Что изучает естествознание сообщение

Что изучает естествознание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Естествознание появилось 3000 лет назад, тогда не существовала разделения на естественные, гуманитарные науки, даже понятие наука не было сформировано. Поначалу люди наблюдали окружающий их мир, чтобы понимать, когда лучше охотится, а когда сеять или собирать урожай. Шли годы, человек всё больше познавал природу, в которой живёт, размышления об устройстве всего сущего на Земле привели к появлению философии. Первые попытки систематизации знаний о природе сделал Аристотель в труде «Физика». Однако точной доказательной базы в работе не было, понятие естествознание только начинало формироваться. И поначалу у него полностью отсутствовал основополагающий экспериментальный метод, который даёт возможность опытным путём проверить гипотезы и теории, и сделать дальнейшие предположения, основываясь на полученных сведениях.

Что понимается под словом естествознание?

Этимологически слово «естествознание» образовано из двух слов «естество», что означает «природа» и собственно само слово «знание». Итак, естествознание до словно – это знание о природе.

В современной трактовке «естествознание» означает совокупность наук о природе, исследующих природные явления, а также процессы их развития, эволюции. Естествознание также может выступать как самостоятельная наука, в этом качестве даёт возможность изучить любой объект окружающего мира глубже, чем это может сделать, каждая наука в отдельности. Естествознание вместе с другими науками об обществе, мышлении составляет важнейшую часть человеческого знания. В итоге это деятельность по получению знания и результатов, то есть по систематизации научных знаний о природных процессах.

Место естествознания в жизни человека неоспоримо, оно является основой всех видов деятельности человека, как технической, так и биологической. Помимо этого естествознание заложило теоретические основы сельского хозяйства, промышленности и производства. Таким образом, естествознание один из важнейших показателей уровня культуры и цивилизованности общества и связано с элементами культуры – философией, этикой, культурой.

Готовые работы на аналогичную тему

Само понятие естествознание появилось в Европе в 18 веке. Тогда же были окончательно сформированы предмет, цели и структура науки.

Предмет естествознания

Структура естествознания

Структура естествознания представляет собой сложную систему, все части которой находятся в строгой иерархии. То есть наглядно систему естественных наук можно представить в виде лестницы, где каждая последующая ступень связана с предыдущей, и фундаментально основана на ней.

Базой для всех остальных научных дисциплин является физика, изучающая тела и материи, их движение, превращения и формы. Внутри самой физики можно выделить множество подразделов, у каждого из которых есть свой предмет и структура, специфические методы исследования. Первой из физических дисциплин стала механика, а именно механика Ньютона, которая легла в основу естествознания и дала толчок первой научной революции в истории человечества. Механика специализируется на изучении различных форм движения объектов в пространстве и времени. В свою очередь механику делят на:

Каждая из наук рассматривает движение тела со своей позиции, будь то равновесное состояние, движение с геометрической точки зрения или приложения сил. Объединяет все эти дисциплины то, что они изучают макрообъекты.

Сравнительно недавно появились науки, посвященные изучению микрообъектов, это:

С течением времени появляются новые разделы, которые позволяют нам взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения.

Следующей после физики выделяют химию, науку об элементах, их соединениях, свойствах и превращениях. Выше говорилось, что науки находятся в иерархической подчинённости. Что это значит, посмотрим на примере химии. Говоря, о химических элементах, вводят понятие электронной оболочки, как раз это область ответственности физики. В химии выделяют два основных раздела: органическую и неорганическую химию.

На следующей после химии ступени располагается биологии, наука о живых существах, их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Биология – это, по сути, комплекс дисциплин, включающих в себя ботанику, зоологию, анатомию, цитологию, палеонтологию и др.

Далее следуют науки о Земле: география, геология, экология. Они рассматривают строение, эволюцию нашей планеты, представляющей собой сложное взаимодействие физических, химических и биологических явлений. Так же не стоит забывать о таких дисциплинах как астрономия, которая изучает строение, происхождение планет, галактик. В основе астрономии опять же лежит физика, таким образом можно сказать о цикличности научного знания и взаимосвязи всех исследуемых процессов.

Структура естествознания не ограничена перечисленными науками, внутри самой дисциплины идут двухсторонние процессы дифференциации и интеграции знания.

Давайте подведём итог, что же изучает естествознание?

Естествознание изучает мир во всем его многообразии. Не важно, о какой сфере деятельности человека мы говорим, в основе всё равно будет естествознание. Дальнейшее развитие человека, общества также будет проходить в рамках естествознания или одного из его направлений.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 04 2021

Источник

Естествознание

Что изучает естествознание сообщение

Что изучает естествознание сообщение

Естествозна́ние — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое. [1]

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Содержание

Предмет и цели

Подразделения

История

Когда возникла наука установить нельзя. Принято считать, что это произошло с изобретением письменности. Но есть данные, что люди обладали астрономическими знаниями ещё до изобретения письменности. Таким примером является сооружение, которое назвали Стоухенджем. Высокого уровня достигла наука в древней Греции. Там развивались логические науки (логика, математика), Гуманитарные науки (социология, история). Естествознание было представлено в основном астрономией. Аристотель и Архимед занимались и другими естественнонаучными дисциплинами, например, физикой. С крушением Римской Империи произошёл упадок европейской культуры и науки. В первом тысячелетии нашей эры центр научной мысли переместился на восток (Китай, арабский халифат). В Европе единственно грамотными людьми остались священнослужители. Но они не ставили своей целью развитие естествознания.

Естествознание в эпоху средневековья

Что изучает естествознание сообщение

В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными. Именно поэтому точкой отсчёта в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности — добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения её полезности для человека, а не в её объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж — авторитет — власть и др.

Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнёт, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

Выделяя себя из природы, но ещё не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение — к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Знание природы подчинено «чувству Божества». Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим Божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа — проводник воздействия на людей Божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа — это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы Бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, то есть их отношения к Божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.

Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция — сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

К концу XII — началу XIII веков наметился «исторический рывок» средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле). Происходит целая «технологическая революция» в агротехнике — появляется тяжёлый колёсный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3—4 раза увеличить нагрузки, появляется трёхпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии — сила воды и ветра, распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесленного производства. Нарастает тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), «миры-экономики». Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров: дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознаётся как нечто нежелательное; формируется представление о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного времени.

Появление университетов

В этих условиях происходит и подъём духовной жизни. Одним из наиболее ярких его выражений явилось возникновение новых образовательных учреждений — университетов. Ещё в XII веке возник университет в Болонье. 1200 год считается годом основания Парижского университета.

В XIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др.

В XIV веке появляются университеты в Священной Римской империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др.

В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь — особое отношение к знанию. Знание не рассматривалось как главная цель духовной деятельности; оно трактовалось как некоторый её побочный продукт. Удвоение мира в сознании на земной, грешный, бренный и небесный, божественный, возвышенный, идеальный — предполагало постановку вопроса о возможности приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). Поэтому вере здесь отдаётся предпочтение перед знанием.

В период позднего средневековья (XIV—XV века) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, на трудностях в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений и догматов.

Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на «разрушение» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество Бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие.

Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость» и «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.

В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Жан Буридан (XIV век) объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле «импетус», поэтому и скорость его все время возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается.

Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Всё это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

Источник

Что изучает концепция современного естествознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие концепции современного естествознания

Концепция – это система взглядов на что-либо или основная мысль какого-либо труда.

Естествознание – это система наук о природе, то есть о мире во всем его многообразии.

Концепция современного естествознания – это совокупность наук, изучающих природу и законы природы. Концепция современного естествознания относится к одним из самых распространенных наук. Предметом ее изучения являются практически все области жизнедеятельности человека.

Концепциями естествознания являются такие фундаментальные естественнонаучные идеи, которые проявляют себя во всех естественных науках.

Науки, составляющие концепцию современного естествознания можно классифицировать следующим образом:

Однако, концепция современного естествознания – это не просто совокупность этих наук, она рассматривает междицсциплинарные отношения в естествознании в целом.

Натурфилософия

Концепция современного естествознания тесно связана с историей. Человек, начиная с самых древних времен, стремился к познанию мира, ведь от этих знаний зависело, сможет он выжить или нет. Для того, чтобы выжить, необходимо было питаться. Чтобы найти еду, человек вынужден был охотиться, а для успешной охоты нужно было изучить повадки животных. Человек целиком зависел от природы, и естественно, что изучение природных явлений и окружающего мира было необходимо. Однако, в силу недостаточности знаний, многие явления объяснялись вмешательством сверхъестественных сил, слагались мифы и легенды.

Первые формы познания возникли в восточных цивилизациях, именно там более 2 тыс. лет до н.э. была установлена взаимосвязь между теоретически знания и практическими навыками. Первые знания были связаны с земледельческой культурой – астрономические знания использовались для предсказания погоды, математика – для измерения площадей земледельческих угодий т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Появление естествознания связывают с Древней Грецией, где в 6-4 вв. до н.э. возникла натурфилософия – философия природы как системы знаний о естественных причинах природных явлений.

Отличительной чертой натурфилософии является попытка выделить какую-то одну стихию природы в качестве главной, основы всего существующего. Философ Милетской школы Фалес таким первичным элементом считал воду ввиду невозможности найти в мире абсолютно сухое тело.

Пифагор в качестве первоосновы мира представил числа, в основе мира, по мнению Пифагора и его учеников, лежат количественные отношения действительности.

Высшее развитие натурфилософия получила в учении Аристотеля, который объединил все современные ему знания об окружающей действительности и систематизировал их.

В период Античности активно развивалась астрономия. Тогда же, в эпоху Античности, были заложены основы математической физики.

Таким образом, в натурфилософии – на первой стадии развития естествознания – были заложены основы многих современных отраслей и теорий естествознания. Также в этот период началось формирование стиля научного мышления, который включал в себя стремление к новым познаниям, критику, стремление к систематизированности и упорядоченности, скептическое отношение к общепринятым истинам, попытка рационального понимания окружающего мира.

Взаимосвязь наук как предмет изучения концепции современного естествознания

Концепция современного естествознания рассматривает взаимодействие различных наук между собой, их влияние на все сферы деятельности человека. К примеру, химия, биология, физика в рамках концепции современного естествознания изучаются не по отдельности, а именно во взаимодействии, отсюда возникает новая наука биохимия, биофизика.

Биология и физика пытаются объяснить все законы мира, однако в полной мере это им пока не удается. Несмотря на существование огромного количества теорий и великих открытий, перед учеными стоить все еще очень много вопросов и задач, которые только предстоит решить.

Биология и религия тоже тесно переплетаются. Например, происхождение человека. Недостаточность доказательств того, что человек произошел от обезьяны, используется сторонниками божественного происхождения человека. С другой стороны, во многих мировых религиях содержатся этические и моральные нормы, соблюдение которых позволяет человеку сохранить чистоту внутреннего мира, и именно эти моральные нормы позволяют контролировать научные эксперименты, которые могут показаться безнравственными, аморальными.

Происхождение мира, законы Вселенной, законы природы, законы химии, физики, биологии, математики, взаимосвязь культуры, науки, религии, процессы, происходящие в обществе, влияние научных открытий и научно-технического прогресса на человечество – все это изучает концепция современного естествознания.

Современное естествознание не обходит вниманием и такое явление, как компьютеризация общества, зависимость от технологий. При помощи компьютера, современных гаджетов и интернета можно найти ответ на любой вопрос. Однако мало кто задумывается над тем, как и когда был изобретен компьютер и интернет. Отсюда возникает новый вопрос, касающийся современного человека – это его место в информационном мире.

Таким образом, концепция современного естествознания – это целый комплекс наук, изучающий все области жизнедеятельности человека. В современном мире роль науки трудно переоценить. И несмотря на то, что, казалось бы, уже многое известно, совершено столько научных открытий, наука продолжает двигаться вперед и развиваться, возникают новые направления и течения, появляются новые задачи, новые вопросы, требующие ответа. Концепция современного естествознания изучает культуру, искусство и философию в рамках научного познания. То есть, все науки таким или иным образом связаны между собой, и эта взаимосвязь и лежит в основе изучения концепции современного естествознания.

Источник

Естествознание как наука

Исследование специфики науки о явлениях и законах природы. Обоснование роли естествознания в формировании общенаучного мировоззрения и рационального отношения к миру. Сущность области предметного и методологического познания рассматриваемой науки.

РубрикаБиология и естествознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления10.11.2013
Размер файла27,0 K

Что изучает естествознание сообщение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Естествознание как наука

1. Предмет естествознание и цели естествознания

2. Методы исследования используемые в естествознании и развитие естествознания

Список используемой литературы

Естествознание включает множество естественнонаучных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Естествознание способствует формированию общенаучного мировоззрения и рационального отношения к миру, показывает роль науки и научной методологии в развитии современного общества, определяет важность наукоемких технологий в контексте будущего существования человечества, расширяет общий естественнонаучный кругозор, формирует аналитические способности.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению. Следовательно, естественнонаучные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности.

1. Предмет естествознание и цели естествознания

— различные формы движения материи в природе;

— лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;

— закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.

— находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

— раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.

Третий этап «новейшей» революции в естествознании. Началом 3-го этапа в естествознании было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1930) и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики.

Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:

— физика неорганическая(путь к неживой природе);

— химия органическая (путь к живой природе).

Выделяют три основных современных направления в развитии естественных наук. В настоящее время изучение естественной науки сконцентрировано на трех главных фронтах:

3) изучение очень сложного (эта область принадлежит биологии).

Общий ход познания природы проходит следующие основные ступени:

1) непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого;

2) анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий;

3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем приведения в движение остановленного, оживление омертвленного, связывания изолированного раньше, т. е., на основе фактического соединения анализа с синтезом.

2. Методы исследования используемые в естествознании и развитие естествознания

Методы исследования, используемые в естествознании могут быть подразделены на группы:

а) общие методы, касающиеся всего естествознания, любого предмета природы, любой науки;

История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.

Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая.

Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие:

— потребности материального производства;

— практические потребности общества;

— уровень развития культуры;

— формы общественного сознания;

— достигнутый уровень самой науки.

Значимость этих причин различна. Первичные знания возникали не из теоретических стремлений, а из непосредственных нужд и действий, как бы ощупью, без определенного плана. Поэтому их необходимо было привести в систему, установить связь и взаимосвязь явлений, простейшие закономерности.

Так возникли первые зачатки науки как особой отрасли умственной деятельности в рабовладельческих обществах древних Египта, Ассирии, Вавилонии, Греции, Рима.

Можно сказать, что наука зародилась в Древнем Риме в связи с потребностями общественной практики. В XVI-XVII вв., в ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и важнейший социальный статус, оказывающий влияние на все сферы общества. Объем научной деятельности с XVII в., удваивается примерно каждые 10-15 лет. Сюда входят рост открытий, число научных работников, объем научной информации.

Велика роль практики в развитии естествознания. Рассмотрим некоторые примеры, когда практические потребности привели к развитию той или иной области естествознания, а иногда даже вылились в целые научные направления.

1. Необходимость руководить земледелием, определять время начала земледельческих работ, потребности мореплавания, связанные с ориентацией ночью в длительных морских путешествиях требовали измерения времени, которое было связано с изучением видимого движения Солнца и других небесных светил. Это способствовало развитию астрономии;

2. Астрономия же может развиваться только используя знания математики, что выдвинуло вперед эту науку, причем прежде всего стали развиваться арифметика и элементарная геометрия. Строительство жилищ ставило перед геометрией практические задачи;

3. Человека и животных одолевали различные болезни, с которыми нужно было бороться. Это положило начало развитию медицины и ветеринарии;

4. В то же время успешное лечение болезней человека и животных было невозможно без знаний физиологии, анатомии, ботаники. Таким образом, медицина и ветеринария вызвали к жизни эти науки;

5. Для развития ремесел требовалась наука, которая исследовала бы свойства тел и формы проявления сил природы. Практические потребности, таким образом, стимулировали возникновение и развитие физики;

6. Техника производства часов требовала развития теории равномерного движения. Решение проблемы колебаний маятника было найдено X. Гюйгенсом и положило начало развитию теории колебаний;

7. Голландию можно считать страной, где зародилась такая наука, как гидростатика. В этой стране огромное количество озер и рек, поэтому гидротехнические сооружения имели здесь колоссальное значение. А сооружать порты, каналы, плотины невозможно было без знания законов и положений гидростатики;

8. Стремление получить совершенный тип парового двигателя привело к созданию паровой машины Уатта, а желание повысить коэффициент полезного действия (КПД) паровой машины послужило основой для развития термодинамики С. Карно;

9. Широкое распространение паровых машин оказало существенное влияние на открытие закона сохранения и превращения энергии;

11. История науки убедительно доказывает, что как только обнаруживается практическая потребность того или иного открытия, сразу начинается интенсивное развитие соответствующей области науки. Так, например, исследование строения атома и атомного ядра шло сравнительно медленно до 1939 г., Итальянский физик Э. Ферми, впервые обнаруживший деление ядер урана, даже не заявил об открытии. Оно было сделано немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом. Когда же обнаружилось, что можно использовать колоссальные запасы энергии, выделяющиеся при распаде атомных ядер для промышленных и военных целей, размах соответствующих исследований увеличился в десятки и сотни раз;

13. Роль практических потребностей велика в становлении химии. Металлургия и производство лекарств требовали бурного ее развития;

16. Создание взрывчатых веществ потребовало производства азотной кислоты из чилийской селитры и серной кислоты, следовательно, стали развиваться и эти новые отрасли химической промышленности.

Однако не во всех науках, разумеется, можно обнаружить столь очевидную зависимость от практических потребностей.

Например, телефон не был создан раньше XIX в., так как в этом не было необходимости. Рыночные отношения, интенсивно развивающиеся в этом веке, требовали быстрой и качественной информации по телефонным каналам между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние.

В 1876 г., А.Г. Белл (США) изобрел телефонный аппарат, а первая телефонная станция была создана в 1878 г., в Нью-Хейвене. Таким образом, телефон был крайне необходим и не мог не появиться именно в это время.

Сегодня же одной телефонной связи недостаточно. Появление факсов, радиотелефонов, электронной почты, сотовой связи, сети «Интернет» также связано с потребностями получения быстрой и качественной информации. И этот процесс нельзя остановить: завтра могут появиться совершенно новые средства связи, обусловленные практическими потребностями.

В науке одни научные идеи вытекают из других. Так, например, раз физики начали «ковыряться» в атомном ядре, это непременно привело бы к созданию атомной бомбы, что и наблюдалось в действительности.

Все физические теории в оптике связаны с развитием учения о природе света, которое прошло сложный и далеко не гладкий путь.

Другой пример. В связи с новыми открытиями в области биологии, раскрытием молекулярных механизмов наследственности и изменчивости, объяснением роли нуклеиновых кислот потребовалось не только дополнение научного аппарата, но и уточнение некоторых теоретических положений о жизнедеятельности. Так было дополнено положение Ф. Энгельса о том, что жизнь есть способ существования не только белковых тел, но и нуклеиновых кислот.

Из предыдущего опыта наука использует:

— гипотезы, теории, понятия.

Наука развивает их дальше. Каждая наука опирается на законы (например, в основе динамики лежат три закона Ньютона), есть законы сохранения энергии, массы и т. д.

Эти законы неизбежно переносятся из одной системы в другую. А в новых системах появляются новые законы. Так, например, в микромире появляются законы сохранения спина, барионного, т. е., ядерного заряда, странности и т. п.

Преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приемов исследования отражает неразрывность всего познания природы. Непонимание этого влечет за собой нигилистическое отношение к естествознанию предшествующих эпох, к утрате способности находить исторические корни современных воззрений.

При соблюдении принципов преемственности содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолеваются прежние универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный характер.

Новые идеи, принципы, гипотезы, теории, законы не сразу утверждаются в науке и получают признание (вспомним, например, волновую и квантовую природу света И. Ньютона и X. Гюйгенса). Ученый не сразу находит искомое, идет не прямым путем, а преодолевает ряд заблуждений, ошибок, неправильных взглядов и, наконец, приходит к истине. Эти ошибки и заблуждения в процессе познания не только возможны, но и неизбежны. Никогда не ошибается только очень осторожный ученый, но зато он никогда и не открывает ничего нового.

Развитие техники и возникновение новых средств и методов исследования приводят к открытиям ранее неизвестных в науке явлений, фактов, не укладывающихся в рамки старых представлений. Поэтому необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных вопросов, неясностей, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины путем свободных дискуссий, что и способствует творческому решению возникающих проблем. Вот почему огромное значение имеют всякого ранга конференции, школы-семинары, где ученые обмениваются мнениями и сообщают о последних достижениях в той или иной отрасли знаний.

Наука интернациональна по своим задачам и сущности, по тем задачам, которые перед ней стоят, и конечным целям. Она необходима для формирования мировоззрения.

Конечные цели науки:

— улучшать условия жизни людей.

Естественно, что это не может касаться только одной страны. Это относится ко всем нациям в целом.

Свое мировоззрение, т. е., определенное представление о мире, человек формирует в своем сознании на основании знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основании личного опыта. Мировоззрение человека находится в постоянном развитии, оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Гуманистическое общество не предъявляет жестких требований к мировоззрению человека, считая это его личным делом. Во всем этом и проявляется интернациональный характер развития науки.

Одной из закономерностей развития естествознания является взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, единое целое.

Главными путями взаимодействия являются следующие:

— изучение одного предмета одновременно несколькими науками (например, изучение человека);

— использование одной наукой знаний, полученных другими науками, например, достижения физики тесно связаны с развитием астрономии, химии, минералогии, математики и используют знания, полученные этими науками;

Электронный микроскоп используется не только в физике: он необходим и для изучения вирусов. Явление парамагнитного резонанса находит применение во многих отраслях науки.

Во многих живых объектах природой заложены чисто физические инструментарии, например:

— у гремучей змеи имеется орган, способный воспринимать инфракрасное излучение и улавливать изменения температуры на тысячную долю градуса;

— у летучей мыши есть ультразвуковой локатор, позволяющий ей ориентироваться в пространстве и не натыкаться на стены пещер, где она обычно обитает;

— мыши, птицы и многие животные улавливают инфразвуковые волны, распространяющиеся перед землетрясением, что побуждает их покидать опасный участок;

— буревестник же, наоборот, воспринимая волны низкой, инфразвуковой частоты, «гордо реет» над простором моря и т. д.;

— взаимодействие через технику и производство, осуществляемое там, где используются данные нескольких наук, например, в приборостроении, кораблестроении, космосе, автоматизации, военной промышленности и т. д.;

Единство мира лежит в основе единства наук, к которому в конечном счете направлено развитие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию ее отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных теорий и методов исследования.

Таким образом, в процессе развития современных наук процессы дифференциации переплетаются с процессами интеграции наук:

— физика подразделяется на механику, а та, в свою очередь, на кинематику, динамику и статику;

— молекулярную, атомную, ядерную физику, термодинамику, электричество, магнетизм, оптику и т. д.;

Дифференциация научного знания на отдельные области побуждает выявлять необходимые связи между ними. Возникает много пограничных наук, например, на границе между физикой и химией возникли новые отрасли науки:

— физхимия и химфизика (в Москве при Российской академии наук (РАН) есть институты физической химии и химической физики);

Отдельные области биологии и физиологии перекрещиваются с физиологией высшей нервной деятельности. А. Эйнштейн в свое время объединил в теории относительности положения неэвклидовой геометрии и механики. На границе между психологией и языкознанием была создана теория коммуникации, взявшая за основу теорию информации и т. д.

Вышеперечисленное характеризует все более высокую степень синтеза между науками.

Только благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.

Естествознание в этом смысле есть и продукт цивилизации, и условие ее развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

Естествознание есть один из важнейших двигателей общественного прогресса.

Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. наука естествознание мировоззрение

Такими открытиями были, например:

— открытия в XVII в., законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации;

— открытие в XIX в., электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники;

— раскрытие в середине XX в., молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др.

Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теории, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

Вместе с тем в современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья.

Но дело, в конечном счете, не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.

Список используемой литературы

1. Кирин И.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. М., 2007. 540 с.

3. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. М., ред. 2006, 317 с.

4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 1998.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2002.

6. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., 2003.

7. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение естествознания как отрасли научного познания, его отличие от других наук, разделы естествознания. Наука как одна из форм общественного сознания. Описание и объяснение различных процессов и явлений действительности как основные цели науки.

реферат [19,6 K], добавлен 16.04.2011

Определение понятия естествознания. Естествознание подразделяется на фундаментальные, прикладные, естественные, технические науки, социальные и гуманитарные науки. История развития науки и её зарождение. Естествознание в античности и в средние века.

реферат [26,4 K], добавлен 12.12.2010

Естествознание как отрасль науки. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса. Этапы развития научной рациональности.

реферат [32,7 K], добавлен 07.01.2010

Особенности формирования научной картины мира в эпоху становления классического естествознания. Развитие физики как науки. Исследование роли внутренних и внешних факторов в формировании физической картины мира. Новая гелиоцентрическая парадигма Коперника.

реферат [36,3 K], добавлен 27.12.2016

Изучение понятия, целей, функций и классификаций науки; определение ее роли в обществе. Сущность и отличительные признаки аналитических, синтетических и неожиданных открытий. Рассмотрение истории становления естествознания как научной дисциплины.

реферат [51,5 K], добавлен 23.10.2011

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины. Классификация естествознания: фундаментальные, прикладные, естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. Рассмотрение основных различий между естественнонаучным и гуманитарным знанием.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 20.04.2013

Общий ход развития науки естествознания. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей. Развитие идеи эволюционного развития явлений природы.

реферат [26,2 K], добавлен 21.07.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *