Что изучает биология 5 класс конспект урока
Технологическая карта урока по биологии на тему «Что изучает биология» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии
Тема: Что изучает биология.
– формировать умение характеризовать биологические науки
– формировать умение понимать смысл терминов
Метапредметные и личностные результаты:
Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Откройте стр.13 в учебнике. Рассмотрите схему.
— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
— Поставим учебные цели.
Работа с учебником.
Учащиеся ставят перед собой задачи, которые необходимо выполнить на уроке.
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
3. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
— Каковы основные методы изучения природы?
Что можно узнать с помощью наблюдений?
Что изучает эксперимент?
— Что же такое биология?
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей
4. Первичное усвоение новых знаний
Биология (греч. bios — жизнь, logos — учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г. Р. Тревиранусом.
— Взгляните в окно. Что вы видите?
— Что вы можете рассказать об этих предметах и явлениях?
— Понимаем ли мы, как они устроены, как дышат, как живут?
— Какие ученые занимаются изучением живой природы?
— Давайте прочитаем в учебнике, какие науки мы можем относить к биологии.
Биологией систематических групп занимаются: вирусология — наука о вирусах, микробиология — наука, занимающаяся изучением микроорганизмов, микология — наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке. Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.
Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растении и животных) и т.д.
Уровни организации живого изучают: молекулярная биология — наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне, цитология — наука о клетке, гистология — наука о тканях и т.д.
По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию — науку о внутреннем строении; морфологию (в узком смысле) — о внешнем строении; физиологию — о жизнедеятельности целостного организма и его частей; генетику — науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Изучением коллективной жизни и сообществ живых организмов занимается этология — наука о поведении животных, экология.
Работа по учебнику.
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Формирование умения владеть смысловым чтением.
4. Фор мирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
5. Первичная проверка понимания
— Зарисуйте схему со стр.13 к себе в тетрадь.
Самостоятельная работа в тетрадях
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
— Я предлагаю вам необычное задание: подумайте и напишите небольшой рассказ о том, что вы стали ученым, который занимается изучением одной из этих наук. Придумайте, что интересного и необычного он может рассказать о своей профессии.
Индивидуальная работа над рассказом
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Учебник: параграф 3 пересказывать, стр.15 №2 (письменно)
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Фор мирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
— Что вы узнали нового? Вы убедились, что биология изучает живые организмы?.
— Оцените свою работу на уроке, работу своего товарища.
Учащиеся дают оценку своей учебной деятельности.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План – конспект урока: «Биология как наука»
продолжить формирование представлений о царствах живой природы;
сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;
познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
развивать интерес к биологическим знаниям;
формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека;
создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Тип урока: вводный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Оформление и оборудование: материалы к уроку размещены на стенде, гербарии растений, таблицы с изображением царств живой природы.
Актуализация опорных знаний.
Даются основные рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей.
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работ.
Изучение нового материала.
Итак, биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.
Цитология – строение клеток.
Анатомия – строение организмов.
Физиология – жизненные функции организмов.
Экология – взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.
В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, с/х, промышленностью, в частности пищевой и легкой.
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков. Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений, грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого – нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
Закрепление изученного материала.
Что такое биология?
С какими биологическими науками мы с вами сегодня познакомились? Что они изучают?
Какова роль биологии в жизни человека?
Какую роль играет биология в охране окружающей среды?
Параграф 1, выучить термины. Найти по одному представителю животного и растения, занесенного в Красную книгу Крыма.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.
1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;
3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;
4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник
5. интерактивная физминутка
а) что необходимо к уроку биологии
б) требования к изучению предмета
2. Мотивация и целеполагание.
— Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.
Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»
И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!» (слайд 1)
— Сегодня, ребята, вы приступаете к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
1) Знакомство с учебником
— А поможет нам в изучении биологии учебник под редакцией Владимира Васильевича Пасечника (слайд 2)
— Давайте совершим с вами небольшое путешествие по учебнику биологии.
— Как же работать с учебником?
— В начале нашего учебника вы найдете оглавление. В начале каждой главы сказано, о чем вы узнаете из нее и что научитесь делать. Текст главы разделен на параграфы.
?? Скажите, сколько глав мы должны с вами изучить за этот год? (4+введение) С чего начнется изучения биологии? Сколько параграфов мы рассмотрим, как они называются?
— Давайте посмотрим на условные обозначения.
1. Практически в каждом параграфе вам будут встречаться слова, выделенные курсивом.
?. Как вы думаете, они важны для нас?
О. Правильно! Эти термины и названия нужно будет запомнить. (слайд 4)
2. Практически в каждом параграфе встречаются иллюстрации и подписи к ним.
?. Скажите, а зачем нам нужны рисунки в учебнике?
О. это поможет нам лучше понять содержание текста. (слайд 5)
3. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить. (слайд 6)
4. Проверить, насколько хорошо вы усвоили материал параграфа, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. (слайд 6)
6. Обозначение в виде листа указывает на выполнение лабораторной работы, которые мы с вами будем выполнять в тетрадях для лабораторных работ как в классе, так и дома. (слайд 7)
7. Также в конце некоторых параграфов имеется рубрика «Задания для любознательных», предназначенная для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес, а в рубрике «Знаете ли вы, что…» вы найдете интересные сведения по изучаемой теме. (слайд 8)
2) Биология – это наука о живой природе (обозначение понятия)
— А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
— Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. (слайд 9) Ответы учащихся.
— Да, действительно. Биология изучает живую природу.
Ребята, используя такие вопросительные слова, как: Что? Какое? Какие? Почему? Как? и само слово «Биология», попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить с вами сегодня на уроке. (слайд 11)
Итак, что мы должные узнать сегодня на уроке? (вопросы учащихся)
3. Изучение нового материала.
1) Человек и природа в древности
?. Как вы думаете, как давно человек знаком с природой? Ответ поясните.
Действительно, человек связан с окружающей его живой природой еще с древних времен, так как во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.
Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Иногда то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека. Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло земледелие. Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них.
— Какое животное человек прируричил первым?
Уже первобытные охотники изучали живую природу. Сделанные в 15 тысячелетии до н.э. наскальные рисунки позволяют достоверно судить о видовой принадлежности изображенного зверя, изучать повадки уже вымерших животных. Шло время, накопленные знания становились обширнее и глубже, возникла необходимость их упорядочить, свести разрозненные факты воедино. Так появилась наука биология.
Как мы уже знаем, знания о животных, растениях накапливались на протяжении длительного времени, а слово «биология» появилось только в 1802г., его придумал французский ученый Ж.Б. Ламарк. (слайд 13)
— Слово «Биология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.
?. Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся? (слайд 14)
(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)
? Что это значит? Как мы можем сформулировать и записать?
О. Биология – наука о жизни, о живой природе. Запись в тетрадь. (слайд 15,16)
2) Многообразие мира, оболочки Земли
Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. (слайд 17)
Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.
О. Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию. (слайд 18)
(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)
Биосфера состоит из определенных слоев.
Задание 1: изучив текст параграфа на с.7, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете. Умейте охарактеризовать каждый слой.
3) Семья биологических наук.
Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук. Мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.
Задание 2: прочитайте текст и выполните задания (см. приложение 1)
После проверки заданий под №3,4
Откройте в учебнике с.6, рассмотрите рис.1.
О. вирусология (о вирусах), микология (о грибах), эмбриология (об индивидуальном развитии организма), экология (об отношении организмов между собой и с окружающей средой), генетика (о наследственности и изменчивости организмов), биохимия и молекулярная биология (о клеточных функциях).
Дополнительный материал (слайд 26)
4) Значение науки биологии
— Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Предположения учащихся.
Задание 3: прочитайте текст на с.7-9, рассмотрите рис.3. Ответьте, почему необходимо изучать биологию?
Ответы учащихся (сопровождаются картинками на слайдах 27-29)
1) Что изучает биология?
2) Какие биологические науки вы знаете? Выполнение интерактивного задания «Науки живой природы»
3) Почему необходимо изучать биологию?
Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?
А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!
6. Домашнее задание:
1) параграф 1 изучить, устно ответить на вопросы после параграфа
2) записи в тетради знать
3) принести тетрадь для лабораторных работ, лук, стаканчик (работа в группах по 4)
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Историю биологии принято вести от древних ученых Аристотеля, Теофраста и Галена. Они изучали в основном окружавших людей растения и животных, а также большое внимание уделяли изучению жизни и здоровья самого человека. Поэтому первыми биологическими науками стали ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и медицина (наука о здоровье человека). Представления о мире образованные люди древности черпали из собственных наблюдений, рассказов путешественников и небольшого числа рукописных книг.
Пять-шесть столетий назад знания о природе стали быстро накапливаться благодаря изобретению книгопечатания, интересу к опытам с растениями и животными, а также путешествиям в дальние страны. В то время трудились ученые А. Везалий и У.Гарвей, заложившие основы современной анатомии (науки о строении человека) и физиологии (науки, изучающей функции организмов).
Позже ученые К.Линней и Ж. Бюффон провели огромную работу по упорядочению названий растений и животных. Так зародилась еще одна биологическая наука – систематика. Благодаря ее развитию теперь каждый известный науке живой организм имеет свой «паспорт», в котором указывается его видовое название, место обитание и другие особенности.
Когда изобрели микроскоп, появилась цитология – наука о клетке, гистология – наука о тканях живого организма, бактериология – наука о невидимых невооруженным глазом бактериях. Наблюдения за этими «карликами» стало увлекательным занятием не только для ученых, но и для многих просвещенных людей того времени.
1. Как вы думаете, почему медицина была одной из первых биологических наук?
2. Что, по мнению автора текста, повлияло на бурное развитие биологии 5-6 столетий назад?
3. Составьте список биологических наук, которые упоминаются в тексте.
4. Расставьте перечисленные в списке биологические науки по времени их возникновения, начиная с возникшей раньше остальных.
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. Биология – наука о живой природе
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, зоология, ботаника, экология, анатомия, цитология, вирусология, микология, генетика, биосфера
Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Биосфера – оболочка Земли, в которой существует жизнь.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.
Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.
Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.
Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.
На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.
Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии.
Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов.
В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греч. биос и сфера – шар).
Значение биологии. Биология – очень сложная наука. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии.
Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.
Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий промышленные предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством, – охрана природы и приумножение её богатств. Человек своей хозяйственной деятельностью активно загрязняет окружающую среду, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет и на здоровье человека. Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несёт этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов биологии.
Таким образом, биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие и развитие, но и помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;
Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.