Что изучает география туризма
Предмет, объект и задачи географии туризма
География туризма ориентируется на изучение географической специфики туристской деятельности, т.е. ее пространственных аспектов и размещения туристских объектов.
География туризма — представляет собой науку, которая изучает пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма — зон, районов, центров.
В задачи географии туризма входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков.
Объектом географии туризма служит пространство социокультурной среды.
Предметом географии туризма является изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности.
Главные задачи географии туризма состоят в следующем:
Взаимосвязь географии туризма с другими науками
Географическая наука занимается изучением пространства. Существует много отраслевых географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и т.д. География туризма — одна из рода географических наук.
География туризма относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующие разделы географии:
География туризма тесно связана с географическими, социально-экономическими и общественными науками — политологией, социологией, природопользованием, экономикой, экологией, туристикой, психологией, медициной.
Объект и предмет географии туризма
Предисловие
Туризм XXI в. – глобальное явление, распространенное почти в 200 странах мира. Учебная дисциплина «География туризма» поможет студентам разобраться в современных вопросах туристской проблематики.
В учебное пособие включены темы, освещающие как теоретические положения, так и проблемное изложение туристского страноведения, касающееся характеристики отдельных стран. Эти страны представляют основные туристские макрорегионы мира.
Основная цель изучения дисциплины – формирование у студентов знаний о современном пространственном размещении и состоянии туристской отрасли в мире и в России.
Характеристика внутреннего туризма России охватывает практически все регионы страны интересные своими туристско-рекреационными ресурсами. В их число входит и Томская область.
Учебное пособие «География туризма» включает в себя 15 глав, дающих представление о структуре дисциплины, предложена характеристика туристских макрорегионов мира, России. Рассмотрена география основных направлений и видов туризма.
Данное пособие носит обучающий характер и рассчитано на студентов, получающих высшее образование по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» в Институте дистанционного образования Томского политехнического университета.
Глава 1
География туризма
как научная дисциплина
общественной географии
Понятие о рекреации и рекреационной географии
С 60-х гг. XX в. на стыке физической и социально-экономической географии в СССР начала развиваться рекреационная география. Основателем новой дисциплины является известный советский географ В.С. Преображенский.
Термин рекреация (лат. recreatio – восстановление) характеризует не только деятельность человека в свободное время, направленную на восстановление и укрепление здоровья, физических и духовных сил, трудоспособности, но и то пространство, в котором эта деятельность осуществляется.
Рекреационное использование территорий тесно связано с их природным потенциалом и является географической проблемой оценки природных условий для организации отдыха, выбор туристских объектов в пределах ландшафта с учетом сезонности.
Рекреационная деятельность – одно из важнейших проявлений деятельности людей, необходимой для их нормальной жизни. Во второй половине XX в. происходит процесс формирования новой отрасли хозяйства – рекреационной системы, обладающей набором общественно необходимых рекреационных функций.
Эта отрасль хозяйства формирует Территориальную Рекреационную Систему (ТРС), состоящую из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и отдыхающих.
Таким образом, рекреация – отдых и восстановление физических и духовных сил людей в специально отведенных для этого местах, преимущественно на лоне природы. А рекреационное хозяйство – отрасль хозяйства, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в рекреации.
Рекреационная география – гуманитарная географическая дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени.
Основным объектом изучения рекреационной географии является ТРС, понятие о которой разработано В.С. Преображенским и Ю.А. Ведениным в 60-х гг. XX в. В современных условиях эти системы приобретают особый характер специализированных территорий, которые предназначены для обеспечения рекреаций и получения дохода за счет учреждений, связанных с обслуживанием рекреантов.
Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Под ним понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.
Важнейшей частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми следует понимать компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие функциональностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.
Объект и предмет географии туризма
Туризм (от франц. Tour – прогулка, поездка) представляет собой многогранное явление. Это и разновидность миграции населения, и бизнес, отрасль мирового хозяйства, и сфера межкультурного взаимодействия.
Международная ассоциация научных экспертов в области туризма в определении этого явления опирается на системный подход и понимает туризм как совокупности отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах отдыха и от их постоянного места проживания и работы.
С развитием туристской сферы возникло понимание необходимости различения рекреации и туризма. Если в рекреации важна прежде всего специфическая деятельность рекреанта по восстановлению сил, т.е. биологическая активность, то туризм в первую очередь связан с социально-экономической сферой деятельности.
География туризма, как отраслевая дисциплина социально-экономической географии, имеет свой собственный объект исследования. Этот объект – рекреационная подсистема территориальной организации хозяйственной деятельности людей.
Предмет географии туризма – территориальная организация туристской деятельности населения.
География туризма исследует различные аспекты туризма. В международном туризме анализируются такие показатели, как общее число туристов в стране, соотношение внутреннего и въездного туризма, въездного и выездного туризма (по числу участников и по размерам расходов на рекреационные услуги). Важные показатели развития отрасли в стране считаются: доля доходов от туризма в ВНП, доля туризма в инвестициях, в числе занятых и т.д.
В России долю доходов от туризма в ВНП исчисляют десятками долями процента. Выделяют страны с очень высокой специализацией на туризме (более 15 % ВНП). В некоторых регионах число туристов за сезон намного превосходит численность постоянного населения.
Внутренний туризм большую роль играет в странах занимающих огромные площади с разнообразными природными условиями, обилием историко-культурных объектов, с развитой сетью рекреационного обслуживания, с высоким уровнем урбанизации и традициями продолжительного отдыха вне места постоянного проживания. В России внутренний туризм также распространен.
В небольших по площади экономически развитых странах с менее благоприятными природными условиями, со скученностью населения, сложной экологической обстановкой, с плохой сохранностью естественной среды выездной туризм преобладает над въездным при относительно низкой долей внутреннего туризма. Великобритания исторически давно давала поток выезжающих на отдых – более всего в южные страны Европы. В наше время мощный поток выездного туризма формируется в Германии. В тоже время туристскую специализацию на въездном туризме имеют самые высокоразвитые страны в центре Европы (Австрия, Швейцария).
Ведущей отраслью хозяйства туризм стал в некоторых малых и даже средних странах, прежде всего с благоприятными природными условиями для «пляжного» отдыха – например, страны Карибского бассейна. Еще более привлекательны места отдыха, если к этим условиям добавляется обилие историко-культурных ценностей (Италия, Греция и др.). Все большие потоки туристов отправляются в такие экзотические страны как Таиланд и Шри-Ланка.
В рекреационно-географических исследованиях территории СССР в 70–80-е гг. было произведено рекреационное районирование территории страны в целом и выполнены рекреационно-географические характеристики отдельных регионов. Сегодня, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями, эти исследования легли в основу современных туристско-географических характеристик России.
Таким образом, можно говорить о смене подходов в изучении проблем географии рекреации и туризма в XX в. На современном этапе своего развития география изучает туризм как разновидность деятельности людей. Туристская деятельность выделяется своей «географичностью», относится к числу пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью.
1.3. Характеристика географического фактора
развития туризма
География туризма в большей части изучает и описывает те особенности природы (рельеф, воды, флору, фауну, ландшафт, геологию), которые являются притягивающей силой для туриста и экскурсанта. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирования тура тесно связаны с определёнными географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в туризме играет ключевую роль.
Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.
К физико-географическим факторам относятся: характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т.д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские
и океанические ресурсы, леса, минеральные воды и грязи. Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся: выгодность экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов, наличие квалифицированных кадров для организации приёма туристов, уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т.д., уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного региона.
Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На планете Земля проживает около 5000 различных наций, народностей и племен, которые имеют свои культуру, историю, традиции, обычаи, религию. Отсюда стремление людей познакомится с жизнью разных народов, посещая различные страны. С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним мощный рычаг для развития туризма.
Геополитический фактор в XX в. стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист тщательно взвешивает все «за» и «против» прежде чем поехать в какой-либо регион, оценивая стабильность политической ситуации, отсутствие межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д.
География туризма – отраслевая географическая дисциплина, исследующая территориальное распространение природных и антропогенных ресурсов (климат, пляжи, пейзаж, мин. воды, история, культура и др.), изучающая характер и структуру использования свободного времени и связанного с ним досуга, а также направление туристских потоков.
Перед географией туризма стоит целый ряд задач, главная из которых – познавательная и преобразовательная. Первая задача реализуется через географическое изучение пригодности территории для занятий туризмом. Географии туризма отводится активная роль в обосновании стратегий устойчивого и безопасного развития туристских территорий. Другая задача географии туризма – проектирование территориальных систем туризма, основанного на триединстве природы, населения и хозяйства. Пространственная организация туризма осуществляется в интересах человека, повышения уровня и качества его жизни, удовлетворения его туристских потребностей.
География туризма решает мировоззренческие, культурно-просветительные, воспитательные, образовательные задачи. Очень важна функция информирования населения о видах и формах туризма,
о значимых объектах природы, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом. Тем самым география туризма пробуждает интерес у потенциальных путешественников к уже существующим или только складывающимся туристским центрам и целенаправленно формирует желание их посетить.
Предмет и объект изучения в географии туризма.
Предмет и объект изучения в географии туризма.
География туризма — представляет собой науку, которая изучает пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма — зон, районов, центров.
В задачи географии туризма входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков.
Объектом географии туризма служит пространство социокультурной среды.
Предметом географии туризма является изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности.
Главные задачи географии туризма состоят в следующем:
выявление закономерностей образования туристских центров и зон;
определение их региональной и международной специализации;
выявление основных факторов их развития;
описание их географического положения и механизма функционирования в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных районов и стран;
разработка туристского районирования (исследование условий и факторов, закономерностей и принципов районообразо- вания);
обоснование таксономической структуры туристских образований;
характеристика туристских ресурсов отдельных регионов и стран;
анализ национальных и региональных особенностей развития туризма.
Взаимосвязь географии туризма с другими науками.
Географическая наука занимается изучением пространства. Существует много отраслевых географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и т.д. География туризма — одна из рода географических наук.
География туризма относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующие разделы географии:
демографию — знания об эволюции демографического и экономико-социального статуса населения;
экономическую географию — знания об экономических ресурсах в различных регионах мира;
страноведение — знания о хозяйстве континентов и регионов Земли;
физическую географию — знания о естественных ресурсах, выступающих фундаментом для развития туризма — климатического, оздоровительного и др.;
историческую географию — знания о культуре, истории, являющиеся важным фактором развития культурно-познавательного туризма;
рекреационную географию — знания о природных ресурсах, которые можно использовать для отдыха населения.
География туризма тесно связана с географическими, социально-экономическими и общественными науками — политологией, социологией, природопользованием, экономикой, экологией, туристикой, психологией, медициной.
История развития географии туризма за рубежом.
Туристская проблематика издавна привлекала внимание географов, однако обстоятельные исследования в этой области начинаются только с XIX в., главным образом со второй его половины. Включение туристской тематики в сферу географического изучения было связано с общим усилением социально-экономической направленности в географической науке, что, в свою очередь, диктовалось всем ходом общественного развития — победой и утверждением капитализма в передовых странах и быстрым прогрессом производительных сил в них.
XIX в. был периодом бурного развития промышленности, образования больших городских скоплений, развития железнодорожного сообщения. Эти процессы привели к значительным пространственным и структурным преображениям отдельных стран и регионов. Им сопутствовало постоянно растущее туристское движение, достигшее в некоторых странах значительных размеров к концу XIX в. и еще более оживившееся с началом его демократизации после Первой мировой войны.
Туризм становится предметом географических исследований. Его трактовка на протяжении ряда последующих десятилетий претерпевала изменения. Исходя из этой предпосылки в развитии географии туризма можно выделить следующие периоды: до XX в., с 1900-х до 1930-х гг., с 1930-х гг. до начала Второй мировой войны, Вторая мировая война, со второй половины 1940-х до 1960-х гг. и с 1960-х гг. по настоящее время.
В XIX в. с увеличением числа поездок на отдых возросла потребность в рекреационных территориях. Отдыхающие направлялись, главным образом, в курортные местности — к источникам минеральных вод, в здравницы-купальни, на климатические курорты, где к этому времени сложились традиции обслуживания нуждающихся в лечении лиц и имелось все необходимое для приема приезжих. Приток отдыхающих, в свою очередь, способствовал развитию курортной инфраструктуры, сети объектов размещения, питания, а также сопутствующей базы. Возводились и новые строения, порой в несколько этажей, более комфортные, чем прежде. Повышался административный статус курортных населенных пунктов. Эти процессы усиливались под влиянием разных факторов, в том числе нарастающей тенденции урбанизации, успехов медицины в области бальнеологии и климатолечения и пропаганды целебных свойств горного и приморского климата, морской воды среди населения и, конечно, строительства железных дорог. Они «приблизили» районы, ценные в рекреационном отношении, к территориям, генерирующим туристский спрос. Росла привлекательность курортов как объектов инвестирования. В результате многие населенные пункты, часто малые и неизвестные, становились большими приморскими (Сопот, Канны, Монте-Карло, Ницца и др.) или горными центрами отдыха (Шамони, Давос, Закопане и пр.). Они сохранили эти функции и до настоящего времени принимают значительное число туристов.
