Что изучает география россии конспект

Конспект урока: ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (география, 8 кл)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.

Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.

Учитель. Итак, что такое Россия?

Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.

Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.

«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».

II. Получение новых знаний.

Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.

Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).

2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.

Тр адиционные методы:

4. Оставшееся время на уроке следует посвятить различным источникам географических знаний.

Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.

Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.

Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.

Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:

1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?

2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?

3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.

III. Подведение итогов урока.

Источник

Что изучает география России

Урок 1. География 8 класс (ФГОС)

Что изучает география россии конспект

Что изучает география россии конспект

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что изучает география россии конспект

Что изучает география россии конспект

Что изучает география россии конспект

Конспект урока «Что изучает география России»

Курс «География России. Природа» изучает природные богатства и ресурсы нашей родины. В нём представлен общий обзор природы России, а также подробно охарактеризованы природно-территориальные комплексы страны. Особое внимание уделяется вопросу охраны природных ресурсов и экологическим проблемам. Следует помнить, что с давних времён природа и люди очень тесно связаны между собой. Именно хозяйственная деятельность населения кардинально изменила окружающую среду и существенно отразилась на самом существовании человека. Каждый образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт и хозяйственную деятельность людей. Изучив этот курс, вы сможете узнать о том, как исследовалась и осваивалась Россия, об особенностях её рельефа и климата. Ваш кругозор относительно вопроса о географическом положении России существенно расширится, а изучая отдельные природные комплексы страны, вы совершите увлекательное путешествие по её просторам.

Россия – это самое большое по площади государство мира. Огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны; по бескрайним равнинам текут величавые реки; вершины высоких гор покрыты ледниками. Богата и разнообразна природа России. В стране можно увидеть и следы древних оледенений, и грозную силу современных вулканических извержений, и глубочайшее озеро мира – Байкал, и самое мелкое из морей в мире – Азовское, и самую большую по площади зону лесов, и самые плодородные чернозёмные почвы. О многих природных особенностях России можно говорить в превосходной степени, так, например, Байкал – самое глубокое озеро мира, тайга – это самый большой лес Земли, Ключевская Сопка – самый высокий вулкан Евразии и так далее. Величие и красота природы России вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание поистине выдающихся произведений искусства.

Что изучает география россии конспект

Курс «География России. Природа» состоит из трёх главных разделов: «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», а также «Человек и природа».

В первом разделе «Особенности природы и природные ресурсы России» мы поговорим об особенностях рельефа и климата России, рассмотрим водные, почвенные и биологические ресурсы этой крупнейшей страны мира. Благодаря изучению данного раздела вы узнаете, что более семидесяти процентов территории России занято равнинами и низменностями. Западная часть страны находится в пределах обширной Восточно-Европейской равнины, которая характеризуется чередованием низменностей и возвышенностей. К югу от Восточно-Европейской равнины, на границе Европы и Азии, расположена горная система Кавказ. Здесь находится самая высокая точка России – гора Эльбрус. Высота вершины – 5642 метра. А на полуострове Камчатка, который находится в северо-восточной части Евразии, расположен самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка. Высота вулкана – 4750 метров.

Огромная территория России славится разнообразными климатическими условиями. В субарктическом климатическом поясе страны крайне холодные зимы. Именно здесь, в селе Оймякон, отмечена самая низкая температура воздуха во всём Северном полушарии Земли – минус семьдесят две целых две десятых градуса по Цельсию. Оймякон также известен всему миру как один из «полюсов холода» на планете. По ряду параметров Оймяконская долина – это наиболее суровое место на Земле, где постоянно живут люди.

Россия – одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Байкал – это самое большое пресноводное озеро, которое расположено в восточной части России, а также самое глубокое на нашей планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Его площадь – тридцать одна тысяча семьсот двадцать два километра квадратных. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем. На карте России более двух с половиной миллионов рек. Большая их часть – относительно небольшие, длина их не превышает ста километров. Но есть и такие реки, которые поражают своими поистине шокирующими размерами. Обь – это самая большая река в России. Длина Оби составляет пять тысяч четыреста десять километров. В устье река образует Обскую губу и впадает в Карское море.

Что изучает география россии конспект

Обская губа – это самый крупный залив Карского моря. Длина залива – более чем 800 километров, ширина – от 30 до 80 километров. В Карское море также впадает самая многоводная река России – Енисей. Длина реки составляет 3487 километров. Стоит отметить, что Енисей располагается в горах Южной Сибири, где основная часть территории покрыта сплошной тайгой.

Благодаря пространственным различиям животный и растительный мир России очень разнообразен. Большую часть территории России занимает тайга. Это самый большой по площади лес на Земле. Здесь обитают бурые медведи, бурундуки, соболи, лоси и другие.

Второй раздел курса – «Природные комплексы России». В ходе изучения этого раздела вы подробно познакомитесь с природой регионов России. Рассмотрим некоторые из них. Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших равнин земного шара. Простирается она от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей – до Чёрного, Азовского и Каспийского. Поскольку большая часть равнины расположена в пределах России, то она также известна как Русская равнина.

Что изучает география россии конспект

Кавказ – горная система России, которая расположена к югу от Восточно-Европейской равнины, в области перешейка между Чёрным и Азовским морями – на западе и Каспийским морем – на востоке. Урал – географический регион России. Он расположен между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Длина системы – более двух тысяч километров, а ширина – от сорока до ста пятидесяти километров. У восточного подножья Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, которая, в свою очередь, впадает в Каспийское море. Западно-Сибирская равнина – крупный регион России. Она расположена на севере Азии и занимает всю западную часть Сибири: от Уральских гор – на западе до Среднесибирского плоскогорья – на востоке. Это самая обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. Одним из наиболее крупных регионов России является Восточная Сибирь. Здесь можно встретить и арктические пустыни, и сухие степи, и тайгу, и своеобразные высокогорные ландшафты. И, наконец, Дальний Восток. Этот регион занимает тридцать шесть процентов территории России. Почти на четыре с половиной тысячи километров протянулся российский Дальний Восток вдоль северо-западного побережья Тихого океана и до морей.

Третий раздел курса – «Человек и природа». Изучая его, мы подробно рассмотрим влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Вы узнаете, как воздействует человек на природу. Задумайтесь! С чем связано ухудшение экологической ситуации в России, да и в мире в целом? Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной. Промышленные предприятия, крупные города, инженерно-технические сооружения являются главными источниками экологической опасности в стране. Приведём примеры негативного влияния деятельности человека на природу. Сооружение плотин нарушает пути миграции рыбы; при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров, загрязняются подземные воды. Экологическая ситуация в мире требует от человека изменить своё отношение к природе, в связи с чем первостепенное значение приобретает экологическое воспитание и образование. Об этом и многом другом мы с вами поговорим, изучая раздел «Человек и природа».

Источник

Конспект урока и презентация по географии 8 класс на тему «Что изучает география России»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Что изучает география россии конспект

Описание презентации по отдельным слайдам:

Наша Россия, наша страна Автор: Ибрагимова Т.С.

Туристическая Россия 1 2 3 4 5 6

Русская природа в живописи

Источники: Ученик http://www.askgranny.com/wp-content/uploads/2011/05/Books-reading-2.jpg Художник http://storage_01.startwish.ru/images/2f/a2/4673/83713f0eebc839dbd444edbaeb9d5a109e96_o.jpg Военный http://img-fotki.yandex.ru/get/15514/200418627.55/0_117575_bf53aeeb_orig.png Сувениры сердце http://lvkr.ru/gk35t2.jpg Сувениры полоса http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Орел с лентами http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Турист http://s1.ziareromania.ro/?mmid=b7ac0cf3daa880bac Лапти http://www.allfanera.ru/files/productions/gallery/0/25/7.jpg Гармонь http://progress-muz.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/135_60.jpg Каравай http://rosyjskiwkrakowie.blog.pl/files/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9.jpg Самовар http://gde.ru/images/img_ru/700/1160622.jpg

Выбранный для просмотра документ введение.docx

Урок «Введение. Что изучает курс География России»

Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна

Урок актуализаций знаний и умений

Познакомить учащихся с особенностями курса «География России»

Познакомить учащихся с объектами изучения курса «География России»

раскрыть особенности УМК, структуру учебника;

продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий

Видео. «12 июня. День России.» http://www.youtube.com/watch?v=E7e9IUK0lVU

Видео «Гордись Великой Россией!» http://www.youtube.com/watch?v=HFRS_ph3aE4

План изучения материала

Ассоциации «Современная Россия»

Природа России в художественных произведениях

Туристические символы России

Государственная символика России

Объект изучения курса, источники географической информации.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Государственная символика, физическая география России, источники географической информации

Знать/понимать задачи и предмет изучения географии России, приводить примеры источников географической информации

Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Патриотизм.

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия на уроке

ДЖОТ ТОТС Ассоциации «Современная Россия»

Читает стихотворение Н.Забила.

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Леса и степь, и горы….

Раскинулась моя страна

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.

Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.

Организует беседу по ассоциациям.

Составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.

1.Для нас Россия ассоциируется с……

2.Мощь России невозможна без….

3.Для меня Россия- это….

4.Я, как гражданин России обязан…..

Изучение нового материала

Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением.

Отгадывание загадок « Символы России» ( Приложение №1)

Государственная символика РФ, беседа (Приложение №2)

Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.

Красота русской природы воспета многими поэтами, художниками, композиторами. Этими произведениями восхищаются во всем мире. Показывает видео.

Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.

Для военных, спортсменов, политиков Россия ассоциируется с государственной символикой.

Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.

Знакомятся с произведениями искусства.

Отвечают на вопросы:

1.Что относится к государственной символике?

2. Что обозначает триколор российского флага?

3. Что изображено на гербе РФ?

4. Кто является главой РФ?

Прослушивают гимн РФ- видео.

Отвечают на вопросы:

1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?

2.Из каких разделов состоит учебник?

3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?

4.Какую информацию мы можем найти в атласе?

Первичное осмысление и закрепление изученного

Просмотр видеосюжета «Гордись Россией»

Мы граждане нашей страны, именно мы ответственны за благополучие Родины. Мы должны гордиться своей страной.

Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой.- Волгоград: Учитель, 2007.-375с.

Государственная символика- Википедия.

Приложение №1 загадки:

Их в былые времена

Надевала вся страна.

Но теперь наденешь врятли

Ты из лыка липы………ЛАПТИ

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь

Как хлеба и калачи

Мы тебя пекли в печи

Вот теперь гостей встречай

На столе стоит пузатый

Носик- кран его горбатый,

Запыхтит из носа пар

Тульский это- …..САМОВАР

И семейного единства

Вся из дерева…МАТРЕШКА

Символ города Москвы

Площадь там зовется Красной

Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ

Приложение 2. Государственные символы РФ.

Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.

Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.

Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

Источник

Конспект по географии «Что изучает курс «География России»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

Первый урок в 8 классе по географии УМК под редакцией В. П. Дронова

«Что изучает курс «География России»

Выполнила: учитель географии

МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

Картаева Лилия Михайловна

Урока: Что изучает курс «География России»

— формирование представления об особенностях основных природных компонентов России

-формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России;

-познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой;

-привитие любви к изучаемому предмету;

-воспитание юного гражданина Родины.

Оборудование: атласы, конкурные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

Вопросы: 1) Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

2) Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

3) Слышу подсказку Вити-дружка,

4) Знать, ребята, вам пора,

5) Здесь горы-великаны –

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

6) Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

Он готов поведать людям,

7)Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
(Африка.)

8) Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.)

9) В море плавает сапог
Тыщи лет и не промок!
А на нем живет народ –
Кто его нам назовет?

(Италия и итальянцы.)

10) В первой половине 17 века на просторы Тихого океана вышли голландцы. Ими были открыты северные и западные берега Австралии, а этот капитан прошёл восточным берегом материка, тем самым доказал, что это материк. (Джеймс Кук).

11) Это первый европеец отважился проникнуть в центр Африки, он исследовал реку Замбези. (Давид Ливингстон).

12) Назовите имена мореплавателей, в честь которых названы моря и острова, проливы?

2. Знакомство с новым материалом. (Слайды 1,2).

1) Назвать места, где отдыхали ребята летом. Рассказать о природе, достопримечательностях этих мест. Подвести к тому, что наша Родина очень большая.

2) Какие ассоциации возникают при слове «Россия»?

Давайте прочитаем строки Эдуарда Асадова. Как вы их понимаете?

— Вспомним: Какие компоненты природы вам известны? Изменяются ли они? Можно ли судить о природе территории по одному компоненту? (Слайд 4).

В 8 классе мы будем изучать компоненты природы России как отдельно, так и в сочетании.

Изучим особенности населения России, познакомимся с его занятиями, традициями. (Слайд 5).

Знакомство с учебником.

Структура учебника изучается по оглавлению на с. 269.

Анализ одной из таблиц учебника по плану:

— сколько видов данных в ней использовано;

— какие данные использованы.

3) Какие еще источники информации использованы в учебнике? (Слайд 6).

4. Географизация современной жизни человека.

Беседа о значении географии. Задачи географии (Слайд 7).

Знакомство с атласом.

Закрепление: 1) Что означает комплексный подход к изучению природы?

Как можно на практике применить знания о природе?

Перечислите основные источники географических знаний, которые будут использованы в 8 классе.

Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России. – М.: Экзамен, 2008. – 304 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *