Что изучает астрономия наблюдения основа астрономии конспект урока
Цель: Усвоение учащимися особенностей телескопов различных видов. Развитие представления об обсерваториях. Усвоение характеристик телескопов.
II.Проверка домашнего задания.
1. Что изучает астрономия? Перечислите важнейшие особенности астрономии.
2. Как возникла наука астрономия? Охарактеризуйте основные периоды ее развития.
3. Какие объекты и их системы изучает астрономия? Перечислите их в порядке увеличения размеров
III . Изучение нового материала
Астрономические наблюдения. Основным способом исследования небесных объектов и явлений служат астрономические наблюдения. Астрономические наблюдения —это целенаправленная и активная регистрация информации о процессах и явлениях, про-
исходящих во Вселенной. Такие наблюдения выступают основным источником знаний на эмпирическом уровне. На протяжении тысячелетий астрономы изучали положение небесных объектов на звездном небе и их взаимное перемещение с течением времени. Точные измерения положений звезд, планет и других небесных тел дают материал для определения расстояний до них и их размеров, а также для изучения законов их движения. Результатами угломерных измерений пользуются в практической астрономии, небесной механике, звездной астрономии. Система горизонтальных координат. Работа по рис. 1.3. стр.11.
Для проведения астрономических наблюдений и их обработки во многих странах созданы специальные научно-исследовательские учреждения — астрономические обсерватории.
Для выполнения астрономических наблюдений и обработки полученных данных в современных обсерваториях используют наблюдательные инструменты (телескопы), светоприемную и анализирующую аппаратуру, вспомогательные приборы для наблюдений, электронно-вычислительную технику и др.
Оптические телескопы служат для собирания света исследуемых небесных тел и получения их изображения. Телескоп увеличивает угол зрения, под которым видны небесные тела, и собирает во много раз больше света, приходящего от светила, чем невооруженный глаз наблюдателя. Благодаря этому в телескоп можно рассматривать невидимые с Земли детали поверхности ближайших небесных тел, а также множество слабых звезд.
После Второй мировой войны начала бурно развиваться радиофизика (физика радиоволн). Усовершенствованные приемники, антенны и оставшиеся после войны радиолокаторы могли принимать радиоизлучение Солнца и далеких космических объектов. Так возникларадиоастрономия— одна из ветвей астрофизики. Внедрение
радионаблюдений в астрономию (рис. 4) обогатило ее множеством выдающихся открытий.
Новым импульсом в развитии астрономических наблюдений явился выход космических аппаратов и человека в космос. Научные приборы и телескопы, установленные на космических аппаратах, позволили исследовать ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение Солнца, других звезд и галактик. Эти наблюдения за пределами земной атмосферы, поглощающей коротковолновое излучение, необычайно расширили объем информации о физической природе небесных тел и их систем.
Телескопы и их характеристики. Изучать далекие недостижимые небесные объекты можно одним способом — собрав и проанализировав их излучение. Для этой цели и служат телескопы. При всем своем многообразии телескопы, принимающие электромагнитное излучение, решают две основные задачи:
1) собрать от исследуемого объекта как можно больше энергии
излучения определенного диапазона электромагнитных волн;
2) создать по возможности наиболее резкое изображение объекта, чтобы можно было выделить излучение от отдельных его точек, а также измерить угловые расстояния между ними. В зависимости от конструктивных особенностей оптических схем
телескопы делятся на: линзовые системы — рефракторы; зеркальные системы — рефлекторы; смешанные зеркально-линзовые системы, к которым относятся телескопы Б. Шмидта, Д. Д. Максутова и др.
большой фотоаппарат: в фокальной плоскости его устанавливается кассета с фотопластинкой. Диаметр объективов рефракторов ограничен из-за трудностей отливки крупных однородных блоков оптического стекла, их прогибов и светопоглощения. Наибольший диаметр объектива телескопа-рефрактора, применяемого в настоящее время, — 102 см (Йеркская обсерватория, США). Недостатками такого типа телескопов считаются их значительная длина и искажение изображения. Для устранения оптических искажений используют многолинзовые объективы с просветленной оптикой.
Телескоп-рефлекторимеет зеркальный объектив. В простейшем рефлекторе объектив — это одиночное, обычно параболическое зеркало; изображение получается в его главном фокусе. По сравнению с рефракторами современные телескопы-рефлекторы имеют намного большие объективы. В рефлекторах с диаметром зеркала свыше 2,5 м в главном фокусе иногда устанавливают кабину для наблюдателя. С увеличением размеров зеркала в таких телескопах приходится применять специальные системы разгрузки зеркал, исключающие их деформации из-за собственной массы, а также принимать меры для предотвращения их температурных деформаций. Сооружение крупных рефлекторов (с диаметром зеркала 4—6 м) сопряжено с большими техническими трудностями. Взеркально-линзовых телескопах изображение получается с помощью сложного объектива, содержащего как зеркала, так и линзы. Это позволяет значительно снизить оптические искажения телескопа по сравнению с зеркальными или линзовыми системами. В телескопах системы Б. Шмидтаоптические искажения главного сферического зеркала устраняются с помощью специальной коррекционной пластинки сложного профиля, установленной перед ним. В телескопах системыД. Д. Максутоваискажения главного сферического или эллиптического зеркал исправляются мениском, установленным перед зеркалом..
Видимое увеличение (G) оптической системы — это отношение угла, под которым наблюдается изображение, даваемое оптической системой прибора, к угловому размеру объекта при наблюдении его непосредственно глазом. Видимое увеличение телескопа можно рассчитать по формуле:
гдеFоб и Fок — фокусные расстояния объектива и окуляра.
Подразрешающей способностью (ψ) оптического телескопа понимают наименьшее угловое расстояние между двумя звездами, которые могут быть видны в телескоп раздельно. Теоретически разрешающая способность (в секундах дуги) визуального телескопа для желто-зеленых лучей, к которым наиболее чувствителен глаз чело-
века, может быть оценена при помощи формулы:
гдеD— диаметр объектива телескопа в миллиметрах.
IV . Закрепление материала.
Что такое телескоп и для чего он предназначен?
Чем отличаются: оптические телескопы от радиотелескопов; радиоинтерферометр от радиотелескопа?
Что понимают под внеатмосферной астрономией?
VI Д/З: выучить конспект. § 2, Подг. Презент. об обсерваториях, созвездиях.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Наблюдения – основа астрономии.docx
Наблюдения – основа астрономии
Тип урока: Изучение нового материала
Учитель: Джаманкулов А. А.
Раскрыть особенности астрономии как науки. Познакомить учащихся с понятием небесной сферы, с горизонтальной системой координат. Познакомить с основными деталями, характеристиками, видами телескопов.
Развить навыки систематизации изучаемого материала и составления по нему конспекта, умение выделять главное, критическое мышление, самостоятельность.
К концу урока учащиеся: 1) знают три основные особенности астрономии, 2) понимают принцип работы, назначение, основные виды телескопов, 3) могут применить горизонтальную систему координат для указания положения светила на небесной сфере, оценить расстояния между звездами на небесной сфере в угловой мере.
Активная, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический.
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К., Астрономия (2018 год)
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Приветствует учащихся. Кратко излагает тему, план урока. Создает эмоциональный настрой и мотивацию учащихся.
Приветствуют учителя, ставят перед собой цели урока, отвечают на вопросы.
Повторение изученного материала
Проводит устный опрос класса. Вопросы: 1) Что изучает астрономия? Какие основные разделы астрономии вы знаете? 2) Приведите примеры космических объектов, изучаемые астрономией? 3) Расскажите об основных причинах зарождения и этапах формирования астрономии. 4) Покажите на примеры масштабность Вселенной.
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя, дополняют и корректируют ответы друг друга.
Изучение нового материала
Слушают новую информацию. Записывают в тетрадь три основные особенности астрономии, основные выводы. Рисуют схему «Звезды и их видимые изображения на небесной сфере», «Система горизонтальных координат». Составляют таблицу «Современные телескопы», содержащую название, вид, параметры, возможности и особенности телескопа. Составляют кластер «телескопы», содержащий виды телескопов, характеристики телескопов, наиболее известные стационарные телескопы и телескопы на космических аппаратах. Рисуют схему «Построение изображения в телескопе». Задают вопросы учителю. Отвечают на вопросы учителя в ходе изучения нового материала.
1. Обсуждает с учащимися вопросы: 1. По учебнику Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К., Астрономия (2018 год) с. 18, вопросы (1 – 7) Предлагает учащимся решить задачи по учебнику с. 18, упр. 1 (1, 2).
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, комментируют ответы, решают задачи, записывают решение на доске и в тетради.
Рефлексия и подведение итогов
Задает вопросы учащимся:1) Все ли было понятно на уроке? Что вызвало трудности? 2) Что больше всего запомнилось? 3) Что нового вы сегодня узнали? 4) Где полученные знания пригодятся нам в жизни? Подводит итоги урока, выставляет отметки в журнал.
Отвечают на вопросы. Анализируют собственные достижения и затруднения. Оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Задает домашнее задание (§2, конспект к §2).
Записывают домашнее задание. Получают консультации.
Конспект урока 2. Наблюдения — основа астрономии 11 класс.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2. Наблюдения — основа астрономии
Личностные : взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность.
Метапредметные : формулировать выводы обособенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания.
Предметные : изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.
II. Актуализация знаний.
Ответить на вопросы:
1. Почему в книге «Занимательно об астрономии» Н. Томилин, описывая способ навигации финикийских мореплавателей, называет его «ход конем»?
2. Прокомментируйте высказывание Дж. Бернала из книги «Наука в истории общества», используя знания по истории астрономии: «…Греки не создалицивилизации и даже не унаследовали ее. Они ее открыли…. Встретившись с могучим влиянием древних цивилизаций Месопотамии и Египта, они отобрали из культур других стран… любое полезное техническое достижение, а в области идей… объяснение деятельности Вселенной».
3. Поясните мысль немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всеболее сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
4. Пифагорейцы первыми высказали идею, согласно которой Земля — шар, основываясь на следующем доказательстве: сфера — идеальная геометрическая фигура, боги могли сотворить только идеальное. В чем отличие этих представлений пифагорейцев о форме Земли от современных представлений?
III. Изучение новой темы.
1. Особенности методов астрономии:
— Значительная продолжительность изучаемых в астрономии явлений
— необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
2. Система координат:
— Понятие «небесная сфера».
— Координата относительно сторон горизонта (азимут) и координата относительно линии истинного горизонта (высота). Данная горизонтальная система координат жестко связана с наблюдателем.
— Телескоп (от др.-греч. τῆλε — далеко + σκοπέω — смотреть) — прибор, с помощью которого можно наблюдать отдалённые объекты путём сбора электромагнитного излучения.
— Основные характеристики телескопов: проницающая сила, разрешающая способность, которые зависят от диаметра его объектива.
— Увеличение –отношение фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра.
1. Оптические телескопы
Радиотелескоп — астрономическийинструментдляприёмасобственногорадиоизлучениянебесныхобъектовиисследованияиххарактеристик.
Радиотелескоп имеют преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступныхдля оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия.
Антенны с заполненной апертурой похожи на зеркала оптических телескопов и являются наиболее простыми и привычными в использовании.
Антенны с незаполненной апертурой это несколько радиотелескопов, объединённых в одну систему и используемые для изучения одного и того же объекта.
фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений
спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях, движений небесных тел.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка урока по астрономии по теме «Наблюдения – основа астрономии»
Автор разработки: учитель МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бондарь Елена Михайловна.
взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность.
формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и. т. Д.); работать с информацией научного содержания.
находить основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
Актуализация опорных знаний.
Что изучает наука астрономии?
А) Она изучает происхождение, развитие, свойства объектов, наблюдаемых на небе, а также процессы, связанные с ними — правильно.
Б) Она изучает в целом весь космос, его структуру и возможности.
В) Изучает развитие и размещение звезд.
Согласно предметов и методов исследований астрономию разделяют на:
А) только три основные группы: астрометрию, астрофизику и звездную астрономию.
Б) на две группы и подгруппы: астрофизику (астрометрию, небесная механика) и звездную астрономию (физическое космология)
В) на пять групп: астрометрию, небесную механику, астрофизику, звездную астрономию, физическую космологию.- правильно
С какой наукой тесно связана астрономия?
Какая страна является родоначальницей астрономии?
Прокомментируйте высказывание Дж. Бернала из книги «Наука в истории общества», используя знания по астрономии: «…Греки не создали цивилизации и даже не унаследовали ее. Они ее открыли… Встретившись с могучим влиянием древних цивилизаций Месопотамии и Египта, они отобрали из культур других стран… любое полезное техническое достижение, а в области идей… объяснение деятельности Вселенной».
Пифагорейцы первыми высказали идею, согласно которой Земля – шар, основываясь на следующем доказательстве: сфера – идеальная геометрическая фигура, боги могли сотворить только идеальное. В чем отличие представлений пифагорейцев о формах Земли от современных представлениях?
Нарисуйте схему взаимосвязи и взаимопроникновения астрономии и других наук.
Первичное усвоение новых знаний
Как вы считаете, что является основным научным методом изучения астрономии? (Наблюдения)
Какие особенности они имеют?
продолжительность во времени протекания многих астрономических процессов и явлений (пример-эволюция звезд)
необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому, хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев, применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними.
(ЭФУ стр 10 рис 1.1 Небесная сфера)
Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя).
Каков радиус небесной сферы? (Произвольный, но достаточно большой).
Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра).
Наблюдаемое суточное движение небесной сферы – кажущееся движение отражающее действительное вращение земного шара вокруг оси.
Чтобы отыскать на небе светило. надо указать, в какой стороне горизонта и как высоко оно находится. с этой целью используется система горизонтальных координат – азимут и высота.
(ЭФУ стр 11 рис Система горизонтальных координат)
На практике в геодезии, азимут и высоту измеряют специальными угломерными оптическими приборами – теодолитами.
Расстояние между звездами на небесной сфере можно выражать только в угловой мере.
Оценка угловых расстояний на небе. (ЭФУ стр 10 рис 1.2 Оценка угловых расстояний)
Первичная проверка понимания
(ЭФУ стр 11 Задание «Линии и точки небесной сферы»)
Учащиеся выполняют задание и проверяют правильность выполнения.
Подготовка к выполнению группового задания:
Для точности наблюдений, нужны приборы.
Как называется основной прибор, который используется для наблюдения небесных тел, приема и анализа приходящего от них излучения? (телескоп)
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача дидактического материала по группам.
Класс разбивается на четыре группы.
Каждая группа выполняет свой блок заданий, в качестве источника информации использует учебник, средства Интернета. Каждая группа защищает свою работу.
В процессе защиты остальные участники заполняют таблицы согласно заданию.
Классификация оптических телескопов
Классификация телескопов по волновому диапазону наблюдения
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
обсуждение общего задания группы;
подведение итогов группового задания.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
сообщение о результатах работы в группах;
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи .
Защита работ продолжится на следующем занятии.
Домашнее задание параграф 2.1
2. На двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы с оптической силой 10 дптр расположен точечный источник света. Линза вставлена в непрозрачную оправу радиусом 5 см. Каков диаметр светлого пятна на экране, расположенном на расстоянии 30 см от линзы? Сделайте рисунок с указанием хода лучей.
3.По желанию, выбрать тему проекта и воплотить его в «жизнь»:
Первые звездные каталоги Древнего мира.
Крупнейшие обсерватории Востока.
Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.
Создание первых государственных обсерваторий в Европе.
Устройство, принцип действия и применение теодолитов.
Угломерные инструменты древних вавилонян – секстанты и октанты.
Что изучает астрономия наблюдения основа астрономии конспект урока
Небесный свод, горящий славой,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Тема: Предмет астрономии.
Оборудование: Ф. Ю. Зигель “Астрономия в ее развитии”, Теодолит, Телескоп, плакаты “телескопы”, “Радиоастрономия”, д/ф. “Что изучает астрономия”, «Крупнейшие астрономические Обсерватории», к/ф «Астрономия и мировоззрение», «астрофизические методы наблюдений». Глобус Земли, диапозитивы: фотографии Солнца, Луны и планет, галактик. CD- «Red Shift 5.1» или фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». Показать Календарь Наблюдателя на сентябрь (взять с сайта Астронет), пример астрономического журнала (электронного, например Небосвод). можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука).
Межпредметная связь: Прямолинейное распространение, отражение, преломление света. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Фотоаппарат (физика, VII кл). Электромагнитные волны и скорость их распространения. Радиоволны. Химическое действие света (физика, X кл).
Вводная беседа (2 мин)
Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет.
История астрономии (можно фрагмент фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука))
Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследуется не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также вырисовать научную картину будущего Вселенной.
Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия).
Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский(190-125г, Др.Греция). подробнее
II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо(Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
IV-ый Спектроскопия. До фотографии. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ (ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования. Подробнее смотрите Хронологию.
Современная астрономия – фундаментальная физико-математическая наука, развитие которой непосредственно связано с НТП. Для исследования и объяснения процессов используется весь современный арсенал разнообразных, вновь возникших разделов математики и физики. Существует и профессия астронома.
Основные разделы астрономии:
При сильном увеличении >500 х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).
Задача (самостоятельно-3 мин): Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения] Решение: α= 14 » /600 ≈ 0,023″ [при α= 1″ спичечная коробка видна на расстоянии 10км]. Е=(D/dхр) 2 =(6000/5) 2 = 120 2 =14400 [во столько раз собирает больше света, чем глаз наблюдателя] W=F/f=2400/5=480
Небесные тела дают излучение: свет, инфракрасное, ультрафиолетовое, радиоволны, рентгеновское, гамма – излучения. Так как атмосферы мешает прониканию лучей к земле c λ
l. Закрепление материала [6мин].
Вопросы:
Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11), №6 и 7 составить схемы, желательно бы на уроке; стр29-30 (п.1-6) – главные мысли.
При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам вопросы и задачи:
1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея.
2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической схемой рефрактора Кеплера?
3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР?
4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов?
5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?
Урок оформили члены кружка “Интернет технологии” 2002г: Прытков Денис (10кл) и Дисенова Анна (9кл). Изменен 01.09.2007г