Что изучает география россии 8 класс краткий ответ
Конспект урока: ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (география, 8 кл)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.
Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.
На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.
Учитель. Итак, что такое Россия?
Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.
Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.
«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».
II. Получение новых знаний.
Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.
Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).
2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.
Тр адиционные методы:
4. Оставшееся время на уроке следует посвятить различным источникам географических знаний.
Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.
Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.
Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.
Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:
1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?
2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?
3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.
III. Подведение итогов урока.
Что изучает география России
Урок 1. География 8 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает география России»
Курс «География России. Природа» изучает природные богатства и ресурсы нашей родины. В нём представлен общий обзор природы России, а также подробно охарактеризованы природно-территориальные комплексы страны. Особое внимание уделяется вопросу охраны природных ресурсов и экологическим проблемам. Следует помнить, что с давних времён природа и люди очень тесно связаны между собой. Именно хозяйственная деятельность населения кардинально изменила окружающую среду и существенно отразилась на самом существовании человека. Каждый образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт и хозяйственную деятельность людей. Изучив этот курс, вы сможете узнать о том, как исследовалась и осваивалась Россия, об особенностях её рельефа и климата. Ваш кругозор относительно вопроса о географическом положении России существенно расширится, а изучая отдельные природные комплексы страны, вы совершите увлекательное путешествие по её просторам.
Россия – это самое большое по площади государство мира. Огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны; по бескрайним равнинам текут величавые реки; вершины высоких гор покрыты ледниками. Богата и разнообразна природа России. В стране можно увидеть и следы древних оледенений, и грозную силу современных вулканических извержений, и глубочайшее озеро мира – Байкал, и самое мелкое из морей в мире – Азовское, и самую большую по площади зону лесов, и самые плодородные чернозёмные почвы. О многих природных особенностях России можно говорить в превосходной степени, так, например, Байкал – самое глубокое озеро мира, тайга – это самый большой лес Земли, Ключевская Сопка – самый высокий вулкан Евразии и так далее. Величие и красота природы России вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание поистине выдающихся произведений искусства.
Курс «География России. Природа» состоит из трёх главных разделов: «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», а также «Человек и природа».
В первом разделе «Особенности природы и природные ресурсы России» мы поговорим об особенностях рельефа и климата России, рассмотрим водные, почвенные и биологические ресурсы этой крупнейшей страны мира. Благодаря изучению данного раздела вы узнаете, что более семидесяти процентов территории России занято равнинами и низменностями. Западная часть страны находится в пределах обширной Восточно-Европейской равнины, которая характеризуется чередованием низменностей и возвышенностей. К югу от Восточно-Европейской равнины, на границе Европы и Азии, расположена горная система Кавказ. Здесь находится самая высокая точка России – гора Эльбрус. Высота вершины – 5642 метра. А на полуострове Камчатка, который находится в северо-восточной части Евразии, расположен самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка. Высота вулкана – 4750 метров.
Огромная территория России славится разнообразными климатическими условиями. В субарктическом климатическом поясе страны крайне холодные зимы. Именно здесь, в селе Оймякон, отмечена самая низкая температура воздуха во всём Северном полушарии Земли – минус семьдесят две целых две десятых градуса по Цельсию. Оймякон также известен всему миру как один из «полюсов холода» на планете. По ряду параметров Оймяконская долина – это наиболее суровое место на Земле, где постоянно живут люди.
Россия – одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Байкал – это самое большое пресноводное озеро, которое расположено в восточной части России, а также самое глубокое на нашей планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Его площадь – тридцать одна тысяча семьсот двадцать два километра квадратных. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем. На карте России более двух с половиной миллионов рек. Большая их часть – относительно небольшие, длина их не превышает ста километров. Но есть и такие реки, которые поражают своими поистине шокирующими размерами. Обь – это самая большая река в России. Длина Оби составляет пять тысяч четыреста десять километров. В устье река образует Обскую губу и впадает в Карское море.
Обская губа – это самый крупный залив Карского моря. Длина залива – более чем 800 километров, ширина – от 30 до 80 километров. В Карское море также впадает самая многоводная река России – Енисей. Длина реки составляет 3487 километров. Стоит отметить, что Енисей располагается в горах Южной Сибири, где основная часть территории покрыта сплошной тайгой.
Благодаря пространственным различиям животный и растительный мир России очень разнообразен. Большую часть территории России занимает тайга. Это самый большой по площади лес на Земле. Здесь обитают бурые медведи, бурундуки, соболи, лоси и другие.
Второй раздел курса – «Природные комплексы России». В ходе изучения этого раздела вы подробно познакомитесь с природой регионов России. Рассмотрим некоторые из них. Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших равнин земного шара. Простирается она от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей – до Чёрного, Азовского и Каспийского. Поскольку большая часть равнины расположена в пределах России, то она также известна как Русская равнина.
Кавказ – горная система России, которая расположена к югу от Восточно-Европейской равнины, в области перешейка между Чёрным и Азовским морями – на западе и Каспийским морем – на востоке. Урал – географический регион России. Он расположен между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Длина системы – более двух тысяч километров, а ширина – от сорока до ста пятидесяти километров. У восточного подножья Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, которая, в свою очередь, впадает в Каспийское море. Западно-Сибирская равнина – крупный регион России. Она расположена на севере Азии и занимает всю западную часть Сибири: от Уральских гор – на западе до Среднесибирского плоскогорья – на востоке. Это самая обжитая и освоенная (особенно на юге) часть Сибири. Одним из наиболее крупных регионов России является Восточная Сибирь. Здесь можно встретить и арктические пустыни, и сухие степи, и тайгу, и своеобразные высокогорные ландшафты. И, наконец, Дальний Восток. Этот регион занимает тридцать шесть процентов территории России. Почти на четыре с половиной тысячи километров протянулся российский Дальний Восток вдоль северо-западного побережья Тихого океана и до морей.
Третий раздел курса – «Человек и природа». Изучая его, мы подробно рассмотрим влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Вы узнаете, как воздействует человек на природу. Задумайтесь! С чем связано ухудшение экологической ситуации в России, да и в мире в целом? Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной. Промышленные предприятия, крупные города, инженерно-технические сооружения являются главными источниками экологической опасности в стране. Приведём примеры негативного влияния деятельности человека на природу. Сооружение плотин нарушает пути миграции рыбы; при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров, загрязняются подземные воды. Экологическая ситуация в мире требует от человека изменить своё отношение к природе, в связи с чем первостепенное значение приобретает экологическое воспитание и образование. Об этом и многом другом мы с вами поговорим, изучая раздел «Человек и природа».
Конспект урока и презентация по географии 8 класс на тему «Что изучает география России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наша Россия, наша страна Автор: Ибрагимова Т.С.
Туристическая Россия 1 2 3 4 5 6
Русская природа в живописи
Источники: Ученик http://www.askgranny.com/wp-content/uploads/2011/05/Books-reading-2.jpg Художник http://storage_01.startwish.ru/images/2f/a2/4673/83713f0eebc839dbd444edbaeb9d5a109e96_o.jpg Военный http://img-fotki.yandex.ru/get/15514/200418627.55/0_117575_bf53aeeb_orig.png Сувениры сердце http://lvkr.ru/gk35t2.jpg Сувениры полоса http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Орел с лентами http://tricolor.tv/upload/image/quick-folder/1_02.jpg Турист http://s1.ziareromania.ro/?mmid=b7ac0cf3daa880bac Лапти http://www.allfanera.ru/files/productions/gallery/0/25/7.jpg Гармонь http://progress-muz.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/135_60.jpg Каравай http://rosyjskiwkrakowie.blog.pl/files/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B9.jpg Самовар http://gde.ru/images/img_ru/700/1160622.jpg
Выбранный для просмотра документ введение.docx
Урок «Введение. Что изучает курс География России»
Автор: учитель географии ГБОУ «Болгарская Кадетская школа-интернат имени Карпова Павла Алексеевича», Ибрагимова Татьяна Сергеевна
Урок актуализаций знаний и умений
Познакомить учащихся с особенностями курса «География России»
Познакомить учащихся с объектами изучения курса «География России»
раскрыть особенности УМК, структуру учебника;
продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий
Видео. «12 июня. День России.» http://www.youtube.com/watch?v=E7e9IUK0lVU
Видео «Гордись Великой Россией!» http://www.youtube.com/watch?v=HFRS_ph3aE4
План изучения материала
Ассоциации «Современная Россия»
Природа России в художественных произведениях
Туристические символы России
Государственная символика России
Объект изучения курса, источники географической информации.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, эвристическая беседа.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная
Государственная символика, физическая география России, источники географической информации
Знать/понимать задачи и предмет изучения географии России, приводить примеры источников географической информации
Строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы. Проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. Патриотизм.
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы организации взаимодействия на уроке
ДЖОТ ТОТС Ассоциации «Современная Россия»
Читает стихотворение Н.Забила.
Как велика моя страна,
Как широки ее просторы!
Леса и степь, и горы….
Раскинулась моя страна
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Велика и могущественна наша страна, для каждого она своя.
Напишите, с чем у вас ассоциируется современная Россия.
Организует беседу по ассоциациям.
Составляют ассоциации с понятием «Современная Россия»- 2 минуты.
1.Для нас Россия ассоциируется с……
2.Мощь России невозможна без….
3.Для меня Россия- это….
4.Я, как гражданин России обязан…..
Изучение нового материала
Просмотр видео иллюстраций художественных произведений, с аудио сопровождением.
Отгадывание загадок « Символы России» ( Приложение №1)
Государственная символика РФ, беседа (Приложение №2)
Предмет изучения географии России, структура учебника, атласа, источники географической информации.
Красота русской природы воспета многими поэтами, художниками, композиторами. Этими произведениями восхищаются во всем мире. Показывает видео.
Ежегодно Россию посещают миллионы туристов, которые желают познакомится с природными, культурными достопримечательностями, бытом многочисленных народов. В память о путешествии они покупают сувениры. Отгадайте загадки о символах сувенирах.
Для военных, спортсменов, политиков Россия ассоциируется с государственной символикой.
Итак, Россия-это Родина, страна, природа, люди и хозяйство. В 8 классе мы познакомимся с особенностями природы, в 9 классе- населением и хозяйством страны.
Знакомятся с произведениями искусства.
Отвечают на вопросы:
1.Что относится к государственной символике?
2. Что обозначает триколор российского флага?
3. Что изображено на гербе РФ?
4. Кто является главой РФ?
Прослушивают гимн РФ- видео.
Отвечают на вопросы:
1.Из каких источников мы можем узнать необходимую информацию о природе сраны?
2.Из каких разделов состоит учебник?
3.Какие темы мы изучим в первом, какие во втором разделах?
4.Какую информацию мы можем найти в атласе?
Первичное осмысление и закрепление изученного
Просмотр видеосюжета «Гордись Россией»
Мы граждане нашей страны, именно мы ответственны за благополучие Родины. Мы должны гордиться своей страной.
Написать мини-сочинение на тему « Что для меня Россия», нарисовать рисунок «Моя Россия»
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой.- Волгоград: Учитель, 2007.-375с.
Государственная символика- Википедия.
Приложение №1 загадки:
Их в былые времена
Надевала вся страна.
Но теперь наденешь врятли
Ты из лыка липы………ЛАПТИ
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь
Как хлеба и калачи
Мы тебя пекли в печи
Вот теперь гостей встречай
На столе стоит пузатый
Носик- кран его горбатый,
Запыхтит из носа пар
Тульский это- …..САМОВАР
И семейного единства
Вся из дерева…МАТРЕШКА
Символ города Москвы
Площадь там зовется Красной
Бьют часы на башне Спасской…. КРЕМЛЬ
Приложение 2. Государственные символы РФ.
Государственный герб Российской Федерации
Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.
Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа). На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.
В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.
Государственный гимн Российской Федерации
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев. Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.
Государственный флаг Российской Федерации
Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения. Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу. Когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.
Что изучает физическая география России?
Физическая география России изучает рельеф, почву и земельный ресурсы, а также природные зоны нашей страны. Теперь обо всё более подробно.
География России изучает: рельеф
Геологическое строение
Полезные ископаемые
В недрах Восточной Сибири можно найти каменный уголь, уже упомянутые нефть и газ, а также медно-никелевые месторождения руд (из них извлекают медь, никель, платину, золото, серебро). Горы на юге Сибири содержат в себе металлические и неметаллические полезные ископаемые. На территории Западной Сибири есть месторождения, помимо нефти, газа и торфа, железа, бокситов и больших ресурсов подземных вод. Урал богат медью, рудами титана, вольфрама и ртути.
Климат России
Третья подтема климат. В пределах РФ выделяются следующие типы климатов: арктический, субарктический (океанический), умеренно континентальный (он подразделяется на умеренно континентальный (Западная Сибирь); континентальный (климат тайги и лесостепей); резко континентальный (Восточная Сибирь); муссонный (климат смешанных лесов Дальнего Востока); умеренный (характерен для умеренного пояса европейской части России), а также средиземноморский.
Внутренние воды и водные ресурсы
Последняя подтема внутренние воды и водные ресурсы. К внутренним водам относятся реки, озёра, болота и подземные воды. Общая величина стока рек составляет 4720 км3 в год, другим слова около 10% суммарного годового стока всех рек Земли. Главной речной системой бассейна Тихого Океана является река Амур. К области внутреннего стока можно отнести речную систему Волги. Бассейну Атлантического океана принадлежат системы Дона и Днепра.
Следует отметить, что наиболее крупные озёра мира расположены на территории России: Байкал, Иссык-Куль, Ладожское и Онежское озёра. Несколько слов и о болотах, они занимают 9,5% всей территории. Условия их образования определяют их распространение: верховные болота находятся в зоне тундры или лесной зоне (в районах избыточного увлажнения). Южнее преобладают низинные болота. Говоря о водных ресурсах, следует отметить, что Россия занимает первое место в мире по запасам пресной воды (к водным ресурсам относится вода, пригодная для использования человеком). Здесь ключевое место занимают речные ресурсы. Общий годовой сток составляет 12-15% от мирового, однако около 85% речного стока России приходится на слабоосвоённые северные и восточные районы страны.
Кроме того, неблагоприятен естественный режим наших рек: на весеннее половодье приходится 50-90% годового стока рек. Моря неотъемлемая часть России. Они имеют как большое транспортное (торговый порты Чёрного и Балтийского морей, Северный морской путь, которые проходит через Баренцово, Карское, море Лаптевых и др.), так и биологическое ( в Охотском, Японском и Беринговом море ловят треску, сельдь, морского окуня др.) и минеральное значения (месторождения нефти в Каспийском море).
География России изучает: почва
На территории России насчитывается 6 различных видов почв:
1. тундро-глеевая почва (состоит из постилки (неразложившиеся растительные остатки),
2. подзолистая почта (образуется в зоне тайги и смешанных лесов, содержит очень мало гумуса (перегной черного цвета) и питательных веществ, но достаточно влаги для хорошего урожая),
3. серая лесная почва (распространены в широколиственных лесах и лесостепях, имеет мощный горизонт перегноя, богаты питательными веществами и влагой),
4. чернозём (богат питательными веществами, однако в нём недостаточно влаги),
5. каштановая почва (господствует в сухих степях и полустепях, но уступает чернозёму в количестве перегноя и гумуса),
6. бурая и серо-бурая почва (распространена в засушливых районах страны, недостаточно влаги и гумуса не позволяют использовать её в земледелии).
География России изучает: природные зоны
Природные зоны России были разработаны В.В.Докучаевым. Он указал на взаимосвязь воды, земли, воздуха, растительного и животного мира. На территории России расположены следующие зоны:
1) зона арктических пустынь (о-ва Земли Франца-Иосифа, Северный остров Новой Земли, о-ва Северной Земли, Новосибирские острова и северная часть острова Таймыр). Климат чрезвычайно суров (осадков мало, долгая и лютая зима, короткое и холодное лето, полярная ночь). Более того, большая часть этих площадей занята ледниками. В таких условиях выживают только карликовая берёза, мхи, лишайники, полярные маки и снежные лютики. Из животных обитаю белый медведь, песец, лемминг, белая куропатка, полярная сова.
2) зона тундры (побережье Северного Ледовитого океана). В этом районе климат получше, однако из-за недостатка тепла и многолетней мерзлоты здесь образовались многочисленные болота. Мелкие озёра, ручьи и реки богаты рыбой. Почвы тундры тощие. Животный мир богаче: тут обитают северные олени, полёвки, волки, лемминги, песцы, белые совы.
3) зона лесотундры (субарктический пояс). Лес и тундра совмещаются в единое целое, что даёт положительный результат: реки оказывают отепляющее воздействие на климатические условия в долинах, а долины рек защищают леса от сильных ветров, по долинам рек леса проникают в тундру. Здесь растут берёзы, ели и лиственницы.
4) зона лесов (от Балтийского моря до берегов Тихого океана). Климат умеренный с усилением континентальности в восточном направлении. Много болот, рек, озёр, разнообразный лесной покров (смешанные, широколиственный, тайга и хвойно-широколиственные леса). В этом районе обитают лось, соболь, бурый медведь, тигр и лесной кот.
5) зона лесостепей (через Русскую равнину на восток до Урала и по южной окраине Западной Сибири до предгорий Алтая). Почвы подзолистого типа с чернозёмом. Климат континентальный.
6) зона стетепей (в пределах Русской и Западно-Сибирской равнин). Континентально умеренный климат и арктический воздух. Летом эту зону охватывает арктический воздух, мелеют реки, иногда даже пересыхают. К сожалению, животный мир этой зоны сильно изменился под воздействием человека: исчезли тарпаны, косули и туры, олени оттеснены в леса. Главная ценность этого региона чернозёмные почвы, которые приносят хороши урожай в течение нескольких лет.
7) зона полупустынь (Прикаспийская низменность и Центральный Казахстан). Это переходная зона между степями и полустепями. Каштановые почвы, пески редкие озёра наиболее характерны для этого региона.
8) зона пустынь (окраина Прикаспийской низменности). Резкие колебания температуры, разнообразный животный и растительный мир. Еще здесь находятся целебные воды и грязи.
9) зона субтропиков (Черноморское побережье Краснодарского края). Климат тёплый и влажный. На побережье можно увидеть пальмы, бамбук и бананы.