочные железы, они становятся полнее и круглее. При этом темнеют и выдаются вперед соски. Все перечисленные выше изменения свидетельствуют о появлении вторичных половых признаков. Далее, приблизительно через 1,5–2 года от начала полового созревания, происходит очень важное событие. Под воздействием гормонов из яичников начинают ежемесячно «выходить» женские половые клетки — яйцеклетки. С этого момента девочка потенциально может стать матерью. О том, что яичники начали «работать», говорит появление у девочек менструаций. Примерно за год до появления первых менструаций у большинства девушек появляется беловатые выделения из влагалища, которые свидетельствуют о начале действия половых гормонов. Эта жидкость вырабатывается для очищения и увлажнения влагалища. В это время начинают усиленно функционировать сальные железы, в связи с чем появляется и доставляет некоторые неприятности угревая сыпь на лице, спине или груди.
Первая менструация (менархе) — значительное событие для юной девушки. Она является основным признаком перехода от детства к юности. Менструация — естественный процесс, который отмечает начало пути девушки к полному ее расцвету как женщины и матери. Предвестниками менархе могут быть немотивированные изменения самочувствия, головные боли, головокружение, боли внизу живота, тошнота и др. Регулярный менструальный цикл у большинства девушек устанавливается сразу после первой менструации, но иногда до установления регулярных менструаций проходит 1,5–2 года. Длительность менструального цикла исчисляется от первого дня наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Возможны его индивидуальные колебания от 21 до 35 дней, (обычно 28–30 дней). Для того, чтобы узнать длительность своего менструального цикла и контролировать его ритмичность, девочки должны аккуратно записывать дни менструаций, а лучше — заносить дни в менструальный календарь из месяца в месяц.
Во время менструации (критические дни) интимной гигиене следует уделять особое внимание. В эти дни половые органы особенно восприимчивы к инфекции в связи с некоторым снижением защитных сил организма. Кровь — идеальная среда для жизни и размножения бактерий. В это время следует особенно тщательно обмывать наружные половые органы проточной водой с применением различных интимных средств гигиены. Мыться лучше под душем, принимать ванну и посещать баню не следует. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь — область заднего прохода. Белье надо менять ежедневно.
Спринцевания влагалища делать не рекомендуется, особенно во время менструации, так как влагалище имеет собственную химическую микросреду, предохраняющую внутренние половые органы от патологического воздействия микроорганизмов. Во время менструации рекомендуется пользоваться специальными прокладками и тампонами. Самое главное — прокладки надо регулярно менять (не реже 4–5 раз в день в сочетании с обмыванием половых органов и бедер 2–3 раза в день).
, не имеющим менструаций, подмывание наружных половых органов проточной водой следует производить не реже 1 раза в день на ночь.
Период половой привлекательности и полового влечения — в подростковом возрасте проявляется половое любопытство в связи с пониманием особых, специфических взаимоотношений между полами. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша, обычно, испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем.
Важно разъяснить подросткам о пагубности для организма и здоровья ранней половой жизни.
Факторы, влияющие отрицательно на формирование и развитие организма девочек
На формирование и развитие всего организма могут отрицательно влиять некоторые факторы. К ним можно отнести: неправильный рост скелета у приводит к искривлению позвоночника, а это для них гораздо опаснее, чем для мальчиков. Поскольку позвоночник непосредственно сочленяется с тазом, и его искривление неизбежно приводит к нарушению равномерной нагрузки на таз, который со временем изменяет свое положение и форму, что в будущем может привести к всевозможным осложнениям в родах. Этому способствует, с одной стороны, неправленое положение за столом или партой в школе, дома; с другой — длительное пребывание в сидячем положении. Поэтому с первых же дней посещения школы необходимо следить за тем, чтобы девочка сидела за партой и за столом правильно: прямо, не перекашивая плечи, не склоняясь низко над тетрадью или книгой и не упираясь грудью в край стола или парты.
Детские инфекционные болезни в школьном возрасте — они способствуют не только общему ослаблению организма, но и могут осложниться стойким поражением некоторых органов (сердца, почек, печени ), что в последующем, в зрелом возрасте, создает неблагоприятные условия для течения беременности и родов. В связи с этим, предупреждение инфекционных болезней у девочек — одна из главных задач сохранения их здоровья и обеспечения нормального развития.
Переутомление школьными и иными дополнительными занятиями и нагрузкой, редкое пребывание на свежем воздухе, гиподинамия. Особое значение приобретает правильный распорядок дня. Необходимо разумно чередовать занятия в школе, домашнее приготовление уроков с отдыхом, играми, пребыванием на свежем воздухе.
Перегрузки детского организма физической работой — нельзя девочку перегружать физической работой. Начиная с первого класса, ее необходимо приучать к некоторым обязанностям, выполняемым в порядке помощи взрослым: убирать и мыть посуду, заметать полы, вытирать мебель, самостоятельно убирать свои вещи и следить за их состоянием (пришить оторвавшуюся пуговицу, почистить обувь и пр.). В более старших классах круг обязанностей девочек постепенно должен расширяться. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы девочка выполняла тяжелую физическую работу, в особенности связанную с поднятием и переноской тяжелых предметов и пребыванием в неудобном согнутом положении, с длительным нахождением на холоде
В воспитании нужно избегать моментов, направляющих слишком рано мысли ребенка на половое влечение и начало половой жизни. Целесообразно постепенно знакомить девочку с вопросами, имеющими отношение к деятельности половых органов. Девочка должна заранее знать о наступлении у нее в ближайшее время месячных, иметь понятие о их значении и правилах личной гигиены.
Соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, исключение ранних и тем более беспорядочных половых связей помогут достичь физиологической, психологической и социальной зрелости, а в будущем иметь здоровых детей и на долгие годы сохранить здоровье.
Гигиена мальчиков — подростков
Подростковый период — реально существующий возраст в жизни любого мальчика, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый. У мальчиков подростковым возрастом принято считать период с 13 до 16 лет. Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и системах, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием.
Какие же изменения на этапе своего взросления проходит подросток и как ему надо себя вести, чтобы вырасти здоровым и сильным юношей?
В подростковый период начинают активно перестраиваться эндокринная система, возрастает двигательная и активность, что в свою очередь, ведет к напряжению обмена веществ. Именно в это время у мальчиков происходить интенсивный рост и половое созревание, вырабатываются половые гормоны, которые усиливают работу сальных желез, а также появляются вторичные половые признаки — рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. К 13–14 годам у мальчиков отмечается резкий рост туловища, увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос, появляется характерный мужской запах, может возникнуть угревая сыпь. Именно в этом возрасте юноши должны особенно тщательно следить за своей личной гигиеной.
Ежедневный прием душа или ванны с применением специальных средств (мыло, гель для душа) помогает избавиться от избытков кожного сала и пота, которые провоцируют не только неприятный запах, но и могут способствовать размножению болезнетворным микроорганизмам на коже. Температура воды не должна быть очень горячей, оптимально 36 — 38 °C. Можно принимать и контрастный душ — такой душ помогает снять усталость и придает бодрости. Во время принятия душа или ванны подростку не следует забывать мыть головку полового члена и крайнюю плоть теплой водой. В противном случае между головкой полового члена и крайней плотью скапливается сальная смазка — смегма, что может привести к развитию острого гнойного заболевания под названием баланопостит. Симптомы баланопостита — зуд, жжение и боль в области головки полового члена. Принимать ванну или душ с применением мочалки желательно 1 раз в неделю.
Умывать лицо необходимо дважды в день. Следует помнить, что появление угревой сыпи в подростковом периоде не является редкостью и далеко не всегда угревая сыпь является признаком недостаточной гигиены. Использовать противоугревые лосьоны и другие средства для борьбы с прыщами, а также выдавливать угри не следует. Правильно будет обратиться с этой проблемой к врачу.
Следует не забывать и о чистоте рук и ногтей. Необходимо тщательно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой, контакте с животными, деньгами. Лучше использовать жидкое мыло, не обязательно оно должно быть антибактериальное, ведь принцип действия мыла в смывании микробов с кожи, а не в их уничтожении. Мойте руки не меньше 15–20 секунд. Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Мыть голову необходимо теплой водой, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Нельзя забывать и про уход за зубами. Подросток, имеющий плохие зубы, помимо эстетического дефекта и неприятного запаха изо рта, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми движениями в течение 2 — х минут.
Именно в подростковом периоде многие юноши начинают бриться. Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном. Расчески, бритвенный станок, зубная щетка и другие предметы гигиены должны быть индивидуальными.
Изменения, происходящие в организме подростка в совокупности с дополнительными нагрузками в школе или спортивных секциях, приводят к повышенной утомляемости и снижению иммунитета.
В период полового созревания у мальчиков подростков происходят непроизвольные семяизвержения (поллюции), которые могут происходить днем, но чаще во время ночного сна. Поллюции являются признаком нормально развивающегося организма. Частота поллюций индивидуальна для каждого человека. В некоторых случаях поллюции могут происходить каждую ночь или даже несколько раз за ночь. Обычным считается их появление от 1–2 раз в неделю до 1 раза в 2–3 месяца.
Чтобы у подростка не было перенапряжения или соматических заболеваний, ему необходимо четкое планирование своего дня. Нельзя допускать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, прослушивания громкой музыки (особенно в наушниках). Сон должен составлять не менее 8 часов.
Менять обувь и носки нужно как можно чаще во избежание неприятного запаха, а также грибкового или бактериального поражения кожи ног и ногтей. Влажную обувь необходимо хорошо просушивать. Носки и нательное белье следует менять ежедневно. Очень важно правильно выбирать подростку обувь. Она должна быть удобной и просторной, подходить по размеру и высоте подъема, соответствовать форме ноги. При ношении кроссовок для профилактики плоскостопия, искривления позвоночника использовать супинаторы. С профилактической целью показана консультация ортопеда для своевременной диагностики сколиоза.
Инфекции, передаваемые половым путем, все чаще стали диагностировать у подростков. Причина этого — недостаток полового воспитания. Даже если подросток не планирует вступать в интимную близость, он должен уметь пользоваться презервативом и знать о заболеваниях, передающихся половым путем.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Правила личной гигиены школьника.
Правила личной гигиены школьника.
Личная гигиена школьника – это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Правила личной гигиены – залог крепкого здоровья ребенка, отсутствие инфекционных, а также паразитарных заболеваний. Низкий уровень здоровья у первоклассников неблагоприятным образом сказывается на адаптационных процессах ребенка в школе. Школьник должен выполнять следующие процедуры самостоятельно, это один из важных моментов в воспитании ребенка.
1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов и умывания.
2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
3. Подстригать ногти на руках и ногах необходимо каждую неделю.
5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно принимать водные процедуры с применением намыленной мочалки. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
6. Детям рекомендуется мыть голову не более 2-х раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
7. Каждое утро ребенок должен надевать чистое нижнее белье.
8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
9. Не следует делиться ни с кем своей сменной обувью.
10. Наличие собственной расчески у школьника необходимо, оно поможет избежать заражение педикулезом.
Следите за чистотой и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!
Гигиенические основы учебно- воспитательного процесса в детских общеобразовательных учреждениях. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе.
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье.
Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание. Однако, эти дети отличаются высокой мотивацией к учебе и обеспечивают высокую успеваемость, зачастую нещадно эксплуатируя резервы адаптации своего организма, что и предрасполагает к развитию предпатологических состояний. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиенических составляющих режима дня ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивного образования.
БГМУ – ведущий белорусский медицинский университет
БГМУ – уникальный сплав науки и практики
БГМУ – территория уникальных возможностей
БГМУ – научный лидер
Гигиена детей и подростков
В статье анализируется осведомленность и сформированность понимания принципов здорового образа жизни у учащихся пятого класса.
В статье представлена оценка двигательной активности и физического развития школьников как метод поиска эффективных мер профилактики гиподинамии и сохранения здоровья общества.
В данной статье рассматривается распространенность компьютерной зависимости среди молодежи, риск ее формирования. Было обследовано 188 студента в возрасте 18-25 лет. Данные исследования показали статистически значимую связь между психоэмоциональным состоянием молодых людей и компьютерной аддикцией.
В статье отражены результаты медико-статистического, социологического и антропометрического исследований по анализу факторов риска развития гиподинамии среди современных школьников 12-13 лет различных типов учреждений образования. Тема достаточно актуальна, так как современные дети всё меньше внимания уделяют подвижным видам деятельности, а последствия гиподинамии существенно сказываются на состоянии их здоровья.
В статье приводятся результаты анкетирования студентов города Минска по вопросу распространенности поведенческих факторов риска, а именно: компьютерной зависимости и подверженности рискованному половому поведению. Проведен анализ зависимости риска возникновения инфекций передающихся половым путем и стадий формирования компьютерной зависимости от пола и хронобиологических особенностей личности опрошенных.
Физиологическая потребность детей в движениях называется кинезофилией. Её поддержание обеспечивается определенной организацией двигательного режима. В последние годы наблюдается конфликт между естественной потребностью в движении и условиями ее обеспечения, что приводит к появлению целого круга, так называемых болезней цивилизации, в числе которых гиподинамия, ожирение, сердечно-сосудистая патология, остеохондроз, депрессия и другие неинфекционные заболевания населения.
В работе представлены результаты анализа актуальности дистанционного обучения среди студентов медико-профилактического факультета медицинского университета. В ходе исследования было установлено, что электронное обучение не сможет стать заменой традиционному, но является системой совершенствования его.
В статье проведены мониторинговые исследования состояния здоровья учащихся учреждений общего среднего образования г. Минска в динамике 10 лет обучения. Изучена динамика состояния здоровья 1231 учащегося (593 девочек и 638 мальчиков). Отмечается дисгармоничность профиля физического развития детей и подростков.
В данной статье представлены результаты оценки двигательной активности и резервов здоровья школьников. Был проведен сравнительный анализ среди учащихся гимназии и среднеобразовательной школы по различным критериям.
Среди актуальных проблем 21 века следует отметить рост гиподинамии [3]. Гиподинамия негативно влияет на здоровье детей, вызывая существенные нарушения обмена веществ и энергии, снижая функциональную активность ряда органов и систем, запуская тем самым механизм развития широкого круга неинфекционных заболеваний. У малоподвижных детей, как правило, отмечается слабость мышечной системы и нарушения осанки. Последствия гиподинамии могут служить предпосылкой развития ряда неинфекционных заболеваний населения, поэтому подлежат своевременной диагностике и коррекции [4]. Цель исследования. На основе анализа факторов риска обосновать приоритетные направления профилактики гиподинамии среди учащихся общеобразовательных учреждений.
В данной статье отражен риск формирования компьютерной зависимости среди студентов 18-25 лет, а также влияние компьютерной аддикции на уровень стресса и нервно-психический статус опрошенных. Было обследовано 152 студента с применением скринингового теста, теста Люшера, теста Роршаха и специально разработанной анкеты.
Рациональное питание является одним из важнейших компонентов здорового образа жизни, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья популяции. Несмотря на положительные тенденции в питании населения, смертность от хронических заболеваний, развитие которых в значительной степени связано с алиментарным фактором, остаётся высокой. Особенно важно обеспечить рациональное питание молодежи, которое определяет будущее развитие нашего общества.
Проведены мониторинговые исследования состояния здоровья учащихся учреждений общего среднего образования г. Минска в динамике 10 лет обучения. Изучена динамика состояния здоровья 1231 учащегося (593 девочек и 638 мальчиков) в возрасте 11-12 лет. Отмечается превалирование учащихся со II группой здоровья, дисгармоничность профиля кривой гармоничности физического развития детей и подростков.
Современное общество сталкивается с серьезными проблемами сохранения здоровья населения, которые обусловлены колоссальным изменением образа жизни, кризисной демографической ситуацией, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе и подрастающего поколения. Все это приводит к снижению трудового и репродуктивного потенциала страны [1]. В сложившейся ситуации оптимальным выходом является пересмотр позиций здравотворчества и поиск более эффективных путей здоровьесбережения. При этом сегодня наукой и практикой абсолютно доказано, что любые меры профилактического воздействия претендуют на эффективность лишь в том случае, если базируются на принципах доказательной медицины с учетом теории рисков. Поэтому отправной точкой разработки стратегии здоровьесбережения является рискологический подход в оценке текущей ситуации состояния здоровья.
В статье изложен рискологический подход к оценке влияния цифровой среды на здоровье детей и подростков. Показана эффективность его применения в условиях организованных коллективов для выявления на донозологическом уровне ведущих факторов и групп риска развития компьютерной зависимости, тем самым обоснования стратегии и тактики ее профилактики. Показана целесообразность формирования среди учащихся навыков здорового образа жизни как основы профилактики аддиктивного поведения.
В статье представлен обзор проблемы нарастающего дефицита двигательной активности как одного из ведущих поведенческих факторов риска здоровью населения. Данная негативная тенденция характерна для большинства стран мира вне зависимости от уровня их социально-экономического развития, затрагивая при этом население практически всех возрастных групп. Наиболее уязвимой возрастной группой формирования гиподинамии и связанных с ней морфофункциональных отклонений являются дети и подростки. В статье изложена текущая ситуация состояния проблемы гиподинамии среди школьников Республики Беларусь, отражены поведенческие и социально-гигиенические факторы риска её формирования, отмечена усугубляющая роль пассивных видов организации досуга, тем самым акцентировано внимание на ведущих направлениях её профилактики.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) в настоящее время являются основной причиной заболеваемости и смертности во всем мире. Среди студентов медицинского университета широко распространены поведенческие факторы риска НИЗ: гиподинамия, нездоровое питание и употребление табака. Более половины студентов имеют отягощенный генеалогический анамнез по НИЗ, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы.
Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья человека. Оно закладывается в детском и подростковом возрасте, но обеспечивает здоровье человека на протяжении всей жизни и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению. Подростковый возраст – один из самых критичных в жизни ребенка. Он характеризуется не только бурной гормональной перестройкой и резким скачком роста и развития ребенка, но и рискованным по отношению к собственному здоровью поведением. Особую актуальность поведенческий фактор приобретает в связи с ростом подверженности подростков инфекциям, передающимся половым путем (ИППП). Цель: реализовать комплексный подход к профилактике рискованного полового поведения у подростков.
В статье оценивается доступность базовых пищевых продуктов для населения Республики Беларусь. Дана сравнительная оценка потребления основных групп продуктов по сравнению с нормами, рекомендуемыми ВОЗ и республиканскими нормами. Результаты исследований могут использоваться для коррекции рационов питания основных групп населения с учетом нормативных значений потребления.
В статье представлены результаты анализа влияния дистанционного обучения на образовательный процесс и на состояние здоровья студентов медицинского университета. В ходе исследования было установлено, что физическое самочувствие респондентов во время электронного обучения улучшилось, а успеваемость повысилась.
В работе представлен обзор исследований по проблеме программирования питанием в детстве состояния здоровья взрослых на примере анализа уровня потребления соли в подростковом возрасте и риска формирования неинфекционных заболеваний населения. Отражены физиологические и социально-гигиенические факторы, влияющие на характер потребления соли различными слоями населения, и текущая ситуация по обозначенной проблеме в нашей стране.
Материалы статьи затрагивают проблему состояния здоровья современных детей и подростков и прогностической значимости исследования адаптации как явления, характеризующего особенности донозологического состояния растущего организма и ресурс управления их здоровьем. В результате комплексного анализа состояния здоровья школьников установлена распространенность хронической патологии и функциональных расстройств в данной возрастной группе детей, определены показатели адаптационного потенциала в зависимости от групп их здоровья. Определен вклад неудовлетворительной адаптации, количественно выраженный показателем отношения шансов, в формирование наиболее распространенных заболеваний у детей.
В статье изложен рискологический подход к оценке влияния цифровой среды на здоровье юных пользователей. Показана эффективность данного метода для выявления актуальных проблем в области формирования и прогнозирования тенденции состояния здоровья современных школьников, а также обоснования приоритетных мер его сохранения в условиях цифрового общества.
Student age is one of the critical periods in the biological, mental and social development of a person. At the same time, the system of higher education requires more complex forms of mental activity due to the requirement to get a large amount of information during a short time and to form the professional competencies [1]. Purpose: to study the dynamic of the mental performance of students from Preventive and Pediatric faculties of the Belarusian State Medical University depending on the organization of the educational process.
The basis of student health management in modern conditions is an integrated approach combining two leading directions: the health promotion and the disease prevention. Health Promotion is the creation of the health-saving space in the educational institutions, hygienic training and the education, the formation of a healthy lifestyle for schoolchildren. Prevention of Diseases is knowledge of risk predictors and timely diagnosis of predictors of diseases through monitoring of the health status and identifying problem areas (risk area, risk groups, risk factors).
Project purpose: forming at pupils of knowledge, motivations, skills of healthy activity.
Introduction. In the last decades in Republic of Belarus growth of noninfectious incidence among the adult and children’s population is noted. It is caused by wide circulation of behavioral risk factors [1]. Losses of health and financial expenses because of the prevalence of noninfectious diseases represent a serious problem [2]. It demands new approaches to implementation of preventive actions taking into account features of the contingent [3]. Therefore, one of the purposes of the research was to identify health-forming trends of younger generation and to define the priority directions of preventive work.
На современном этапе отмечается снижение уровня здоровья детско-подростковой популяции. Ситуация усугубляется тем, что даже физически здоровые дети часто оказываются в неблагоприятных условиях жизни, препятствующих их нормальной социализации. Это приводит к увеличению распространенности нарушений нервно-психического развития и проявлений рискованного поведения среди детей и подростков. Актуальность данной проблемы определяется и тем, что современное общество испытывает острую потребность в социально-адаптированных личностях. Особенно опасным для будущего страны являются темпы роста девиантного поведения среди детей и подростков.