Что изучает биология картинки

12 методов в картинках: структурная биология

Авторы
Редакторы

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий. Молекулярная биология изучает живые организмы на уровне взаимодействий отдельных молекул. Биология структурная — исследует процессы в клетках на уровне атомов. Если хотите узнать, как «увидеть» отдельные атомы, как работает и «живет» структурная биология и какие использует приборы, вам сюда!

Что изучает биология картинки

12 биологических методов в картинках

Что изучает биология картинки

Генеральный партнер цикла — компания «Диаэм»: крупнейший поставщик оборудования, реагентов и расходных материалов для биологических исследований и производств.

Одна из главных миссий «Биомолекулы» — докопаться до самых корней. Мы не просто рассказываем, какие новые факты обнаружили исследователи — мы говорим о том, как они их обнаружили, стараемся объяснить принципы биологических методик. Как вытащить ген из одного организма и вставить в другой? Как проследить в огромной клетке за судьбой нескольких крошечных молекул? Как возбудить одну крохотную группу нейронов в огромном мозге?

И вот мы решили рассказать о лабораторных методах более системно, собрать воедино в одной рубрике самые главные, самые современные биологические методики. Чтоб было интереснее и нагляднее, мы густо проиллюстрировали статьи и даже кое-где добавили анимации. Мы хотим, чтобы статьи новой рубрики были интересны и понятны даже случайному прохожему. И с другой стороны — чтобы они были так подробны, что даже профессионал мог бы обнаружить в них что-то новое. Мы собрали методики в 12 больших групп и собираемся сделать на их основе биометодический календарь. Ждите обновлений!

Зачем нужна структурная биология?

Как известно, биология — это наука о жизни. Появилась она в самом начале XIX века и первые сто лет своего существования была сугубо описательной. Главной задачей биологии в то время считали найти и охарактеризовать как можно большее количество видов различных живых организмов, чуть позже — выявить родственные связи между ними. Со временем и с развитием других областей науки из биологии выделились несколько ветвей с приставкой «молекулярный»: молекулярная генетика, молекулярные биология и биохимия — науки, изучающие живое на уровне отдельных молекул, а не по внешнему виду организма или взаиморасположению его внутренних органов. Наконец, совсем недавно (в 50-х годах прошлого века) появилась такая область знания, как структурная биология — наука, изучающая процессы в живых организмах на уровне изменения пространственной структуры отдельных макромолекул. По сути, структурная биология находится на стыке трех различных наук. Во-первых, это биология, потому что наука изучает живые объекты, во-вторых, физика, поскольку используется широчайший арсенал физических экспериментальных методов, а в-третьих, химия, так как изменение структуры молекул — объект именно этой дисциплины.

Структурная биология изучает два основных класса соединений — белки (основное «рабочее тело» всех известных организмов) и нуклеиновые кислоты (главные «информационные» молекулы). Именно благодаря структурной биологии мы знаем, что ДНК имеет структуру двойной спирали, что тРНК нужно изображать в виде винтажной буквы «Г», а в рибосоме есть большая и малая субъединицы, состоящие из белков и РНК в определенной конформации.

Глобальная цель структурной биологии, как и любой другой науки, — «понять, как все устроено». В какую форму свернута цепь белка, который заставляет клетки делиться, как изменяется упаковка фермента во время химического процесса, который он осуществляет, какими местами взаимодействуют гормон роста и его рецептор — вот вопросы, на которые отвечает эта наука. Более того, отдельной целью является накопление такого объема данных, чтобы на эти вопросы (по еще неизученному объекту) можно было ответить на компьютере, не прибегая к дорогостоящему эксперименту.

Что изучает биология картинки

Например, нужно понять, как работает система биолюминесценции у червей [1] или грибов — расшифровали геном, на основании этих данных нашли нужный белок и предсказали его пространственную структуру вместе с механизмом работы. Стоит, правда, признать, что пока такие методы существуют только в зачаточной стадии, и точно предсказать структуру белка, имея только его ген, еще невозможно [2]. С другой стороны, результаты структурной биологии имеют применение в медицине. Как надеются многие исследователи, знания о структуре биомолекул и о механизмах их работы позволят разрабатывать новые лекарства на рациональной базе, а не методом проб и ошибок (высокопроизводительного скрининга, если говорить строго), как это делается чаще всего сейчас. И это не научная фантастика: уже есть много лекарств, созданных или оптимизированных с применением структурной биологии [3].

История структурной биологии

Что изучает биология картинки

Рисунок 1. Важные этапы на пути структурной биологии. Чтобы увидеть рисунок в полном размере, нажмите на него.

История структурной биологии (рис. 1) достаточно коротка и стартует в начале 1950-х, когда Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик, основываясь на данных Розалинд Франклин по дифракции рентгеновских лучей на кристаллах ДНК, собрали из винтажного конструктора модель известной сейчас всем двойной спирали [4]. Чуть раньше Лайнус Полинг построил первую правдоподобную модель α-спирали, одного из базовых элементов вторичной структуры белков (рис. 2) [5].

Что изучает биология картинки

Рисунок 2а. На заре структурной биологии. Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик рядом с моделью двойной спирали ДНК, собранной из конструктора.

Что изучает биология картинки

Рисунок 2б. На заре структурной биологии. Лайнус Полинг рядом с моделью α-спирали белка.

Спустя пять лет, в 1958 году, была определена первая в мире структура белка — миоглобина (белка мышечных волокон) кашалота (рис. 3). Выглядела она, конечно, не так красиво, как современные структуры, но это была значительная веха развития современной науки.

Что изучает биология картинки

Рисунок 3а. Первая пространственная структура белковой молекулы. Некрасивая структура миоглобина низкого разрешения из статьи в Nature 1958 года [6].

Что изучает биология картинки

Рисунок 3б. Первая пространственная структура белковой молекулы. Джон Кендрю и Макс Перутц демонстрируют пространственную структуру миоглобина, собранную из специального конструктора.

Следующая структура белка (лизоцима) появилась лишь через семь лет, но затем события ускорились. В 1968 году была получена структура гемоглобина, в 1971 — инсулина, в 1975 году получили структуру транспортной РНК (рис. 4).

Что изучает биология картинки

Рисунок 4. Пространственная структура транспортной РНК.

Что изучает биология картинки

Рисунок 5. Структура бактериородопсина, полученная на основе данных электронной микроскопии.

Важнейшее событие для структурных биологов произошло в 1971 году: появилась база данных PDB (Protein Data Bank), которая сейчас содержит все пространственные структуры белков, которые были получены различными методами. В 1972 году база данных содержала всего две структуры, в 1974 — 12, сегодня в ней можно найти 126 000 различных пространственных структур, из которых 117 000 — белки. В 1975 году произошло целых два «впервые». Впервые удалось получить структуру мембранного белка — бактериородопсина, — и сделали это впервые при помощи электронной микроскопии (рис. 5) [7].

Через 10 лет, в 1984–1985 годах, первые структуры определили методом спектроскопии ядерного магнитного резонанса. С того момента произошло несколько ключевых открытий: в 1985 году получили структуру первого комплекса фермента с его ингибитором, в 1994 году определили структуру АТФ-синтазы [8], главной «машины» электростанций наших клеток (митохондрий), а уже в 2000 г. получили первую пространственную структуру «фабрики» белков — рибосомы, состоящей из белков и РНК (рис. 6) [9]. В 21 веке развитие структурной биологии пошло семимильными шагами, сопровождаясь взрывным ростом количества пространственных структур. Были получены структуры многих классов белков: рецепторов гормонов и цитокинов, G-белоксопряженных рецепторов, толл-подобных рецепторов, белков иммунной системы и многих других [10–15].

Что изучает биология картинки

Рисунок 6а. Пространственная структура АТФ-синтазы, полученная в 1994 году. Работа удостоилась нобелевской премии.

Что изучает биология картинки

Рисунок 6б. Пространственная структура рибосомы, полученная в 2000 году. Работа удостоилась нобелевской премии.

С появлением в 2010-х годах новых технологий регистрации и обработки изображений криоэлектронной микроскопии появилось множество сложных структур мембранных белков в сверхвысоком разрешении [16], [17]. Прогресс структурной биологии не остался незамеченным: за открытия в данной области были вручены 14 нобелевских премий, из них пять — уже в 21 веке.

Методы структурной биологии

Исследования в области структурной биологии ведут при помощи нескольких физических методов, из которых только три позволяют получать пространственные структуры биомолекул в атомарном разрешении. Методы структурной биологии основаны на измерении взаимодействия исследуемого вещества с различными видами электромагнитных волн или элементарных частиц. Все методики требуют значительных финансовых ресурсов — стоимость оборудования часто поражает воображение.

Что изучает биология картинки

Рентгеноструктурный анализ

Что изучает биология картинки

Рисунок 7. Общая схема рентгеноструктурного анализа.

Исторически первый метод структурной биологии — рентгеноструктурный анализ (РСА) (рис. 7). Еще в начале 20 века выяснили, что по картине дифракции рентгеновских лучей на кристаллах можно изучать их свойства — тип симметрии ячейки, длину связей между атомами и пр. Если же в ячейках решетки кристаллов находятся органические соединения, то можно вычислить координаты атомов, и, следовательно, химическую и пространственную структуру этих молекул. Именно так была получена в 1949 году структура пенициллина, а в 1953 году — структура двойной спирали ДНК.

Казалось бы, все просто, но есть нюансы.

Во-первых, нужно как-то получить кристаллы, причем их размер должен быть достаточно большим (рис. 8). Если для не очень сложных молекул это выполнимо (вспомните, как кристаллизуются поваренная соль или медный купорос!), то кристаллизация белков — это сложнейшая задача, требующая неочевидной процедуры поиска оптимальных условий. Сейчас это делается при помощи специальных роботов, которые готовят и мониторят сотни различных растворов в поисках «проросших» кристаллов белков [18], [19]. Однако на заре кристаллографии получение кристалла белка могло занимать годы ценного времени.

Что изучает биология картинки

Рисунок 8а. С чем работает рентгеноструктурный анализ. Кристаллы белков, выращенные в космосе, под микроскопом.

Что изучает биология картинки

Рисунок 8б. С чем работает рентгеноструктурный анализ. Дифракционная картина, на основании которой получают структуры белков.

Во-вторых, на основе полученных данных («сырых» дифракционных картин; рис. 8) нужно структуру «рассчитать». Сейчас это также рутинная задача, однако 60 лет назад, в эру ламповой техники и перфокарт, было далеко не так просто.

В-третьих, даже если получилось вырастить кристалл, то совсем не обязательно, что будет определена пространственная структура белка: для этого во всех узлах решетки белок должен иметь одну и ту же структуру, что далеко не всегда так.

Ну и в-четвертых, кристалл — далеко не естественное состояние белка. Изучать белки в кристаллах — это как изучать людей, впихнув их вдесятером в малогабаритную прокуренную кухню: можно узнать, что у людей есть руки, ноги и голова, но поведение может быть не совсем таким, как в комфортной обстановке. Тем не менее, рентгеноструктурный анализ — это наиболее распространенный метод определения пространственных структур, и 90% содержимого PDB получено при помощи этого метода.

РСА требует мощных источников рентгеновских лучей — ускорителей электронов или лазеров на свободных электронах (рис. 9). Такие источники стоят дорого — несколько миллиардов долларов США, — но обычно один источник используют сотни или даже тысячи групп по всему миру за достаточно символическую плату. В нашей стране мощных источников нет, поэтому большинство ученых ездит из России в США или Европу для анализа полученных кристаллов. Подробнее об этих романтичных исследованиях можно прочесть в статье «Лаборатория перспективных исследований мембранных белков: от гена к ангстрему» [20].

Устройство лазера на свободных электронах

Что изучает биология картинки

Как уже было сказано, для рентгеноструктурного анализа необходим мощный источник рентгеновского излучения. Чем мощнее источник, тем меньшим размером кристаллов можно обойтись, и тем меньше мучений придется испытать биологам и генным инженерам, пытающимся получить несчастные кристаллы. Рентгеновское излучение проще всего получить, ускоряя пучок электронов в синхротронах или циклотронах — гигантских кольцевых ускорителях. Когда электрон испытывает ускорение, он излучает электромагнитные волны в нужном диапазоне частот. В последнее время появились новые сверхмощные источники излучения — лазеры на свободных электронах (XFEL) [21].

Принцип работы лазера достаточно простой (рис. 9). Сначала электроны разгоняются до высоких энергий при помощи сверхпроводящих магнитов (длина ускорителя 1–2 км), а потом проходят через так называемые ондуляторы — наборы магнитов разной полярности.

Что изучает биология картинки

Рисунок 9. Принцип работы лазера на свободных электронах. Пучок электронов ускоряется, проходит через ондулятор и излучает гамма-кванты, которые попадают на биологические образцы.

Проходя через ондулятор, электроны начинают периодически отклоняться от направления пучка, испытывая ускорение и испуская рентгеновское излучение. Поскольку все электроны движутся одинаково, то излучение усиливается за счет того, что другие электроны пучка начинают поглощать и переизлучать рентгеновские волны одной и той же частоты. Все электроны испускают излучение синхронно в виде сверхмощной и очень короткой вспышки (длительностью менее 100 фемтосекунд). Мощность рентгеновского луча настолько высока, что одна короткая вспышка превращает небольшой кристалл в плазму (рис. 10) [22], однако за те несколько фемтосекунд, пока кристалл цел, можно получить изображение высочайшего качества благодаря высокой интенсивности и когерентности луча. Стоимость такого лазера составляет 1,5 миллиарда долларов, а в мире работает всего четыре такие установки (находятся в США (рис. 11), Японии, Корее и Швейцарии). В 2017 году планируется ввод в эксплуатацию пятого — европейского — лазера, в строительстве которого участвовала и Россия.

Что изучает биология картинки

Рисунок 10. Превращение белков в плазму за 50 фс под действием импульса лазера на свободных электронах. Фемтосекунда = 1/1000000000000000 доли секунды.

Что изучает биология картинки

Рисунок 11. Карта лазера на свободных электронах LCLS (США).

Источник

Презентация по биологии на тему: «Сборник №1 рисунков вариантов ЕГЭ по биологии»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что изучает биология картинки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

На 4 рисунке изображена тРНК (транспортная РНК), которая доставляет аминокислоты к рибосоме во время биосинтеза белка.

На рисунке 1 — ДНК; на рисунке 2 — спираль — вторичная структура белка; на 3 рисунке — глобула — третичная структура белка.

Описание слайда:

1. На рисунке изображены клетки.

На рисунке изображена микрофотография клеток.

На рисунке изображена водоросль.

любой иной верный ответ.

2. Изображение получено методом световой микроскопии.

3. Альтернативный метод – электронная микроскопия. Световая микроскопия позволяет рассматривать живые объекты и позволяет получать цветные изображения, но разрешающая способность у световой микроскопии гораздо меньше, чем у электронной.

Описание слайда:

1. На рисунке изображён фрагмент клетки.
ИЛИ
На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.
ИЛИ
любой иной верный ответ.
2. Изображение получено методом электронной микроскопии.
3. Альтернативный метод – световая микроскопия. Электронная микроскопия не позволяет рассматривать живые объекты и требует сложной подготовки препарата, но зато имеет большую разрешающую способность.

Описание слайда:
Описание слайда:

1. На рисунке изображена ЭПС.
2. Вопросительным знаком обозначена полисома полирибосома; комплекс рибосом).
3. Полисома осуществляет синтез белка (трансляцию).
4. В клетках коры надпочечников преобладает гладкая ЭПС.
5. В клетках коры надпочечников активно синтезируются стероидные гормоны (гормоны липидной природы).
6. В клетках хрящевой ткани преобладает шероховатая ЭПС.
7. В клетках хрящевой ткани активно синтезируется белок коллаген.

Описание слайда:

1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.

2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.

3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

Описание слайда:

На поздней стадии гаструляции начинает формироваться третий зародышевый листок – мезодерма. Существует четыре различных способа формирования третьего зародышевого листка, на рисунке представлен энтероцельный тип (способ) — мезодерма образуется из клеток энтодермы одновременно с формированием целома. Характерно для вторичноротых животных.
На рисунке обозначены:
1 — эктодерма; 2 — нервная пластинка; 3 — материал хорды; 4 — мезодерма.

Описание слайда:

На поздней стадии гаструляции начинает формироваться третий зародышевый листок – мезодерма. Существует четыре различных способа формирования третьего зародышевого листка, на рисунке представлен энтероцельный тип (способ) — мезодерма образуется из клеток энтодермы одновременно с формированием целома. Характерно для вторичноротых животных.
На рисунке обозначены:
1 — эктодерма; 2 — нервная пластинка; 3 — материал хорды; 4 — мезодерма.

Описание слайда:

на рисунке 1 кровь фонтанирует, первая помощь оказана наложением жгута, значит, это артериальное кровотечение из бедренной артерии.

Описание слайда:
Описание слайда:

Окисление органических веществ до углекислого газа и воды происходит в митохондриях — рисунок 1. На рисунке 2 — плазматическая мембрана; 3 — хлоропласт; 4 — комплекс Гольджи.

Описание слайда:

1) на рисунке изображены видоизмененные конечности: плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;
2) сходство заключается в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;
3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют разные функции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; или роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.

Описание слайда:

Элементы ответа:
1) На рисунках А и Б показано движение крови по венам.
2) Продвижению крови по венам способствуют венозные клапаны (рис. А) и сокращение скелетных мышц (рис. Б)
3) Клапаны препятствуют обратному движению крови, так как они открываются только в одну сторону (рис. Б)

Описание слайда:

На рисунке (1) изображен стрелолист — организм, который иллюстрирует ненаследственную (модификационную) изменчивость.
На рисунке (2) изображены жуки одного вида (божьи коровки) с разной окраской тела, иллюстрирующие наследственную изменчивость.

Описание слайда:

Железы внутренней секреции, или эндокринные железы — так называются железы, не имеющие выводных протоков. Они вырабатывают особые вещества — гормоны, поступающие непосредственно в кровь. Верно обозначены: гипоталамус, гипофиз, надпочечники. Неверно указаны: тимус (на рисунке он обозначен цифрой 6) — т.к. это щитовидная железа; поджелудочная железа — отмечена верно, но это железа смешанной секреции; щитовидная железа (на рисунке она обозначена цифрой 2) — это тимус.

Описание слайда:

1. На правом рисунке изображён хвощ.
Хвощи принадлежат к отделу Хвощевидные. Отличительные особенности хвощей: редуцированные листья, мутовчатое расположение листьев, спороносные побеги без хлорофилла.
2. На левом рисунке изображена земляника.
Земляника принадлежит отделу Цветковые (Покрытосеменные).
Отличительные особенности: имеются цветы, характерные плоды (орешек), сложные листья с сетчатым жилкованием.

Описание слайда:

1. Овогенез (оогенез) — процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток).
2. Цифрой III на рисунке обозначен период — созревание — образуется яйцо (или яйцеклетка) и три направительных (или редукционных) тельца.
3. Для этого периода характерен мейоз.
4. Значение такого типа деления клеток? В оогенезе из одного ооцита I порядка образуется лишь одна, но очень крупная половая клетка — яйцеклетка, содержащая гаплоидный набор хромосом и полный набор факторов, необходимых для начальных этапов развития зародыша.

Описание слайда:

Строение аппарата (комплекса) Гольджи:
1) одномембранный органоид эукариотической клетки;
2) состоит из уплощенных замкнутых мембранных цистерн с полостями, собранных в стопку, и мельчайших пузырьков;
3)связан с эндоплазматической сетью (органические вещества, синтезируемые в ЭПС, затем поступают в транспортных пузырьках в аппарат Гольджи).
Функции аппарата (комплекса) Гольджи:
1) модификация и упаковка веществ;
2) накапливает органические вещества, синтезированные в клетке;
3) транспорт (вынос) веществ из клетки, образуя секреторные пузырьки;
4) образование первичных лизосом (и пероксисом – в школьном курсе биологии).

Описание слайда:

1) отдел покрытосеменные (цветковые), класс двудольные;
2) покрытосеменные, потому что есть цветок и плод;
3) двудольные, потому что цветок четырехчленный (сверху приведена диаграмма), жилкование листьев сетчатое

Описание слайда:
Описание слайда:

1. На рисунке изображена клетка бактерий, потому что она не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме) и мембранных органоидов.
2. Вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК).
3. Плазмида (дополнительная кольцевая ДНК) несёт дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям.

Описание слайда:

Гаметогенез — процесс образования гамет (половых клеток).
Стадии (зоны) гаметогенеза:
Зона размножения — первичные половые клетки с диплоидными набором хромосом делятся митозом (увеличивается количество первичных половых клеток);
Зона роста — клетки готовятся к мейозу (аналог интерфазы), происходит редупликация (удвоение ДНК) и рост клетки;
Зона созревания — клетки делятся мейозом, в результате образуются гаплоидные гаметы
На рисунке под цифрой 1 — зона размножения; 2 — зона роста; 3 — зона созревания.
(А) образование гаплоидных клеток — 3 (зона созревания);
(Б) редукция числа хромосом — 3 (зона созревания);
(В) конъюгация, кроссинговер — 3 (зона созревания);
(Г) значительное увеличение размера клетки — 2 (зона роста);
(Д) митотическое деление — 1 (зона размножения).

Описание слайда:

1. Цифрой 1 обозначен вдох, цифрой 2 — выдох.
2. При вдохе диафрагма опускается вниз, объём лёгких увеличивается (что изображено на рисунке слева) (принимается и обратная формулировка — описание выдоха).
3. При глубоком выдохе диафрагма возвращается на место из-за сокращения мышц брюшного пресса (передней стенки брюшной полости).

Описание слайда:

Правильно обозначены на рисунке:
2) волосяной фолликул
4) эпидермис
6) сальная железа
Неправильно обозначены на рисунке:
1) ростковый слой эпидермиса
3) потовая железа
5) дерма
Ответ: 246.

Описание слайда:

Правильно обозначены на рисунке:
1) плечевая кость
3) лучевая кость
5) кость пясти
Неправильно обозначены на рисунке:
2) локтевая кость
4) кость запястья
6) кисть
Ответ: 135.

Описание слайда:

На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно; побеги служат органами вегетативного размножения.

Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

Описание слайда:

1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.
2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя пресмыкающихся, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры. Нервная ткань, многослойный эпителий.
Примечание.
НЕ для ответа! Для повторения!
2 — вторичная полость тела (целом)
3 — энтодерма
4 — гастральная полость
5 — мезодерма
6 — нервная пластинка
7 — хорда

Описание слайда:

1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).
2) Состоит из проводящей ткани:
сосуды — доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки — отводят воду с органическими веществами к стеблю.
3) и механической ткани — волокна — опорная функция, придают листу упругость.

Описание слайда:

Какой цифрой обозначен отдел, к потере эластичности которого ведут слишком громкие звуки?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
Громкие звуки (шум) могут привести к нарушению эластичности барабанной перепонки. На рисунке обозначена цифрой 4.
3 — слуховые косточки, 1 — внутреннее ухо (улитка), 2 — полукружные каналы (вестибулярный аппарат).

Описание слайда:

Клетки, похожие на изображенные на рисунке, есть у пресноводной гидры

Описание слайда:

1) На рисунке изображён нефрон — структурная единица почки.
2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула.
3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

Описание слайда:

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.
2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля, 3 — зародышевая почка и 4 — зародышевый корешок.
3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

Описание слайда:

На рисунке изображена зерновка — плод Злаковых

Описание слайда:

Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?
1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань
Пояснение.
На рисунки цифрой 1 обозначен наружный зародышевый листок — эктодерма.
Эктодерма формирует эпителиальные и нервную ткани.
Из эпителиальной ткани эктодермального происхождения развиваются: эпидермис кожи и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов), из нервной ткани — органы нервной системы.
Ответ: 135.

Описание слайда:

Ткань, изображённая на рисунке, обладает
1) возбудимостью и проводимостью
2) способностью к непрерывному делению
3) возбудимостью и сократимостью
4) способностью вырабатывать антитела
Пояснение.
На рисунке изображена поперечно-полосатая мышечная ткань.
Свойство возбудимость и сократимость — мышечная ткань;
возбудимость и проводимость — нервная ткань;
способностью к непрерывному делению — эпителиальная ткань;
способностью вырабатывать антитела — лейкоциты (кровь — соединительная ткань)

Описание слайда:

Схема строения какой молекулы изображена на рисунке?
1) вторичная структура белка
2) вторичная структура ДНК
3) третичная структура белка
4) четвертичная структура ДНК
Пояснение.
На рисунке изображена схема третичной структуры — глобула.

Описание слайда:

Какие из растений, изображённых на рисунке, относятся к классу Двудольные?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
На 3 рисунке в венчике 5 лепестков, что является признаком двудольных растений.
У двудольных, в отличие от однодольных, проводящие пучки располагаются кольцеобразно, а между древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой) находится особая образовательная ткань — камбий, обеспечивающая вторичное утолщение; листья, как правило, с сетчатым жилкованием: число частей цветка (чашелистиков, тычинок и плодолистиков) обычно кратно 4 или 5. То есть, цветок 4 — или 5-членный. Корешок зародыша чаще всего превращается в главный корень, способный к долголетнему существованию

Описание слайда:

Какие из растений, изображённых на рисунке, относятся к классу Однодольные?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
На 4 рисунке изображена лилия, которая имеет 6 лепестков в венчике, что соответствует признаку однодольных растений.

Описание слайда:

При какой травме оказывается первая помощь, показанная на рисунках а и б?
1) при вывихе
2) при ушибе
3) при растяжении
4) при переломе
Пояснение.
На рисунке пострадавшему наложена шина — это перелом

Описание слайда:

Цветок и плод, показанные на рисунке, характерны для растений семейства
1) Сложноцветных
2) Мотыльковых
3) Лилейных
4) Злаков
Пояснение.
На рисунке изображены цветок и плод (зерновка) — Злаковых.

Описание слайда:

Тип плода, показанный на рисунке, характерен для растений семейства
1) Розоцветных
2) Крестоцветных
3) Бобовых
4) Лилейных
Пояснение.
На рисунке изображен стручок (семена держатся на перегородке) — плод семейства Крестоцветных

Описание слайда:

Какой цифрой на рисунке обозначена хрящевая рыба?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
Цифрой 3 на рисунке обозначена хрящевая рыба — скат.

Описание слайда:

Молекула какого вещества, входящего в состав многих структур клетки, изображена на рисунке?
1) углевода
2) липида
3) белка
4) ДНК
Пояснение.
На рисунке — глобула — третичная структура белка.

Описание слайда:

На каком рисунке изображена морская водоросль ламинария?
Пояснение.
Морская водоросль ламинария на рисунке 3.
1 — хвощ, 2 — нителла, 4 — кукушкин лен (мох)

Описание слайда:

Какой органоид изображён на рисунке?
Пояснение.
На рисунке изображен хлоропласт. Он легко узнается по наличию тилакоидов гран.

Описание слайда:

К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?
Пояснение.
1) Подцарство — Одноклеточные; тип — Простейшие
2) А – сократительная вакуоль; Б – ядро
3) Сократительная вакуоль – удаление жидких продуктов жизнедеятельности, поддержание и для осмотической регуляции; ядро – регулирует все процессы жизнедеятельности, несет наследственную информацию
или
1) На рисунке изображена Амёба. Подцарство Простейшие (Одноклеточные), тип Саркожгутиковые

Описание слайда:

Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
Пояснение.
Элементы правильного ответа:
1) на рисунке изображён побег – сложный орган растения;
2) цифрами обозначены: 1 — верхушечная почка, 2 — пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 — междоузлие;
3) функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

Описание слайда:

Какая фаза митоза изображена на рисунке?
1) профаза
2) метафаза
3) анафаза
4) телофаза
Пояснение.
На рисунке изображена метафаза, т.к. в метафазе пары хромосом выстраиваются в экваториальной плоскости клетки.

Описание слайда:

На рисунке показана модель
1) бактериальной клетки
2) одноклеточного животного
3) вируса иммунодефицита человека
4) одноклеточной водоросли
Пояснение.
На рисунке показана модель вируса иммунодефицита человека.
Ответ: 3

Описание слайда:

Какая стадия развития зародыша показана на рисунке?
1) бластула
2) нейрула
3) зигота
4) гаструла
Пояснение.
На рисунке изображена гаструла (двухслойный зародыш)
Ответ: 4

Описание слайда:

Какой вид ткани человека показан на рисунке?
Пояснение.
На рисунке изображена эпителиальная ткань, т.к. клетки плотно прилегают друг к другу и нет (мало) межклеточного вещества.
Ответ: 4

Описание слайда:

Какая фаза митоза показана на рисунке?
1) профаза
2) анафаза
3) метафаза
4) телофаза
Пояснение.
На рисунке изображена анафаза, т.к. хроматиды разошлись к полюсам

Описание слайда:

Какая стадия развития зародыша показана на рисунке?
1) бластула
2) нейрула
3) зигота
4) гаструла
Пояснение.
На рисунке изображена бластула (однослойный зародыш).
Ответ: 1

Описание слайда:

Какой вид ткани человека показан на рисунке?
1) соединительная
2) гладкая мышечная
3) нервная
4) эпителиальная
Пояснение.
На рисунке изображена соединительная (хрящевая) ткань, т.к. много межклеточного вещества.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Какой цифрой на рисунке обозначен орган, в котором развиваются семязачатки сосны?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
Семязачатки сосны развиваются в женских шишках — на рисунке цифра 1.
Ответ: 1.

Описание слайда:

К какой группе относится организм, изображённый на рисунке?
1) ресничные инфузории
2) жгутиконосц
3) одноклеточные водоросли
4) полипы
Пояснение.
На рисунке изображена лямблия — относится к жгутиконосцам.
Ответ: 2.

Описание слайда:

К какой группе относится животное, изображённое на рисунке?
1) фораминиферы
2) ресничные
3) жгутиковые
4) споровики
Пояснение.
На рисунке изображена Планктонная фораминифера Globigerina bulloides.

Описание слайда:

Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
Пояснение.
1) на рисунке изображены корень и корневище;
2) это аналогичные органы, выполняющие сходные функции (накопление питательных веществ и удержание растения в почве);
3) различие заключается в том, что эти органы имеют разное логическое строение и происхождение;
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.

Описание слайда:

К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
Пояснение.
1) Поперечно-полосатая мышечная ткань.
) Этой тканью образованы: скелетная мускулатура, язык, начальный отдел пищевода, двигательные мышцы глазного яблока, сфинктеры.
3) Клетки с большим количеством крупных митохондрий, многоядерные, большой длины. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления, а также произвольность (то есть её деятельность управляется по воле человека).

Описание слайда:

К какому классу относится изображённое на рисунке животное
1) Головоногие
2) Брюхоногие
3) Двустворчатые
4) Раковинные
Пояснение.
На рисунке изображен Брюхоногий Моллюск.
Ответ: 2.

Описание слайда:

Какой организм изображён на рисунке?
1) мукор
2) хвощ
3) сфагнум
4) пеницилл
Пояснение.
На рисунке изображен гриб пеницилл (многоклеточный, споры в «кисточках»).
Ответ: 4.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Укажите правильное название систематической группы, к которой относится изображённое на рисунке животное?
1) класс Насекомые
2) класс Ракообразные
3) класс Паукообразные
4) класс Членистоногие
Пояснение.
На рисунке изображен скорпион, который относится к классу Паукообразные

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Чей мозг изображён на рисунке?
1) щуки
2) жабы
3) вороны
4) собаки
Пояснение.
НА рисунке изображен мозг млекопитающего — собаки (есть извилины на полушариях переднего мозга)
Ответ: 4

Описание слайда:

Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров, характерные для класса Млекопитающие.
Пояснение.
1) На рисунке цифрой 1 обозначена схема ароморфоза (арогенеза).
2) Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. (или, Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности).
3) Пример ароморфоза у млекопитающих:
— возникновение и развитие шёрстного покрова;
— живорождение и забота о потомстве;

Описание слайда:

Какие части зуба обозначены на рисунке буквами А, Б, В? Какая группа животных имеет зубы такого строения и как они дифференцируются?
Пояснение.
1) На рисунке буквами обозначены части зуба: А — коронка зуба; Б — шейка зуба; В — корень зуба.
2) Зубы такого строения имеют млекопитающие.
3) Их зубы дифференцированы следующим образом: резцы, клыки, коренные (малые коренные (премоляры), большие коренные (моляры)).

Описание слайда:

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса
3) способность к фотосинтезу
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка
Пояснение.
Признаки растительной клетки:
1) эукариотическая клетка;
2) клеточная стенка из целлюлозы;
3) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), митохондрии, центральные вакуоли;
4) немембранные органоиды: рибосомы, микротрубочки, микрофиламенты;
5) отсутствуют лизосомы, отсутствует клеточных центр (центриоли) у большинства растений (есть у низших растений);
6) запасной полисахарид — крахмал.
На рисунке изображена растительная клетка (т.к. хорошо видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты).
(1) наличие хлоропластов — признак растительной клетки;
(2) наличие гликокаликса — выпадает (признак животной клетки);
(3) способность к фотосинтезу — признак растительной клетки;
(4) способность к фагоцитозу — выпадает (признак животной клетки);
к биосинтезу белка — признак, присущий всем типам эукариотических клеток, в том числе и растительной.
Ответ: 24.

Описание слайда:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке
Пояснение.
На рисунке изображен мозг млекопитающего (скорее всего кролика, т. к. извилины переднего мозга есть, но слабо выражены, и это не мозг птицы, т. к. не выражен средний мозг). У млекопитающих: четырёхкамерное сердце; постоянная температура тела; развитие зародыша в матке. Под цифрами 3 и 5 — это признаки Пресмыкающихся.
Ответ: 146.

Описание слайда:

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
Пояснение.
Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв — 3 — это слуховая труба (евстахиева труба); стремя — это слуховая косточка — 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к наковальне); полукружный канал — это слуховая косточка — 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).
Ответ: 126.

Описание слайда:
Описание слайда:

Признаки животной клетки:
1) эукариотическая клетка (есть ядро);
2) отсутствует клеточная стенка;
3) на наружной поверхности клеточной мембраны имеется гликокаликс, образованный олигосахаридами;
4) в наружной клеточной мембране присутствует холестерин;
5) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы;
6) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты;
7) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют крупные центральные вакуоли;
8) запасной полисахарид – гликоген.

Описание слайда:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображён на рисунке?
1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах
Пояснение.
На рисунке изображена прокариотическая клетка. Верные ответы: клеточная стенка состоит в основном из муреина; отсутствуют митохондрии; наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК.

Описание слайда:

Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?
Пояснение.
Элементы ответа.
1) На рисунке показаны плоды: А – зерновка, Б – коробочка и В – костянка.
2) Плоды А и В – односемянные, плод Б – многосемянный.
3) Плоды А и Б – сухие, а плод В сочный

Описание слайда:

Строение аппарата (комплекса) Гольджи:
1) одномембранный органоид эукариотической клетки;
2) состоит из уплощенных замкнутых мембранных цистерн с полостями, собранных в стопку, и мельчайших пузырьков.
Функции аппарата (комплекса) Гольджи:
1) модификация и упаковка веществ;
2) накапливает органические вещества, синтезированные в клетке;
3) транспорт (вынос) веществ из клетки, образуя секреторные пузырьки;
4) образование первичных лизосом.

Описание слайда:

Хлоропласты:
1) двумембранные органоиды;
2) внутренняя мембрана образует полости – тилакоиды, которые объединены в стопки – граны, граны соединены друг с другом пластинками – ламеллами;
3) содержат пигменты хлорофилл и каротиноиды;
4) внутри (между гранами) находится строма;
5) строма содержит: кольцевую молекулу ДНК, рибосомы 70s, все виды РНК, ферменты;
6) образуются путем деления.
Функции хлоропластов:
1) фотосинтез (синтез глюкозы из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии);
2) временное хранилище запасов крахмала;
3) синтез некоторых собственных белков.

Описание слайда:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) губчатые лёгкие
2) наличие волосяного покрова
3) сальные и потовые железы
4) хорошо развитый мозжечок
5) размножение в воде
6) теплокровность
Пояснение.
На рисунке изображен мозг птицы, выбираем признаки Птиц: губчатые лёгкие; хорошо развитый мозжечок; теплокровность.
Ответ: 146.

Описание слайда:

Какой процесс показан на рисунке? Какова функция структуры, обозначенной цифрой 3? Что обозначено цифрами 1, 2 и 4?
Пояснение.
Элементы ответа:
1) На рисунке показан процесс трансляции в процессе биосинтеза белка на рибосомах.
2) Цифрой 3 обозначена тРНК, функция которой – доставка аминокислот к рибосомам.
3) Цифрой 1 обозначена рибосома, цифрой 2 – кодоны иРНК, цифрой 4 – синтезирующийся полипептид

Описание слайда:

На рисунке 1 — соединительная ткань (хрящевая): бывает жидкой, твёрдой; выполняет опорную, транспортную функцию; образует кости и сухожилия.
2 — эпителиальная ткань (железистый): межклеточного вещества мало; образует паренхиму желёз, слизистые оболочки; образует эпидермис кожи.

Описание слайда:
Описание слайда:

Признаки грибной клетки:
1) эукариотическая клетка;
2) клеточная стенка из хитина;
3) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, вакуоли;
4) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты;
5) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют лизосомы;
6) запасной полисахарид – гликоген.

Описание слайда:

На рисунке изображена прокариотическая клетка. Верные ответы: клеточная стенка состоит в основном из муреина; отсутствуют митохондрии; наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК.

Описание слайда:

Признаки бактериальной клетки:
1) прокариотическая клетка (нет ядра и мембранных органоидов);
2) клеточная стенка – из муреина;
3) наследственный материал заключен в кольцевую ДНК (нуклеоид), может содержать дополнительную кольцевую ДНК (плазмиду);
4) наличие рибосом 70s;
5) клеточная мембрана образует складки (мезосомы);
6) может иметь жгутики и жгутики (органоиды движения);
7) может иметь пили – неподвижные выросты (служат для прикрепления к субстрату).

Описание слайда:

1) На рисунке — АТФ (аденозинтрифосфат.
2) АТФ состоит из пятиуглеродного сахара – рибозы, азотистого основания – аденина, и трех остатков фосфорной кислоты; связь между этими остатками фосфорной кислоты называют макроэргической и обозначают соответственным символом.
3) Важнейшая функция АТФ состоит в том, что она является универсальным хранителем и переносчиком энергии в клетке. За счет энергии АТФ осуществляются все процессы жизнедеятельности: биосинтез органических соединений, движение, рост, деление клеток и др.

Описание слайда:

ЭРА: Кайнозойская
Период: палеоген-неоген
Возможный «родственник»: слон
Класс: Млекопитающие — ушные раковины, дифференцированные зубы.

Описание слайда:

Признаки: длинное брюшко, длинные крылья, сегменты на брюшке.

(примечание, на рисунке видны две хвостовые нити на брюшке, что может указывать на Поденок)

Описание слайда:

Признаки животной клетки:
1) эукариотическая клетка;
2) отсутствует клеточная стенка;
3) на наружной поверхности клеточной мембраны имеется гликокаликс, образованный олигосахаридами;
4) в наружной клеточной мембране присутствует холестерин;
5) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы;
6) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты;
7) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют крупные центральные вакуоли;
8) запасной полисахарид – гликоген;
9) сократительные вакуоли (характерны для одноклеточных животных – простейших, выполняют функцию осморегуляции;
10) питательные вещества поступают в клетку путем фагоцитоза (для многоклеточных животных – путем заглатывания) – голозойный способ.
АМЁБА

Описание слайда:

На рисунке ветка (побег) сосны, отдел Голосеменные.

Признаки, характеризующие Голосеменные:

3) семенное размножение

4) преобладание в жизненном цикле спорофита

6) хорошо развитые в древесине трахеиды

Описание слайда:

На рисунке изображен сфагнум. Отдел Моховидные. Самую многочисленную группу моховидных составляет класс Настоящие мхи (около 10 тыс. видов), включающий зеленые и сфагновые мхи.
Признаки Моховидных:
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
5) развитие листостебельного растения из протонемы

Описание слайда:

На рисунке скелет Птицы.

Признаки, характеризующие Птиц:

5) отсутствие мочевого пузыря

Описание слайда:

На рисунке: (1) — профаза митоза, так как видны хромосомы в результате спирализации и центриоли находятся в разных полюсах клетки (ядерная оболочка еще не растворилась); (2) — метафаза митоза, так как хромосомы расположены на экваторе; (3) — анафаза митоза, так как к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды (однохроматидные хромосомы).
(А) расхождение центриолей к полюсам клетки — профаза;
(Б) укорачивание нитей веретена деления — анафаза;
(В) присоединение нитей веретена деления к хромосомам — метафаза;
(Г) выстраивание хромосом в одной плоскости — метафаза;
(Д) спирализация хромосом — профаза;
(Е) движение хромосом к полюсам клетки — анафаза.

Описание слайда:

На рисунке изображена кровеносная система РЫБ.
Признаки, характеризующие Рыб:
2) жаберное дыхание
4) размножение в воде
6) наличие боковой линии

Описание слайда:

На рисунке изображена симпатическая нервная система (т.к. короткое межузелковое расстояние, узлы в грудном отделе):

2) сужение кровеносных сосудов

3) угнетение перистальтики кишечника

5) увеличение частоты сердечных сокращений

Описание слайда:

1) тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие;
2) тип Хордовые, подтип Позвоночные, потому что имеется костный скелет;
3) класс Млекопитающие, потому что имеется шерсть, вибриссы и дифференциация зубов

Описание слайда:

Признаки животной клетки:
1) эукариотическая клетка, имеется ядро с наследственной информации в виде линейных ДНК;
2) отсутствует клеточная стенка;
3) на наружной поверхности клеточной мембраны имеется гликокаликс, образованный олигосахаридами;
4) в наружной клеточной мембране присутствует холестерин;
5) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы;
6) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты;
7) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют крупные центральные вакуоли;
8) запасной полисахарид – гликоген;
9) питательные вещества поступают в клетку путем фагоцитоза (для многоклеточных животных – путем заглатывания) – голозойный способ;
10) гетеротрофное питание. На рисунке изображена животная клетка (отсутствуют
клеточная стенка, пластиды, центральная вакуоль, есть центриоли клеточного центра).

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что изучает биология картинки

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает биология картинки

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что изучает биология картинки

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Сборник большого количества рисунков, часто применяемых для проверки компетентности выпускников школ на экзамене в формате ЕГЭ. Наглядность повышает качество усвоения при повторении учебного материала. вселяет уверенность в абитуриентов, повышает интерес к биологии при подготовке к экзамену, воспринимается ярко, чётко, зримо, повышает гарантию на успешную сдачу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *