Что изучает география развитие географических знаний о земле

География. 5 класс

Конспект урока

Урок 01. Как география изучает Землю

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

География; географ; Земля

География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности

Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.

Что изучает география?

Тема нашего урока: Как география изучает Землю.

Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».

Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).

Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.

В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова

География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.

Записки путешественников первооткрывателей

Правильный вариант ответа:

География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: распределите объекты

Природные объекты Антропогенные объекты

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

Конспект к уроку. Развитие географических знаний о Земле

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок: Развитие географических знаний о Земле

Целью урока является узнать о процессе формирования географических знаний о Земле.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.

Что изучает география развитие географических знаний о земле

Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.

В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.

Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.

В XVII веке была открыта Австралия.

Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.

Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).

Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Источник

Урок по географии на тему «Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает география развитие географических знаний о землеЧто изучает география развитие географических знаний о землеЧто изучает география развитие географических знаний о землеТема урока: Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о роли и значении географии в жизни и деятельности людей. Показать место географии в кругу других наук. Объяснить, как изменялись цели и задачи науки в течение времени, каковы задачи географии на современном этапе. Дать учащимся информацию об истории накопления сведений о Земле.

2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.

Оборудование: учебники, иллюстрации, карта полушарий.

Используемая литература: А. Бирмагамбетов, К. Мамырова «Физическая география», Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюева «География», К. Мамырова, О. Мазбаев, У. Суюнбаева «Физическая география. Методическое руководство», Г.Н Элькин «Физическая география»

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Знакомство с классом. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета.

Сегодня на уроке, мы поговорим с вами о географии как науке. Как она возникла, развивалась, что изучает? Поговорим о том, как накапливались знания о Земле. Тема нашего урока «Физическая география наука о природе Земли».

— Какова цель нашего урока?

— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?

— Какой возникает самый первый вопрос? Что такое география?

Родоначальником географии считается древнегреческий ученый – Эратосфен. Он жил в III веке до н.э. и дал название нашей науке «география»

Давайте постараемся определить, что является объектами изучения географии?

1. Природные явления, каковы причины их происхождения;

2. Природные объекты и их особенности;

3. Население, народы их происхождение и развитие;

4. Хозяйственная деятельность человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.

— Очень много вопросов, которые рассматривает эта наука, поэтому, как и большинство других наук, география подразделяется. Как вы думаете, какие два основных направления можно выделить в географии?

Давайте составим схему географической науки, посмотрим, как она подразделяется.

Физическая география Экономическая география

Наука о природе Земли и Наука о населении и его

природных явлениях. хозяйственной деятельности.

(геология, метеорология, (география промышленности,

почвоведение, гидрология, т.д.) с/х, транспорта, населения, т.д.)

отражает географические знания на картах, планах и глобусах

— География, одна из древнейших наук. Она существует уже 5 тысяч лет. Как вы думаете, зачем возникла эта наука? Каковы были её задачи? Всегда ли люди знали, как выглядит наша земля?

Наверное, первыми географами можно назвать древних людей, которые в поисках новых угодий для охоты, исследовали новые земли. Воины, купцы, путешественники описывали «новые» земли. Т.е первоначально главной задачей географии было открытие новых земель и их описание.

Исследователи, внёсшие вклад в развитие знаний о Земле:

— К. Птолемей II в н.э. – создал первую карту с градусной сеткой;

— М. Бехайм 1492 г – создал первый глобус;

— Х. Колумб 1492 г – открыл Америку;

— Ф. Магеллан и Э. Кано 1519 – 1522 гг – первое кругосветное плавание.

Можно называть множество имён – Д. Кук и А. Тасман – открытие Австралии, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев – открытие Антарктиды. А. Никитин, В. да Гамма – путешествие в Индию, Ш. Уалиханов, П. Семёнов – изучение Центральной Азии и т.д.

Очень дорого людям доставались знания о Земле. Из 5 судов и 265 человек, отправившихся с Магелланом, вернулись 1 корабль и 18 человек.