С ростом городов на рубеже XIX—XX вв. географы установили зависимость между процессами урбанизации и возникновением (расширением) туристских и курортных поселений. Так, выдающийся немецкий географ А. Геттнер (1859—1941) связывал развитие таких поселений прежде всего с чрезмерной концентрацией населения в городах, что и порождало у городских жителей острую потребность в рекреации и стремление ее удовлетворить. Необходимость их отдыха на территориях, характеризующихся привлекательными пейзажами и благоприятными климатическими условиями, была, согласно А. Геттнеру, основным стимулом пространственного развития туристских поселений.
В то же время наметилась специализация поселенческих единиц в зависимости от характера туристских потоков в них, что нашло отражение в географической литературе. В работе немецкого географа К. Хассерта «География городов» (1907), кроме поселений со стационарным туризмом, были выделены центры кратковременного туристского пребывания: исторические города, города с сильно развитыми культурными функциями и т.п.
В последующие годы, особенно с конца 20-х гг. прошлого столетия, шло постепенное расширение диапазона географических исследований по туристской проблематике. Наряду с местностями, посещаемыми туристами, называлось много других объектов и явлений, которые были связаны с туристским движением и должны были войти в сферу интересов географов. Закладывались теоретические основы географии туризма, уточнялся ее предмет.
География делового туризма
В условиях экономического спада компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну. В отличие от европейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличивали расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.
Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС.
Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, лидирующие на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии.
Туристские зоны РФ.
Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно- климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.
К Центру России относятся центральные, западные, северозападные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма. На Севере России перспективными для развития туризма можно считать только районы Европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. Здесь имеются как природные рекреационные ресурсы, так и различные культурные и исторические достопримечательности. К Югу России относятся политически стабильные, но слабо развитые в плане рекреации Центрально-Черноземные области, а также Кавказ, которому одновременно присущи взрывоопасная политическая обстановка и хорошо развитая туристическая инфраструктура.
Несмотря на политическую стабильность, регион Сибири и Дальнего Востока характеризуется рядом факторов, отрицательно сказывающихся на развитии туризма: значительная отдаленность от Центра, суровые климатические условия, слабая заселенность, неразвитость инфраструктуры.
Туристические возможности МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ представлены следующими видами отдыха и развлечений: можно отправиться на атомном ледоколе из Мурманска на Северный полюс; поймать и отпустить самую большую семгу в порожистой чистой реке; покататься на горных лыжах по заснеженным горам Хибин; увидеть красоту подводного мира Белого и Баренцева морей; поучаствовать в лыжном марафоне в апреле.
ЮЖНЫЙ УРАЛ долгое время был «белым пятном» на туристической карте. Это связано с рядом «закрытых городов», находящихся на территории Челябинской области. Однако сегодня ситуация меняется. Здесь имеется ряд интересных достопримечательностей.В пределах края берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. В Челябинской области более трех тысяч озер. Благоприятный климат, радоновые воды высокой концентрации, сапропелевые грязи широко применяются в курортной сети оздоровительных учреждений.
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ в последние годы получил развитие экологический туризм. Практикуются круизы по реке Амур, а также походы по экологическим тропам с уникальной флорой и фауной.
Традиционно популярным среди туристов остается район озера Байкал, который в туристическом плане часто называют Байкальско- Монгольской Азией. Туристам здесь предоставляется возможность побывать на старых эвенкийских стойбищах, познакомиться с бытом старообрядцев и буддистскими монастырями в национальных парках Прибайкалья, посетить острова с лежбищами нерпы, а также древнюю столицу Монголии Каракорум.
Привлекательна для туристов ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, одна из наиболее крупных областей европейской части России, расположенная между двумя столицами, на перекрестке древних водных путей, связывавших многие страны и города Европы и Азии. Здесь находятся уютные древние городки, каждый со своим лицом, православные святыни, дворянские усадьбы, где жили и общались выдающиеся люди России. Здесь много прекрасных ландшафтов.
К северу от Тверской области расположена ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ее территория представляет собой обширную, слегка всхолмленную равнину, рассеченную широкими понижениями, занятыми многочисленными котловинами карстовых и ледниковых озер и болот, неглубокими речными долинами. Город Вологда, раскинувшийся на берегу реки Сухоны, восхищает деревянной архитектурой домов в кружевной резьбе наличников окон. Туристы осматривают кремль XVI-XVII веков, Успенский собор XVI в., многочисленные ансамбли монастырей. Привлекают туристов в Вологодской области древние малые города.
15. Глобальные города, центры международного туризма.
Среди всего многообразия туристских центров особое место занимают крупные города. Они традиционно аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. Однако далеко не все города-миллионеры относятся к числу крупных центров международного туризма. Например, Сан-Паулу с населением 17,8 млн. человек входит в пятерку крупнейших агломераций мира, но по численности иностранных туристов (0,5 млн.) в 4 раза уступает Стокгольму с населением 1,6 млн. человек и в 13 раз — Вене с населением чуть более 2 млн. жителей. Это во многом обусловливается различной туристской «ценностью» городов, их размещением относительно основных туристских регионов мира и фактором дистанционности.
Большинство современных мировых городов — это центры «старой формации», прошедшие длительный эволюционный путь развития. Они концентрируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, что обусловливает их повышенную привлекательность для развития массового познавательного туризма. Кроме того, глобальные города, как правило, находятся в пределах староосвоенных и экономически высокоразвитых территорий, обладают центральным положением в главных туристских регионах мира. Не случайно 13 из 20 самых популярных направлений международного туризма приходятся на счет глобальных городов, включая Париж, Амстердам, Брюссель, Рим и т.д.
Все мировые города относятся к категории городов-миллионеров. Крупность демографического потенциала уже априори предполагает повышенные масштабы подвижности населения, а активно разворачивающийся в условиях глобализации процесс интернационализации населения придает дополнительный импульс росту как постоянной миграции, так и краткосрочных поездок для деловых контактов, посещения родных, отдыха и иных видов времяпрепровождения.
Глобальные города, даже несмотря на принадлежность к категории наиболее «дорогих» и существенную социальную стратификацию населения, отличает сравнительно высокий уровень жизни людей. Так, среднегодовой доход на душу населения в Лондоне составляет 31,9 тыс. дол., в Токио — более 44 тыс.. Состоятельность значительной части населения обусловливает расширенные экономические возможности, в том числе и для реализации поездок с туристскими целями.
В результате воздействия большой совокупности факторов мировые города становятся ключевыми элементами в системе международного туризма. Они формируют особую категорию туристских центров и обладают целым рядом важных отличительных черт. Среди них в первую, очередь необходимо отметить следующие.
1. Мировые города концентрируют колоссальные объемы глобального туристского потока. По количеству только прибытий иностранных туристов они зачастую опережают целые страны и регионы. Причем глобальные города занимают видные позиции не только на внешнем, но и на внутреннем туристском рынке.
2. В отличие от пассивных — преимущественно принимающих (фокусы) и активных — преимущественно отправляющих (очаги) туристских центров мировые города выступают в качестве туристских узлов, для которых входящие и исходящие потоки равновелики или вполне сопоставимы. Например, ежегодно с туристскими целями в Нью-Йорк прибывает из-за рубежа более 5,4 млн. человек, а выезжает свыше 2,1 млн..
3. Очень высоки темпы прироста объемов туристского потока, в том числе международного. В неофициальной столице США, по оценкам экспертов, за последние пять лет он составил 28%. Число туристов в Гонконге — одном из наиболее посещаемых городов мира — за период 1999—2003 гг. увеличилось в 1,5 раза — с 10,7 млн. до 16,5 млн. человек.
4. Для мировых городов типична в целом очень широкая географическая структура международного туризма, хотя по понятным причинам, — с преобладанием выходцев из экономически наиболее развитых стран.
5. Огромное количество туристов обусловливает особую значимость отрасли для экономики мировых городов. Ежегодно в Нью-Йорке туристы оставляют более 17 млрд. дол., в Майами — 16,8 млрд., а в Париже доходы только от гостиничного бизнеса составляют 2,8 млрд. евро. Стремление к удовлетворению потребностей самой разнообразной клиентуры обусловливает адекватный и высочайший уровень развития социальной инфраструктуры, сферы услуг и собственно туристской индустрии. В последнее время в глобальных городах, в том числе в силу эволюции структуры туристского потока, все четче обозначается тенденция к усилению специализации на обслуживании наиболее состоятельных клиентов.
6. Все мировые города относятся к числу полифункциональных туристских центров. Они располагают всеми возможностями для познавательного, делового, развлекательного и целого ряда иных видов туризма, включая в целом нетипичную специализацию (например, купально-пляжный отдых в Бангкоке и Майами).
7. Мировые города выступают главными эпицентрами локализации и генераторами роста делового туризма, который стал одним из самых динамичных секторов международного туризма. В последнее десятилетие, например, в Европе среднегодовые темпы увеличения объемов делового туризма достигли 9%, тогда как туризма в целом — 5%. По оценкам специалистов, ныне каждая четвертая поездка совершается по служебной надобности.
Исследование мировых городов как центров международного туризма представляет большой научно-прикладной интерес и может претендовать на самостоятельное направление в рамках географии международного туризма.
Этикет и культура общения.
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.
Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что в процессе взаимодействия людей только 20-40 % информации передается с помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной.
Ведущее место здесь занимают жесты. Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В зависимости от тех ограничений, которые накладывает этикет на систему жестов, различают жесты: предписанные этикетом, нейтральные и недопустимые. Жест может заменить не только слово, но и фразу. Нередки случаи, когда одним и тем же жестам в разных этикетных культурах придается различное значение, и наоборот: одно и то же содержание может быть выражено различными средствами.
Встречаются и жесты, которые являются специфическими только для той или иной национальной культуры, т.е. в пределах данной культуры такие жесты имеют смысл, а с позиций другой культуры они не имеют какого бы то ни было значения.
Помимо жестов, мимики, этикет регулирует также позы, пантомимику и зоны общения, которым большое внимание уделяют на Западе.
В структуру этикета входят также и некоторые вещи из предметного окружения человека, что дает основание говорить об этикетной атрибутике. При этом можно выделить две группы вещей, приобретающие этикетный смысл; не предназначенные специально для этого (элементы одежды: шляпа, галстук и т.д.; предметы утвари и т.п.) и собственно этикетные вещи (цветы, подарки, визитные карточки и т.д.).
При этом роль вещей в этикете определяется не вещами как таковыми, а тем, как с их помощью регулируются отношения между людьми. Из категории вещей они как бы превращаются в знаки определенных отношений. Не случайно поэтому одной из задач воспитания, построенного на нормах этикета, всегда было умение прочитывать этот язык символов.
Особую роль приобретает этикетная атрибутика в застольном этикете, на различных церемониях, официальных приемах и т.п., где существуют особые регламентации в сервировке, костюмах, манерах. И конечно, умение пользоваться этикетной атрибутикой в ее многообразных проявлениях, умении прочитывать этикетный язык вещей не просто придает человеку статус воспитанного человека, но и действительно позволяет ему чувствовать себя более свободным в различных этикетных ситуациях общения.
17.Предмет, сущность и основные понятия этики
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности Объект этики – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.
Предмет и объект изучения в географии туризма.
География туризма — представляет собой науку, которая изучает пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма — зон, районов, центров.
В задачи географии туризма входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков.
Объектом географии туризма служит пространство социокультурной среды.
Предметом географии туризма является изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности.
Главные задачи географии туризма состоят в следующем:
выявление закономерностей образования туристских центров и зон;
определение их региональной и международной специализации;
выявление основных факторов их развития;
описание их географического положения и механизма функционирования в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных районов и стран;
разработка туристского районирования (исследование условий и факторов, закономерностей и принципов районообразо- вания);
обоснование таксономической структуры туристских образований;
характеристика туристских ресурсов отдельных регионов и стран;
анализ национальных и региональных особенностей развития туризма.
Взаимосвязь географии туризма с другими науками.
Географическая наука занимается изучением пространства. Существует много отраслевых географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и т.д. География туризма — одна из рода географических наук.
География туризма относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующие разделы географии:
демографию — знания об эволюции демографического и экономико-социального статуса населения;
экономическую географию — знания об экономических ресурсах в различных регионах мира;
страноведение — знания о хозяйстве континентов и регионов Земли;
физическую географию — знания о естественных ресурсах, выступающих фундаментом для развития туризма — климатического, оздоровительного и др.;
историческую географию — знания о культуре, истории, являющиеся важным фактором развития культурно-познавательного туризма;
рекреационную географию — знания о природных ресурсах, которые можно использовать для отдыха населения.
География туризма тесно связана с географическими, социально-экономическими и общественными науками — политологией, социологией, природопользованием, экономикой, экологией, туристикой, психологией, медициной.