Что изучает география что можно узнать с помощью глобуса и географической карты
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Урок № 2 «Мир глазами географа».
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География – наука о Земле.
Масштаб – показывает, какое расстояние на местности соответствующий каждому сантиметру на карте.
Параллели – воображаемые горизонтальные линии пересекающие земную поверхность.
Меридианы – воображаемые вертикальные линии, соединяющие полюса.
Экватор – воображаемая линия, делит земной шар на Северное и Южное полушария.
Географические объекты – материки, океаны, моря, равнины, леса, реки, озёра и др.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Современные путешественники, туристы, водители, отправляясь в путь, пользуются навигаторами, которые показывают дорогу. Но так было не всегда! В древности люди ориентировались по звёздам. Позднее, примерно две тысячи пятьсот лет назад в Древней Греции появились первые карты. Первая карта имела круглую форму, в середине её была изображена Греция. Со временем представления о Земле менялись, люди открывали новые географические объекты: земли, моря, реки, острова. Карты становились точнее и содержательнее. Немецкий географ Мартин Бехайм, в тысяча четыреста девяносто втором году создал первый глобус. Он хранится в одном из музеев Германии. На этом уроке, мы узнаем, что такое «земное яблоко» и научимся «читать» карты.
Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария называется экватором.
Вертикальные линии, которые соединяются в одну точку на полюсах называют меридианами. Через Северный и Южный полюса проходит воображаемая ось Земли.
При работе с глобусом, можно видеть только одну сторону поверхности. Для того, чтобы сразу можно бы увидеть поверхность всего земного шара, глобус условно разрезали вертикальной линией на две части и перенесли половины земного шара на карту. Таким образом получилась карта с Западным и Восточным полушарием.
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Конечно, размеры всех географических объектов показаны в уменьшенном размере. На каждой карте указывается масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
Карты, на которых изображены различные географические объекты: океаны, моря, материки, горы, равнины, реки, озёра называются физическими.
Карты, на которых показаны страны называются политическими. Страны, города тоже являются географическими объектами.
Умение пользоваться картой человеку нужно для выбора маршрута в походе, поиска и добычи полезных ископаемых, для определения места строительства домов. Географическая карта и глобус по праву считаются самыми замечательными изобретениями человечества.
Разбор типового тренировочного задания
Правильный вариант ответа:
Картинка 1: Физическая карта мира
Картинка 2: Карта полушарий
Разбор типового контрольного задания
2. Выберите правильный ответ.
1. География – это наука, изучающая ….
а) движение ветров и облаков
б) небесные и космические тела
в) природу земной поверхности
2. Географ – это человек,
а) занимающийся изучением звёздного неба
б) летающий в космос
в) изучающие и описывающие нашу планету
3. Физическая карта – это
б) изображение поверхности Земли на плоскости
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 10. Географическая карта — особый источник информации.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Географическая карта, глобус, Атлас
Географическая карта – это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Глобус – самая точная модель Земли.
Атлас – собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В повседневной жизни географическая карта имеет большое значение. По карте можно определить особенности любой местности. На ней ясно показаны взаимные расположения и свойства объектов и явлений земной поверхности. Тема сегодняшнего урока: Географическая карта — особый источник информации.
На уроке мы узнали, что географическая карта имеет большое значение. Географической картой называют уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, все объекты которой изображены условными знаками. По карте можно определить особенности любой местности. Географическая карта оказывает помощь в исследовании и освоении определенной территории. С помощью карт ведут поиск полезных ископаемых, учет пригодных для земледелия земель, проектируют строительство гидроэлектростанций, заводов, фабрик, дорог. Существует большое многообразие географических карт. Карты классифицируются по различным признакам: по масштабу: крупномасштабные (1: 10 000 — 1: 100 000); среднемасштабные (1 : 200 000 — 1 : 1 000 000); мелкомасштабные карт (мельче 1 : 1 000 000).
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: множественный выбор;
Текст вопроса: Какие бывают виды карт?
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
На плане ____________ цветом изображают _________, а на физической карте наиболее низкие места – __________. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров _________ цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам _____________ цвета.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
На плане зелёным цветом изображают леса, а на физической карте наиболее низкие места – низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров синего цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам коричневого цвета.
Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
Мое знакомство с географией началось еще в детстве, когда я играл с мячом в виде глобуса. Позже у меня появились и настоящий глобус, и географическая карта, так как я всерьез начал увлекаться географией после прочтения рассказов Жака-Ива Кусто. Я узнавал все больше интересных фактов.
Первые географические карты
Первые географические карты создавались в Египте и Греции еще до нашей эры. Они служили путеводителем к строительным ресурсам. Хоть в то время и не знали, что Земля круглая, но первые аналоги карт были уже заложены. Позже стали появляться карты местностей на шёлке и пергаменте. В ту пору они использовались для обозначения важных мест и недавно открытых территорий. Картографический бум пришелся на эпоху Великих географических открытий. Причиной послужило открытие новых земель. В это время начали складываться привычные виды карт, отражающие различную информацию.
Что можно узнать с помощью карт
В первую очередь, карта показывает фрагмент суши или воды, предоставленный для исследования. По карте можно определить не только координаты, но и рельеф, характерные виды животных, демографическую ситуацию и многое другое. Для удобства пользования карты поделили на несколько видов:
Что можно узнать с помощью глобуса
Для меня рассматривать глобус было куда интереснее, чем карты. Ведь когда у тебя в руках настоящая модель Земли, уменьшенная многократно, начинаешь понимать многие аспекты жизни. Например, смена дня и ночи, сезонов.
Конспект урока по окружающему миру по теме «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ? ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?
ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
1. Познакомить учащихся с наукой географией.
2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой
3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос:
– Как правильно наблюдать звездное небо?
– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.
– Что вы о них знаете?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Домино и астрономия».
Учитель заранее должен подготовить 3 комплекта карточек. (Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.) Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.
из нескольких звездочек
п ланета
с «кольцами»
III. Работа над новой темой «Глобус».
Учитель. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же изучает наука «география»?
Ученики. География – это наука о Земле.
Учитель. Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.
Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?
Ученики. Географ – это специалист по географии.
Учитель. Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет.
Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.
Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.
Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.
– Какую форму имеет глобус?
Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.
Ученики. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.
Учитель. Какую он имеет окраску? И почему?
Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.
Учитель. Почему глобус называют «мяч в сетке»?
Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.
Учитель. Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.
Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника.
IV. Работа по учебнику.
Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.
Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?
Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.
Учитель. Как назвал он свое изобретение?
Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».
Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?
Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.
Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.
Пауза психологической разгрузки.
Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.
Любите родную природу –
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!
V. Работа над темой «Географическая карта».
Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
Ученики. Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.
Учитель. Значит, нужен другой помощник. Что это?
Ученики. Это географическая карта.
Учитель. А что же такое «географическая карта»?
Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.
Учитель. Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
Учитель. С какими видами географических карт вы уже знакомы?
Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.
Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.
Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. ( Демонстрация карты полушарий. )
Учитель. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.
Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.
VI. Практическая работа (с. 23 учебника).
Учитель. Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?
Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.
Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
Учитель. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.
Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.
VII. Закрепление. Самостоятельная работа.
2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.
Учащиеся читают вывод (с. 29 учебника).
С. 22–29. Ответить на вопросы «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.