Что изучает биологическая наука анатомия

Анатомия

Что изучает биологическая наука анатомия

Что изучает биологическая наука анатомия

Анато́мия (от греч. ἀνα- — вновь, сверху и τέμνω — «режу», «рублю») — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.

Содержание

Наиболее известные ветви анатомии

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая — наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия, которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой, составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия, или гистология, изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии. Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии, и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной, или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую.

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология — учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология — учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология — учение о мышцах; спланхнология — учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология — учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология — учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология — наука об органах чувств; эндокринология — наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей — исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии.

Источник

Анатомия как наука: специфика биологических закономерностей, анатомия как теоретическая основа медицины

Что собой представляет биология человека как наука?

Анатомия как наука

Анатомия — это биология человека, наука, которая изучает как устроено человеческое тело.

Знания в области анатомии важны, так как с их помощью можно получить представления о жизнедеятельности человека в целом. По этой причине, в том числе, есть связь между анатомией и другими дисциплинами, такими как физиология, цитология, гистология.

Разделы и виды анатомии

В результате связи анатомии с другими дисциплинами возникли следующие разделы анатомии:

По содержанию различают анатомию:

Специфика биологических закономерностей и биосоциальная природа человека

В биологии человек — существо социальное, поэтому его выживание обусловлено не только и не столько биологическими механизмами. В первую очередь выживание человека зависит от труда, общества, производства, расселения и благополучия. Социальность человека свидетельствует о том, что историческое развитие человечества идет не по биологическим законам, а по социальным.

Человек в современном понимании — единство биологического и социального. В человеческом организме происходят биологические процессы, которые выполняют основополагающую функцию: определяют жизненно необходимые факторы в жизнедеятельности и развитии человечества.

Анатомия как теоретическая основа медицины

Согласно Гиппократу, врачи должны знать и понимать природу. Это вполне объясняет, почему медицинская наука пользуется общебиологическими понятиями. Теоретические исследования проводят в различных областях биологии, а их результаты используются в практической медицине.

Многие врачи считают, что здоровье человечества — результат влияния среды обитания и образа жизни.

Взаимосвязь биологии и медицины начала изучаться в 19 веке, после того как была открыта клеточная теория. Р. Вихров — человек, который объединил клеточную теорию и патологию. Таким образом биология стала теоретической основой медицины.

В начале 20 века К. Бернар и И. Павлов обнаружили общебиологические основы физиологии и патологии. Развитие учений об инфекционной патологии позволили развить хирургию.

И. Мечников стоял у истоков биологических основ учения об иммунитете.

Связь биологии и медицины укрепилась благодаря генетике.

Также в 20 веке началось изучение наследственной патологии, встречающейся у людей.

Физиология, анатомия и прочие медико-биологические науки дали толчок развитию терапии и хирургии.

Иммунология, микробиология и паразитология развили эпидемиологию.

Данные анатомии, биохимии, физиологии и общей молекулярной генетики определяют теоретические основы диагностики, профилактику и лечение наследственных заболеваний.

Биологические системы

Энергетические процессы, протекающие в биологических системах, протекают в соответствии с первыми двумя законами термодинамики. Когда биологическая система достигает равновесия, энтропия доходит до максимума. Когда организмы растут и развиваются, то они отличаются низким значением энтропии. При этом живые организмы могут сохранять определенный уровень энергии — а это приводит к противостоянию энтропии.

Когда энтропия снижается, то система становится неустойчивой — возникает угроза летального исхода.

Источник

Что изучает биологическая наука анатомия

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Лекция «Анатомия как наука»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет, цели и задачи анатомии.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

Источник

Что изучает биологическая наука анатомия

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *