Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы почему анатомию

Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы почему анатомию

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Методы исследования в анатомии и физиологии.

Краткие исторические сведения по истории развития анатомии, физиологии. История развития анатомии в Беларуси.

Анатомия – это наука, изучающая строение человека с учётом биол. закономерностей присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при различных условиях и состояниях организма.

У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Анатомия в странах древнего мираАристотельУченик Платона. Колебался между идеализмом и материализмом. Труды: «История животных», «О частях животных», создал первую систематику животных, описал основы эмбриологии. Вскрывал трупы животных открыл, что артерии отходят от аорты,описал жировую ткань, хрящи, кости и кровь животных

Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и РБ.

Гален описал 7 пар черепных нервов, соедин-ю ткань, нервы, мышцы, связки.

Основатель анатомии как науки считается Андрей Везалий. Его классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Рене Декарт внёс в физиологию понятие о рефлексе.

Н.И. Пирогов основатель топографической анатомии. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах трупов. Свои исследования обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

И.М. Сеченов вошёл в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области явления – сознания. Он открыл процесс торможения в ЦНС.

Павлов создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Он создал новую физиологию пищеварения.

Белорусские ученые. С.И.Лебедкин С 1922 по 1934 возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изучал теоретические основы анатомии, филогенетическое развитие органов человека

Д.М.ГолубАкадемик АН БССР, возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 гг. Ученик Лебедкина Посвятил исследования вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов

И.А.Булыгин изучал спинной и головной мозг, вегетативной нервной системы. Н.И.АринчинИсследовал физиологию и патологию кровообращения, сравнительную и эволюционную геронтологию Разработал методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

Методы исследования в анатомии и физиологии.

Источник

Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы почему анатомию

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Источник

Предмет анатомии и физиологии

ВВЕДЕНИЕ

Предмет анатомии и физиологии

Связь с другими науками

Методы исследования в анатомии

Методы физиологического исследования

Краткая история развития

ВВЕДЕНИЕ

Занятие № 1. Предмет анатомии и физиологии. Методы исследования. История развития

План

1. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и значение в медицине.

2. Методы исследования в анатомии и физиологии.

3. Краткие исторические сведения по истории развития анатомии и физиологии.

¨ Анатомия в странах древнего мира (Гиппократ, Аристотель).

¨ Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Авиценна).

¨ Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и Белоруссии.

ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Анатомияизучает форму и строение человеческого организма.

Физиологияизучает функции живого организма, его органов, клеток и отдельных клеточных структур. Физиология рассматривает функции организма с учетом воздействия на него факторов внешней среды. Павлов говорил: «Задача физиологии состоит в том, что бы понять работу машины человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким образом из их взаимодействия получается валовой продукт – общая работа организма».

В биологии выделяют: морфологию и физиологию. Деление это условное и базируется г.о. на различии задач и методов исследования.

Человеческий организм целостная система, все части которой связаны между собой и с окружающей средой. Он изменяется в процессе эволюции и на протяжении всей жизни.

Филогенез – историческое развитие человеческого рода в процессе эволюции животных.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти (связь с эмбриологией).

Систематическая анатомия –изучает строение тела по системам.

Топографическая анатомия –изучает строение тела по областям с учетом положения органов, их взаимоотношения между собой и со скелетом.

Пластическая анатомия– объясняет внешние формы и пропорции.

Патологическая анатомия – изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений:

1. общая физиология – изучает природу основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма на воздействия среды.

2. специальная (частная) физиология – исследует особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей.

3. прикладная физиология – изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

1. с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, гистологией.

2. с физикой и химией, так как все явления, происходящие в организме, основаны на законах этих наук.

3. с биофизикой и биохимией – для изучения функциональных сдвигов в живом организме и выяснения механизма их регуляции.

4. медицинскими науками, так как медицина, анатомия и физиология неотделимы друг от друга. Знание физиологии необходимо для распознавания заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для разработки профилактических мероприятий.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНАТОМИИ

II. Изучение строения на живом человеке

2. соматоскопический (визуальный осмотр) – для определения формы грудной клетки, развития отдельных групп мышц и др.

3. антропометрический – изучение путем измерения, определения пропорций тела и др.

4. эндоскопический – исследование внутренней поверхности органов с помощью световой техники.

I. Наблюдение

II. Эксперимент – основной метод физиологического исследования.

¨ острый – вивисекция (живосечение) – позволяет изучить за короткий промежуток времени какую-то функцию (искусственная изоляция органов и тканей, стимуляция различных нервов, введение лекарств и др.)

¨ хронический – позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой (наложение фистул, пересадка органов, вживление электродов и др.)

Экспериментальные методы

1. метод экстирпации (удаления) органа или его части

2. фистульный метод – основан на введении в полый орган металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. Используется для исследования секреторной функции органов

3. метод катетеризации – при помощи тонких синтетических трубок – катетеров, для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, кровеносных сосудах, сердце.

4. метод денервации – перерезание нервных волокон.

Инструментальные методы

1. ЭКГ – электрокардиография.

2. ЭЭГ – электроэнцефалография.

Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

История анатомии уходит своими истоками к V веку до нашей эры. К тому времени анатомия представляла отрывочные сведения и результаты наблюдений, проводимых в большинстве случаев над животными.

Анатомия как наука начинает складываться у древних греков.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – знаменитый врач Древней Греции учил, что основу строения организма составляют четыре «сока» – кровь, слизь, желчь и черная желчь. От преобладания одного из этих соков и зависит тип темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Гиппократ смотрел на болезни как результат неправильного смешения жидкостей. Его считают отцом медицины. Ошибки: не отличал нервов от сухожилий, артерии содержат воздух.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) оказал огромное влияние на развитие анатомии, как величайший философ и ученый-естествоиспытатель. Он явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.

Авиценна(980-1037) – крупнейший ученый, врач, поэт и государственный деятель. Утверждал, что организм человека управляется четырьмя органами: сердце, мозг, печень и яичко. Написал около 100 сочинений, среди которых выделяется «Канон медицины». По нему учились врачи Востока и Запада до 17 столетия.

Начиная с 14-18 вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – величайший гений эпохи Возрождения – был одновременно художником, инженером, философом и ученым в разных областях науки, в том числе и анатомии. Он одним из первых стал вскрывать трупы людей. В своих рисунках впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела. Явился основоположником пластической анатомии.

Андреас Везалий (1514-1565) – революционер анатомии. Широко применял вскрытие трупов, впервые систематически изучил строение тела человека.

Фаллопий, Евстахий, Мальпиги – ученики и последователи.

Пирогов Н. И.(1810-1881) – создатель топографической анатомии. Он ввел в анатомию новый метод исследования – последовательные распилы замороженных трупов.

А. П. Протасов – первый русский академик-анатом – автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функции желудка.

П. В. Посников – первый русский физиолог, который поставил перед собой задачу – экспериментально изучить причину наступления смерти.

А. М. Филомафитский – профессор Московского университета – изучал физиологию дыхания, переливания крови, написал первый русский учебник по физиологии.

И. М. Сеченова называют отцом русской физиологии. Он изучал проблемы транспорта газов кровью, физиологию ЦНС. Является создателем физиологии труда. В 1863 году издана книга «Рефлексы головного мозга», которая оказала большое влияние на общественную мысль России. Идеи Сеченова в дальнейшем были развиты в трудах И. П. Павлова.

И. П. Павлов – сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной и мировой физиологической науки. Научная деятельность Павлова развивалась в трех направлениях:

1. изучение вопросов физиологии кровообращения;

2. физиология пищеварения;

Организм – единое целое

Единство организма и среды

Принцип нервизма.

П. К. Анохин создал учение о функциональных системах организма. Функциональной системой называется совокупность органов и тканей, принадлежащих к различным анатомо-физиологическим образованиям, но обеспечивающих определенную форму приспособительной деятельности организма.

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси.

В 1775 году в Гродно была открыта медицинская академия, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814). При академии были созданы анатомический театр и музей.

Август Бекю – уроженец Гродно – первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.

М. Гомолицкий – родился в Слонимском уезде, тоже возглавлял кафедру физиологии в Виленском университете. Проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови.

Н. О. Цибульский впервые выделил в 1893-96 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы в чистом виде.

С. И. Лебедкин – основатель белорусской школы анатомов, возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института.

Д. М. Голуб – последователь Лебедкина. Присуждена Государственная премия СССр за цикл работ по развитию ВНС.

И. А. Булыгин – изучал строение спинного и головного мозга, ВНС.

Н. И. Аринчин – изучал физиологию и патологию кровообращения.

Проверьте себя.

2. Индивидуальное развитие организма:

3. Наука, изучающая строение тела по областям:

б) топографическая анатомия

в) систематическая анатомия

г) специальная физиология

4. Наука, изучающая природу основных жизненных процессов, протекающих в организме:

а) общая физиология

б) топографическая анатомия

в) систематическая анатомия

г) специальная физиология

5. Специальная физиология изучает:

а) особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей

б) закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями

в) поврежденные той или иной болезнью органы и ткани

г) строение тела по системам

6. Основной метод физиологического исследования:

а) исследование трупного материала

г) распиливание замороженных трупов

7. Назовите методы исследования трупного материала:

ВВЕДЕНИЕ

Предмет анатомии и физиологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *