Что изучает география развитие географических знаний о земле
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Конспект к уроку. Развитие географических знаний о Земле
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок: Развитие географических знаний о Земле
Целью урока является узнать о процессе формирования географических знаний о Земле.
История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.
Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.
Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.
Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.
Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.
Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.
Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.
В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.
Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.
В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.
Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.
В XVII веке была открыта Австралия.
Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.
Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).
Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Урок по географии на тему «Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о роли и значении географии в жизни и деятельности людей. Показать место географии в кругу других наук. Объяснить, как изменялись цели и задачи науки в течение времени, каковы задачи географии на современном этапе. Дать учащимся информацию об истории накопления сведений о Земле.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе.
Оборудование: учебники, иллюстрации, карта полушарий.
Используемая литература: А. Бирмагамбетов, К. Мамырова «Физическая география», Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюева «География», К. Мамырова, О. Мазбаев, У. Суюнбаева «Физическая география. Методическое руководство», Г.Н Элькин «Физическая география»
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Знакомство с классом. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета.
Сегодня на уроке, мы поговорим с вами о географии как науке. Как она возникла, развивалась, что изучает? Поговорим о том, как накапливались знания о Земле. Тема нашего урока «Физическая география наука о природе Земли».
— Какова цель нашего урока?
— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?
— Какой возникает самый первый вопрос? Что такое география?
Родоначальником географии считается древнегреческий ученый – Эратосфен. Он жил в III веке до н.э. и дал название нашей науке «география»
Давайте постараемся определить, что является объектами изучения географии?
1. Природные явления, каковы причины их происхождения;
2. Природные объекты и их особенности;
3. Население, народы их происхождение и развитие;
4. Хозяйственная деятельность человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.
— Очень много вопросов, которые рассматривает эта наука, поэтому, как и большинство других наук, география подразделяется. Как вы думаете, какие два основных направления можно выделить в географии?
Давайте составим схему географической науки, посмотрим, как она подразделяется.
Физическая география Экономическая география
Наука о природе Земли и Наука о населении и его
природных явлениях. хозяйственной деятельности.
(геология, метеорология, (география промышленности,
почвоведение, гидрология, т.д.) с/х, транспорта, населения, т.д.)
отражает географические знания на картах, планах и глобусах
— География, одна из древнейших наук. Она существует уже 5 тысяч лет. Как вы думаете, зачем возникла эта наука? Каковы были её задачи? Всегда ли люди знали, как выглядит наша земля?
Наверное, первыми географами можно назвать древних людей, которые в поисках новых угодий для охоты, исследовали новые земли. Воины, купцы, путешественники описывали «новые» земли. Т.е первоначально главной задачей географии было открытие новых земель и их описание.
Исследователи, внёсшие вклад в развитие знаний о Земле:
— К. Птолемей II в н.э. – создал первую карту с градусной сеткой;
— М. Бехайм 1492 г – создал первый глобус;
— Х. Колумб 1492 г – открыл Америку;
— Ф. Магеллан и Э. Кано 1519 – 1522 гг – первое кругосветное плавание.
Можно называть множество имён – Д. Кук и А. Тасман – открытие Австралии, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев – открытие Антарктиды. А. Никитин, В. да Гамма – путешествие в Индию, Ш. Уалиханов, П. Семёнов – изучение Центральной Азии и т.д.
Очень дорого людям доставались знания о Земле. Из 5 судов и 265 человек, отправившихся с Магелланом, вернулись 1 корабль и 18 человек.
— Но сейчас, почему эта наука продолжает существовать и развиваться, ведь все «новые» земли открыты и описаны? Какова задача географической науки в современности?
Главная задача – изучение всех природных процессов и закономерностей, прогнозирование.
«Переброс северных рек на юг. Водохранилище на р. Обь» и т.д.
Урок по географии на тему «География как наука. Развитие географических знаний о Земле»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок. География как наука. Развитие географических знаний о Земле.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.
Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника.
Методы и формы обучения : наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные.
Предметные: Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Познавательные : строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.
Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные : составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Личностные: Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность
Организация начала урока
Здравствуйте! Меня зовут… (записываем в дневники) Как меня зовут, вы узнали за две секунды. Как вы думаете, смогу я узнать, как вас зовут, за две секунды? Я вас прошу на урок одевать либо бейджики, либо вот такие подставочки. (Ставлю себе на стол со своим именем). Вспоминаем правила поведения на уроке.
Запомните, что ответы учеников, которые выкрикивают с места и не поднимают руку – не учитываются
Не выкрикивать с места, поднимать руку. не разговаривать, правильно сидеть за партой
Мотивация учебной деятельности
Показ отрывка из кинофильма В поисках Гранта(1серия) (корабль плывёт по волнам с красивой музыкой)
ребята сегодня мы с вами отправляемся в дальнее путешествие на корабле. Вы уже догадались, как будет называться наш корабль? Наше плавание действительно будет долгим, потому-что география изучается с 6 по 10 класс. Мы с вами не можем отправиться в такое серьёзное путешествие без подготовки. Давайте подумаем, что нам нужно взять с собой в путешествие : книга, атлас кроме того на каждый урок нам понадобится контурная карта. 5 цветных карандашей, простой карандаш, линейка, резинка, ручка.(мы познакомились с главными источниками геогр. информации. А какие источники геогр. информации вам ещё известны?
Ребята, как вы думаете, можем мы отправляться в путь на не знакомом нам корабле?
Что нам нужно сначала выяснить?
Цель: Выяснить, что собой представляет география.
Записываем тему урока
К цели мы с вами будем идти через решения задач.
(ставим учебную задачу)
Давать не менее двух определений понятию «география»
Перечислять этапы формирования географии.
Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
Делать выводы о задачах и значении географии.
Каким образом можно решить эти задачи?
Первое определение Географии вы сами сможете сформулировать. Оно есть и в учебники, а вот про второе определение вы сможете узнать если будете внимательно меня слушать.
Этапов формирования нет в учебнике про них вы сможете узнать только на уроке. Сначала я вам расскажу о них, а затем вы закрепите знания, поработав совместно в группах. Сегодня на уроке у нас запланирована работа по группам.
Кому будут не ясны задачи и значение географии, тот может ещё раз самостоятельно прочитать о них в параграфе учебника.
Знакомятся с учебником атласом, к.к.
Нет, не можем (могут ответить да можем)
Как устроен корабль.
Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний
Ассоциация на доске «Понятия»
. Вам знакомо это слово?
Что вы уже знаете о географии? На каких уроках вы уже знакомились с географическими знаниями? Где ещё кроме уроков можно получать знания о географии?
Что изучает география?
( записываю вертикально на доске слово «география», затем прошу учащихся назвать слова-ассоциации, которые у них вызывает это понятие. Слова должны иметь общие с «географией» буквы.)
Предметом изучения географии является планета Земля(её природа) –этим она родственна с другими естественными науками: (естество –природа)
Астрономия(«астрон»-звезда, номос-закон),Физика(«физис»-природа),Химия(наука о веществах),Биология(«биос-жизнь),Геология(гео-земля)-наука о строении Земли, Экология-экос-дом- наука о взаимодействии человека и природы.
По содержанию учебника расскажите друг другу, о чём вы узнаете, изучив начальный курс географии.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
История развития географических знаний
Географические знания до эпохи великих географических открытий пополнялись благодаря торговле, а также земледелию и скотоводству.
Купцы Финикии, нагружали корабли товарами и уходили в плавание. В одном из таких плаваний были открыты Канарские острова.
Корабль финикийских купцов
Предпосылками эпохи великих географических открытий явились труды ученых Древней Греции. Их работы переводились на общепринятый научный язык – латинский. Известна «История в 9 книгах» Геродота, в которой он приводит описание стран Средиземного моря.
Не менее важна заслуга Аристотеля, который наблюдал за затмением Луны и Солнца. Из этих наблюдений он вывел, что Земля должна быть шарообразной.
Первое описанием всех знаний о Земле приводится в труде «Географика». Автором ее был ученый Эратосфен. В этой работе изложена история географии, описаны форма и размер Земли, также он предположил деление земного шара на климатические и природные зоны. Им была составлена и географическая карта.
В эти века на развитие науки сильно влияла религия. Карты составлялись монахами, а представление о Земле основывалось на Библии. Однако быстрыми темпами развивается судостроение. Плавание облегчается с появлением компаса в Средиземноморье, а изобретен он был еще в Древнем Китае.
В средневековье были сделаны важные открытия. Например, норманны [1] осваивали Исландию и Гренландию. Немаловажными считаются и путешествия венецианских купцов, которые не только занимались торговлей, но и описывали природу той местности, где побывали. Одним из таких знаменитых купцов, внесших вклад в развитие науки, считается Марко Поло.
Эпохой великих географических открытий называют период Возрождения науки, культуры и искусства, который длился с 15 по 17 в.
Для мореплавателей большое значение имело ориентирование в пути. В средние века они смотрели на звездное небо и компас. Впоследствии появился компас, который был необходим в эпоху великих географических открытий мореплавателям.
Самый первый глобус сконструирован в 15 веке Бехаймом. Данный глобус использовали не только мореплаватели, но и ученые при составлении карт.
Глобус Мартина Бехайма
В 15 веке произошло большое количество морских экспедиций. Началом эпохи великих географических открытий считают плавание испанской экспедиции, которую возглавил Христофор Колумб. Цель путешествия состояла в поисках пути по морю в Индию. Колумб по истечении 2 месяцев подошел к берегам Америки. Однако до конца жизни был уверен, что побывал в Индии. Путешественники эпохи великих географических открытий, под руководством Колумба, открыли много новых земель. Например, острова Вест-Индия или Западно-Индийские.
Вслед за Колумбом к берегам нового материка направились многие экспедиции европейских завоевателей. В нескольких из них принял участие Америго Веспуччи. Он первый осознал, что Америка – это не Индия, а новый континент. В честь него была названа новая часть света.
В эпоху великих географических открытий европейцы отправляли экспедиции, стремясь найти путь в Индию по океану. Португальцы исследовали западное побережье Африки и достигли южной ее части. Сначала этот выступ был назван мыс Бурь, потом переименовали его в мыс Доброй Надежды.
Все-таки этот путь был найден. Впервые португальский мореход и исследователь эпохи великих географических открытий – Васко да Гама – обогнул Южную Африку, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана.
Известным путешественником эпохи великих географических открытий был Фернандо Магеллан. Его экспедиция совершила первое плавание вокруг света. В этом путешествии приняли участие 5 кораблей, отплывших от берегов Испании. Плыли они к Южной Америке, обогнув которую попали в воды, показавшиеся им очень тихими. Так был открыт Тихий океан.
Известный мореплаватель эпохи великих географических открытий достиг островов Юго-Восточной Азии, где погиб в стычке с местными жителями. И лишь 18 человек из его команды вернулись на родину. Путешествие Фернандо Магеллана – это величайшее событие 16 века, в котором было доказано единство Мирового океана.
Эпоха великих географических открытий знаменита своими путешественниками, каждый из которых внес свой вклад в изучение Земли. Так в 1577-1580 гг. английский пират Френсис Дрейк отправившись в плавание, совершил второе кругосветное путешествие. На его счету открытие пролива, отделяющего Антарктиду и Огненную Землю. Назван был в честь пирата – пролив Дрейка, расположен у мыса Горы Южной Америки.
Если внимательно проследить хронологию событий, то можно прийти к выводу, что начало Великих географических открытий принадлежит именно Испании и Португалии. Цели их путешествий были меркантильными – все экспедиции совершались ради достижения выгоды. Однако все их плавания по океану привели к быстрому развитию экономики в стране.
Помимо этого, очень велико значение эпохи Великих географических открытий для формирования целостной географической картины.
Роль России в открытии новых материков и океанов
В то время как европейцы в 15 – 17 веках вошли в эпоху Великих географических открытий и начали исследовать Землю, Российская империя проходила путь своего становления. На территории Российского государства господствовало татаро-монгольское иго, все княжества не были объединены между собой. Поэтому географические открытия России были совершены намного позже.
Однако, несмотря на все это, в середине 15 века было положено начало русских географических открытий.
В 1466 г. тверской купец Афанасий Никитин с грузом товаров для торговли в Индии направился из Твери вниз по Волге до Каспийского моря. В Индии он прожил более двух лет. В своих записках он дает краткое описание городов, где он побывал. Его главная заслуга состояла в том, что, не имея никакой поддержки, он совершил поход в Индию и дал ее правдивое описание.
В 15-16 веке Сибирь не принадлежала Российскому государству, а была татарским ханством. Поэтому нельзя обойти стороной такое крупное событие как завоевание Сибири, которое стало первым русским географическим открытием 15 – 17 веков.
Большой вклад внес Ермак Тимофеевич, проложив путь в Сибирь. В результате этого похода возникли новые города, и появилась возможность освоения новых земель.
Спустя полвека после прорыва русских через Уральские горы они достигают Охотского моря. Экспедиция осуществлялась в 1639-1640 гг. и возглавлял ее Иван Москвитин.
В 17 веке Семен Дежнев проходит практически через всю Россию и совершает важные географические открытия. Были исследованы северная и восточная части Сибири, открыта р. Колыма, пройден пролив, отделяющий Евразию от Америки. Русский путешественник первым положил начало открытию северо-восточного прохода.
Географические открытия и исследования на территории России были продолжены двумя путешественниками в разные годы. Хабаров Е.П. и Поярков В.Д. изучали Дальний Восток.
В 18 веке были организованы исследования востока и севера, вошедшие в историю географических открытий России как Великая Северная экспедиция.
Начало ей было положено первой камчатской экспедицией. Кто был в России организатором данного путешествия, результатом которого стали поистине великие географические открытия?
Руководил этой экспедицией Витус Беринг, а организовывалась она по указу Петра I.
Русские путешественники в экспедиции совершили ряд географических открытий: достигли западного побережья Северной Америки, проложили северный путь в Японию, нанесли на карту Курильские острова и остров Сахалин. Северные отряды изучили береговую линию России и нанесли ее на карту. Результаты Северной экспедиции столь значительны, что являются Великими географическими открытиями России. Эта экспедиция послужила предпосылкой организации шведами плавания по северо-восточному проходу. В 1878 году А.Э. Норденшёльд возглавляет экспедицию и становится первым мореплавателем, преодолевшим северо-восточный проход.
В 1802 г. Российско-Американской компанией организуется экспедиция с целью доставить припасы на Аляску и забрать товар. Командование приняли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, совершившие первую русскую кругосветку.
В 1819 г. было совершено еще одно грандиозное путешествие, получившее название первая русская антарктическая экспедиция. Руководили ей Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, исследовавшие воды Антарктики. Они на кораблях «Восток» и «Мирный» подошли к берегам Антарктиды, но высадиться на материк не позволила погода. В результате этого путешествия были открыты 29 островов, многие из которых получили русские названия. Географическое открытие Антарктиды датируется 1820 г. и принадлежит русским мореплавателям.
В России продолжается исследование Сибири и Дальнего Востока и происходит ряд географических открытий. В 1849 году снаряжается амурская экспедиция под руководством Геннадия Николаевича Невельского.
В 19 веке русские путешественники совершали многочисленные экспедиции в Центральную Азию. Путешествие на Тянь-Шань в 1856 – 1857 гг. П.П.Семенова послужило началом географических открытий в этом районе.
Он первым описал высотную поясность [3] Тянь-Шаня, установил высоту снеговой линии, исследовал озеро Иссык-Куль.
В 1870 году Русское географическое общество организовало еще одну экспедицию в Центральную Азию, в которой также было совершено немало открытий. Начальником был назначен талантливый офицер Н.М.Пржевальский, уже известный своими исследованиями Уссурийского края.
Во время путешествия к озеру Лобнор участники экспедиции повстречали новые виды млекопитающих.
Великие путешественники России и их географические открытия внесли большой вклад в изучение Земли. Карта северного полушария формировалась по их открытиям. Однако и на других материках немало географических открытий было сделано великими русскими путешественниками.
Результатом стало развитие науки, пополнение знаний в ее различных областях. Появились новые торговые пути, и стремительно развивалась экономика России.
Русские путешественники оставили свой след в истории – в их честь были названы географические открытия.
Развеивание мифов об Ойкумене по мере накопления знаний
Ойкумена (в перевод с греческого «заселённая») – это населенная часть суши, может означать обитаемая земля. В русском языке слово ойкумена означает «обитаемая Вселенная».
Ойкумена появилась как ареал местообитания людей, и с течением времени происходило расширение ее границ.
Центром появления человека считается экваториальная Африка. Отсюда происходило расселение людей по ойкумене. Сначала в пределах Европы и Азии, позднее заселяются территории Австралии и острова Тихого океана. Самыми последними заселили свои материки индейцы, заняв Южную и Северную Америки.
С появлением и развитием науки «географии» происходит изучение ойкумены и документальное ее подтверждение.
В древние времена ойкумена в переводе с греческого означала «земли, заселенные греческими племенами». Поэтому и развитие знаний о населенной части суши ведется именно отсюда.
Первое изображение ойкумены было представлено Птолемеем.
В предыдущих пунктах мы проследили хронологию мировых географических открытий. Постепенно представление древних греков об ойкумене заменяют современные карты. Населенная часть суши начинает делиться на новый и старый свет, открывают неизвестный до того времени материк – Антарктиду.
Однако жажда открытий не ослабевала, на карте еще очень много неизученного. Люди стремятся познать Мировой океан, попасть вглубь материков, изучить непроходимые леса и бескрайние пустыни, а еще остаются непокорённые горные вершины. Так постепенно происходит расширение границ ойкумены, в современном мире в основном за счет регионоведческих исследований.
Тогда возникает вопрос: «Чем обусловлено стремительное расширение границ ойкумены?»
В первую очередь, это связано с возрастанием потребностей человека, что в свою очередь привело к поиску и добыче полезных ископаемых. Из других стран завозились растения, животные, которых не было в этих странах. Во-вторых, формируется мировой рынок торговли, бурно развивается промышленность и происходит научно-техническая революция. Человек все больше начинает оказывать влияние на окружающую среду.
Несмотря на такой прогресс, до сих пор есть «белые пятна» на мировой карте и необжитые участки суши. Как дать современное определение ойкумене, что же это такое?
Ойкумена – это в современном понимании, часть суши со всеми заселенными и освоенными землями.
Современная география
Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.
Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.
Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.
Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.
Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.
Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.
Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».
Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.
Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.
Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века. Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.
В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.
Перелет Москва – Антарктида
В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.
В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.
Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.
Словарь
1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.
2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.
3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.
4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.
5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.