Что изучает астрономия 7 класс физика
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФИЗИКА 7 , УРОК 3
Цель урока : познакомить учащихся с древней наукой-астрономия;роль изучения астрономии.
Образовательная : дать понятия астрономии, галактики, Солнечной системы; какие явления изучает астрономия;
Развивающая: развивать умственное и логическое мышление у учащихся, опираясь на физические понятия;
Воспитательная : формирование интереса и роли изучения предмета.
Тип урока : комбинированный
Организационный момент 3 мин
Проверка пройденного материала 10 мин
Изучение нового материала 20 мин
Просмотр презентации (Планеты Солнечной системы) 10 мин
Домашнее задание 2 мин
Взаимное приветствие с учащимися. Проверка отсутствующих.
Проверка пройденного материала
Физика – наука о природе. Что изучает наука? Цель физики.
Назовите и обоснуйте основные физические понятия:
Расскажите о 4 достижениях 20 века. Какова Роль физики для техники?
Изучение нового материала
Изучает объекты и явления, Изучает явления, происходящие в телах или в системе тел,
которые наблюдаются на небе находящихся в космическом пространстве.
Звёзды (Солнце) планеты(Земля) спутники (Луна) Кометы, метеориты
Системы звёзд и их созвездия составляют ГАЛАКТИКУ.
Часть бесконечной Вселенной, где мы живём, называют нашей Галактикой.
Закон Всемирного тяготения (И.Ньютон)
— падение тел на Землю;
— вращение планет вокруг Солнца.
4. Просмотр презентации «Планеты Солнечной системы»
1) Меркурий 2) Венера 3) Земля 4) Марс 5) Юпитер 6) Сатурн 7) Уран 8) Нептун 9) Плутон 10) Седна
П4, П5, П6 (подготовиться к тестированию)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-323151
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§ 1. Что изучают физика и астрономия
Что называют явлениями природы?
Какие явления природы вам известны?
1. Природа — это то, что нас окружает: воздух, земля, вода, животные, звёзды, планеты и т. д. Человек живёт среди природы и сам является её частью.
В природе происходят различные изменения. Например, сменяют друг друга времена года, день и ночь; меняют своё положение Солнце, Луна, Земля, звёзды и т. д. (рис. 1). Летом во время дождя часто сверкает молния (рис. 2) и гремит гром; после дождя можно видеть радугу, пар, поднимающийся от высыхающей земли или асфальта. Весной распускаются на деревьях почки, осенью желтеют листья, время от времени извергаются вулканы. Эти и другие изменения, происходящие вокруг нас, называются явлениями природы.
2. В результате изучения человеком окружающего мира возникла наука, объединившая все имевшиеся знания. Затем, по мере открытия всё новых и новых явлений, выделялись отдельные науки, изучавшие группы близких по природе явлений. Так появились география, биология, химия, физика, астрономия и т. д.
Одной из основных наук о природе является физика. Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природа».
Это слово впервые появилось в сочинении древнегреческого учёного Аристотеля (384—322 до н. э.), который более двух тысяч лет назад обобщил известные к тому времени знания о природе. В русский язык слово «физика» ввёл Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765).
§ 1. Что изучают физика и астрономия (окончание)
5. Астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами. К небесным телам относятся звёзды, планеты (в том числе и Земля), спутники планет (например, Луна), кометы («хвостатые звёзды», как их иногда называют), метеориты. Наша Земля и другие планеты со своими спутниками, кометы вращаются вокруг Солнца и составляют Солнечную систему. Системы звёзд, их скопления представляют собой галактики.
Астрономия изучает движение звёзд, планет, их спутников, а также явления, происходящие в атмосфере планет, в звёздах и других небесных телах.
6. Физика и астрономия тесно связаны между собой. Эта связь проявляется прежде всего в единстве земных и небесных явлений. Так, движение Луны вокруг Земли и падение тел на Землю происходят по одной и той же причине. Одинаковы процессы, происходящие, например, в недрах Солнца и в ускорителях частиц, установленных на Земле.
Развитие физики приводит к новым открытиям в астрономии. В частности, изучить строение и состав звёзд стало возможным благодаря использованию специальных физических методов исследования. Космические полёты стали реальностью, когда научились рассчитывать траектории космических кораблей и создавать специальные материалы, обладающие необходимыми свойствами: прочностью, лёгкостью, жаростойкостью и т. п.
В свою очередь, развитие астрономии способствует развитию физики. Вселенная представляет собой огромную физическую лабораторию. Вещество в ней находится в таких состояниях, которые нельзя получить в земных условиях. Например, температура внутри Солнца достигает 15 миллионов градусов. Получить и долго поддерживать такие температуры в земных условиях очень сложно, поскольку все металлы плавятся при гораздо меньших температурах. Самый тугоплавкий металл — вольфрам — плавится при температуре около 3400 градусов.
На основе наблюдений за явлениями, происходящими в космосе, были сделаны многие физические открытия. Так, газ гелий был открыт вначале на Солнце, а затем обнаружен в атмосфере Земли. Отсюда и его название: от слова «гелиос», что означает «солнечный».
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает физика?
2. Приведите примеры физических явлений. Какие из них являются примерами механических, тепловых, электрических, магнитных, звуковых, световых явлений?
3. Приведите примеры физических тел. Назовите вещества, из которых они состоят.
4. Что изучает астрономия?
5. В чём проявляется связь между физикой и астрономией? Приведите примеры.
Она изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе. Астрономия как и физика, древняя наука о природе. Ее развитие было вызвано жизненной необходимостью. У древних людей в те времена отсутствовали приборы и средства для определения времени и направления. Поэтому, чтобы проложить курс корабля в открытом море, определить продолжительность года, время наступления сезона или время суток, люди вели постоянные наблюдения за небесными телами.
Тема: Астрономия – наука о небесных телах. Научные методы изучения природы.
Цели урока: познакомиться с научными методами изучения природы.
— Знать понятия астрономия, галактика, солнечная система.
— Уметь отличать физические законы от гипотез.
— Развивать память, речь и логическое мышление.
— Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Фронтальный опрос домашнего задания (10-12 мин)
Объяснение новой темы (18-20 мин)
Закрепление новой темы ( 3-5 мин)
Домашнее задание (2-3 мин)
Итоги урока (1-2 мин)
Какие объекты входят в понятие называемое природой? (люди, животные, растения, Земля, Луна, Солнце, далекие звезды).
Что называют природными явлениями? (Многообразные изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями.)
Какие природные явления относятся к физическим? ( механические, тепловые, электромагнитные, световые явления, строение вещества.)
Что означает слово физика? (природа)
Какова цель физики? (открытие законов, обосновывающих различные физические явления, происходящие в природе.)
Как открываются физические законы? (в процессе познания связей между явлениями природы )
Что называется материей? (материей называется то, что имеется во вселенной)
Что называется телом? (предмет определенной формы, который занимает в пространстве конкретный объем).
Что называется веществом? (вид материи, который характеризует качественную сущность тела).
Астрономия – греческое слово, астро означает звезда, а номос – закон.
Она изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе. Астрономия как и физика, древняя наука о природе. Ее развитие было вызвано жизненной необходимостью. У древних людей в те времена отсутствовали приборы и средства для определения времени и направления. Поэтому, чтобы проложить курс корабля в открытом море, определить продолжительность года, время наступления сезона или время суток, люди вели постоянные наблюдения за небесными телами.
К астрономическим явлениям относятся движение тел в космическом пространстве, а также различные процессы, протекающие в этих телах, тесно связанные с физическими, химическими, биологическими, геологическими и другими явлениями.
Системы звезд и их созвездия составляют галактику (рис. 1,2). Часть бесконечной Вселенной, где рис. 1
мы живем, называют нашей Галактикой.
У других планет тоже имеются свои спутники. Все они входят в Солнечную систему.
Среди способов изучения природы следует выделить три наиболее распространенных научных метода: наблюдение, эксперимент и теоретические исследования.
Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов. На основе сопоставления и систематизации накопленных фактов устанавливаются определенные закономерности. Например, в процессе наблюдения за положением небесных тел были открыты закономерности их движения.
Сравнивая новые сведения с известными ранее, ищут ответ на вопрос: имеются ли между ними причинно-следственные связи!
Определение сущности явления требует от исследователя обширности его знаний и мышления, смелости, способности предвидеть и предугадывать. Такие свойства человека позволяют ему выдвигать научную гипотезу, являющуюся предположительным ответом на решаемую проблему.
Научно обоснованное предположение называется гипотезой. В истории наук были как неудачные, так и удачные научные гипотезы, способствовавшие расцвету цивилизации. В качестве примера можно привести две гипотезы о происхождении молнии.
Верную гипотезу о возникновении молнии выдвинул знаменитый американский ученый В. Франклин (1706-1790). Согласно ей, молния является очень мощной электрической искрой (рис. 3), рис. 3
наблюдаемой между разноименно заряженными облаками или облаком и Землей. Искру-молнию можно наблюдать и в лабораторных условиях между разноименно заряженными телами.
Раскрыв тайну молний, В. Франклин начал поиск способа защиты от нее и придумал громоотвод.
При выполнении сложного опыта, отчасти похожего на опыт В. Франклина, в 1758 году от удара шаровой молнии погиб российский ученый Г. В. Рихман, близкий друг М. В. Ломоносова.
Таким образом, выдвижение гипотезы — не есть научное открытие. Правильность любой гипотезы доказывает только практический опыт или эксперимент.
В познании природы, в проведении научных экспериментов людям помогают различные специально созданные приборы. Некоторые физические приборы весьма просты. К ним можно отнести линейку, вертикальные и горизонтальные уровни, весы. Такие приборы, как термометр, секундомер, различные источники тока (батареи, аккумуляторы), находят широкое применение и в быту, и при проведении экспериментов.
Вместе с тем, имеются и сложные приборы, необходимые для развития науки и техники. К ним относятся гигантские ускорители, с помощью которых можно довести скорость движения элементарных частиц (например, электронов) до больших значений, близких к скорости света. Первый ускоритель, предназначенный для физических экспериментов, был построен в г. Дубна под Москвой в 1957 году. Его диаметр составлял 72 м, а диаметр ускорителя, построенного позже в г. Серпухове, составил уже 6 км.
1. Что означает слово астрономия?
2. Что изучает астрономия?
3. Какие научные методы изучения природы наиболее распространены?
4. Что такое гипотеза?
5. Какие физические и астрономические приборы, кроме приведенных в учебнике вы знаете?
Урок – лекция в 7 классе по теме «Введение. Что и как изучают физика и астрономия»
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
Просмотр содержимого документа
«Урок – лекция в 7 классе по теме «Введение. Что и как изучают физика и астрономия»»
1. Приведите примеры физических явлений:
Механических: движение маятника, движение автобуса.
Тепловых: испарение, плавление.
Электрических: северное сияние, молния.
Световых: радуга, тень, голубое небо.
Звуковых: гром, эхо.
2. Приведите примеры физических свойств тел и веществ: объем, плотность, теплопроводность, масса, скорость.
3. Какие из приведённых примеров являются примерами физических тел, а какие – веществ: стекло, стальная деталь, линейка, мяч, резина, серебро, стеклянная пластина, айсберг, ртуть, капля воды? Заполните таблицу 1, поместив в соответствующие колонки слова, обозначающие тела и вещества. Дополните таблицу своими примерами тел и веществ.
4. Назовите известные вам планеты Солнечной системы.
Венера, Земля, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
5. Какие другие небесные тела вам известны? Назовите их.
Метеориты, кометы, астероиды, звезды.
6. Понаблюдайте за каким-либо физическим явлением, например за движением автомобиля или автобуса, за колебаниями листьев деревьев на ветру, за поведением тени от дерева в течение дня, за высыханием луж после дождя или за любым другим. Опишите свои наблюдения.
Наблюдения за колебанием листьев: при воздействии ветра на листья они начинают двигаться. Листья отклоняются от положения равновесия.
7. Проведите физический эксперимент. Налейте в небольшую ёмкость воду (можно использовать специальную ёмкость для получения льда в холодильнике) и поставьте её в морозильную камеру. Выньте лёд, заверните его в салфетку и раздробите. Раздробленный лёд переложите в стакан. Наблюдайте за тем, что происходит со льдом с течением времени. Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Самым первым тают самые маленькие льдинки, оставшиеся плавают на поверхности талой воды.
Измеряйте температуру льда через равные промежутки времени (например, через каждые 5 мин). Результаты измерений запишите в таблицу 2.
Как изменялась температура льда с течением времени?
Увеличилась
Всегда ли наблюдалось изменение температуры?
Наблюдалось всегда
8. Какую гипотезу или гипотезы можно выдвинуть при выполнении эксперимента в здании 7?
Через некоторое время устанавливается тепловой баланс между t воды и льда и t комнаты
Рабочая тетрадь учащегося 7________ класса для изучения темы «Введение».
Урок № 1 «Что и как изучает физика и астрономия».
Физика – наука _________________________________________________
биология _______________ ______________ _____________
Тел, имеющих разный объем, но одинаковую форму.
Тел, имеющих разную форму, но одинаковый объем.
Из каких веществ состоят следующие физические тела:
Линейка _________________, капля росы ____________________,