Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы кратко
Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы кратко
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
Методы исследования в анатомии и физиологии.
Краткие исторические сведения по истории развития анатомии, физиологии. История развития анатомии в Беларуси.
Анатомия – это наука, изучающая строение человека с учётом биол. закономерностей присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
Физиология – наука о процессах жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при различных условиях и состояниях организма.
У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Анатомия в странах древнего мираАристотельУченик Платона. Колебался между идеализмом и материализмом. Труды: «История животных», «О частях животных», создал первую систематику животных, описал основы эмбриологии. Вскрывал трупы животных открыл, что артерии отходят от аорты,описал жировую ткань, хрящи, кости и кровь животных
Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и РБ.
Гален описал 7 пар черепных нервов, соедин-ю ткань, нервы, мышцы, связки.
Основатель анатомии как науки считается Андрей Везалий. Его классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».
Рене Декарт внёс в физиологию понятие о рефлексе.
Н.И. Пирогов основатель топографической анатомии. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах трупов. Свои исследования обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
И.М. Сеченов вошёл в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области явления – сознания. Он открыл процесс торможения в ЦНС.
Павлов создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Он создал новую физиологию пищеварения.
Белорусские ученые. С.И.Лебедкин С 1922 по 1934 возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изучал теоретические основы анатомии, филогенетическое развитие органов человека
Д.М.ГолубАкадемик АН БССР, возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 гг. Ученик Лебедкина Посвятил исследования вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов
И.А.Булыгин изучал спинной и головной мозг, вегетативной нервной системы. Н.И.АринчинИсследовал физиологию и патологию кровообращения, сравнительную и эволюционную геронтологию Разработал методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.
Методы исследования в анатомии и физиологии.
Физиология человека как наука: физиологические процессы организма и методы исследования физиологии
Физиология и физиологические процессы организма
В переводе с греческого физиология — это учение о природе.
Сегодня ее понимают по-другому. Что изучает физиология?
Физиология человека — это раздел биологии, изучающий процессы жизнедеятельности живых организмов, которые населяют планету, их физиологические системы, органы, ткани, клетки, субклеточные структуры и, что не менее важно, взаимосвязь с внешними факторами.
Физиология как наука появилась относительно давно. Тем, как функционируют живые системы, первым заинтересовался Гиппократ. Сегодня механизмы и особенности организма изучаются учеными с помощью различных методов. Главной целью исследований в области физиологии является определение механизма существования живого и его саморегуляция.
Что является объектом, предметом и задачами физиологии
Говоря о предмете, объекте и задачах физиологии — науке о человеке — мы говорим о теоретических основах науки.
Объектом изучения физиологии выступают живые организмы.
Предметом изучения выступают структурные компоненты организма.
Теперь перейдем к задачам, которые помогут понять, что изучает наука физиология. Основных задач всего 2:
Методы исследования физиологии
Есть как минимум 6 методов, с помощью которых физиология изучает живые организмы:
Опыты эксперимента
Выделяют следующие опыты эксперимента:
О составляющих физиологии человека кратко
Физиология как часть биологии состоит из следующих разделов:
Описание разделов физиологии представлено кратко.
Лекция. Введение в анатомию.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию
Предмет, цели и задачи анатомии.
Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.
Методы изучения анатомии человека.
Краткий исторический очерк развития анатомии.
1. Предмет, цели и задачи анатомии.
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.
Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
• учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.
Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:
части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.
ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:
1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:
во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;
во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;
в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии
Все биологические науки делятся на две большие группы:
Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.
Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.
В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:
• Топографическую анатомию — исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).
• Пластическую анатомию — излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).
В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии—экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)
Современные принципы изучения анатомии человека
Форма и строение человеческого тела изучается:
Во всем их многообразии (диалектический принцип);
Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);
В связи с развитием:
А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).
4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)
5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого
3. Методы изучения анатомии человека
В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:
только на трупном материале;
как на трупном материале, так и на живом организме;
только на живом организме.
Методы исследования на трупном материале
• Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) — заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).
• Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.
Методы исследования как на трупе, так и на живом материале
• Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических
линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.
• Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
— дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)
Методы исследования на живом организме
Новейшие методы рентгеновского исследования:
А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей
Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной
В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;
Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.
В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.
3.Соматометрический метод (антропометрический) — заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.
4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.
6. Метод ультразвуковой эхолокации — основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.
7. Метод эндоскопии трубчатых органов ( органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).
8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.
Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:
на уровне систем органов (системном);
на уровне отдельных органов (органном);
на уровне тканей (тканевом);
на уровне клеток (клеточном);
на уровне молекул (молекулярном).
Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.
4. Краткий исторический очерк развития анатомии.
стороны реакционных властей и особенно церкви.
Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.
Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет», формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.
Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.
Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.
Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.
Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.
2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.
Назовите основные принципы изучения анатомии человека.
Перечислите методы анатомических исследований.
Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.
Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.
Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.
Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).
Методы исследований в анатомии человека
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
Методы исследований в анатомии
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
4) метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
В свою очередь из анатомии выделились гистология — учение о тканях и цитология — наука о строении и функции клетки.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок — катетеров — вводят различные лекарственные средства.
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.
В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).
Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.