— Но сейчас, почему эта наука продолжает существовать и развиваться, ведь все «новые» земли открыты и описаны? Какова задача географической науки в современности?

Главная задача – изучение всех природных процессов и закономерностей, прогнозирование.

«Переброс северных рек на юг. Водохранилище на р. Обь» и т.д.

Источник

Урок по географии на тему «География как наука. Развитие географических знаний о Земле»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок. География как наука. Развитие географических знаний о Земле.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.

Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника.

Методы и формы обучения : наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные.

Предметные: Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Познавательные : строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные : составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Личностные: Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность

Организация начала урока

Здравствуйте! Меня зовут… (записываем в дневники) Как меня зовут, вы узнали за две секунды. Как вы думаете, смогу я узнать, как вас зовут, за две секунды? Я вас прошу на урок одевать либо бейджики, либо вот такие подставочки. (Ставлю себе на стол со своим именем). Вспоминаем правила поведения на уроке.

Запомните, что ответы учеников, которые выкрикивают с места и не поднимают руку – не учитываются

Не выкрикивать с места, поднимать руку. не разговаривать, правильно сидеть за партой

Мотивация учебной деятельности

Показ отрывка из кинофильма В поисках Гранта(1серия) (корабль плывёт по волнам с красивой музыкой)

ребята сегодня мы с вами отправляемся в дальнее путешествие на корабле. Вы уже догадались, как будет называться наш корабль? Наше плавание действительно будет долгим, потому-что география изучается с 6 по 10 класс. Мы с вами не можем отправиться в такое серьёзное путешествие без подготовки. Давайте подумаем, что нам нужно взять с собой в путешествие : книга, атлас кроме того на каждый урок нам понадобится контурная карта. 5 цветных карандашей, простой карандаш, линейка, резинка, ручка.(мы познакомились с главными источниками геогр. информации. А какие источники геогр. информации вам ещё известны?

Ребята, как вы думаете, можем мы отправляться в путь на не знакомом нам корабле?

Что нам нужно сначала выяснить?

Цель: Выяснить, что собой представляет география.

Записываем тему урока

К цели мы с вами будем идти через решения задач.

(ставим учебную задачу)

Давать не менее двух определений понятию «география»

Перечислять этапы формирования географии.

Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

Делать выводы о задачах и значении географии.

Каким образом можно решить эти задачи?

Первое определение Географии вы сами сможете сформулировать. Оно есть и в учебники, а вот про второе определение вы сможете узнать если будете внимательно меня слушать.

Этапов формирования нет в учебнике про них вы сможете узнать только на уроке. Сначала я вам расскажу о них, а затем вы закрепите знания, поработав совместно в группах. Сегодня на уроке у нас запланирована работа по группам.

Кому будут не ясны задачи и значение географии, тот может ещё раз самостоятельно прочитать о них в параграфе учебника.

Знакомятся с учебником атласом, к.к.

Нет, не можем (могут ответить да можем)

Как устроен корабль.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

Ассоциация на доске «Понятия»

. Вам знакомо это слово?

Что вы уже знаете о географии? На каких уроках вы уже знакомились с географическими знаниями? Где ещё кроме уроков можно получать знания о географии?

Что изучает география?

( записываю вертикально на доске слово «география», затем прошу учащихся назвать слова-ассоциации, которые у них вызывает это понятие. Слова должны иметь общие с «географией» буквы.)

Предметом изучения географии является планета Земля(её природа) –этим она родственна с другими естественными науками: (естество –природа)

Астрономия(«астрон»-звезда, номос-закон),Физика(«физис»-природа),Химия(наука о веществах),Биология(«биос-жизнь),Геология(гео-земля)-наука о строении Земли, Экология-экос-дом- наука о взаимодействии человека и природы.

По содержанию учебника расскажите друг другу, о чём вы узнаете, изучив начальный курс географии.

