Что изучает биологическая экология

Наука биоэкология

Биоэкология – один из старейших разделов современной экологии, который опирается на фундаментальные знания о животном и растительном мире. Предметом изучения биоэкологии являются живые существа, где человек в рамках науки изучается как биологический вид. Данное направление тесно взаимодействует с биологическими науками: этологией, физиологией, таксономией.

При изучении взаимосвязей организмов в окружающей среде в биоэкологии используют биологический подход для оценки разнообразных процессов, явлений и последствий. Наука изучает принципы строения и системы функционирования живых организмов, а также надорганизменных систем, закономерность их взаимоотношений друг с другом и средой обитания.

Изучаемые биологические системы биоэкологии подразделяются на уровни:

На данный момент биоэкология является основой современного учения о природопользовании и охране природы, об эффективных методах сохранения живых организмов, животных и растений и влиянии экологических факторов на условия существования и развития организмов. Биоэкология – наука, основным направлением которой является охрана окружающей среды с применением биотехнологических подходов.

Необходимость в научном подходе

Любой здравомыслящий человек рано или поздно задумывается о качестве окружающей среды. Загрязнение атмосферы и почвы, стремительное ухудшение пресной питьевой воды, обмеление и цветение водоемов, ландшафтные изменения пригородов, как следствие складирования различных отходов, использование ядохимикатов – это проблемы тотального изменения экологии и касаются каждого человека.

Но не каждому по силам найти пути решения разнообразных проблем, осуществить разработку и внедрить современные методы очистки атмосферы, водной среды, почвы, чтобы достичь максимальной эффективности и не допустить вторичного загрязнения.

Биоэкология обладает всеми необходимыми знаниями, чтобы использовать биотехнологические подходы для очищения окружающей среды от загрязнения, восстановления экологического баланса и предотвращения экологической катастрофы.

Загрязнения, которые поступают в окружающую среду вследствие газовоздушных выбросов и сточных вод с применением биотехнологических подходов можно разложить при помощи микроорганизмов до простейших безвредных соединений.

Современные биотехнологии дают возможность для получения из отходов полезных продуктов – спирта, кормовых дрожжей, биогаза, компоста. Для сохранения экологии возможности биотехнологии безграничны и позволяют получать продукты, которые не будут загрязнять окружающую среду – биопестициды, бактериальные удобрения, биоразлагаемые полимеры.

Биоэкология в действии

Как один из примеров, рассмотрим разработку ученых из Сингапура, которые изобрели систему туалета, превращающую отходы жизнедеятельности в удобрения и электричество и способную уменьшить до 90% расход воды, которая используется для смыва.

Устройство No-Mix Vacuum Toilet представляет собой две части, которые разделяют твердые и жидкие отходы. Технология вакуумного отсоса использует для смыва жидкости всего 0,2 литра воды, для твердых отходов достаточно будет одного литра.

В сравнении с традиционным методом слива (4 и 6 литров) наблюдается существенная экономия воды.

Каково это в действии? Жидкие отходы отправляются на обработку, где их компоненты, которые используются в качестве удобрений (фосфор, азот и калий), восстанавливаются.

Также возможно преобразование метана в электричество и использование его для топливных элементов и электростанций. Результат – экономия более 160-ти тысяч литров пресной воды ежегодно и полное восстановление ресурсов.

Живые организмы и их окружение постоянно взаимодействуют и нераздельно взаимосвязаны. Современное состояние окружающей среды находится в критическом состоянии, что является движущим фактором для стремительного развития биоэкологии как науки.

Только с использованием научного и рационального подхода человечество сможет избежать глобальной экологической катастрофы и сохранить природные ресурсы планеты для успешного развития человечества.

Источник

Что изучает биологическая экология

Что изучает биологическая экологияГлавная
Что изучает биологическая экологияEnglish
Что изучает биологическая экологияБиологический кружок ВООП
Что изучает биологическая экологияГостю кружка
Что изучает биологическая экологияПланы кружка
Что изучает биологическая экологияЭкспедиции и выезды
Что изучает биологическая экологияИсследовательская работа
Что изучает биологическая экологияПрограмма «Parus»
Что изучает биологическая экологияИстория кружка
Что изучает биологическая экологияКонтакты кружка
Что изучает биологическая экологияПолевой центр
Что изучает биологическая экологияФотогалерея
Что изучает биологическая экологияЛетопись биостанции
Что изучает биологическая экологияСтатьи о биостанции
Что изучает биологическая экологияИсследовательские работы
Что изучает биологическая экологияУчебные программы
Что изучает биологическая экологияПолевые практикумы
Что изучает биологическая экологияМетодические семинары
Что изучает биологическая экологияВебинары
Что изучает биологическая экологияИсследовательская работа
Что изучает биологическая экологияПроектная деятельность
Что изучает биологическая экологияЭкспедиции и лагеря
Что изучает биологическая экологияЭкологические тропы
Что изучает биологическая экологияЭкологические игры
Что изучает биологическая экологияПубликации (статьи)
Что изучает биологическая экологияМетодические материалы
Что изучает биологическая экологияНаглядные определители
Что изучает биологическая экологияКарманные определители
Что изучает биологическая экологияОпределительные таблицы
Что изучает биологическая экологияЭнциклопедии природы России
Что изучает биологическая экологияКомпьютерные определители
Что изучает биологическая экологияМобильные определители
Что изучает биологическая экологияУчебные фильмы
Что изучает биологическая экологияМетодические пособия
Что изучает биологическая экологияПолевой практикум
Что изучает биологическая экологияПрирода России
Что изучает биологическая экологияМинералы и горные породы
Что изучает биологическая экологияПочвы
Что изучает биологическая экологияГрибы
Что изучает биологическая экологияЛишайники
Что изучает биологическая экологияВодоросли
Что изучает биологическая экологияМохообразные
Что изучает биологическая экологияТравянистые растения
Что изучает биологическая экологияДеревья и кустарники
Что изучает биологическая экологияЯгоды и сочные плоды
Что изучает биологическая экологияНасекомые-вредители
Что изучает биологическая экологияВодные беспозвоночные
Что изучает биологическая экологияДневные бабочки
Что изучает биологическая экологияРыбы
Что изучает биологическая экологияАмфибии
Что изучает биологическая экологияРептилии
Что изучает биологическая экологияПтицы, гнезда и голоса
Что изучает биологическая экологияМлекопитающие и следы
Что изучает биологическая экологияФото растений и животных
Что изучает биологическая экологияСистематический каталог
Что изучает биологическая экологияАлфавитный каталог
Что изучает биологическая экологияГеографический каталог
Что изучает биологическая экологияПоиск по названию
Что изучает биологическая экологияГалерея
Что изучает биологическая экологияПриродные ландшафты мира
Что изучает биологическая экологияФизическая география России
Что изучает биологическая экологияФизическая география мира
Что изучает биологическая экологияЕвропа
Что изучает биологическая экологияАзия
Что изучает биологическая экологияАфрика
Что изучает биологическая экологияСеверная Америка
Что изучает биологическая экологияЮжная Америка
Что изучает биологическая экологияАвстралия и Новая Зеландия
Что изучает биологическая экологияАнтарктика
Что изучает биологическая экологияРефераты о природе
Что изучает биологическая экологияГеография
Что изучает биологическая экологияГеология и почвоведение
Что изучает биологическая экологияМикология
Что изучает биологическая экологияБотаника
Что изучает биологическая экологияКультурные растения
Что изучает биологическая экологияЗоология беспозвоночных
Что изучает биологическая экологияЗоология позвоночных
Что изучает биологическая экологияВодная экология
Что изучает биологическая экологияЦитология, анатомия, медицина
Что изучает биологическая экологияОбщая экология
Что изучает биологическая экологияОхрана природы
Что изучает биологическая экологияЗаповедники России
Что изучает биологическая экологияЭкологическое образование
Что изучает биологическая экологияЭкологический словарь
Что изучает биологическая экологияГеографический словарь
Что изучает биологическая экологияХудожественная литература
Что изучает биологическая экологияМеждународные программы
Что изучает биологическая экологияОбщая информация
Что изучает биологическая экологияПолевые центры (Великобритания)
Что изучает биологическая экологияМеждународные экспедиции (США)
Что изучает биологическая экологияКурс полевого образования (США)
Что изучает биологическая экологияМеждународные контакты
Что изучает биологическая экологияИнтернет-магазин
Что изучает биологическая экологияКарманные определители
Что изучает биологическая экологияЦветные таблицы
Что изучает биологическая экологияКомпьютерные определители
Что изучает биологическая экологияЭнциклопедии природы
Что изучает биологическая экологияМетодические пособия
Что изучает биологическая экологияУчебные фильмы
Что изучает биологическая экологияКомплекты материалов
Что изучает биологическая экологияКонтакты
Что изучает биологическая экологияГостевая книга
Что изучает биологическая экологияСсылки
Что изучает биологическая экологияПартнеры
Что изучает биологическая экологияНаши баннеры
Что изучает биологическая экологияКарта сайта

Что изучает биологическая экология Что изучает биологическая экология

Что изучает биологическая экология

Что изучает биологическая экология

Что изучает биологическая экологияБесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияАгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияЗимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияБиологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияСоревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияМеждународные дни наблюдений за птицами!
Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияЗдесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Что изучает биологическая экологияМы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Экология как биологическая наука. Основы биоэкологии.

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ. На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками. Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки. Произошло сближение экологии и морфологии. Такие понятия, как «экологическая морфология», «экологическая эмбриология», стали уже привычными.

Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов. Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов. На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д. Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях. Выясняя характер влияния физических факторов седы на организмы и ответные реакции последних, экология не обходится без таких небиологических наук, как климатология, метеорология, ландшафтоведение (физическая география). Геоморфология и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образования и разрушения почв происходят под влиянием деятельности сообществ животных и растений.

Таблица. 1. Классификация биологических наук (по Б.Г. Иоганзену).

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Общие наукиЧастные наукиКомплексные науки
Систематика
Морфология
Физиология
Экология
Генетика
Биогеогафия
Эволюционное учение
Микробиология
Ботаника
Зоология
Антропология
Гидробиология
Аэробиология
Почвоведение
Паразитология

В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений. Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде. Следовательно, экология как общая биологическая наука также может быть расчленена на составные части: на экологию животных, экологию растений, экологию насекомых, экологию лесных пород и т.д. но если для других наук индивидуум является найкрупнейшей единицей, то для экологии он – мельчайшая единица исследований. Экология – вполне самостоятельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследования.

Содержание, предмет и задачи экологии.

Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos – наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д. Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть. Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.

Однако приведенное определение слишком пространно и недостаточно конкретно, хотя на первых этапах развития экологии один из вариантов его (экология – это наука об отношениях организмов друг с другом и со средой, наука о приспособлениях и т.п.) не только был принципиально верным, но и мог служить ориентиром при постановке ряда исследований. В последнее время экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что условия среды осваиваются организмами на популяционно-биоценотическом уровне, а не отдельными особями вида. Это привело к интенсивному развитию учения о биологических макросистемах (популяциях, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное влияние на развитие биологии в целом и всех её разделах в частности. В результате стали появляться всё новые и новые определения экологии. Её рассматривали как науку о популяциях, о структуре природы, о динамике численности и т.д. Но все они, несмотря на некоторую специфичность, определяют экологию как науку, исследующую законы жизни животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания с учётом роли антропических факторов.

Основные формы существования видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания – это внутривидовые группировки (популяции) или многовидовые сообщества (биоценозы). Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценотическом уровне. Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды. Процветание вида заключается в поддержании оптимальной численности его популяций в биогеоценозе. Следовательно, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.

Структура современной экологии.

В процессе развития экологические исследования в ботанике и зоологии шли довольно специфическими путями, что и привело к искусственному и не вполне обоснованному их разделению. В ботанике предметом экологии часто считаются только взаимоотношения растений с мёртвой седой, т.е. воздействия физико-химических факторов на отдельные виды растений. Взаимоотношения же между растениями, а, следовательно, и их сообществами рассматриваются специальной наукой – фитоценологией. Изучением отношений в животно-растительных сообществах занимается биогеоценология. Кроме того, экологию обычно подразделяют на аутэкологию (экологию особей) и синэкологию (экологию сообществ). Однако такое подразделение не отображает специфики современной экологии, изучающей жизнь на уровнях различных биологических макросистем. Поэтому Ю. Одум, к примеру, выделяет экологию видов, экологию популяций, экологию сообществ и экологию экосистем. Н.П. Наумов предлагает три подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ. Г.А. Новиков, также выделяя в экологии три подразделения, первое называет экологией видов. Есть и другие мнения.

Нет необходимости подробно анализировать все существующие точки зрения относительно структуры современной экологии. Очевидно, чёткое расчленение её – задача ближайшего будущего. Важно, что в экологии объективно выделяются подразделения, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистемы) и биосферы. В связи с этим уже можно чётко выделить: аутэкологию (экология особей), демэкологию (экология популяций), эйдэкологию (экология видов) и синэкологию (экология сообществ). Задачей аутэкологии (от греч. autos – сам) является установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений. Изучение реакций организмов на воздействия факторов среды позволяет выявить не только эти пределы, но и физические, а также морфологические изменения, характерные для данных особей.

Синэкология (от греч. syn – вместе), или экология сообществ (биоценология), изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, пути формирования и развития последних, структуру и динамику, взаимодействие их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности. Базируясь на аут-, дем-, и эйдэкологии, синэкология приобретает чётко выраженный общебиологический характер. В основе аут-, дем-, и эйдэкологических исследований лежат особь (организм), популяция и вид конкретной группы живых существ (животные, растения, микроорганизмы). Синэкологические же исследования направлены на изучение сложного многовидового комплекса взаимосвязанных организмов (биоценоз), существующего в строго определённой физико-химической среде, на рассмотрение с качественной и количественной точки их соотношения.

На базе этих направлений формируются новые: глобальная экология, которая разрабатывает проблемы биосферы в целом, и социоэкология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества. При этом границы между направлениями и разделами довольно размыты: постоянно возникают направления на стыке таких отраслей экологии, как популяционная экология и биоценология, или физиологическая и популяционная экология. Все эти направления тесно связаны с классическими отраслями биологии: ботаникой, зоологией, физиологией. При этом пренебрежение традиционными натуралистическими направлениями экологии чревато негативными явлениями и грубыми методологическими ошибками, может привести к затормаживанию развития всех остальных направлений экологии.

Методы экологических исследований.

Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования. Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований. Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях. Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность. На основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты. Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе. Это даёт возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ. Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.

Эксперимент может носить и самостоятельный характер. Например, результаты изучения экологических связей насекомых дают возможность установить факторы, влияющие на скорость развития, плодовитость, выживаемость ряда вредителей (температура, влажность, пища). В экологическом эксперименте трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на вид, популяцию или сообщество вполне возможно. Примером экологических экспериментов широких масштабов могут служить исследования, проводимые при создании лесозащитных полос, при мелиоративных и различных сельскохозяйственных работах. Знание при этом конкретных экологических особенностей многих растений, животных и микроорганизмов позволяет управлять деятельностью тех или иных вредных или полезных организмов. В современных условиях экологические исследования играют существенную роль в решении ряда теоретических и практических задач. Динамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизация полезных и вредных видов, прогнозы размножения и распространения – вот основные в настоящее время экологические проблемы. Разработка их требует рационального сочетания полевых, лабораторных и экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

Математические методы и моделирование. При экологическом исследовании, которое обычно поводится на определённом количестве особей, изучаются природные явления во всём их разнообразии: общие закономерности, присущие макросистеме, её реакции на изменение условий существования и др. Но каждая особь, индивидуум неодинаковы, отличны друг от друга. Кроме того, выбор особи из всей популяции носит случайный характер. И лишь применение методов математической статистики даёт возможность по случайному набору различных вариантов определить достоверность тех или иных результатов (степень отклонения их от нормы, случайные отклонения или закономерности) и получить объективное представление о всей популяции. Однако как только было установлено, что все биологические системы, в том числе и надорганизменные макросистемы, обладают способностью к саморегуляции, ограничиваться методами математической статистики стало невозможно. Поэтому в современной экологии широко применяются методы теории информации и кибернетики, тесно связанные с такими областями математики, как теория вероятности, математическая логика, дифференциальные и интегральные исчисления, теория чисел, матричная алгебра.

В последнее время широкое распространение получило моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных системах различных процессов, свойственных живой природе. Так, в «модельных условиях» были осуществлены многие реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. Примером биологических моделей может служить и аппарат искусственного кровообращения, искусственная почка, искусственные лёгкие, протезы, управляемые биотоками мышц, и др. В различных областях биологии широко применяются так называемые живые модели. Несмотря на то что различные организмы отличаются друг от друга сложностью структуры и функции, многие биологические процессы у них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они то и становятся живыми моделями. В качестве примера можно привести зоохлореллу, которая служит моделью для изучения обмена веществ; моделью для исследования внутриклеточных процессов являются гигантские растительные и животные клетки и т.д. Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем. сущность этого метода заключается в том, что вместе с оригиналом, т.е. с какой-то реальной системой, изучается его искусственно созданное подобие – модель. В сравнении с оригиналом модель обычно упрощена, но свойства их сходны. В противном случае полученные результаты могут оказаться недостоверными, не свойственными оригиналу.

Всё сказанное выше, красноречиво обобщается высказыванием академика С.С. Шварца: «Экология – наука о жизни природы – переживает свою вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания изменённого мира. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе.».

1. Радкевич В.А., Экология: Учебник. – 3-е изд., переработано и дополнено – Мн.: Высшая Школа, 1997 г.
2. Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие – МН.: 1998 г.
3. Чернова Н.М., Былова А. М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед. институтов – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 1988 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *