Что изучает географическое краеведение

Что изучает географическое краеведение

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.

Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение – происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В вéдении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.

Материалы к разделу «Краеведение»

Полезные ссылки:

Краткие биографии лиц упомянутых в разделе

Александр Македонский, Александр Великий (июль 356 до н. э., Пелла, – 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра Македонского с 343 был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. Впервые проявил мужество и военное дарование в 338 в битве при Херонее (которой завершилось завоевание Греции Македонией). Весной 334 греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (современные Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. В ряде сражений персидское войско было разбито, а царь Персии Дарий III бежал. Зимой 332-331 армия Александра Македонского заняла Египет. Отсюда армия направилась в Месопотамию, где 1 окт. 331 около Гавгамел нанесла решающее поражение персидским войскам, по численности значительно превосходившим македонские. Дарий III снова бежал и в 330 был убит одним из своих сатрапов. А. М. занял столицы персидских царей Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский в 330 занял центральную часть Иранского нагорья, а в 329 вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства Александр Македонский особенно интенсивно стал основывать города-крепости с сильными гарнизонами, получившие название Александрии (всего их было основано, по преданию, около 70). Весной 327 А. М., воспользовавшись междоусобицей властителя Индии Пора и владетеля г. Таксилы, предпринял поход в Западную Индию (Пенджаб). На р. Гидаспе (приток Инда) он с трудом одержал победу над войском Пора (в составе войска было 200 боевых слонов, с которыми македоняне встретились впервые). Александр Македонский намеревался продолжать поход в долину р. Ганга, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомлённого походами и изнурённого болезнями; сказывалось также и то, что большинство воинов было навербовано из завоёванных областей. В 326 г. до н.э. войско вернулось в Вавилон, который стал столицей государства. В разгар приготовлений к новым походам Александр Македонский умер. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А. М., простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

Катасонов Филимон Яковлевич (около 1674 – после 1734) – солдат, затем бомбардир Преображенского полка, исследователь Воронежского края в конце XVII в. Первый воронежский «археолог». В апреле 1696 г. был послан Петром I из Воронежа в городок Костенек для « сделать раскопку больших костей». Раскопки Катасонов предпринял по личному поручению Петра I. Привез Петру I целую коллекцию огромных костей. Перт I высказал предположение, что кости – остатки слонов армии Александра Македонского.
Исследования Катасонова положили начало изучению Костёнок – уникального историко-археологического памятника верхнего палеолита в Воронежской области. Документы о деятельности Катасонова в городке Костёнске сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Катасонов оставил военную службу из-за ранения. С 1702 г. служил подьячим, а в 1706-1734 гг. надсмотрщиком крепостных дел (нотариусом) в Борисоглебске.

Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, – 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения – Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1533-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания – «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

Ломоносов Михаил Васильевич (8 ноября 1711 – 4 апреля 1765) – русский ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы соврем, русского литературного языка, поборник отечественного просвещения.
Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык
В начале 1736 М.В. Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской АН, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете под руководством немецкого учёного X. Вольфа.
В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В 1741 М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской АН. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за развитие русской науки и культуры, против «неприятелей наук российских».
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на 3 периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории (1748), Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносова была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества.
В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылавшихся в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук).
В 1750-х гг. Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова).
В 1757 Ломоносов был назначен советником канцелярии АН, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при АН. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение (по Биографическому словарю деятелей естествознания и техники. Т. 1, 1958). Весь материал о М.В. Ломоносове.

Пётр I Алексеевич, Пётр Великий (30.05.1672, Москва – 28.01.1725, Санкт-Петербург), российски царь с 1682 (до 1696 царствовал вместе с братом Иваном V), с 1721 император. Сын царя Алексея Михайловича. В 1697-98 Пётр I в составе «Великого посольства» посетил Западную Европу под именем урядника Петра Михайлова. В 1700 начал Северную войну против Швеции (крупные победы – Полтавская битва 1709, морское сражения при Гангуте 1714, Гренгаме 1720, и др.); по Ништадтскому миру 1721 Россия получила выход в Балтийское море. В 1703 году Пётр I основал в устье р. Невы новую столицу (с 1712) – Санкт-Петербург. Развернул энергичную деятельность по созданию морского флота, организации регулярной армии и развитию промышленности (металлургия, судостроение, производство тканей), строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и сухопутных дорог. Проведённые Петром I реформы центрального и местного управления (создание Сената в 1711, коллегий в 1718-22, введение губерний в 1708) усилили централизацию власти в стране. Большое внимание Пётр I уделял развитию культуры и просвещения (создание по его проекту Академии наук в 1725, ряда школ, основание первой русской газеты «Ведомости» в 1703, реформа календаря в 1700 и т. п.). Широко используя опыт зарубежных специалистов, Пётр I стремился к созданию русских национальных кадров во всех областях государственного управления, военного дела, науки. Политика Петра I отвечала интересам дворянства, являвшегося главной социальной опорой правительства, содействовала экономическому развитию России. Государственные преобразования Петра I подготовляли почву для глубоких экономических и социальных изменений во внутреннем строе России. При Петре I произошел подъём экономической и военной мощи России. (по Энциклопедическому словарю. Т. 2.1964 г.).

Источник

Краеведение

Это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

В процессе географического изучения территории необходимо:

Историческое краеведение

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.

Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины, которые делятся на две большие группы:

Археологическое краеведение

Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.

По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.

Литературное краеведение

Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.

Основные задачи литературного краеведения:

Организационные формы краеведения

Обычно выделяют три основные организационные формы краеведения: государственное, общественное, учебное.

Все организационные формы краеведения находятся в тесной взаимосвязи, так как используют одни и те же источники, изучают одни и те же объекты и используют одинаковые методы познания (метод исследования, метод наблюдения).

Государственное краеведение

Пути и методы государственного краеведения, а также объекты вытекают из задач развития той или иной отрасли знания; изучение осуществляется в плановом порядке. Государственное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны и находится в ведении исполкомов, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов и библиотек. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей.

Важнейшую роль в государственном краеведении играют краеведческие музеи и библиотеки, где пропаганда знаний о стране ведётся путём проведения экскурсий, организации выставок и чтения лекций для населения, издания книг, брошюр, плакатов. Большое значение имеют и статистические организации, где можно получить достоверные данные о наличии трудовых, природных ресурсов, показатели о населении страны. И, наконец, существенное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.

Задачами государственного краеведения являются сбор, научная обработка и сохранение материала, разработка теории краеведения, создание новых экспозиций и музеев, проектов по возрождению культурных ландшафтов и деревни.

Общественное краеведение

Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей.

В качестве задач общественного краеведения можно назвать следующие:

Учебное краеведение

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.

В школьном краеведении сложились две основные формы:

Программное учебное краеведение ставит следующие задачи:

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.

Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Методы краеведческого исследования

Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.

Картографический метод

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод

Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.

Визуальный метод

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).

Метод анкетирования

Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.

Археологические раскопки

Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.

Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.

Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.

Принципы краеведения

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нём. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включает руководящие идеи, законы и закономерности.

Принцип научности заключается в точном обосновании объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению края, так и их особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития облегчает работу, помогает лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Плановость краеведения предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края. Плановое изучение края должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами.

Принцип региональности базируется на учёте конкретных особенностей края и характеризует краеведение как научную дисциплину.

Принцип массовости предполагает активное участие народных масс в изучении и популяризации знаний о крае. Массовость является отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип объективности рассматривает историческое краеведение с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы его общественно-политического развития; позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон независимо от отношения к ним.

Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Данный принцип отражает необходимость рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учётом перспектив изменения и развития.

Проблема границ краеведения

История краеведения

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности.

Библиотечное краеведение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *