Что изучает астрономия конспект урока 11 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АСТРОНОМИИ НА ТЕМУ «ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ» (11 КЛАСС)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. Тема: «Что изучает астрономия»
Цели урока: формировать понятие «предмет астрономии»; доказать самостоятельность и значимость астрономии как науки; дать общие сведения о структуре и составе Солнечной системы. объяснить причины возникновения и развития астрономии, привести примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизвести сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.
Вводная беседа (2 мин)
Требования: учебник и тетрадь
Астрономия исследует также фундаментальные свойства окружающей нас Вселенной.
Как наука, астрономия основывается прежде всего на наблюдениях. В отличие от физиков астрономы лишены возможности ставить эксперименты. Практически всю информацию о небесных телах приносит нам электромагнитное излучение. Только в последние сорок лет отдельные миры стали изучать непосредственно: зондировать атмосферы планет, изучать лунный и марсианский грунт.
Самостоятельная работа – стр.6-8 – составить ОК «Структура Вселенной»
Астрономия тесно связана с другими науками, прежде всего с физикой и математикой, методы которых широко применяются в ней. Но и астрономия является незаменимым полигоном, на котором проходят испытания многие физические теории. Космос – единственное место, где вещество существует при температурах в сотни миллионов градусов и почти при абсолютном нуле, в пустоте вакуума и в нейтронных звездах. В последнее время достижения астрономии стали использоваться в геологии и биологии, географии и истории.
1. Счета времени (календарь).
2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
4. Забота о своей судьбе, народившая астрологию.
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э)
II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
III-ий Телескопический (1610-1814гг)
IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)
Связь c другими предметами.
Основные разделы астрономии:
Связь астрономии с другими науками
сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — предвестника разлива Нила);
потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда);
эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).
Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии — от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона.
В ходе беседы подводим учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.
При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновение и взаимовлияние научных областей:
математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);
физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);
химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существование сложных органических соединений метилаце- тилена и формамида и т. д.);
биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);
география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);
литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).
В настоящее время космические исследования решаются с помощью технических средств, с помощью компьютеров можно управлять телескопами, исследовать процессы эволюции планет, звёзд и галактик.
Развитие ракетной техники позволило человечеству выйти в космическое пространство. Результаты исследования тел Солнечной системы позволяют лучше понять глобальные, эволюционные процессы происходящие на земле.
Вступив в космическую эру своего существования и готовясь к полетам на другие планеты, человечество не вправе забывать о Земле и должно в полной мере осознавать необходимость сохранения ее уникальной природы.
Домашнее задание. § 1. С. 3-7, Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета.
Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.
Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
Связь астрономии и химии (физики, биологии).
План-конспект урока по астрономии в 11 классах на тему «Что изучает астрономия. История её развития и связь с другими науками»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока по астрономии в 11 классах
Тема урока: Что изучает астрономия. История её развития и связь с другими науками
Цели урока: познакомить учащихся с новой для них наукой.
Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.
Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.);.
Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии и особенности астрономических наблюдений; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.
Изучение нового материала
Наука, изучающая далёкие и близкие космические объекты, движения космических систем и их физическую природу называется астрономией. Слово астрономия греческого происхождения: астрон – звезда, номос – наука. Это наука о небесных телах, их происхождении и строении, движении, физической природе и эволюции.
Краткая история развития астрономии. Астрономия, как и другие науки, возникла из практических потребностей человечества. Истоки астрономии берут свое начало в Вавилоне, Египте, Центральной Азии, Китае, Индии несколько тысячелетий назад.
В древности греческие астрономы пытались объяснить причины наблюдаемых ими астрономических явлений. В частности, Пифагор высказал предположение о том, что Земля имеет форму шара, а Аристотель, предположив, что неподвижная Земля находится в центре Вселенной, стал основоположником учения о геоцентрической системе мира. Эратосфен, живший в Александрии в III в. до н. э., первым вычислил длину 1° дуги меридиана Земли, а позже, основываясь на этом, и радиус нашей планеты. Знаменитый греческий учёный и философ Гиппарх составил первый звёздный каталог (таблицу), в котором приведены координаты сотен звёзд. Жив- ший во II в. до н. э. великий греческий астроном Клавдий Птолемей в своем сочинении «Мегале синтаксис» («Великое построение»), обобщив достижения греческой астрономии, создал новое учение,
объясняющее видимые движения планет и основанное на геоцентрической теории Аристотеля – Гиппарха, по которой именно Земля находится в центре Вселенной
В IX–XV вв. в странах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии были построены крупные астрономические обсерватории. В них рабо- тали такие известные ученые, как аль-Баттани, аль-Хорезми, аль-Фергани, Абу Махмуд Худжанди, Абу-ль-Вефа Бузджани, Абдурахман ас-Суфи, ибн Юсуф и др.
В частности, аль-Баттани, обобщив достижения греческих астрономов, вычислил некоторые данные, относящиеся к движению Луны. Сочинение аль-Фергани «Основы астрономии» выполняло роль астрономической энци клопедии того времени. Арабские астрономы прославились своими дости жениями в изучении Луны и её движения и работами по вычислению длины меридиана Земли. Известно более 40 трудов нашего учёного Беруни, в кото рых приведены сведения о движении Солнца, Луны и планет, их строении, дана информация о календарях.
В XV в. в Самарканде под руководством великого представителя астрон о мич е с к ой ш к о лы В о с т о к а Ми р з о У луг б е к а была п о с т р о ена с а м ая к р упная астрономическая обсерватория того периода. В течение нескольких десятилетий функционирования обсерватории при ней была образована астрономи ческая школа, в которую входили известные ученые того времени – Кази-за- де Руми, Джамшид аль-Каши и Али Кушчи и др.
Дальнейшее развитие астрономии связано с фундаментальными откры тиями ряда ученых Европы. Особенно плодотворными в этой области были исследования польского астронома Николая Коперника, итальянских учёных Джордано Бруно и Галилео Галилея, немецкого математика Иоганна Кеплера и английского физика Исаака Ньютона. С XVI в. до начала XX в. большинство открытий и законов в области естествознания было связано с именами этих учёных.
Связь астрономии с другими науками. Астрономия неразрывно связана со всеми другими науками. В развитии астрономии особенно велика роль физико-математических наук. В свою очередь и астрономия в течение по следних десятилетий вносит своими открытиями ощутимый вклад в развитие этих наук.
Множество идей, теорий и методик физико-математических наук про ходит апробацию в ходе астрономических исследований. В их числе зако ны механики, основные идеи теории относительности, квантовая физика, строение атома, ядерные реакции, теории о взаимодействии излучения и вещества.
Химический состав небесных тел, молекулярные соединения, образу ющие их атмосферы, вопросы возникновения жизни на Земле относятся к числу вопросов, показывающих связь астрономии с химией и биологией .
Закрепление новой темы : разбор вопросов из учебника
Сценарий учебного занятия по предмету астрономия в 11 классе на тему: «Что изучает астрономия».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Богатков Иван Борисович
МКОУ Сокольская СОШ
Образовательная область, учебный предмет
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут
Тема учебного занятия
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
« Что изучает астрономия »
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Раздел «Астрономия, её значение и связь с другими науками». 2 часа
1. Что изучает астрономия.
2. Наблюдения – основа астрономии.
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования
Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную, рефлексивную ситуацию:
овладеть теоретическими знаниями об астрономии как науке, истории становления астрономии в связи с практическими потребностями человечества;
сформировать представление об этапах развития астрономии;
познакомить учащихся с взаимосвязью и взаимовлиянием астрономии и других наук;
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами, рисунками и текстом учебника.
Цель
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный результат)
объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины;
иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии;
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.
Обучающиеся получат возможность ….
Цель – способ (метапредметный результат)
сформулируют понятие предмета «астрономии»; докажут самостоятельность и значимость астрономии как науки;
Обучающиеся получат возможность ….
Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся убедятся в том, что необходимо:
обсуждать потребности человека в познании, как наиболее значимой, не насыщаемой потребности;
формировать понимание различия между мифологическим и научным сознанием.
Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)
Исходное состояние обучающихся:
— знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
— могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
— могут планировать, проектировать, моделировать;
— могут контролировать, оценивать и т.д.
— имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;
— знают факты исторического развития человечества от древнего мира до современности, процессы, в ходе которых происходили смены форм человеческого общества, географические, биологические, химические и физические явления природы, понятия, теории строения планеты Земля и модели строения Солнечной системы;
— могут определять понятия: небо, звёзды, планеты, спутники планет
— могут планироватьсвою деятельность, моделировать природные явления;
— могут строить логические рассуждения;
— владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);
— могут преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Формы оценки планируемых результатов
— фронтальная работа в эвристической беседе
— выполнение разных видов заданий : р абота с текстом учебника и ЭОР;
отвечают на вопросы;
делают выводы и записывают их в тетрадь;
вставляют пропущенные слова;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ;
-постановка и формулирование проблемы;
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению;
— сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— системы значимости межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
— способность ставить цели и строить жизненные планы.
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
Урок построен на основе использования элементов технологии критического мышления
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Учебник «Астрономия 11класс» : Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут М. Дрофа 2018
Методическое пособие « Астрономия 11класс» : М.А.Кунаш М. Дрофа 2018
219 секунд по астрономии: https://www.youtube.com/watch?time_continue=62&v=9-1c90zzd-o
CD — ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
Мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия ( описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока )
Психолого – педагогическое обоснование ( представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя )
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Предъявление учителем своей индивидуальности
Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества
Создание комфортной психологической атмосферы урока
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
1. Организационный этап 1 мин.
2. Целеполагание – 2 мин.
3. Актуализация знаний – 4 мин.
4. Введение новых знаний – 22 мин.
5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 10 мин.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
По источнику передачи и восприятию учебной информации : словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрация слайдов презентации и учебных таблиц).
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся : продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой,).
По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.
Методы контроля и самоконтроля: письменный самоконтроль.
У учащихся продолжают развиваться различные виды мышления:
-теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)
-наглядно-образное (использование материализированных (рисунки) образов объектов.)
словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
По источнику передачи и восприятию учебной информации : словесные (рассказ), наглядные (демонстрация учебной презентации, учебных таблиц)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся : репродуктивный (программированное обучение, работа с книгой, с картой ученика)
По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя.
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха.
В подростковом возрасте играют роль следующие виды деятельности:
— по овладению системой научных понятий;
— по умению работать с текстом, рисунками, таблицами учебника и дополнительной литературы;
— по отрабатыванию навыков работы в группах и публичных выступлений;
— по познавательному интересу и творческим способностям учащихся.
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
По источнику передачи и восприятию учебной информации : практические (выполнение заданий).
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся : репродуктивные,продуктивные (проблемный) и частично-поисковый-ситуационная задача).
По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль и самоконтроль.
Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.
Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи.
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
По источнику передачи и восприятию учебной информации : словесные (беседа)
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль и самоконтроль.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
По источнику передачи и восприятию учебной информации : словесные (беседа).
По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения.
Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.
Для учащихся характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?).
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
1.3. Создание проблемной ситуации
Что вы видите на небе?
Вы можете сказать, сколько звёзд на небе?
В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем. Обучающиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Цель: Формирование представлений о предмете «Астрономия»
1. Дать характеристику этапам развития астрономии.
2. Познакомиться с некоторыми разделами астрономии
3. Изучить структуру и масштабы вселенной
Обучающиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Учитель организует изучение нового материала, консультирует при анализе рисунков и анимации.
Слайд5. Астрономия – древнейшая наука.
Практические потребности развития астрономических знаний :
Слайд 7. Потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация)
Слайд 8. эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира)
Слайд 9. Астрономия – единственная наука, которая в древнегреческой мифологии получила свою музу-покровительницу – Уранию.
Слайд 10. Периоды истории астрономии
Слайд 11. Практическая астрономия. Первые измерения радиуса земного шара.
Слайд 12. Практическая астрономия. Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение:
Слайд13. Практическая астрономия. Ориентирование в незнакомой местности и на море.
Взаимосвязь астрономии с другими науками:
Слайд 14. Гелиоцентрическая система мира Коперника
Слайд 15. Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел.
Слайд 16. Закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном, открыл возможность применения математических методов для изучения движения планет и других тел Солнечной системы
Слайд 18. Достижения астрономии второй половины ХХ в. привели к серьёзным изменениям в научной картине мира, к становлению представлений об эволюции Вселенной, составляющие основу современной космологии.
Слайд 19. В астрономии всё больше используются компьютеры для решения задач самого разного уровня.
Слайд 20. Исследование тел Солнечной системы позволяет лучше понять глобальные, в том числе эволюционные, процессы, происходящие на Земле.
Структура и масштабы Вселенной:
Слайд 22. Солнечная система
Слайд 24. Вселенная. Во Вселенной множество галактик.
Слайд 25. От наиболее удалённых галактик свет идёт до Земли около 13 млрд. лет.
Слайд 26. Размеры небесных тел и расстояния между ними.
Обобщающий видеоролик «219 секунд по астрономии».
Учащиеся работают с текстом учебника.
Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников (учебник, слайды презентации, видеоролик).
Обсуждают свои результаты.
Делают выводы и записывают их в тетрадь.
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Учитель организует деятельность по применению новых знаний Слайд 27 Задание 1 (стр 8)
Вспомните, какие объекты в окружающей местности расположены на таких расстояниях, которые приведены для тел Солнечной системы в описанной выше модели.
Учащиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации из полученного учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию и применяют её для выполнения задания.
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Учитель осуществляет руководство по закреплению нового материала.
Задание. Вставить в текст пропущенные слова
Мы живём на Планете ____________. Она вращается вокруг __________. У неё есть спутник ____________. Первым догадался, что земля вращается вокруг Солнца учёный_____________. Создал телескоп учёный______________. Первый человек, полетевший в космос _________________. Это случилось … апреля 19… года.
Мы живём на Планете ____________. Она вращается вокруг __________. У неё есть спутник ____________. Первый человек, полетевший в космос _________________. Это случилось … апреля 19… года.
Учащиеся извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний, структурируют знания, анализируют объект, выделяя существенные признаки.
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель предлагает учащимся ответить на понравившиеся вопросы письменно:
А вы знаете, что сегодня на уроке я_________
Больше всего мне понравилось_________
Самым интересным сегодня на уроке было______________
Самым сложным для меня сегодня было_____________
Сегодня я понял____________
Сегодня я научился_________
Сегодня я задумался_________
Учащиеся осуществляют рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, определить уровень своих достижений. Оценивает наиболее активно работающих на уроке учащихся.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, определяют уровень своих достижений.
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»