Что изучает анатомия и физиология человека назовите их методы
Что изучает анатомия и физиология человека назовите их методы
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
«Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 1.1. Человек, как предмет изучения анатомии и физиологии
1. Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.
Дайте определение следующим понятиям:
2. Изучите следующую информацию о методах исследования в анатомии и физиологии.
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
В свою очередь из анатомии выделились гистология — учение о тканях и цитология — наука о строении и функции клетки.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок — катетеров — вводят различные лекарственные средства.
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.
В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы(электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).
Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.
3. Расшифруйте следующую анатомическую номенклатуру:
Лекция «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» МС
Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.
Просмотр содержимого документа
«Лекция «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» МС»
Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.
Анатомия и физиология как медицинские науки.
Классификация потребностей по А. Маслоу.
Части тела, отделы. Полости тела.
Орган. Системы органов.
Морфологические типы конституции.
Анатомия и физиология как медицинские науки.
Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ).
Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Термин «анатомия» произошел от греческого слова — anatеmno — разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроскопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов), и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптических приборов).
Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.), называется систематической или описательной анатомией.
Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия).
Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравнительной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.
Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).
Возрастная анатомия изучает развитие организма после рождения — постнатальный период развития), в котором выделяют науку о старении — геронтологию.
Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями.
Основными методами исследования в анатомии являются: секционный, препаровочный, инъекционный, коррозионный, рентгеновский, эндоскопический, томографический, макромикроскопический, биометрический и другие методы.
Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Необходимо отметить, что функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций. Физиологию, как и другие науки, характеризует ее предмет и методы. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.
Метод физиологии — экспериментальный. Это означает, что физиолог не ограничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он активно вмешивается в этот процесс.
Воздействуя на организм теми или иными способами, физиолог исследует реакции различных систем организма на эти воздействия, делая свои выводы в точном соответствии с фактическими данными, полученными в результате опыта.
Основные методы исследования в физиологии:
метод экстирпации (удаление) органа;
фистульный метод (введение в полый орган трубки и закрепление ее на коже);
метод перерезки нерва (денервация);
инструментальный метод (применение электрокардиографа, электроэнцефалографа, вживление электродов и др.);
методы острого и хронического физиологического эксперимента;
метод перфузии питательных веществ изолированных органов;
вариационно-статистические методы с применением компьютерной техники.
Функциональные изменения в больном организме изучает патологическая физиология, а морфологические — патологическая анатомия. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология являются не только науками аналитическими, но и синтетическими, составляя фундамент медицины.
Онтогенез — это индивидуальное развитие человека. В онтогенезе различают два основных периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).
Пренатальный период протекает внутри организма матери, его продолжительность составляет в среднем 280 суток (9 месяцев). В пренатальном периоде выделяют эмбриональное и плодное развитие. Первые восемь недель развития называют эмбриональным, а сам зародыш — эмбрионом. Начиная с девятой недели зародыш приобретает черты строения, характерные для человека, и называется плодом.
В эмбриогенезе выделяют пять последовательных этапов:
оплодотворение и образование зиготы;
образование третьего зародышевого листка;
Первый слой дает начало оболочке, которая участвует в питании зародыша и во внедрении его в слизистую оболочку матки, а из второго слоя образуется тело зародыша и внезародышевые органы, выполняющие защитную и трофическую функции.
Через 5 суток бластула попадает в полость матки, где на 7-е сутки происходит ее внедрение в слизистую оболочку матки. На наружной поверхности трофобласта образуется масса выростов-ворсинок, которые врастают в слизистую оболочку матки, образуя вместе с нею новый орган — плаценту (детское место).
На 17-е сутки строение зародыша усложняется, в нем формируется осевой комплекс зачатков. Часть клеток мезодермы образуя головной (хордальный) отросток, который проникает между эктодермой и энтодермой от головного до хвостового конца зародыша, формируя клеточный тяж — спинную струну (хорду). Головная часть зародыша растет быстрее, чем хвостовая. В конце 3-й недели развития кпереди от первичного узелка в эктодерме выделяется полоска активно растущих клеток — нервная пластинка, которая вскоре прогибается, образуя продольное углубление — нервную бороздку. По мере углубления бороздки ее края увеличиваются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бороздку в нервную трубку, из которой развивается в дальнейшем вся центральная нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.
Начиная с 4-й недели развития зародыша, происходит дифференцировка зачатков и зародышевых листков, из которых происходит формирование тканей и органов.
К концу 1-го месяца внутриутробного развития уже сформированы зачатки всех тканей. На 2-м месяце завершается закладка всех органов. Из эктодермы образуется эпидермис кожи и ее производные, эпителий ротовой полости, анального отдела прямой кишки и влагалища. Из энтодермы образуется эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей. Из мезодермы развиваются внутренние органы, сердце и сосуды, кости, мышцы, суставы, собственно кожа.
С конца 2-го месяца до момента рождения зародыш называют плодом.
Плацента является внезародышевым органом, за счет которого устанавливается связь зародыша с организмом матери. Она выполняет следующие функции: трофическую, экскреторную, защитную, эндокринную.
С третьего месяца начинается интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения.
Классификация потребностей по А. Маслоу.
Потребности – физиологический и психологический недостаток чего – либо. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребности служат мотивом к действию.
Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человека самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию:
Предмет анатомии и физиологии
ВВЕДЕНИЕ
Предмет анатомии и физиологии
Связь с другими науками
Методы исследования в анатомии
Методы физиологического исследования
Краткая история развития
ВВЕДЕНИЕ
Занятие № 1. Предмет анатомии и физиологии. Методы исследования. История развития
План
1. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и значение в медицине.
2. Методы исследования в анатомии и физиологии.
3. Краткие исторические сведения по истории развития анатомии и физиологии.
¨ Анатомия в странах древнего мира (Гиппократ, Аристотель).
¨ Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Авиценна).
¨ Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и Белоруссии.
ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Анатомияизучает форму и строение человеческого организма.
Физиологияизучает функции живого организма, его органов, клеток и отдельных клеточных структур. Физиология рассматривает функции организма с учетом воздействия на него факторов внешней среды. Павлов говорил: «Задача физиологии состоит в том, что бы понять работу машины человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким образом из их взаимодействия получается валовой продукт – общая работа организма».
В биологии выделяют: морфологию и физиологию. Деление это условное и базируется г.о. на различии задач и методов исследования.
Человеческий организм целостная система, все части которой связаны между собой и с окружающей средой. Он изменяется в процессе эволюции и на протяжении всей жизни.
Филогенез – историческое развитие человеческого рода в процессе эволюции животных.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти (связь с эмбриологией).
Систематическая анатомия –изучает строение тела по системам.
Топографическая анатомия –изучает строение тела по областям с учетом положения органов, их взаимоотношения между собой и со скелетом.
Пластическая анатомия– объясняет внешние формы и пропорции.
Патологическая анатомия – изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани
Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений:
1. общая физиология – изучает природу основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма на воздействия среды.
2. специальная (частная) физиология – исследует особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей.
3. прикладная физиология – изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
1. с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, гистологией.
2. с физикой и химией, так как все явления, происходящие в организме, основаны на законах этих наук.
3. с биофизикой и биохимией – для изучения функциональных сдвигов в живом организме и выяснения механизма их регуляции.
4. медицинскими науками, так как медицина, анатомия и физиология неотделимы друг от друга. Знание физиологии необходимо для распознавания заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для разработки профилактических мероприятий.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНАТОМИИ
II. Изучение строения на живом человеке
2. соматоскопический (визуальный осмотр) – для определения формы грудной клетки, развития отдельных групп мышц и др.
3. антропометрический – изучение путем измерения, определения пропорций тела и др.
4. эндоскопический – исследование внутренней поверхности органов с помощью световой техники.
I. Наблюдение
II. Эксперимент – основной метод физиологического исследования.
¨ острый – вивисекция (живосечение) – позволяет изучить за короткий промежуток времени какую-то функцию (искусственная изоляция органов и тканей, стимуляция различных нервов, введение лекарств и др.)
¨ хронический – позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой (наложение фистул, пересадка органов, вживление электродов и др.)
Экспериментальные методы
1. метод экстирпации (удаления) органа или его части
2. фистульный метод – основан на введении в полый орган металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. Используется для исследования секреторной функции органов
3. метод катетеризации – при помощи тонких синтетических трубок – катетеров, для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, кровеносных сосудах, сердце.
4. метод денервации – перерезание нервных волокон.
Инструментальные методы
1. ЭКГ – электрокардиография.
2. ЭЭГ – электроэнцефалография.
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
История анатомии уходит своими истоками к V веку до нашей эры. К тому времени анатомия представляла отрывочные сведения и результаты наблюдений, проводимых в большинстве случаев над животными.
Анатомия как наука начинает складываться у древних греков.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – знаменитый врач Древней Греции учил, что основу строения организма составляют четыре «сока» – кровь, слизь, желчь и черная желчь. От преобладания одного из этих соков и зависит тип темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Гиппократ смотрел на болезни как результат неправильного смешения жидкостей. Его считают отцом медицины. Ошибки: не отличал нервов от сухожилий, артерии содержат воздух.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) оказал огромное влияние на развитие анатомии, как величайший философ и ученый-естествоиспытатель. Он явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.
Авиценна(980-1037) – крупнейший ученый, врач, поэт и государственный деятель. Утверждал, что организм человека управляется четырьмя органами: сердце, мозг, печень и яичко. Написал около 100 сочинений, среди которых выделяется «Канон медицины». По нему учились врачи Востока и Запада до 17 столетия.
Начиная с 14-18 вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии.
Леонардо да Винчи (1452-1519) – величайший гений эпохи Возрождения – был одновременно художником, инженером, философом и ученым в разных областях науки, в том числе и анатомии. Он одним из первых стал вскрывать трупы людей. В своих рисунках впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела. Явился основоположником пластической анатомии.
Андреас Везалий (1514-1565) – революционер анатомии. Широко применял вскрытие трупов, впервые систематически изучил строение тела человека.
Фаллопий, Евстахий, Мальпиги – ученики и последователи.
Пирогов Н. И.(1810-1881) – создатель топографической анатомии. Он ввел в анатомию новый метод исследования – последовательные распилы замороженных трупов.
А. П. Протасов – первый русский академик-анатом – автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функции желудка.
П. В. Посников – первый русский физиолог, который поставил перед собой задачу – экспериментально изучить причину наступления смерти.
А. М. Филомафитский – профессор Московского университета – изучал физиологию дыхания, переливания крови, написал первый русский учебник по физиологии.
И. М. Сеченова называют отцом русской физиологии. Он изучал проблемы транспорта газов кровью, физиологию ЦНС. Является создателем физиологии труда. В 1863 году издана книга «Рефлексы головного мозга», которая оказала большое влияние на общественную мысль России. Идеи Сеченова в дальнейшем были развиты в трудах И. П. Павлова.
И. П. Павлов – сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной и мировой физиологической науки. Научная деятельность Павлова развивалась в трех направлениях:
1. изучение вопросов физиологии кровообращения;
2. физиология пищеварения;
Организм – единое целое
Единство организма и среды
Принцип нервизма.
П. К. Анохин создал учение о функциональных системах организма. Функциональной системой называется совокупность органов и тканей, принадлежащих к различным анатомо-физиологическим образованиям, но обеспечивающих определенную форму приспособительной деятельности организма.
Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси.
В 1775 году в Гродно была открыта медицинская академия, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814). При академии были созданы анатомический театр и музей.
Август Бекю – уроженец Гродно – первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.
М. Гомолицкий – родился в Слонимском уезде, тоже возглавлял кафедру физиологии в Виленском университете. Проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови.
Н. О. Цибульский впервые выделил в 1893-96 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы в чистом виде.
С. И. Лебедкин – основатель белорусской школы анатомов, возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института.
Д. М. Голуб – последователь Лебедкина. Присуждена Государственная премия СССр за цикл работ по развитию ВНС.
И. А. Булыгин – изучал строение спинного и головного мозга, ВНС.
Н. И. Аринчин – изучал физиологию и патологию кровообращения.
Проверьте себя.
2. Индивидуальное развитие организма:
3. Наука, изучающая строение тела по областям:
б) топографическая анатомия
в) систематическая анатомия
г) специальная физиология
4. Наука, изучающая природу основных жизненных процессов, протекающих в организме:
а) общая физиология
б) топографическая анатомия
в) систематическая анатомия
г) специальная физиология
5. Специальная физиология изучает:
а) особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей
б) закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями
в) поврежденные той или иной болезнью органы и ткани
г) строение тела по системам
6. Основной метод физиологического исследования:
а) исследование трупного материала
г) распиливание замороженных трупов
7. Назовите методы исследования трупного материала:
ВВЕДЕНИЕ
Предмет анатомии и физиологии