Источник

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

История развития географических знаний

Географические знания до эпохи великих географических открытий пополнялись благодаря торговле, а также земледелию и скотоводству.

Купцы Финикии, нагружали корабли товарами и уходили в плавание. В одном из таких плаваний были открыты Канарские острова.

Корабль финикийских купцов

Предпосылками эпохи великих географических открытий явились труды ученых Древней Греции. Их работы переводились на общепринятый научный язык – латинский. Известна «История в 9 книгах» Геродота, в которой он приводит описание стран Средиземного моря.

Не менее важна заслуга Аристотеля, который наблюдал за затмением Луны и Солнца. Из этих наблюдений он вывел, что Земля должна быть шарообразной.

Первое описанием всех знаний о Земле приводится в труде «Географика». Автором ее был ученый Эратосфен. В этой работе изложена история географии, описаны форма и размер Земли, также он предположил деление земного шара на климатические и природные зоны. Им была составлена и географическая карта.

В эти века на развитие науки сильно влияла религия. Карты составлялись монахами, а представление о Земле основывалось на Библии. Однако быстрыми темпами развивается судостроение. Плавание облегчается с появлением компаса в Средиземноморье, а изобретен он был еще в Древнем Китае.

В средневековье были сделаны важные открытия. Например, норманны [1] осваивали Исландию и Гренландию. Немаловажными считаются и путешествия венецианских купцов, которые не только занимались торговлей, но и описывали природу той местности, где побывали. Одним из таких знаменитых купцов, внесших вклад в развитие науки, считается Марко Поло.

Эпохой великих географических открытий называют период Возрождения науки, культуры и искусства, который длился с 15 по 17 в.

Для мореплавателей большое значение имело ориентирование в пути. В средние века они смотрели на звездное небо и компас. Впоследствии появился компас, который был необходим в эпоху великих географических открытий мореплавателям.

Самый первый глобус сконструирован в 15 веке Бехаймом. Данный глобус использовали не только мореплаватели, но и ученые при составлении карт.

Глобус Мартина Бехайма

В 15 веке произошло большое количество морских экспедиций. Началом эпохи великих географических открытий считают плавание испанской экспедиции, которую возглавил Христофор Колумб. Цель путешествия состояла в поисках пути по морю в Индию. Колумб по истечении 2 месяцев подошел к берегам Америки. Однако до конца жизни был уверен, что побывал в Индии. Путешественники эпохи великих географических открытий, под руководством Колумба, открыли много новых земель. Например, острова Вест-Индия или Западно-Индийские.

Вслед за Колумбом к берегам нового материка направились многие экспедиции европейских завоевателей. В нескольких из них принял участие Америго Веспуччи. Он первый осознал, что Америка – это не Индия, а новый континент. В честь него была названа новая часть света.

В эпоху великих географических открытий европейцы отправляли экспедиции, стремясь найти путь в Индию по океану. Португальцы исследовали западное побережье Африки и достигли южной ее части. Сначала этот выступ был назван мыс Бурь, потом переименовали его в мыс Доброй Надежды.

Все-таки этот путь был найден. Впервые португальский мореход и исследователь эпохи великих географических открытий – Васко да Гама – обогнул Южную Африку, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.

Известным путешественником эпохи великих географических открытий был Фернандо Магеллан. Его экспедиция совершила первое плавание вокруг света. В этом путешествии приняли участие 5 кораблей, отплывших от берегов Испании. Плыли они к Южной Америке, обогнув которую попали в воды, показавшиеся им очень тихими. Так был открыт Тихий океан.

Известный мореплаватель эпохи великих географических открытий достиг островов Юго-Восточной Азии, где погиб в стычке с местными жителями. И лишь 18 человек из его команды вернулись на родину. Путешествие Фернандо Магеллана – это величайшее событие 16 века, в котором было доказано единство Мирового океана.

Эпоха великих географических открытий знаменита своими путешественниками, каждый из которых внес свой вклад в изучение Земли. Так в 1577-1580 гг. английский пират Френсис Дрейк отправившись в плавание, совершил второе кругосветное путешествие. На его счету открытие пролива, отделяющего Антарктиду и Огненную Землю. Назван был в честь пирата – пролив Дрейка, расположен у мыса Горы Южной Америки.

Если внимательно проследить хронологию событий, то можно прийти к выводу, что начало Великих географических открытий принадлежит именно Испании и Португалии. Цели их путешествий были меркантильными – все экспедиции совершались ради достижения выгоды. Однако все их плавания по океану привели к быстрому развитию экономики в стране.

Помимо этого, очень велико значение эпохи Великих географических открытий для формирования целостной географической картины.

Роль России в открытии новых материков и океанов

В то время как европейцы в 15 – 17 веках вошли в эпоху Великих географических открытий и начали исследовать Землю, Российская империя проходила путь своего становления. На территории Российского государства господствовало татаро-монгольское иго, все княжества не были объединены между собой. Поэтому географические открытия России были совершены намного позже.

Однако, несмотря на все это, в середине 15 века было положено начало русских географических открытий.

В 1466 г. тверской купец Афанасий Никитин с грузом товаров для торговли в Индии направился из Твери вниз по Волге до Каспийского моря. В Индии он прожил более двух лет. В своих записках он дает краткое описание городов, где он побывал. Его главная заслуга состояла в том, что, не имея никакой поддержки, он совершил поход в Индию и дал ее правдивое описание.

В 15-16 веке Сибирь не принадлежала Российскому государству, а была татарским ханством. Поэтому нельзя обойти стороной такое крупное событие как завоевание Сибири, которое стало первым русским географическим открытием 15 – 17 веков.

Большой вклад внес Ермак Тимофеевич, проложив путь в Сибирь. В результате этого похода возникли новые города, и появилась возможность освоения новых земель.

Спустя полвека после прорыва русских через Уральские горы они достигают Охотского моря. Экспедиция осуществлялась в 1639-1640 гг. и возглавлял ее Иван Москвитин.

В 17 веке Семен Дежнев проходит практически через всю Россию и совершает важные географические открытия. Были исследованы северная и восточная части Сибири, открыта р. Колыма, пройден пролив, отделяющий Евразию от Америки. Русский путешественник первым положил начало открытию северо-восточного прохода.

Географические открытия и исследования на территории России были продолжены двумя путешественниками в разные годы. Хабаров Е.П. и Поярков В.Д. изучали Дальний Восток.

В 18 веке были организованы исследования востока и севера, вошедшие в историю географических открытий России как Великая Северная экспедиция.

Начало ей было положено первой камчатской экспедицией. Кто был в России организатором данного путешествия, результатом которого стали поистине великие географические открытия?

Руководил этой экспедицией Витус Беринг, а организовывалась она по указу Петра I.

Русские путешественники в экспедиции совершили ряд географических открытий: достигли западного побережья Северной Америки, проложили северный путь в Японию, нанесли на карту Курильские острова и остров Сахалин. Северные отряды изучили береговую линию России и нанесли ее на карту. Результаты Северной экспедиции столь значительны, что являются Великими географическими открытиями России. Эта экспедиция послужила предпосылкой организации шведами плавания по северо-восточному проходу. В 1878 году А.Э. Норденшёльд возглавляет экспедицию и становится первым мореплавателем, преодолевшим северо-восточный проход.

В 1802 г. Российско-Американской компанией организуется экспедиция с целью доставить припасы на Аляску и забрать товар. Командование приняли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, совершившие первую русскую кругосветку.

В 1819 г. было совершено еще одно грандиозное путешествие, получившее название первая русская антарктическая экспедиция. Руководили ей Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, исследовавшие воды Антарктики. Они на кораблях «Восток» и «Мирный» подошли к берегам Антарктиды, но высадиться на материк не позволила погода. В результате этого путешествия были открыты 29 островов, многие из которых получили русские названия. Географическое открытие Антарктиды датируется 1820 г. и принадлежит русским мореплавателям.

В России продолжается исследование Сибири и Дальнего Востока и происходит ряд географических открытий. В 1849 году снаряжается амурская экспедиция под руководством Геннадия Николаевича Невельского.

В 19 веке русские путешественники совершали многочисленные экспедиции в Центральную Азию. Путешествие на Тянь-Шань в 1856 – 1857 гг. П.П.Семенова послужило началом географических открытий в этом районе.

Он первым описал высотную поясность [3] Тянь-Шаня, установил высоту снеговой линии, исследовал озеро Иссык-Куль.

В 1870 году Русское географическое общество организовало еще одну экспедицию в Центральную Азию, в которой также было совершено немало открытий. Начальником был назначен талантливый офицер Н.М.Пржевальский, уже известный своими исследованиями Уссурийского края.

Во время путешествия к озеру Лобнор участники экспедиции повстречали новые виды млекопитающих.

Великие путешественники России и их географические открытия внесли большой вклад в изучение Земли. Карта северного полушария формировалась по их открытиям. Однако и на других материках немало географических открытий было сделано великими русскими путешественниками.

Результатом стало развитие науки, пополнение знаний в ее различных областях. Появились новые торговые пути, и стремительно развивалась экономика России.

Русские путешественники оставили свой след в истории – в их честь были названы географические открытия.

Развеивание мифов об Ойкумене по мере накопления знаний

Ойкумена (в перевод с греческого «заселённая») – это населенная часть суши, может означать обитаемая земля. В русском языке слово ойкумена означает «обитаемая Вселенная».

Ойкумена появилась как ареал местообитания людей, и с течением времени происходило расширение ее границ.

Центром появления человека считается экваториальная Африка. Отсюда происходило расселение людей по ойкумене. Сначала в пределах Европы и Азии, позднее заселяются территории Австралии и острова Тихого океана. Самыми последними заселили свои материки индейцы, заняв Южную и Северную Америки.

С появлением и развитием науки «географии» происходит изучение ойкумены и документальное ее подтверждение.

В древние времена ойкумена в переводе с греческого означала «земли, заселенные греческими племенами». Поэтому и развитие знаний о населенной части суши ведется именно отсюда.

Первое изображение ойкумены было представлено Птолемеем.

В предыдущих пунктах мы проследили хронологию мировых географических открытий. Постепенно представление древних греков об ойкумене заменяют современные карты. Населенная часть суши начинает делиться на новый и старый свет, открывают неизвестный до того времени материк – Антарктиду.

Однако жажда открытий не ослабевала, на карте еще очень много неизученного. Люди стремятся познать Мировой океан, попасть вглубь материков, изучить непроходимые леса и бескрайние пустыни, а еще остаются непокорённые горные вершины. Так постепенно происходит расширение границ ойкумены, в современном мире в основном за счет регионоведческих исследований.

Тогда возникает вопрос: «Чем обусловлено стремительное расширение границ ойкумены?»

В первую очередь, это связано с возрастанием потребностей человека, что в свою очередь привело к поиску и добыче полезных ископаемых. Из других стран завозились растения, животные, которых не было в этих странах. Во-вторых, формируется мировой рынок торговли, бурно развивается промышленность и происходит научно-техническая революция. Человек все больше начинает оказывать влияние на окружающую среду.

Несмотря на такой прогресс, до сих пор есть «белые пятна» на мировой карте и необжитые участки суши. Как дать современное определение ойкумене, что же это такое?

Ойкумена – это в современном понимании, часть суши со всеми заселенными и освоенными землями.

Современная география

Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.

Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.

Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.

Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.

Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.

Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.

Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».

Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.

Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.

Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века. Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.

В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.

Перелет Москва – Антарктида

В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.

В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.

Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.

Словарь

1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.

2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.

3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.

4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.

5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *